Решение б/н реклама, размещенная на 1 стр. информационно-рекламной газет... от 31 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Грааль»
453300, РБ, г. Кумертау, ул. Гафури, д. 2, корп. А, кв. 91
Заинтересованные лица:
ООО «Маркетинг-МИКС»
(редакция газеты «Метро РБ Кумертау»)
РБ, г. Кумертау, ул. 40 лет Победы 3
office-kum@metro-rb.ru
Администрация ГО г. Кумертау
453300, РБ, г. Кумертау, ул. Ленина, 18
adm52@bashkortostan.ru
Заявитель:
(вх. № 7816 от 23.05.2019)
РЕШЕНИЕ
(по делу № ТО002/05/5-1464/2019)
31.10.2019 года |
г. Уфа, ул. Пушкина, 95 |
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<...> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. № 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
- <...> директора ООО «Грааль»
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, направлено обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. № 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы, размещенной на 1 стр. информационно-рекламной газеты «Метро РБ Кумертау» № 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:
«Городской ритуальный салон «Грааль» Большой ассортимент ритуальных принадлежностей для захоронения по низким ценам. Социальные похороны от 5 000 руб. Изготовление: гробов от 1400 руб. до элитных, венки от 250 руб., крестов от 900 руб., мусульманских столбиков от 500 руб. ООО «Грааль» 310026217300012…».
В своем обращении (в части нарушения ФЗ «О рекламе») заявитель указывает, что нереально низкие цены за похороны в сумме от 5000 и 5500 рублей вводят в заблуждение граждан, так как в городе Кумертау только копка могилы стоит 5000 рублей.
Также текст рекламного модуля содержит информацию об ОГРН ООО «Грааль» - 310026217300012, но согласно выписке из ЕГРЮЛ ОГРН ООО «Грааль» - 1160280070312.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.
Управлением был направлен запрос в ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») для установления рекламодателя данной рекламы.
Из ответа ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») (вх. № 9719 от 26.06.2019) следует, что рекламодателем является ООО «Грааль» (453300, РБ, г. Кумертау, ул. Гафури, д. 2, корп. А, кв. 91, ОГРН 1160280070312) в соответствии с представленным договором № 11 от 22.01.2019 года «О размещении/опубликовании рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации».
09.07.2019 года в адрес Управления, от заявителя поступило дополнение к ранее поданному обращению (в части нарушения ФЗ «О рекламе») (вх. № 10605 от 09.07.2019) в том числе: копия квитанции службы «Ритуал» МУПДОР, аудиозапись на электронном носите, страница 11 газеты «Твоя газета» г. Кумертау, копия медицинского свидетельства о смерти.
09.07.2019 года в адрес Управления, по электронной почте, поступили материалы от ООО «Грааль» (вх. № 10589 от 09.07.2019): пояснения по делу; учредительные документы; прейскурант цен на социальные похороны на 2019г.; договор № 11 о размещении/опубликовании рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации от 22.01.2019г.
Также от ООО «Грааль» поступило ходатайство (вх. № 10589 от 09.07.2019) о рассмотрении дела, назначенного на 17.07.2019 года, без участия представителей общества.
17.07.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.
Ранее поступившее ходатайство ООО «Грааль» (вх. № 10589 от 09.07.2019), о рассмотрении дела без участия представителей общества, удовлетворено.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау»); продлить срок рассмотрения дела; отложить рассмотрение дела на другую дату.
05.08.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- директор ООО «Грааль» - <...> (приказ № 1 от 16.03.2016).
<...> к материалам дела приобщены (вх. № 12175 от 05.08.2019): учредительные документы ООО «Грааль». Также заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела (вх. № 12173 от 05.08.2019) и ходатайство об отложении рассмотрения дела (вх. № 12174 от 05.08.2019) на другую дату для предоставления необходимой информации по делу. Ходатайства удовлетворены.
Представитель ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») на рассмотрении дела не присутствовал.
Почтовое уведомление, направленное в адрес ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») (РБ, г. Кумертау, ул. 40 лет Победы 3), согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru) с почтовым идентификатором 80085937035956 получено адресатом (22.07.2019, 18:24).
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.
20.08.2019 года в адрес Управления, по электронной почте, от ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») поступили письменные пояснения по делу (вх. № 13189 от 20.08.2019).
26.08.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- директор ООО «Грааль» - <...> (приказ № 1 от 16.03.2016).
<...> к материалам дела приобщены (вх. № 13573 от 26.08.2019): кассовый чек 4 шт; копия договора № 11 от 30.01.2019 года; копия акта № 24 от 01.07.2019; выписка из ЕГРИП на <...>.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Администрацию ГО г. Кумертау; отложить рассмотрение дела на другую дату.
02.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступили пояснения по делу от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/5619 от 02.09.2019) (вх. № 13985 от 02.09.2019), а также ходатайство о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации.
03.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступил ответ на запрос от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 14/5665 от 03.09.2019) (вх. № 14084 от 03.09.2019).
12.09.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- директор ООО «Грааль» - <...> (приказ № 1 от 16.03.2016).
Ранее поступившее ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/5619 от 02.09.2019) (вх. № 13985 от 02.09.2019) о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации, удовлетворено.
12.09.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение:
1) приостановить производство по делу № ТО002/05/5-1464/2019;
2) вынести данную рекламу на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе.
В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста
Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.
09.10.2019 года состоялось заседание Экспертного Совета.
В связи с получением заключения Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.
28.10.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.
В адрес управления поступило ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/6957 от 23.10.2019) (вх. № 17383 от 28.10.2019) о рассмотрении дела назначенного на 28.10.2019 года в отсутствие представителя Администрации. Ходатайство удовлетворено.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.
31.10.2019 года на заседании Комиссии по признакам нарушения законодательства о рекламе присутствовала:
- <...> – директор ООО «Грааль».
31.10.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/5-1464/2019 было принято решение:
1. исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. вменить признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
4. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе» ООО «Грааль».
5. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Грааль» и должностного лица ООО «Грааль».
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама, размещенная на 1 стр. информационно-рекламной газеты «Метро РБ Кумертау» № 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:
«Городской ритуальный салон «Грааль» Большой ассортимент ритуальных принадлежностей для захоронения по низким ценам. Социальные похороны от 5 000 руб. Изготовление: гробов от 1400 руб. до элитных, венки от 250 руб., крестов от 900 руб., мусульманских столбиков от 500 руб. ООО «Грааль» 310026217300012…», нарушает пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.
В своем обращении заявитель указывает на недобросовестность и недостоверность, в части использования слова «городской» в тексте рекламы «Городской ритуальный салон «Грааль» и низкой цены за похороны в сумме от 5000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространяется в информационно-рекламной газете, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам оказываемым ООО «Грааль».
На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от директора ООО «Грааль» <...> (вх. № 10589 от 09.07.2019):
«Прошу принять к сведению, что информация, данная нами в редакцию газеты «Метро РБ Кумертау» по поводу низких цен на захоронение (социальные похороны от 5000-00 рублей) совершенно достоверна и правдива. Идя на встречу населению, которое находится в трудной жизненной ситуации наша организация имея такую возможность, предоставляет минимальный пакет, в который входит всё необходимое для захоронения. К этому письму приложен (прайс лист) в котором расписана вся сумма. А так же хочу пояснить, что копка могилу в эту стоимость не входит. На этот случай мы информируем нашего клиента (родственника или иного человека обратившегося к нам), что на каждого умершего человека государство выделяет компенсацию на погребение, получив которую и воспользовавшись нашим пакетом услуг (социальные похороны), он вполне укладывается в ту сумму которая необходима, чтобы достойно похоронить человека…».
Пояснения директора Общества, а также утвержденный прейскурант цен доказывает достоверность спорной рекламной информации в части указания цены от 5000 рублей, а заявителем дополнительных документов и пояснений в обосновании признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в адрес антимонопольного органа не поступало.
Также по запросу УФАС по РБ от заявителя не поступали материалы и доказательства недостоверности и недобросовестности рекламы размещенной на 11 странице газеты «Твоя газета» г. Кумертау.
Следовательно, Комиссией принято решение об исключении признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Для выяснения вопроса о нарушении закона о рекламе в части использования словосочетания «Городской ритуальный салон» и «социальные похороны», антимонопольным органом, был направлен запрос в Администрацию ГО г. Кумертау.
Согласно ответу Администрации, нормативные акты регулирующие деятельность по погребению в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан не содержат понятие «социальные похороны». Хозяйствующие субъекты, уполномоченные на провидение социальных похорон в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан, не определялись. Ритуальные салоны со статусом «городской ритуальный салон» деятельность не осуществляют.
Учитывая мнение заявителя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорной рекламы на заседании Экспертного совета по рекламе при Башкортостанском УФАС России.
Большинством голосов отмечено, что в рекламе отсутствует часть существенной информации и она вводит в заблуждение потребителей рекламы в части употребления понятия «социальные похороны».
Членами Экспертного совета отмечено, что в содержании рекламы происходит смешение понятий услуга «эконом-класса» (бюджетная услуга) и «социально-значимая услуга». Рекламодатель подменяет понятия в свою выгоду. Использование такого понятия как «социальные похороны» может создать у потребителя ложное впечатление, что государство каким-либо образом компенсирует часть затрат (социальные выплаты) в том числе на похороны.
Также Комиссия отмечает, что данная реклама нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Текст рекламного модуля содержит недостоверную информацию, так как основной государственный регистрационный номер продавца товара (ООО «Грааль») не соответствует номеру, указанному в выписке ЕГРЮЛ.
ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») по данному вопросу предоставила письменные пояснения (вх. № 13189 от 20.08.2019):
«…указанный неверно номер ОГРН принадлежит также клиенту ООО «Грааль», поскольку у него еще открыто и ИП. Рекламодатель размещал у нас рекламные макеты и через ИП <...> в связи с чем и остался в исходном варианте модуля ОГРН клиента. Данная ошибка допущена технически и не несла специального умысла. Один из дизайнеров в данный период времени находился в отпуске, второй дизайнер скопировал данные в устаревшей версии рекламного макета. Таким образом, в выходе № 15 (397) от 27.04.2019 вышли неактуальные данные ОГРН для рекламодателя ООО «Грааль» по причине невнимательности…».
В тоже время в материалах дела имеется макет рекламного модуля согласованный директором ООО «Грааль» <...> с неверно указанным ОГРН от 22.01.2019 года.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случаи ООО «Грааль» выступает рекламодателем.
Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Грааль», так как на дату вынесения решения не были представлены доказательства устранения правонарушения.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 31.10.2019 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Вменить признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. Признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
4. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО «Грааль» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Грааль» и должностного лица ООО «Грааль».
Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |