Постановление №02/04/14.31-497/2022 14.31 от 10 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02/04/14.31-497/2022

 

10 февраля 2023 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Я, ..., рассмотрев протокол и материалы дела №02/04/14.31-497/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ГУП РБ «Уфаводоканал» (ИНН 0275000238) по части 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в отсутствии представителя ГУП РБ «Уфаводоканал», извещенного надлежащим образом,

руководствуясь ст.ст. 23.48., 28.1., 28.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан поступило заявление ... с жалобой на действия ГУП «Уфаводоканал» РБ (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/2), выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора водоснабжения.

 

МУП «Уфаводоканал» реорганизовано в ГУП РБ «Уфаводоканал», однако в Договор изменения в связи с этим не вносились.

Согласно пункту 1.1. Договора предметом является отпуск из централизованной системы питьевого водоснабжения города питьевой воды на нужды Абонента и его субабонентов и прием в централизованную систему канализации города сточных вод от Абонента и его субабонентов на условиях, определенных договором.

В соответствии с Протоколом изменения условий Договора от 24.02.2011 объектом, подключенным к городским сетям водоснабжения, является складской комплекс «Сигма» (далее - складской комплекс), расположенный по адресу: ул. Гвардейская, дом 57/1.

Данный договор является договором водоснабжения и подлежит регулированию в рамках Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 13 вышеуказанного закона определено, что под договором водоснабжения законодательство понимает договор, по которому организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Во исполнение Договора Абонент использует поверенные приборы учета КВМ 50 №2100048838 и КВМ 50 №60331304 на территории складского комплекса, своевременно вносит платежи за потребленную воду согласно показаниям приборов учета, установленных на точке подключения к централизованным сетям.

Согласно представленным Заявителем сведениям, субабоненты на территории складского комплекса отсутствуют, все здания, построенные на территории складского комплекса, принадлежат Абоненту по праву собственности и не имеют обособленных точек подключения к центральной системе водоснабжения и подключены к приборам учета.

Вместе с этим, в настоящее время между сторонами Договора возник спор, касающийся подключения объекта к централизованной сети водоснабжения. Водоканал угрожает применением санкций и отключением водоснабжения по Договору.

Согласно Заявлению, 07.06.2021 на территорию складского комплекса явился представитель Водоканала - контролер Салихова с целью проверки водомерного узла на целостность пломб и технического состояния. Вместо проверки узла и пломб Салихова выдала Абоненту 4 подготовленных заранее акта б/н (далее - Акты), согласно которым на территории объекта Абонента, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Гвардейская, дом 57/1, имеются объекты, которые пользуются водой самовольно в отсутствие заключенного договора в нарушение пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения).

В Актах указаны следующие объекты: складское помещение «Пятерочка», здание КПП, здание АТП, складское помещение «Башнефть».

В Актах также установлено, что в срок до 17.06.2021 необходимо направить в адрес Водоканала письмо-заявку на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения; представить документы, необходимые для заключения договора и сдать исправные поверенные приборы учета для расчетов. В противном случае будет прекращена подача питьевой воды без предварительного уведомления Доводы Абонента об отсутствии правонарушения при получении Актов остались без внимания.

Согласно Актам Абонент осуществил бездоговорное потребление воды, при этом в Актах не указано какой конкретно подпункт пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения был нарушен, отсутствуют сведения о способе осуществления бездоговорного потребления воды, о приборах учета на момент составления Актов, о дате предыдущей проверки технического состояния приборов учета складского комплекса. Также в Актах указаны наименования объектов, которых по факту не существует на территории складского комплекса.

В настоящее время между сторонами подписан акт сверки на сумму 526 422,16 рублей, однако закрывающие бухгалтерские документы Водоканал не предоставляет, ссылаясь на то, что действующим законодательством выдача таких документов не предусмотрена. Таким образом, в результате действий Водоканала Абонент не может поставить к зачету НДС и сдать соответствующую налоговую отчетность в налоговую инспекцию, при этом денежные средства Водоканалом получены согласно приборам учета.

Заключение Абонентом любого дополнительного соглашения или нового договора с Водоканалом по якобы неучтенным объектам водопотребления, к которым понуждает Водоканал, влечет осуществление коммерческого учета воды расчетным способом за период с 18.03.2020 по дату заключения дополнительного соглашения или нового договора и оплату потребления воды по коммерческим ставкам в размере 93 996 216 рублей.

Таким образом, действия ГУП РБ «Уфаводоканал» ущемляют интересы Абонента в сфере предпринимательской деятельности и направлены на извлечение незаконной прибыли, пользуясь своим доминирующим положением на рынке.

Заявитель указывает, что негативными последствиями вышеуказанных действий Водоканала являются ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а именно интересов Абонента - ООО «Складской комплекс «Сигма» навязыванием Абоненту невыгодных условий в виде угроз отключения водоснабжения по заключенному договору

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественно монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, в действиях ГУП «Уфаводоканал» РБ по навязыванию невыгодных условий договора водоснабжения, касательно определения объектов водопотребления ООО «Складской комплекс «Сигма» (ИНН: 0278128370), усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в целях пресечения действий ГУП «Уфаводоканал», предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было выдано предупреждение ГУП «Уфаводоканал» РБ от 30.06.2021 №ТО002/01/10-1346/2021 (исх.№8057) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отзыва писем, актов, направленных в адрес ООО «Складской комплекс “Сигма”» о неучтенных объектах водопотребления.

15.07.2021 ГУП «Уфаводоканал» РБ уведомило Управление (вх.№11786) об исполнении предупреждения.

Между тем, письмом от 21.07.2021 вх.№12050 (исх.№178 от 21.07.2021) ООО «Складской комплекс «Сигма» сообщило, что ГУП «Уфаводоканал» РБ до настоящего времени не осуществило действия, направленные на исполнение предупреждения от 30.06.2021 №ТО002/01/10-1346/2021.

Не исполнение предупреждения влечет за собой последствия, предусмотренные п.8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции»: в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19.04.2019 №122 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГУП «Уфаводоканал» РБ (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора водоснабжения.

 

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях):

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема водоснабжения и водоотведения, расположение объектов и сетей покупателей и продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения сетей потребителя к сетям продавца с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения, распоряжения, пользования сетями, участвующими в процессе предоставления услуги), услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.

Как следует из материалов дела, ГУП РБ «Уфаводоканал» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг в сфере водоснабжения.

Следовательно, на ГУП РБ «Уфаводоканал» распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о конкуренции, относительно запрета злоупотребления доминирующим положением.

07.06.2021 в отношении ООО СК «Сигма» составлены 4 акта б/н (далее - Акты), согласно которым на территории объекта Абонента, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Гвардейская, дом 57/1, имеются объекты, которые пользуются водой самовольно в отсутствие заключенного договора в нарушение пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644

В Актах указаны следующие объекты: складское помещение «Пятерочка», здание КПП, здание АТП, складское помещение «Башнефть».

В Актах также установлено, что в срок до 17.06.2021 необходимо направить в адрес Водоканала письмо-заявку на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения; представить документы, необходимые для заключения договора и сдать исправные поверенные приборы учета для расчетов. В противном случае будет прекращена подача питьевой воды без предварительного уведомления. Доводы Абонента об отсутствии правонарушения при получении Актов остались без внимания.

В соответствии с пунктом 1 Правил № 644, самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения признается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Факты врезки в трубы центрального водоснабжения, срывы пломб Заявителем в акте не зафиксированы, таким образом признаки самовольного пользования централизованным водоснабжением отсутствовали. Иного в материалы дела не представлено.

В материалы дела, ГУП РБ «Уфаводоканал» не представлено иной информации, документальных подтверждении о самовольном подключении к системам центрального водоснабжения.

Согласно имеющимся материалами дела, и сторонами не оспаривается, факт наличия договорных отношении между ГУП «Уфаводоканал» и ООО СК «Сигма», договор на отпуск питьевой воды и приема сточных вод №3406 от 05.07.2010 (далее – Договор).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоснабжение определяется как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) регулируются отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводноканализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (пункт 1).

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами (пункт 5 Правил N 644).

Организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 20 Правил N 644).

Пунктом 1 статьи 13 Закона №416 определено, что под договором водоснабжения законодательство понимает договор, по которому организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, а также в случае, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 26.09.2011 N ИА/36399 и Апелляционному определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.05.2021 N АПЛ21-131 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.02.2021 по делу N АКПИ20-963, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 26.09.2011 N ИА/36399», для целей применения положений пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных условиях и тем самым ущемляющих интересы контрагента (абзац десятый).

В абзацах одиннадцатом - тринадцатом оспариваемого акта ФАС России рекомендует антимонопольному органу при решении вопроса о том, содержится или нет в действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наряду с установлением наличия (отсутствия) условий договора, являющихся невыгодными для контрагента, исследовать обстоятельства, подтверждающие или опровергающие факты того, что: согласие контрагента на включение в договор невыгодных для него условий явилось вынужденным; хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, совершил определенные действия (бездействие) по принуждению контрагента дать указанное согласие.

Также согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", установлено что, исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

Согласно пункту 1.1. Договора, предметом является отпуск из централизованной системы питьевого водоснабжения города питьевой воды на нужды Абонента и его субабонентов и прием в централизованную систему канализации города сточных вод от Абонента и его субабонентов на условиях, определенных договором.

В соответствии с Протоколом изменения условий Договора от 24.02.2011 объектом, подключенным к городским сетям водоснабжения, является складской комплекс «Сигма» (далее - складской комплекс), расположенный по адресу: ул. Гвардейская, дом 57/1.

С учетом вышеизложенного, наличие договорных отношений и между сторонами, а также отсутствие фактов врезки в трубы центрального водоснабжения или срыва пломб, исключает самовольное пользование системой водоотведения.

Таким образом, в точку поставки данного договора входит объект складской комплекс «Сигма», расположенный по адресу: ул. Гвардейская, дом 57/1, имеет надлежащее подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения, водоотведения.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

При рассмотрении вопроса о подключении (технологическом присоединении) необходимо учитывать принцип однократности подключения.

В данном случае, руководствуясь ст. 548 ГК РФ, согласно которой, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Так согласно, ч.1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом, Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861 определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению, а также границы участка заявителя, установленные абзацами третьим - шестым настоящего пункта.

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134

«О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения», установлено, что подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка. В случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома точка подключения (технологического присоединения) объекта может быть определена на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в таком многоквартирном доме.

С учетом вышеизложенного, повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а также технологическое присоединение второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется технологическое присоединение, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 27 (1) Правил №644, местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору водоотведения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором водоотведения.

Заявителем, ООО СК «Сигма», представлена информация о праве собственности на земельный участок и на расположенные на нем объекты недвижимости, в том числе объекты, указанные в актах: здание КПП, здание АТП, складское помещение с вывесками «Пятерочка» и «Башнефть» (башспирт).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, по факту технологического присоединения объекта «складской комплекс Сигма» абонента ООО СК «Сигма» заключен указанный выше Договор.

Согласно указанному Договору, в точку поставки входит объект складской комплекс «Сигма», расположенный по адресу: ул. Гвардейская, дом 57/1, без конкретизации объектов капитального строительство.

Также необходимо отметить, что все спорные акты выданы абоненту по адресу ул. Гвардейская, дом 57/1.

Во исполнение Договора Абонент использует поверенные приборы учета КВМ 50 №2100048838 и КВМ 50 №60331304 на территории складского комплекса, своевременно вносит платежи за потребленную воду согласно показаниям приборов учета, установленных на точке подключения к централизованным сетям. Довод об оплате за потребленную воду ГУП РБ "Уфаводоканал" не оспаривается.

Также согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 г. Москва «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», необходимо иметь в виду, что к злоупотреблениям доминирующим положением в указанных видах могут быть отнесены в том числе действия (бездействие), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно (например, цена договора отвечает экономическим интересам контрагента), но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы покупателей и потребителей соответствующего рынка.

С учетом вышеизложенного, направление требовании (акты) о подачи заявок на заключение договоров, под угрозой прекращения подачи питьевой воды без предварительного уведомления ООО СК «Сигма» могут повлечь наступление неблагоприятных последствий.

В связи с тем, что ООО СК «Сигма» осуществляет деятельность по сдаче в аренду складов и офисов, а также оказание логистических услуг, и отключение водоснабжения может повлечь финансовые потери, как для арендодателя в виде неустойки (штрафы, пени) по заключенным договорам аренды.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела №TO002/01/10-1834/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что действия хозяйствующего субъекта ГУП «Уфаводоканал» РБ (составление спорных актов), выразившиеся в установлении факта «самовольного пользования водой от горводопровода» и направлении требовании о заключении договоров холодного водоснабжения и водоотведения по каждому объекту капитального строительства, под угрозой прекращения подачи питьевой воды, при наличии договорных отношении между ними, нарушает п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции, по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)

В связи с тем, что на момент вынесения решения от ГУП РБ «Уфаводоканал» не было представлено документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о защите конкуренции (в полном объеме), Комиссией принято решение о выдаче предписания ГУП РБ «Уфаводоканал» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела №TO002/01/10-1834/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ГУП РБ «Уфаводоканал» (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) (ИНН: 0275000238) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению.

Основанием для возбуждения дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, в силу пункта 1.2. статьи 28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела №TO002/01/10-1834/2021 Комиссия Башкортостанского УФАС России установила наличие факта нарушения ГУП РБ «Уфаводоканал» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», то есть событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке».

В соответствии с частью 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения. При этом в соответствии с ч.6 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к ответственности за административное правонарушение по ст. 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Событие и состав вменяемого ГУП РБ «Уфаводоканал» установлены и зафиксированы в Решении Башкортостанского УФАС России по делу №TO002/01/10-1834/2021.

Дата совершения административного правонарушения – 2022г.

Место совершения административного правонарушения – место нахождения юридического лица ГУП «Уфаводоканал» РБ (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/2).

Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.31 являются юридические лица (в т.ч. и некоммерческие организации) а также должностные лица. В данном случае субъектом, нарушившим статью 14.31 КоАП РФ, является юридическое лицо ГУП «Уфаводоканал» РБ (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/2).

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 КоАП, состоит в наличии вины.

В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Виновность в действиях юридического лица ГУП «Уфаводоканал» РБ (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) доказана. В данном случае вина юридического лица ГУП «Уфаводоканал» РБ (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) заключается в том, что у Предприятия имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.

Наличие либо отсутствие умысла на совершение правонарушения не имеет правового значения, поскольку наступление ответственности за совершение действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, не ставится в зависимость от совершения их умышленно либо по неосторожности.

Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. Имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения, по существу.

Дело рассматривается 10.02.2023 в отсутствии представителя ГУП РБ «Уфаводоканал», извещенного надлежащем образом.

От ГУП РБ «Уфаводоканал» поступило ходатайство об отложении в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу. В удовлетворении ходатайство отказано.

Ранее аналогичные ходатайство были удовлетворены. Документального подтверждения невозможности представления доказательств по делу в материалы дела не представлено.

Проверяя соблюдение прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что Протокол по делу 002/04/14.31-497/2022 об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права и обязанности, определенные ст. 51 Конституции РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицам, участвующим в деле и их представителям, разъяснены.

Срок привлечения к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с положениями пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Должностное лицо Башкортостанского УФАС России, рассматривающее дело, не нашло оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности по ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.к. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке является одним из грубейших нарушением антимонопольного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, состав административного правонарушения имеется, оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, гарантии, предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, в отношении ГУП РБ «Уфаводоканал» обеспечены.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания приняты во внимание все обстоятельства дела, предусмотренные ч.2 ст.4.1. КоАП РФ: характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Расчет административного штрафа за совершение ГУП РБ «Уфаводоканал» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП, осуществляется по правилам, предусмотренным примечанием 4 к статье 14.31 КоАП: административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Согласно информации, представленной ГУП РБ «Уфаводоканал», сумма выручки ГУП РБ «Уфаводоканал» за 2021 год, определяемая в соответствии со ст.ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, от реализации товара (работы, услуги) на рынке оказания услуг составил 1 678 655 400,51 руб.

Обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность по делу №002/04/14.31-497/2022, не установлено.

Таким образом, размер административного штрафа составляет: 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.10, 29.9, 4.2, 4.3, 4.6, а так же частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ГУП РБ «Уфаводоканал» (ИНН 0275000238) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и назначить ГУП РБ «Уфаводоканал» (ИНН 0275000238) административное наказание в виде административного штрафа в размере 

Связанные организации

Связанные организации не указаны