Постановление б/н коап постановление от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №002/04/14.32-2002/2023

об административном правонарушении

 

26 октября 2023 года г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела, содержащие признаки совершения должностным лицом — <...> Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан по строительству и вопросам жизнеобеспечения<...>, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанным органом или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, в отсутствие <...>,, заявлено ходатайство об отложении (отказано в удовлетворении), права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством разъяснены, в том числе уведомлением о составлении протокола, протоколом об административном правонарушении, определением о назначении времени и места рассмотрения дела, определением об отложении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно материалам дела <...> вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, выразившееся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучив материалы дела, установлено следующее.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 07.04.2022 №91 в отношении Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан и АО «Башкиравтодор» возбуждено дело по признакам нарушение п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-646/2022 от 28.10.2022 действия, в том числе Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан квалифицированы как нарушающие п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт нарушения Администрацией муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции установлен решением Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-646/2022 от 28.10.2022 года.

До начала рассмотрения дела об административном правонарушении от <...>, поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого отказано, что нашло отражение в определении об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела от 26.10.2023 (ИВ/12301/23 от 26.10.2023).

Материалами дела установлено, что 03.09.2019 Заказчиком в лице Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан в Единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке РТС-Тендер опубликовано извещение о проведении электронного аукциона №0101300039919000029 на ремонт дороги по ул. Советская с. Алегазово МР Мечетлинский район Республики Башкортостан с начальной (максимальной) ценой контракта 4 918 829,00 рублей.

14.10.2019 Заказчиком в лице Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан в Единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке РТС-Тендер опубликованы извещения о проведении электронных аукционов:

- №0101300039919000030 на ремонт автомобильной дороги по улице Советская на участке км 1 + 700 - км 2 + 000 в селе Алегазово сельского поселения Алегазовский сельсовет муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан с начальной (максимальной) ценой контракта 2 462 995,00 рублей;

- №0101300039919000031 на ремонт автомобильной дороги по улице Советская на участке км 1 + 300 - км 1 + 700 в селе Алегазово сельского поселения Алегазовский сельсовет муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан с начальной (максимальной) ценой контракта 2 844 059,00 рублей;

- №0101300039919000032 на ремонт автомобильной дороги по улице Советская на участке км 0 + 977 - км 1 + 300 в селе Алегазово сельского поселения Алегазовский сельсовет муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан с начальной (максимальной) ценой контракта 1 774 611,76 рублей.

23.09.2019 между Заказчиком и АО «Башкиравтодор» заключен муниципальный контракт №Ф.2019.589833.

05.11.2019 между Заказчиком и АО «Башкиравтодор» заключены муниципальные контракты №Ф.2019.19000030, №Ф.2019.19000031, №Ф.2019.19000032.

Пунктом 3.2. муниципального контракта №Ф.2019.589833 определены календарные сроки выполнения работ: с даты заключения контракта и до сентября 2021 года.

Пунктами 2.1 муниципальных контрактов №Ф.2019.19000030, №Ф.2019.19000031, №Ф.2019.19000032 сроки выполнения работ определены следующим образом: с момента заключения контракта по 30.11.2019.

Между тем из материалов дела следует, что АО «Башкиравтодор» по контракту №Ф.2019.19000030 приступил к выполнению работ до процедуры определения подрядчика, по контрактам №Ф.2019.19000031, №Ф.2019.19000032 - до заключения контракта.

Таким образом, Заказчиком представлена площадка для выполнения работ до заключения муниципального контракта, тем самым, АО «Башкиравтодор» созданы преимущественные условия.

При исполнении контракта №Ф.2019.589833, установлено, что при ремонте дорожного покрытия по ул.Советская с.Алегазово уложено 21,6 метров водопропускных труб диаметром 510 мм, в то время как контрактом предусмотрена укладка 16 метров водопропускных труб диаметром 530 мм (подтверждается результатом контрольных измерений фактически выполненных работ), при этом исполнительные документы в соответствии с п.6.1.17, 9.2 и 11.2 муниципального контракта на водопропускные трубы стальные с наружным диаметром 510 мм стоимостью 77 456 рублей проверяющим не представлены. В нарушение ч.1 ст.743 ГК РФ Администрацией приняты водопропускные трубы несоответствующие требования документации и муниципального контракта (локальный сметный расчет) на сумму 215 394 рублей.

В частности следует, что по результатам проведения перечисленных выше электронных аукционов протоколами рассмотрения единственной заявки от 11.09.2019 и 23.10.2019 соответственно электронные аукционы признаны несостоявшимися на основании ч.16 ст.66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка в лице АО «Башкиравтодор». Указанная единственная заявка признана соответствующей требованиям действующего законодательства.

Согласно п.4 ч.1 ст.71 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в редакции, действовавшей на момент осуществления закупок, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с п.25.1 ч.1 ст.93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном ст.83.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.83.2 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент осуществления закупок, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

В силу ч.10 ст.83.2 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент осуществления закупок контракт, заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч.2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

Так, по результатам определения подрядчика путем проведения электронных аукционов №0101300039919000030, №0101300039919000031, №0101300039919000032 05.11.2019 между Заказчиком и АО «Башкиравтодор» заключены муниципальные контракты №Ф.2019.19000030, №Ф.2019.19000031, №Ф.2019.19000032.

Пунктами 2.1 муниципальных контрактов №Ф.2019.19000030, №Ф.2019.19000031, №Ф.2019.19000032 сроки выполнения работ определены следующим образом: с момента заключения контракта по 30.11.2019.

Согласно журналу производства работ, представленных АО «Башкиравтодор», выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по улице Советская на участке км 1 + 700 - км 2 + 000 в селе Алегазово сельского поселения Алегазовский сельсовет муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан осуществлено в период с 11.10.2019 по 17.10.2019.

Так, 11.10.2019 начато выполнение работ по снятию деформированных асфальтобетонных покрытий фрезой в объеме 1620 кв.м., вывоз и завоз щебня, уплотнение щебня. 1В период с 12.10.2019 — 13.10.2019 начаты работы по розливу эмульсии, укладка нижнего слоя асфальтобетонной смеси, уплотнение уложенного смеси. 14.10.2019 начаты работы по устройству покрытия верхнего слоя, розлив эмульсии, укладка смеси, уплотнение. 17.10.2019 произведены работы по укрупнению обочин щебнем и ПГС толщиной 10 см.

Указанные работы соответствуют локальному сметному расчету, приведенному в муниципальном контракте.

Между тем по условиям муниципального контракта №Ф.2019.190.00030, заключенного 05.11.2019, сроки начала выполнения работ приходятся на момент заключения контракта (05.11.2019).

Учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 14.10.2019, следует, что АО «Башкиравтодор» приступил к выполнению работ до процедуры определения подрядчика.

Также согласно журналу производства работ выполнение работ на участке автомобильной дороги по улице Советская на участке км 1 + 300 - км 1 + 700 в селе Алегазово сельского поселения Алегазовский сельсовет муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан работы осуществлены в период с 23.10.2019 по 30.10.2019.

Так, в период с 23.10.2019 по 25.10.2019 начаты работы по очистке существующей дорожной одежды от пыли и грязи, розлив эмульсии, устройство выравнивающего слоя, укладка. 26.10.2019 начаты работы по розливу эмульсии, устройству верхнего слоя, укладка, уплотнение. 28.10.2019 начаты работы по розливу эмульсии, устройство верхнего слоя, укладка, уплотнение. 30.10.2019 произведены работы по укреплению обочин.

Указанные работы соответствуют локальному сметному расчету, приведенному в муниципальном контракте.

Между тем по условиям муниципального контракта №Ф.2019.19000031, заключенного 05.11.2019, сроки начала выполнения работ приходятся на момент заключения контракта (05.11.2019).

Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 14.10.2019, протокол рассмотрения единственной заявки оформлен 23.10.2019.

Таким образом, следует, что АО «Башкиравтодор» приступил к выполнение работ до заключения контракта.

Согласно журналу производства работ на ремонт автомобильной дороги по улице Советская охватывающий, в том числе участок км 0 + 977 - км 1 + 300 в селе Алегазово сельского поселения Алегазовский сельсовет муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан работы выполнены в период с 18.10.2019 по 21.10.2019.

Так, 18.10.2019 начаты работы по очистке существующей дорожной одежды от пыли и грязи, розлив вяжущих материалов, устройство выравнивающего слоя, укладка, уплотнение, 19.10.2019 произведены работы по розливу эмульсии, устройство верхнего слоя, уплотнение. 20.10.2019 произведены работы по розливу эмульсии, устройство верхнего слоя, укладка, уплотнение. 21.10.2019 произведены работы по устройству и укреплению обочин щебнем и ПГС, укладка, уплотнение.

Указанные работы соответствуют локальному сметному расчету, приведенному в муниципальном контракте. Стоит также отметить, что из локального сметного расчета, являющегося приложением к муниципальному контракту следует, что ремонт автомобильной дороги охватывает протяженность км 0+ 949 - км 1-300, в то же время согласно предмету муниципального контракта выполнение ремонтных работ необходимо осуществить начиная с участка км 0+977.

Между тем по условиям муниципального контракта №Ф.2019.19000032, заключенного 05.11.2019, сроки начала выполнения работ приходятся на момент заключения контракта (05.11.2019).

Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 14.10.2019, протокол рассмотрения единственной заявки оформлен 23.10.2019.

Таким образом, следует, что АО «Башкиравтодор» приступил к выполнению работ до заключения контракта.

Учитывая изложенное, Заказчиком представлена площадка для выполнения работ до заключения муниципального контракта.

При этом АО «Башкиравтодор» начато выполнение работ по ремонту дорог до публикации извещения о проведении электронного аукциона (МК №Ф.2019.19000030), до объявления результатов аукционов, сами работы в полном объеме выполнены до подписания муниципальных контрактов с заказчиком.

Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1).

В силу п.2 ст.3 Закона о контрактной системе под процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

С учетом приведенных положений ст.8 Закона о контрактной системе в условиях осуществления муниципальных закупок отношения между заказчиком и подрядчиком до завершения процедуры определения подрядчика не могут существовать.

В соответствии со ст.6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Положениями п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент определения подрядчиков, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, соблюдая вышеприведенные принципы Закона о контрактной системе, а также нормы Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект при отсутствии соглашения не может знать об объемах и видах работ (услуг), использованных материалах, включенных в техническое задание к муниципальным контрактам, и соответственно не может приступить к выполнению соответствующих работ.

При этом при наличии такого соглашения другие участники рынка даже при участии в конкурентных процедурах не будут иметь возможность победить в конкурентных процедурах, и заключить контракт, поскольку потребность заказчика (муниципальная нужда) уже будет закрыта.

В тех случаях, когда проведение торгов на выполнение работ в силу закона является обязательным, выполнение таких работ до публичного объявления торгов, в результате которых могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, не может не влиять на конкуренцию.

Данная позиция сформирована в судебной практике при рассмотрении дел о заключении антиконкурентных соглашений органами государственной власти и местного самоуправления с субъектами рынка.

Антиконкурентное соглашение было заключено и начало исполняться до объявления электронного аукциона и было реализовано в момент заключения между ответчиками муниципального контракта по итогам торгов.

Достигнув соглашения и участвуя в нем, Администрация муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан и АО «Башкиравтодор» обеспечили преимущественные условия заключения муниципальных контрактов АО «Башкиравтодор» с органом местного самоуправления.

С учетом того, что на момент заключения муниципальных контрактов (05.11.2019) предусмотренные ими работы фактически выполнялись (выполнены) АО «Башкиравтодор», то доступ иных хозяйствующих субъектов к выполнению данных работ был затруднен.

Материалы дела указывают на то, что целью проведения рассматриваемых закупочных процедур являлся не поиск лица для выполнения подрядных работ на основе состязательности, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в закупочных процедурах и стимулировании такого участия, а выполнение ремонтных работ по указанным выше объектам заранее определенным субъектом рынка на неконкурентной основе путем обеспечения его победы в торгах.

Начало выполнения работ с ведома заказчика, в отсутствие между сторонами муниципального контракта, заключенного по итогам обязательных к проведению торгов, является ограничивающим конкуренцию фактом, поскольку решение о победителе закупки предопределено заранее.

Также из материалов дела следует, что 23.09.2019 по результатам определения подрядчика №0101300039919000029 на ремонт дороги по ул. Советская с. Алегазово МР Мечетлинский район Республики Башкортостан между Администрацией и АО «Башкиравтодор» заключен муниципальный контракт №Ф.2019.589833 на сумму 4 918 829,00 рублей.

19.11.2019 между сторонами заключено дополнительное соглашение №1, согласно которому в положения контракта вносятся изменения в части лимитов финансирования (уменьшение) и календарных сроков выполнения работ (с даты заключения контракта и до 30 ноября 2019 года).

29.10.2019 сторонами подписан акт о приемке выполненных работ, а также справка о стоимости выполненных работ и затрат. 22.11.2019 Администрацией произведена оплата на сумму 4 845 000,00 рублей, тем самым, сторонами приняты и исполнены обязательства в полном объеме.

Как следует и положений п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки, проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

В соответствии с ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

Согласно ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положениями ч.6 ст.94 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта создавать приемочную комиссию, состоящую не менее чем из пяти человек.

Таким образом, положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок закрепляют возможность самостоятельного контроля заказчиком хода выполнения работ.

В соответствии с п.3.3 подрядчик выполняет работы в соответствии со сметной документаций являющейся неотъемлемой частью муниципального контракта (Приложение №1).

Согласно п.6.1.1 муниципального контракта подрядчик обязан выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии со сметной документацией (Приложение №1 к контракту), ГОСТами, СП и СТ, предусмотренными для данных видов работ и используемых при них материально-технических ресурсов.

Положениями п.7.1.1 муниципального контакта определено, что муниципальный заказчик обязан осуществлять контроль соответствия объемов, стоимости и качества выполняемых работ сметной документации, строительным нормам и правилам.

Пунктом 4.3 муниципального контракта определено, что в случае установления при приемке очередного этапа работ несоответствия качества выполненных подрядчиком работ, акт выполненных работ муниципальным заказчиком не подписывается до момента устранения выявленных нарушений.

Пунктом 4.4 муниципального контракта предусмотрено, что до приемки объекта муниципальный заказчик при необходимости создает комиссии по определению соответствия законченного строительством объекта сметной документации и требованиям нормативно-технических документов.

В силу положений п.8 муниципального контракта муниципальный заказчик организует контроль за ходом и качеством выполняемых работ, за соблюдением сроков выполнения работ, за качеством используемых при выполнении работ материалов, изделий, конструкций, их соответствием со сметной документацией. Муниципальный заказчик имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время суток в течение всего периода выполнения работ, а также право осуществления соответствующих записей в журнале производства работ по объекту, дачи обязательных для подрядчика предписаний при обнаружении отступлений от утвержденной сметной документации и действующих нормативно-технических документов. В случае обнаружения муниципальным заказчиком дефектов, выражающихся в виде нарушений действующих норм, нормативов и правил, подрядчик обязан своими силами и за свой счет в установленный муниципальным заказчиком срок исправить выявленные дефекты.

В ходе осуществления контроля за качеством используемых подрядчиком при выполнении работ материалов муниципальный заказчик вправе самостоятельно производить лабораторные исследования и испытания.

Из материалов следует, что при Министерством финансов Республики Башкортостан в 2020 году осуществлена выездная плановая проверка Администрации муниципального района Мечелинский район Республики Башкортостан. Основанием проведения проверки явился план работы Министерства финансов Республики Башкортостан по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля на II полугодие 2020 года, утвержденный приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 10.06.2020 №185 (с учетом последующих изменений), приказ Министерства от 25.08.2020 №253 «О проведении контрольного мероприятия».

В ходе проведения контрольного мероприятия проверочной группой осуществлен выборочный контрольный обмер фактически выполненных работ, оформленный актом контрольного обмера от 10.09.2020 №253-1.

По результатам контрольных измерений фактически выполненных работ по муниципальному контракту от 23.09.2019 при ремонте дорожного покрытия по ул.Советская с.Алегазово уложено 21,6 метров водопропускных труб диаметром 510 мм, в то время как контрактом предусмотрена укладка 16 метров водопропускных труб диаметром 530 мм (подтверждается результатом контрольных измерений фактически выполненных работ), при этом исполнительные документы в соответствии с п.6.1.17, 9.2 и 11.2 муниципального контракта на водопропускные трубы стальные с наружным диаметром 510 мм стоимостью 77 456 рублей проверяющим не представлены.

В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Между тем в нарушение ч.1 ст.743 ГК РФ, вышеуказанных положений муниципального контракта, норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Администрацией приняты водопропускные трубы несоответствующие требования документации и муниципального контракта (локальный сметный расчет) на сумму 215 394 рублей.

При этом Администрация обладала возможностью осуществления соответствующей экспертизы либо осуществления должного самостоятельного контроля в силу вышеприведенных правовых норм.

Таким образом, Администрацией созданы преимущественные условия АО «Башкиравтодор» в ходе выполнения работ.

Следует отметить, что стороны, заключившие муниципальный контракт, обязаны строго следовать тем условиям, которые предусмотрены муниципальным контрактом. Обязанностью муниципального заказчика является пресечение любых нарушений условий контракта со стороны подрядчика, применение всех законных мер с целью быстрого и качественного удовлетворения муниципальных потребностей.

Действия сторон при исполнении контракта обеспечили Обществу конкурентные преимущества перед другими участниками рынка, в рассматриваемом случае Общество получило более выгодные условия исполнения контракта. При этом указанный факт остался бы не обнаруженным, если соответствующие контрольные мероприятия не были бы проведены Министерство финансов Республики Башкортостан.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 8 Закона о защите конкуренции установлена, принцип обеспечения конкуренции, в частности контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Последовательность действий участников антиконкурентного соглашения свидетельствует о наличии нарушений п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции в части заключения антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Пунктами 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих - юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медикосоциальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Распоряжением главы Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан от 26.02.2016 №14-ЛС <...>, принят на должность <...> Администрации района по строительству и вопросам жизнеобеспечения.

Распоряжением главы Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан от 06.06.2016 №46-ЛС <...>, переведн на должность<...>, Администрации района по строительству, экономическому развитию и вопросам жизнеобеспечения.

Распоряжением главы Администрации от 30.08.2019 №114-ЛС должность «<...> Администрации района по строительству, экономическому развитию и вопросам жизнеобеспечения» переименована в должность «<...>, Администрации района по строительству и вопросам жизнеобеспечения».

Согласно должностной инструкции <...> Администрации района по строительству и вопросам жизнеобеспечения помимо прочего в функциональные обязанности <...> входит обеспечение содержания и строительства автодорог общего пользования.

Также согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, в рассматриваемом случае лицом, ответственным за осуществление закупок является <...>

Вышеизложенное свидетельствует, что в действиях <...> имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Стоит отметить, что у <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемое <...>нарушение антимонопольного законодательства было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Вина <...> установлена и состоит в том, что имея реальную возможность для надлежащего исполнения требований антимонопольного законодательства с учетом принятых на себя должностных обязательств, им не предприняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Формальный состав данного административного правонарушения не требует установления характера и размера причиненного ущерба.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере защиты конкуренции;

Объективная сторона административного правонарушения – действия должностного лица органа власти, выразившиеся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

Субъект административного правонарушения – <...> Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан по строительству и вопросам жизнеобеспечения <...>

Субъективная сторона правонарушения –<...> Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан по строительству и вопросам жизнеобеспечения <...> был обязан и имел реальную возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст.24.5 КоАП РФ не установлено.

Дата, время и место совершения административного правонарушения установлены верно.

Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства. Так, согласно п.7 ч.16 раздела III Указа одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономии является предотвращение картельных сговоров.

Как следует из протокола об административном правонарушении, <...> вину не признает, полагает, что ограничение конкуренции не допущено, конкурентные процедуры проведены.

Между тем стоит отнестись критически к данной позиции, поскольку факт заключения запрещенного антимонопольным законодательством соглашения является доказанным. Кроме того, выводы, изложенные в решении Комиссии Башкортостанского УФАС России, послужившие в дальнейшем поводом для возбуждения в отношении <...> дела об административном правонарушении, явились предметом оценки в Арбитражном суде Республики Башкортостан в рамках дела №А07-1572/2023. Решением суда от 15.06.2023 в удовлетворении заявления Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения антимонопольного органа отказано. Указанное решение вступило в законную силу.

Согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

В связи с вышеизложенным, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ в данном деле отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность не установлено.

Согласно ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно ч.7 ст.14.32 КоАП РФ заключение организацией, осуществляющей функции органа власти, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Учитывая изложенное, принимаю решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей, при этом положения ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10
и ч.7 ст.14.32 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо – <...> Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан по строительству и вопросам жизнеобеспечения <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на должностное лицо – <...> Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан по строительству и вопросам жизнеобеспечения <...>. штраф в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в доход федерального бюджета на счет органа федерального казначейства в полном объеме. Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)

ИНН получателя 0274090077

КПП получателя 027401001

Номер казначейского счета 03100643000000010100

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республики Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа

ЕКС 40102810045370000067

БИК УФК 018073401

КБК 161 1 16 01141 01 0032 140

ОКТМО 80 701 000

УИН <...>

Также административный штраф может быть оплачен путем сканирования QR-кода с использованием мобильного приложения банка.


 

Управление просит лицо, привлеченное к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс (347) 272-58-82) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.1, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст.30.2. КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны