Определение №ИВ/700/24 Определение о назначении дела от 25 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Ответчик:

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 002/01/17-82/2024 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) в ходе рассмотрения материалов Прокуратуры Кировского района г. Уфы содержащие информацию о признаках нарушения АО «Информационное агентство «Башинформ» <...> части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» проанализировано Положение о закупках товаров, работ и услуг АО ИА «Башинформ».

Рассмотрев данные материалы, установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке не должно вступать в противоречие с нормами Закона о закупках, а также является не единственным документом, которым должен руководствоваться заказчик при осуществлении закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 указанной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

АО ИА «Башинформ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

АО ИА «Башинформ», в соответствии с Законом о закупках разработано и утверждено Советом директоров АО ИА «Башинформ» Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО ИА «Башинформ» от 07.12.2023 (далее – Положение о закупке).

В ходе анализа Положения о закупках Управлением установлено следующее.

Пункт 21.1 Главы 21 Положения о закупке предусматривает следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):

21.1.1. осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

21.1.2. оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, канализации, обращению с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

21.1.3. заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии;

21.1.4. признания конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок принято решение об отклонении всех заявок или об отказе в допуске всех участников закупки, либо договор по результатам проведения закупки не заключен;

21.1.5. осуществления закупки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;

21.1.6. заключения договора на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

21.1.7. осуществления закупки на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении объекта исключительных прав для нужд Заказчика в случае, если единственному поставщику (исполнителю, подрядчику) принадлежит исключительное право на такие объекты авторских прав или право использования таких объектов прав, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставления сублицензии;

21.1.8. осуществления закупки услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

21.1.9. если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации;

21.1.10. осуществления закупки товаров (работ, услуг) для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 200 000 (двести тысяч) рублей (по одному договору, включая НДС);

21.1.11. если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;

21.1.12. оказания услуг оператора электронной торговой площадки;

21.1.13. заключения договора аренды имущества;

21.1.14. осуществления закупки преподавательских услуг, услуг по обеспечению участия на семинаре, выставке, конференции, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, стажировки;

21.1.15. возникновения потребности в товарах, работах и услугах для исполнения обязательств в соответствии с договором (контрактом), по которому Заказчик является поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

21.1.16. в случае расторжения договора в связи с неисполнением и ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору. Если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору с пропорциональным уменьшением цены договора;

21.1.17. заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также договоров с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

21.1.18. закупки товаров, работ, услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий или для удовлетворения срочных потребностей Заказчика вследствие чрезвычайного события, в связи с чем, применение других процедур закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

21.1.19. поставщик или его дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товара (работ), поставленных ранее и наличие иного поставщика невозможно по условиям гарантии, а также, если требуется ремонт, обслуживание техники, оборудования в фирменных сервисных центрах, закупка оригинальных комплектующих и запчастей;

21.1.20. закупки услуг банков, страховых компаний, финансовых услуг, лизинга, в том числе в привлечении заемных, кредитных средств, и обеспечение банковской гарантии;

21.1.21. дополнительная закупка товаров, работ, услуг у поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым у заказчика ранее был заключен договор по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика, ограниченный объем предлагаемых закупок по сравнению с первоначальными закупками, разумность цены и непригодность продукции, альтернативной рассматриваемой;

21.1.22. приобретаются заказчиком в собственность на основании договора купли-продажи или на ином основании, предоставляются заказчику во владение использование или в пользование на основании договора аренды или на ином основании земельные участки, здания, сооружения, иное недвижимое имущество;

21.1.23. оказания услуг по предоставлению в пользование вычислительных мощностей (в частности выделенного сервера), установленного на технологической площадке Дата-центра с обеспечением доступа в сеть Интернет (услуги хостинга и «Dedicated server»);

21.1.24. оказания услуг по SEO (SEO оптимизация - поисковая оптимизация) и вебаналитике сайта, анализу пользовательского поведения на сайте (и его моб. приложениях);

21.1.25. оказания информационных услуг по созданию и реализации концепции продуктов заказчика, а также по разработке и созданию программных продуктов, информационных систем, систем аналитики;

21.1.26. оказания услуг по созданию прототипов, дизайна, интерфейса, верстки и программного кода сайта и мобильных приложений;

21.1.27. закупки товаров, работ, услуг, связанных с организацией и участием в форумах, конгрессах, съездах, фестивалях, праздничных мероприятиях приуроченных к государственным праздникам (праздничным дням), культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, а также мероприятий имеющих высокую социальную значимость.

21.1.28. Для выполнения обязательств Заказчика по поставке товара, выполнения работ и оказания услуг третьим лицам:

1) разместившим запрос на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам поставки, выполнения работ, оказания услуг, которые заключены или находятся в стадии заключения;

3) на основании протокола о намерениях, рамочного соглашения или для реализации какого-то определенного ограниченного во времени проекта.

21.1.29. Осуществляется размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного Правительством Российской Федерации.

21.1.30. Приобретаются юридические услуги, в том числе услуги нотариусов и адвокатов.

21.1.31. Приобретаются услуги по созданию и поддержанию сайта Заказчика или информационных сайтов в интересах Заказчика.

21.1.32. Приобретаются услуги для собственных производственных нужд Заказчика:

1) приобретаются услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей Заказчика;

2) приобретаются услуги по заправке автомобилей Заказчика на АЗС (в т.ч. по смарткартам);

3) приобретается сувенирная продукция;

4) приобретается услуга по проведению торжеств, посвященных юбилею Заказчика, праздничным дням;

7) приобретаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности;

8) экземпляры и/или обновления информационных систем, баз данных, программных средств и программных продуктов;

9) приобретаются канцелярские и хозяйственные товары для обеспечения нужд Заказчика.

21.1.32. Отсутствует равноценная замена закупаемых товаров, работ, услуг, при этом критериями, позволяющими воспользоваться данным подпунктом, могут быть:

1) товары (работы, услуги) производятся по уникальной технологии, либо обладают уникальными свойствами, что подтверждено соответствующими документами;

2) поставщик (подрядчик, исполнитель), является единственным официальным дилером поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего вышеуказанными свойствами;

3) поставщик (подрядчик, исполнитель) является единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

4) поставщик (подрядчик, исполнитель) или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товаров (результатов работ, услуг), поставленных ранее и наличие иного поставщика (подрядчика, исполнителя) невозможно по условиям гарантии.

21.1.33. Закупка работ, услуг, являющихся естественным продолжением работы, услуги, оказанной ранее, у подрядчика, исполнителя такой работы, услуги, в случаях, когда необходимо обеспечить преемственность работ, услуг и приобретенный исполнителем в ходе выполнения работ, оказания услуг опыт необходим для выполнения, оказания работ, услуг.

21.1.34. Предмет закупки имеется в наличии только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров работ, услуг и не существует разумной альтернативы или замены, в том числе в случае, если смена поставщика не целесообразна ввиду необходимости обеспечения совместимости с применяемой на сети телекоммуникации технологической системы, если данная технология приобретена и эксплуатируется на сети до вступления в силу настоящего Положения о закупке.

21.1.35. Финансовых вложений (в форме депозита, векселей, облигаций, приобретения прочих ценных бумаг).

Таким образом, подпункт 21.1.10. пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках предусматривает возможность осуществления закупки товаров (работ, услуг) для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 200 000 (двести тысяч) рублей (по одному договору, включая НДС) на конкурентных рынках без проведения конкурентных процедур.

При этом, каких-либо ограничений в виде годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом указанное положение не содержит.

Кроме того, рынки связанные с заключением договора аренды имущества (пп. 21.1.13) - соответствует коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом); связанные с приобретением заказчиком в собственность на основании договора купли-продажи или на ином основании, предоставляются заказчику во владение использование или в пользование на основании договора аренды или на ином основании земельные участки, здания, сооружения, иное недвижимое имущество (пп. 21.1.22) - соответствует коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом); связанных с приобретением юридических услуг, в том числе услуг нотариусов и адвокатов (пп. 21.1.30) - соответствует коду ОКВЭД 69.10 (Деятельность в области права), по рынку оказания юридических услуг, в том числе адвокатов, необходимо отметить, что наличие собственной юридической службы не свидетельствует об обоснованности и эффективности расходования денежных средств. Конкретизации, для каких конкретно случаев требуются адвокаты, Положение о закупках не содержит; связанных с приобретением услуг для собственных производственных нужд заказчика, в том числе по ремонту, обслуживанию и заправке автомобилей, приобретение сувенирной продукции, услуг по проведению торжеств, права на использование результатов интеллектуальной деятельности, обновлений информационных систем, баз данных, программных средств и программных продуктов, канцелярских и хозяйственных товаров, финансовых вложений (пп. 21.1.32) - соответствует коду ОКВЭД 45.20 (Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств), соответствует коду ОКВЭД 47.78.3 (Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов) пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках являются конкурентными, соответственно, изложение указанных пунктов в такой редакции позволяют Заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

В этой связи, подпункт 21.1.10, пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках (в части отсутствия годового лимита закупок), подпункты 21.1.13, 21.1.22, 21.1.30, 21.1.32 пункта 21.1 Положения о закупках противоречат нормам Закона о закупках и направлены на ограничение конкуренции.

Подпункт 21.1.4 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках подразумевает осуществление закупки в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок принято решение об отклонении всех заявок или об отказе в допуске всех участников закупки, либо договор по результатам проведения закупки не заключен.

По данному подпункту необходимо отметить, что вышеуказанные закупки должны осуществляться на тех же самых условиях, на которых была объявлена конкурентная процедура, в ситуации, когда проведение конкурентной процедуры невозможно. В Положении о закупке Предприятия соответствующих норм не имеется, что дает возможность Заказчику менять условия закупки, не проводя новую процедуру и заключать договор по своему усмотрению.

Более того, данный подпункт является не только ограничивающим конкуренцию, но и содержит коррупционную составляющую. Так, Заказчик может составить документацию таким образом, что ни один участник не будет готов подать заявку. Это дает право Заказчику заключить договор с любым участником.

21.1.17. заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также договоров с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Вместе с тем, заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также договоров с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход подразумевает возможность Заказчика не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Положение о закупке не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закон о закупках.

Законом о закупках установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в Положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Однако это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Следовательно, Положение о закупке не должно вступать в противоречие с нормами Закона о закупках и Закона о защите конкуренции и не является единственным документом, которым должен руководствоваться заказчик при осуществлении закупки.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями которого согласно части 2 статьи 1 данного закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4).

На основании пунктов 2 и 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

Следовательно, изложенные обстоятельства влекут за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушение принципов осуществления закупочной деятельности (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В п.9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (ч.1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Вместе с тем, закрепленные в Положении о закупке условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Также нельзя говорить об экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020).

Следовательно, выбор АО ИА «Башинформ» неконкурентного способа проведения закупок представляет собою злоупотребление правом, уклонением от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования Закона о закупках в данной сфере.

Кроме того, наличие сведений о иных хозяйствующих субъектах, реализующих закупаемый товар, свидетельствует о необоснованном ограничении круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Изложенное означает, что несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики от 16.05.2019 сделан вывод о том, что в Положении о закупке должны быть ограничения для применения способа закупки у единственного поставщика: нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению на конкурентных рынках.

Указанные обстоятельства влекут за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности (ч.1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

В свою очередь необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.

Таким образом, Положение о закупках АО ИА «Башинформ», позволяет осуществлять закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках и не соответствует нормам Закона о закупках, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Башкортостанского УФАС России от 23.01.2024 № 5/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения
АО «Информационное агентство «Башинформ» <...> ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч.13 ст. 44 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 002/01/17-82/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 08.02.2024 в 11 часов 30 минут посредством использования системы TrueConf.

Управление сообщает, что Участники дела вправе перейти по ссылке <...> для участия в рассмотрении дела.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 002/01/17-82/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя Прокуратуру Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан (450001, г. Уфа, ул. Бабушкина, 21).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 002/01/17-82/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика – АО «Информационное агентство «Башинформ» <...>

4. Ответчику (АО «Информационное агентство «Башинформ») представить в срок до 05.02.2024 следующие документы и материалы:

4.1 Письменную аргументированную позицию по обстоятельствам дела с нормативно-правовым обоснованием.

4.2. Количество проведенных закупок по подпунктам 21.1.4., 21.1.15, 21.1.17, 21.1.10, 21.1.13, 21.1.22, 21.1.30, 21.1.32 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках за 2023 год с указанием даты закупки, наименования закупки, суммы закупки, участника, с которым заключен договор, даты исполнения договора.

4.3. Любую иную информацию и документы, касающиеся предмета рассмотрения дела.

 

Председатель комиссии

<...>

Связанные организации

Прокуратура Кировского района г. Уфы
ИНН 0274038937, ОГРН 1030203899395
АО ИА Башинформ
ИНН 0275002041, ОГРН 1020202774030