Решение б/н рассмотрев обращение физического лица (вх.№2070 от 14.02.201... от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

г.Уфа, ул.Д.Донского, д.48а

г.Уфа, ул.Новогорная, д.21

Заявитель:

вх.№2070 от 14.02.2019

 

РЕШЕНИЕ

(по делу № ТО002/05/05-666/2019)

 

26.06.2019г.

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> –заместитель руководителя –начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение физического лица (вх.№2070 от 14.02.2019) по признакам нарушения ч.6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии:

-ИП <...>.;

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, по электронной почте, поступило обращение физического лица б/н от 14.02.2019 (вх.№2070 от 14.02.2019) о признаках нарушения, по мнению заявителя, требований ФЗ «О рекламе» при размещении информации следующего содержания: «ЭконоМаркет Автозапчастей «Все за копейки» Прием б/у АКБ за 1100 руб».

Текст обращения заявителя (вх.№2070 от 14.02.2019):

«…Мною, выявлено нарушение действующего законодательства в сфере рекламы магазином «ЭконоМаркет» по адресу: г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а. Данная торговая организация использует в своих многочисленных вывесках, которыми усеяна вся улица и прилегающий квартал, государственный символ – флаг Российской Федерации, что в свою очередь запрещается ФЗ «О рекламе»…».

Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 «О порядке применения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

12.04.2019 года данная реклама была вынесена на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России на предмет наличия непристойных и оскорбительных образов в отношении государственных символов.

Членами Экспертного совета отмечено наличие непристойного и оскорбительного образа в отношении государственного символа – флага Российской Федерации, установлено наличие негативного восприятия рекламы потребителями.

Данная реклама имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части того, что:

- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе»,  ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

08.05.2019г. представитель магазина «ЭконоМаркет Автозапчастей» на рассмотрение дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не поступало.

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату, срок рассмотрения дела продлить.

24.05.2019г. представитель магазина «ЭконоМаркет Автозапчастей» на рассмотрение дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не поступало.

13.06.2019г. представитель магазина «ЭконоМаркет Автозапчастей» на рассмотрение дела не явился. 27.05.2019г. сотрудниками УФАС пр РБ был осуществлен выезд по адресу: г.Уфа, ул.Д.Донского, д.48а, для уведомления магазина «ЭконоМаркет Автозапчастей» о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 13.06.2019г.в 11ч.00 мин. Копия определения об отложении рассмотрения дела №ТО002/05/05/666/2019 доставлена.

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату.

18.06.2019г. от ИП <...> поступили пояснения: «Данную рекламу разместили по незнанию закона «О рекламе». Согласованный рекламный макет, имеющийся договора на изготовление, распространение, размещение рекламы отсутствуют, т.к.размещали сами. Договор аренды помещения по адресу: Генерала Шаймуратова 48а соответствует адресу Д.Донского, 48а». Прилагается договор аренды, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия(вх.№9266 от 18.06.2019г.).

26.06.2019 года ИП <...> на рассмотрение дела не явился. Ходатайство, заявленное о рассмотрении дела без его участия удовлетворено.

Комиссией установлено, что верное наименование рекламодателя – ИП <...> (г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134).

Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/5-666/2019 было принято решение: признать указанную рекламу ненадлежащей, выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе»; передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <...>.

Анализ материалов дела показал, что реклама следующего содержания: «ЭконоМаркет Автозапчастей «Все за копейки» Прием б/у АКБ за 1100 руб», размещенная на вывесках с государственным символом – флагом Российской Федерации по улице Дм.Донского 48а  и прилегающем квартале, рекламодатель – ИП <...> (г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134), нарушает часть 6 статьи 5 в части того, что:

- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе»,  ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

Согласно обращению заявителя «…Мною, выявлено нарушение действующего законодательства в сфере рекламы магазином «ЭконоМаркет» по адресу: г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а. Данная торговая организация использует в своих многочисленных вывесках, которыми усеяна вся улица и прилегающий квартал, государственный символ – флаг Российской Федерации, что в свою очередь запрещается ФЗ «О рекламе»…»(вх.№2070 от 14.02.2019г.).

Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 «О порядке применения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

12.04.2019 года данная реклама была вынесена на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России на предмет наличия непристойных и оскорбительных образов в отношении государственных символов.

Членами Экспертного совета отмечено наличие непристойного и оскорбительного образа в отношении государственного символа – флага Российской Федерации, установлено наличие негативного восприятия рекламы потребителями.

Согласно пояснений  ИП <...>: «Данную рекламу разместили по незнанию закона «О рекламе». Согласованный рекламный макет, имеющийся договора на изготовление, распространение, размещение рекламы отсутствуют, т.к.размещали сами. Договор аренды помещения по адресу: Генерала Шаймуратова 48а соответствует адресу Д.Донского, 48а».

В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/5-666/2019 было принято решение: признать указанную рекламу ненадлежащей, выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе»; передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <...>.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 26.06.2019г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Верное наименование рекламодателя – ИП <...> (г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134).

2.Признать ненадлежащей рекламу: «ЭконоМаркет Автозапчастей «Все за копейки» Прием б/у АКБ за 1100 руб», размещенную на вывесках с государственным символом – флагом Российской Федерации по улице Дм.Донского 48а  и прилегающем квартале, рекламодатель – ИП <...> (г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134), так как она нарушает части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении ИП <...>.

Решение изготовлено в полном объеме 02.07.2019г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

                                     <...>

 

                                      <...>

                                <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП<...>

г.Уфа, ул.Д.Донского, д.48а

г.Уфа, ул.Новогорная, д.21

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

(по делу № ТО002/05/05-666/2019)

 

26.06.2019г.

г.Уфа, ул.Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> –заместитель руководителя –начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение физического лица (вх.№2070 от 14.02.2019) по признакам нарушения ч.6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,

на основании своего решения от 26.06.2019г. по делу № ТО002/05/05-666/2019 о признании ненадлежащей рекламы «ЭконоМаркет Автозапчастей «Все за копейки» Прием б/у АКБ за 1100 руб», размещенную на вывесках с государственным символом – флагом Российской Федерации по улице Дм.Донского 48а  и прилегающем квартале, рекламодатель – ИП <...>(г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <...> (г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134)  в срок до «__»_______2019г. со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение рекламы: «ЭконоМаркет Автозапчастей «Все за копейки» Прием б/у АКБ за 1100 руб», размещенную на вывесках с государственным символом – флагом Российской Федерации по улице Дм.Донского 48а  и прилегающем квартале, рекламодатель – ИП <...>(г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134) или представить в адрес Управления доказательства размещения данной рекламы в соответствии с требованиями пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»

2. ИП <...> (г.Уфа, ул.Дм.Донского, д.48а;  ИНН 025000611890, ОГРНИП 307027610200134) представить в Башкортостанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до  «__»_________.2019г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе УФАС по РБ вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

Члены Комиссии

<...>

 

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны