Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 002/10/18/18.1-1959/2023 от 10 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 002/10/18/18.1-1959/2023

 

10.10.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

рассмотрев жалобу ИП Давлетшина Ирека Асхатовича (Вх. 15517/23 от 05.10.2023) на действия организатора торгов МКУ Управление наружной рекламы и информации ГО г.Уфы при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (процедура №135991),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) поступила ИП Давлетшина Ирека Асхатовича (Вх. 15517/23 от 05.10.2023) (далее - Заявитель) на действия организатора торгов МКУ Управление наружной рекламы и информации ГО г.Уфы (далее — Организатор торгов) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (процедура №135991) (далее - Аукцион).

Заявитель считает, что при проведении электронного аукциона могут быть нарушены права и законные интересы заявителя, а также ограничена конкуренция ввиду установления заказчиком ненадлежащего порядка и условий проведения электронного аукциона, Организатором торгов необоснованно укрупнен лот № 10, включающий в себя 40 рекламных конструкций типа - видеоэкран

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

20 сентября 2023 г. с 18:00 часов, дата начала приема заявок.

20 октября 2023 г. до 23:00 часов, дата окончания приема заявок.

25 октября 2023г. место и дата рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме: 450044, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комарова, д. 26,

26 октября 2023 года в 12:00 часов место, дата и время проведения аукциона в электронной форме: электронная торговая площадка https:///rts-tender.ru.

30 октября 2023 года. место, дата и время подведения итогов аукциона в электронной форме: 450044, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комарова, д. 26.

Согласно пояснениям Организатора торгов, органы местного самоуправления в силу полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, самостоятельно определять порядок формирования лотов, их количество и состав при проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Комиссия считает такой подход к формированию лота в рассматриваемом случае необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельны в тех пределах, в которых позволяет действующее законодательство.

В силу положений п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Места под размещение рекламных конструкций типа - видеоэкран, включенные в Схему размещения РК, географически расположены в разных частях города, технологически не взаимосвязаны между собой и могли бы стать объектом самостоятельных торгов.

Проведение аукциона укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.

Довод Организатора торгов относительно эффективного использования государственной (муниципальной) собственности таким формированием лотов аукциона в целях формирования доходов бюджета города Уфы отклонен Комиссией , поскольку именно укрупнение лотов имеет негативные последствия в виде меньшего количества заявок на участие в аукционе, что, в свою очередь, снижает вероятность повышения начальной цены в ходе проведения аукциона.

Стоимость одного видеоэкрана и его комплектующих значительно выше стоимости иных рекламных носителей (баннер, пилларс и т.п.), а значит участие в торгах по лоту, в который включены 40 видеоэкранов, потребует от участников серьезных финансовых затрат на их приобретение (50-60 тысяч рублей за 1 кв. м), монтаж и эксплуатацию.

С учетом представленных Организатором торгов сведений, рынок наружной рекламы, связанный с эксплуатацией современных цифровых носителей (видеоэкран) характеризуется наличием у одного хозяйствующего субъекта не более двух видеоэкранов, в связи с чем Комиссия полагает, что Организатором торгов лоты должны быть сформированы исходя из этих значений.

Стоит учесть то обстоятельство, что Организатор торгов планировал заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций типа "Видеоэкран" сроком на 10 лет. В связи с чем, сегмент рынка по рекламным конструкциям данного типа будет длительное время монополизирован единственным участником.

Между тем, право органа местного самоуправления на самостоятельное формирование лотов не может являться основным фактором для формирования лотов на торгах по продаже права на заключение договора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций. Так как участие в таких торгах является единственным возможным вариантом доступа на рынок размещения наружной рекламы, организатором торгов лоты должны быть сформированы таким образом, чтобы обеспечить возможность участия в торгах максимально возможного количества хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять деятельность в сфере наружной рекламы.

Обязанность заказчика заключить контракт при условии наиболее эффективного использования бюджетных средств не может быть противопоставлена обязанности соблюдения основных принципов организации торгов, установленных Порядком организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Уфы, утвержденное приказом директора МКУ Управление наружной рекламы и информации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №011-МКУ от «15» сентября 2023 г.(далее - Порядок организации и проведения торгов, Порядок), одним из которых является принцип: равные условия для всех претендентов на приобретение права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Уфы.

В письме ФАС России от 17.07.2019 № ИА/61348/19 "О направлении Рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы", указано на то, что укрупнение выставляемых на торги лотов (объединение в один лот множества рекламных конструкций) не должно способствовать созданию на территории региона, в котором будут проводиться торги, условий для осуществления хозяйственной деятельности, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в соответствии с требованиями части 1 статьи 15, статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Порядок формирования лотов должен носить недискриминационный характер, предусматривать возможность установки в нескольких местах различных типов и видов рекламных конструкций, учитывать различия формирования цены договоров, в том числе различие стоимости размещения рекламных конструкций по их территориальному размещению, типу и виду рекламных конструкций, может учитывать технологические особенности и сходство установки и эксплуатации рекламных конструкций, иные параметры, способствующие развитию конкуренции и рыночных отношений в сфере наружной рекламы, снижению избыточной финансовой нагрузки на бизнес, а также созданию равных условий для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности в сфере наружной рекламы на территории региона, в котором проводятся торги.

Аналогичная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 № 04АП-3330/2023 по делу № А19-1059/2023).

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ИП Давлетшина Ирека Асхатовича (Вх. 15517/23 от 05.10.2023) на действия организатора торгов МКУ Управление наружной рекламы и информации ГО г.Уфы при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (процедура №135991) обоснованной.

2. Выдать Организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны