Решение б/н Решение от 16 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № ТО 002/10/18.1-3/2024

 

11.01.2024 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

;

Члены Комиссии:

,

,

рассмотрев жалобу ООО ПА «Юристъ» вх.№20861-ЭП/23 от 29.12.2023 на действия заказчика — МУП «САХ» при проведении закупки «Аукцион в электронной форме могут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства на Оказание агентских услуг на осуществление Агентом за вознаграждение и по поручению Принципала от имени и за его счет действий, направленных на погашение задолженности Потребителей по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и повышение суммы сбора» извещение в ЕИС №32313122978,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступила жалоба ООО ПА «Юристъ» вх.№20861-ЭП/23 от 29.12.2023 на действия заказчика — МУП «САХ» при проведении закупки «Аукцион в электронной форме могут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства на Оказание агентских услуг на осуществление Агентом за вознаграждение и по поручению Принципала от имени и за его счет действий, направленных на погашение задолженности Потребителей по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и повышение суммы сбора» извещение в ЕИС №32313122978.

Заявитель обжалует положения Закупочной документации в части установления требования короткого срока направления и ответа на запрос разъяснения положений Закупочной документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, представлены письменные возражения на жалобу Заявителя, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующего в заседании, Комиссия установила следующее.

22.12.2023 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» разместило извещение № 32313122978.

Дата окончания приема заявок — 09.01.2024 в 08.00 (Уфимское время).

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу п.17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках от 16.05.2018 жалобы участников закупки на действия (бездействия) заказчика подлежат рассмотрению в процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, по основаниям, которые установлены частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно п.4.2 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов (закупки). Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, которая регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в силу закона, но не определяет основания обращения в антимонопольный орган. Эти основания закреплены ч.10 ст.3 Закона о закупках.

Следовательно, правовое значение при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействий) заказчика имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушения процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Учитывая изложенное, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых предусмотрен ч.10 ст.3 Закона о закупках.

Частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ закреплены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, которыми должны руководствоваться заказчики, в частности: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

По представленной информации, срок предоставления разъяснений извещения об осуществлении закупки и (или) документации по запросам, поступившим от участников к заказчику, установлен с 22.12.2023-26.12.2023.

Как указывает в своей жалобе заявитель, заказчик, в нарушение положений ч.3 ст.3.2 Закона о закупках сократил сроки направления запроса разъяснения положений Документации.

Рассмотрев доводы жалобы, а также представленные документы, Комиссия отмечает следующее.

Согласно ч.3 ст.3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

При этом Комиссия отмечает, что норма права, установленная в ч.3 ст.3.2 Закона о закупках содержит следующее определение окончания срока, при котором заказчик вправе не осуществлять разъяснения положений документации: «...до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке».

Предлог «до», при применении правил грамматического толкования, определен в значении «не включая дату, следующую после этого предлога», что подтверждается правовой позицией, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.01.2003 №9523/02.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п.20 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022) по смыслу ч. 2 и 3 ст. 3.2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" обязанность заказчика дать разъяснения положений документации о закупке возникает только при своевременном поступлении запроса участника закупки.

Поскольку Закупочной документацией определен срок окончания подачи заявок — 09.01.2024 в 08.00 (по уфимскому времени), а также учитывая, что на период с 30.12.2023-08.01.2024 приходятся нерабочие дни (праздничные, с учетом ч.1 ст.112 ТК РФ), установленный Заказчиком срок (с 22.12.2023-26.12.2023) предоставления разъяснений положений извещения и Документации о закупки не противоречит положениям ч.3 ст.3.2 Закона о закупках.

Таким образом, доводы жалобы являются необоснованными.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ПА «Юристъ» вх.№20861-ЭП/23 от 29.12.2023 на действия заказчика — МУП «САХ» при проведении закупки «Аукцион в электронной форме могут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства на Оказание агентских услуг на осуществление Агентом за вознаграждение и по поручению Принципала от имени и за его счет действий, направленных на погашение задолженности Потребителей по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и повышение суммы сбора» извещение в ЕИС №32313122978, необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

Связанные организации

Связанные организации не указаны