Решение б/н реклама, размещенная на 1 стр. информационно-рекламной газет... от 31 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Грааль»

453300, РБ, г. Кумертау, ул. Гафури, д. 2, корп. А, кв. 91

Заинтересованные лица:

ООО «Маркетинг-МИКС»

(редакция газеты «Метро РБ Кумертау»)

РБ, г. Кумертау, ул. 40 лет Победы 3

office-kum@metro-rb.ru

Администрация ГО г. Кумертау

453300, РБ, г. Кумертау, ул. Ленина, 18

adm52@bashkortostan.ru

Заявитель:

(вх. № 7816 от 23.05.2019)

РЕШЕНИЕ

(по делу № ТО002/05/5-1464/2019)

31.10.2019 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. № 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

- <...> директора ООО «Грааль»

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, направлено обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. № 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы, размещенной на 1 стр. информационно-рекламной газеты «Метро РБ Кумертау» № 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:

«Городской ритуальный салон «Грааль» Большой ассортимент ритуальных принадлежностей для захоронения по низким ценам. Социальные похороны от 5 000 руб. Изготовление: гробов от 1400 руб. до элитных, венки от 250 руб., крестов от 900 руб., мусульманских столбиков от 500 руб. ООО «Грааль» 310026217300012…».

В своем обращении (в части нарушения ФЗ «О рекламе») заявитель указывает, что нереально низкие цены за похороны в сумме от 5000 и 5500 рублей вводят в заблуждение граждан, так как в городе Кумертау только копка могилы стоит 5000 рублей.

Также текст рекламного модуля содержит информацию об ОГРН ООО «Грааль» - 310026217300012, но согласно выписке из ЕГРЮЛ ОГРН ООО «Грааль» - 1160280070312.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Управлением был направлен запрос в ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») для установления рекламодателя данной рекламы.

Из ответа ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») (вх. № 9719 от 26.06.2019) следует, что рекламодателем является ООО «Грааль» (453300, РБ, г. Кумертау, ул. Гафури, д. 2, корп. А, кв. 91, ОГРН 1160280070312) в соответствии с представленным договором № 11 от 22.01.2019 года «О размещении/опубликовании рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации».

09.07.2019 года в адрес Управления, от заявителя поступило дополнение к ранее поданному обращению (в части нарушения ФЗ «О рекламе») (вх. № 10605 от 09.07.2019) в том числе: копия квитанции службы «Ритуал» МУПДОР, аудиозапись на электронном носите, страница 11 газеты «Твоя газета» г. Кумертау, копия медицинского свидетельства о смерти.

09.07.2019 года в адрес Управления, по электронной почте, поступили материалы от ООО «Грааль» (вх. № 10589 от 09.07.2019): пояснения по делу; учредительные документы; прейскурант цен на социальные похороны на 2019г.; договор № 11 о размещении/опубликовании рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации от 22.01.2019г.

Также от ООО «Грааль» поступило ходатайство (вх. № 10589 от 09.07.2019) о рассмотрении дела, назначенного на 17.07.2019 года, без участия представителей общества.

17.07.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.

Ранее поступившее ходатайство ООО «Грааль» (вх. № 10589 от 09.07.2019), о рассмотрении дела без участия представителей общества, удовлетворено.

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау»); продлить срок рассмотрения дела; отложить рассмотрение дела на другую дату.

05.08.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:

- директор ООО «Грааль» - <...> (приказ № 1 от 16.03.2016).

<...> к материалам дела приобщены (вх. № 12175 от 05.08.2019): учредительные документы ООО «Грааль». Также заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела (вх. № 12173 от 05.08.2019) и ходатайство об отложении рассмотрения дела (вх. № 12174 от 05.08.2019) на другую дату для предоставления необходимой информации по делу. Ходатайства удовлетворены.

Представитель ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») на рассмотрении дела не присутствовал.

Почтовое уведомление, направленное в адрес ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») (РБ, г. Кумертау, ул. 40 лет Победы 3), согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru) с почтовым идентификатором 80085937035956 получено адресатом (22.07.2019, 18:24).

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.

20.08.2019 года в адрес Управления, по электронной почте, от ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») поступили письменные пояснения по делу (вх. № 13189 от 20.08.2019).

26.08.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:

- директор ООО «Грааль» - <...> (приказ № 1 от 16.03.2016).

<...> к материалам дела приобщены (вх. № 13573 от 26.08.2019): кассовый чек 4 шт; копия договора № 11 от 30.01.2019 года; копия акта № 24 от 01.07.2019; выписка из ЕГРИП на <...>.

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Администрацию ГО г. Кумертау; отложить рассмотрение дела на другую дату.

02.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступили пояснения по делу от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/5619 от 02.09.2019) (вх. № 13985 от 02.09.2019), а также ходатайство о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации.

03.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступил ответ на запрос от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 14/5665 от 03.09.2019) (вх. № 14084 от 03.09.2019).

12.09.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:

- директор ООО «Грааль» - <...> (приказ № 1 от 16.03.2016).

Ранее поступившее ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/5619 от 02.09.2019) (вх. № 13985 от 02.09.2019) о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации, удовлетворено.

12.09.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение:

1) приостановить производство по делу № ТО002/05/5-1464/2019;

2) вынести данную рекламу на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста

Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

09.10.2019 года состоялось заседание Экспертного Совета.

В связи с получением заключения Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.

28.10.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.

В адрес управления поступило ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/6957 от 23.10.2019) (вх. № 17383 от 28.10.2019) о рассмотрении дела назначенного на 28.10.2019 года в отсутствие представителя Администрации. Ходатайство удовлетворено.

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.

31.10.2019 года на заседании Комиссии по признакам нарушения законодательства о рекламе присутствовала:

- <...> – директор ООО «Грааль».

31.10.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/5-1464/2019 было принято решение:

1. исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. вменить признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

4. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе» ООО «Грааль».

5. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Грааль» и должностного лица ООО «Грааль».

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама, размещенная на 1 стр. информационно-рекламной газеты «Метро РБ Кумертау» № 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:

«Городской ритуальный салон «Грааль» Большой ассортимент ритуальных принадлежностей для захоронения по низким ценам. Социальные похороны от 5 000 руб. Изготовление: гробов от 1400 руб. до элитных, венки от 250 руб., крестов от 900 руб., мусульманских столбиков от 500 руб. ООО «Грааль» 310026217300012…», нарушает пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В своем обращении заявитель указывает на недобросовестность и недостоверность, в части использования слова «городской» в тексте рекламы «Городской ритуальный салон «Грааль» и низкой цены за похороны в сумме от 5000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространяется в информационно-рекламной газете, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам оказываемым ООО «Грааль».

На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от директора ООО «Грааль» <...> (вх. № 10589 от 09.07.2019):

 «Прошу принять к сведению, что информация, данная нами в редакцию газеты «Метро РБ Кумертау» по поводу низких цен на захоронение (социальные похороны от 5000-00 рублей) совершенно достоверна и правдива. Идя на встречу населению, которое находится в трудной жизненной ситуации наша организация имея такую возможность, предоставляет минимальный пакет, в который входит всё необходимое для захоронения. К этому письму приложен (прайс лист) в котором расписана вся сумма. А так же хочу пояснить, что копка могилу в эту стоимость не входит. На этот случай мы информируем нашего клиента (родственника или иного человека обратившегося к нам), что на каждого умершего человека государство выделяет компенсацию на погребение, получив которую и воспользовавшись нашим пакетом услуг (социальные похороны), он вполне укладывается в ту сумму которая необходима, чтобы достойно похоронить человека…».

Пояснения директора Общества, а также утвержденный прейскурант цен доказывает достоверность спорной рекламной информации в части указания цены от 5000 рублей, а заявителем дополнительных документов и пояснений в обосновании признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в адрес антимонопольного органа не поступало.

Также по запросу УФАС по РБ от заявителя не поступали материалы и доказательства недостоверности и недобросовестности рекламы размещенной на 11 странице газеты «Твоя газета» г. Кумертау.

Следовательно, Комиссией принято решение об исключении признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Для выяснения вопроса о нарушении закона о рекламе в части использования словосочетания «Городской ритуальный салон» и «социальные похороны», антимонопольным органом, был направлен запрос в Администрацию ГО г. Кумертау.

Согласно ответу Администрации, нормативные акты регулирующие деятельность по погребению в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан не содержат понятие «социальные похороны». Хозяйствующие субъекты, уполномоченные на провидение социальных похорон в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан, не определялись. Ритуальные салоны со статусом «городской ритуальный салон» деятельность не осуществляют.

Учитывая мнение заявителя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорной рекламы на заседании Экспертного совета по рекламе при Башкортостанском УФАС России.

Большинством голосов отмечено, что в рекламе отсутствует часть существенной информации и она вводит в заблуждение потребителей рекламы в части употребления понятия «социальные похороны».

Членами Экспертного совета отмечено, что в содержании рекламы происходит смешение понятий услуга «эконом-класса» (бюджетная услуга) и «социально-значимая услуга». Рекламодатель подменяет понятия в свою выгоду. Использование такого понятия как «социальные похороны» может создать у потребителя ложное впечатление, что государство каким-либо образом компенсирует часть затрат (социальные выплаты) в том числе на похороны.

Также Комиссия отмечает, что данная реклама нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Текст рекламного модуля содержит недостоверную информацию, так как основной государственный регистрационный номер продавца товара (ООО «Грааль») не соответствует номеру, указанному в выписке ЕГРЮЛ.

ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») по данному вопросу предоставила письменные пояснения (вх. № 13189 от 20.08.2019):

«…указанный неверно номер ОГРН принадлежит также клиенту ООО «Грааль», поскольку у него еще открыто и ИП. Рекламодатель размещал у нас рекламные макеты и через ИП <...> в связи с чем и остался в исходном варианте модуля ОГРН клиента. Данная ошибка допущена технически и не несла специального умысла. Один из дизайнеров в данный период времени находился в отпуске, второй дизайнер скопировал данные в устаревшей версии рекламного макета. Таким образом, в выходе № 15 (397) от 27.04.2019 вышли неактуальные данные ОГРН для рекламодателя ООО «Грааль» по причине невнимательности…».

В тоже время в материалах дела имеется макет рекламного модуля согласованный директором ООО «Грааль» <...> с неверно указанным ОГРН от 22.01.2019 года.

Согласно части 6  статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случаи ООО «Грааль» выступает рекламодателем.

Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Грааль», так как на дату вынесения решения не были представлены доказательства устранения правонарушения.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 31.10.2019 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Вменить признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

4. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО «Грааль» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Грааль» и должностного лица ООО «Грааль».

Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2019 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны