Решение б/н ИЦ Салаватского района от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан»

Филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан

(общественно-политическая газета «На земле Салавата»)

452490, Республика Башкортостан,

Салаватский район, с.Малояз, ул.Коммунистическая, д.56

 

Государственное унитарное

предприятие Республики

Башкортостан Издательский дом

«Республика Башкортостан»

450079, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 13

 

гр.<>

 

                            

РЕШЕНИЕ

(по делу №002/05/28-21/2021)

09.04.2021г.

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

рассмотрев материалы о признаках нарушения части 1 части 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»)

в присутствии:

- представителя ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан(общественно-политическая газета  «На земле Салавата»), извещены надлежащем образом(заседание Комиссии проходит дистанционным путем с применением видео-конференц-связи)(ходатайство вх.№5508 от 06.04.2021г.);

в отсутствии:

-представителя ГУП РБ издательский дом «Республика Башкортостан» (извещены надлежащим образом);

-гр. <…> (ходатайство вх.№5426 от 05.04.2021г.);

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

22.12.2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ размещения рекламы в периодических печатных изданиях Республики Башкортостан (составлен акт). В результате проведенного анализа на предмет соответствия законодательства Российской Федерации о рекламе, в Салаватской районной общественно-политической газете  «На земле Салавата» № 96 (9692) от 01.12.2020 года на стр.4 выявлена реклама с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в общественно-политической газете; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги кредитования, то есть финансовая услуга.

Данная реклама имеет признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в части того, что:

• реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст.  54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В указанной рекламе содержится информация о возможности приобретения товара в кредит, но в ней отсутствует указание имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28 указанного закона, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В вышеуказанном случае способом распространения рекламы является печать в Салаватской районной общественно-политической газете «На земле Салавата».

25.01.2021г. от ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан поступили письменные пояснения: «Реклама «перспектива», размещенная в районной общественно-политической газете «На земле Салавата» №96(9692) от 01.12.2020г. поступила по электронной почте в готовом к публикации виде с заявкой о размещении в газете, что нами и было сделано. Как правило, при поступлении объявлений или рекламы центрлизовано, макеты уже согласованы и исправлены, поэтому идут в публикацию в том виде, в котором поступают в Информационный центр. При информировании пакета документов для предоставления в Управление ФАС по РБ нами были запрошены договора со всеми приложениями на данную рекламу(на изготовление, размещение и распространение, документы об оплате рекламы, акты приемки-сдачи выполненных работ), согласованный к размещению текст рекламы(разработка, изготовление и способ согласования данного рекламного модуля с приложением скриншотов электронной переписки и т.п.), информацию о рекламодателе. Вышеуказнные документы предоставлены не были». Заявлено ходатайство о рассмотрении дела дистанционным путем с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет»(вх.№1046 от 25.01.2021г.).

28.01.2021г. ходатайство ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан удовлетворено. Заседание Комиссии было проведено с использованием систем видео-конференц-связи. Директором ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан <…> устно была поддержана ранее изложенная позиция по делу.

Комиссией принято решение: рассмотрение дела отложить на другую дату – 12.02.2021 года. Срок рассмотрения дела продлить. Запросить у ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» дополнительные сведения.

Верное наименование ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан» Салаватская районная общественно-политической газета «На земле Салавата»- ГУП Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан (далее – ИЦ Салаватского района).

29.01.2021 года и 01.02.2021 года в адрес антимонопольной службы посредством электронной почты поступили сведения (документы и материалы) (вх. № 1302 от 29.01.2021 и № 1399 от 01.02.2021) из которых следует, что данное рекламное объявление было размещено по поручению «Заказчика» - <…> (договор № 66 на размещение рекламы и рекламно-информационных услуг от 24.11.2020 года).

10.02.2021 года от ИЦ Салаватского района поступили дополнительные сведения (документы и материалы) (вх. № 1953 от 10.02.2021, электронная почта), а также ходатайство о рассмотрении дела назначенного на 12.02.2021 года дистанционном путем.

12.02.2021 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, посредством использования аудио/видеоконференцсвязи присутствовал:

- <…> – директор (главный редактор) ИЦ Салаватского района. (Ходатайство вх. № 1953 от 10.02.2021 удовлетворено). Озвучена позиция по делу.

12.02.2021 года Комиссия Башкортостанского УФАС России определила:

1. привлечь к участию в деле № 002/05/28-21/2021 <…> в качестве рекламодателя.

2. направить запрос в адрес управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан с целью установления фактического места жительства лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. направить запрос оператору связи для установления владельца номера телефона указанного в тексте рекламы - +7(962) 524-04-14.

В соответствии с абзацем 3 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

16.02.2021г. от ПАО «ВымпелКом» г.Уфа поступила запрашиваемая информация, согласно которой сообщается, что абонентский номер +79625240414 был предоставлен ООО «Недвижимость Уфы»(ИНН 0274934316) (вх.№2311 от 16.02.2021г.).

02.03.2021 года в адрес антимонопольной службы поступил ответ на запрос от Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, из которого следует что гр. <…> зарегистрирована  по адресу: <…> (вх.№148 от 02.03.2021г.)

В связи с получением информации на запрос от Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.

05.04.2021г. от гр. <…> поступили письменные пояснения: «Мною был заключен договор (он у меня не сохранился) на рекламу. В рекламе указала Перспективу, так как знаю, что это агентство достаточно популярное. В тот момент времени я сотрудничала именно с Перспективой24(я предоставляла им клиентов, они мне предоставляли клиентов) и поэтому указала номер телефона, по которому у нас с агентством осуществлялась связь (сим-карта выдавалась временно для связи, оплачивала услуги связи я сама за свой счет). Какого либо договора на рекламу с данной газетой через меня у Перспективы24 не заключалось. На тот момент я не знала, что нельзя подавать рекламу в таком виде. Хотела, чтобы у меня было больше клиентов. В итоге из газет их не было.  Когда подавала рекламу, никто из менеджеров газеты мне не сказали, что в таком виде нельзя подавать. Поэтому прошу прощения. Больше такого с моей стороны не повторится». Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия(вх.№5426 от 05.04.2021г.). Ходатайство удовлетворено.

05.04.2021г. от ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан» поступили письменные пояснения: «…Данное объявление было отправлено по электронной почте в уже готовом к публикации виде с заявкой о размещении в газет. Текст данного объявления было отправлено рекламодателем(агентом по недвижимости <…>) по мессенджеру ватсаб. По тексту никаких изменений не было внесено с нашей стороны. С клиентом было составлено договор, оплата прошла наличными деньгами через кассу». Прилагаются документы: копия приказа №18-к от 01.02.2021г. о назначении генерального директора ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан»(вх.№5447 от 05.04.2021г.).

06.04.2021г. от ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан(общественно-политическая газета  «На земле Салавата») поступило ходатайство о рассмотрении дела дистанционным путем с использованием систем видео-конференц-связи(вх.№5508 от 06.04.2021г.)

09.04.2021г. ходатайство ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан(общественно-политическая газета  «На земле Салавата») удовлетворено. Заседание Комиссии проходит дистанционным путем  с использованием систем видео-конференц-связи.

Анализ материалов дела показал, что, реклама:

 

 

рекламодатель- гр. <…>, рекламораспространитель - ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» Издательский дом «Республика Башкортостан» филиал информационный центр Салаватского района Республики Башкортостан (общественно-политическая газета  «На земле Салавата»), размещенной в  Салаватской районной общественно-политической газете  «На земле Салавата» № 96 (9692) от 01.12.2020 года на стр.4, нарушает часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе.

Согласно представленной информации от гр. <…>: «Мною был заключен договор(он у меня не сохранился) на рекламу. В рекламе указала Перспективу, так как  знаю, что это агентство достаточно популярное. В тот момент времени я сотрудничала именно с Перспективой24(я предоставляла им клиентов, они мне предоставляли клиентов) и поэтому указала номер телефона, по которому у нас с агентством осуществлялась связь(сим-карта выдавалась временно для связи, оплачивала услуги связи я сама за свой счет). Какого либо договора на рекламу с данной газетой через меня у Перспективы24 не заключалось. На тот момент я не знала, что нельзя подавать рекламу в таком виде. Хотела, чтобы у меня было больше клиентов. В итоге из газет их не было.  Когда подавала рекламу, никто из менеджеров газеты мне не сказали, что в таком виде нельзя подавать. Поэтому прошу прощения. Больше такого с моей стороны не повторится»( вх.№5426 от 05.04.2021г.)

Согласно поступившей информации от ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан»: «…Данное объявление было отправлено по электронной почте в уже готовом к публикации виде с заявкой о размещении в газет. Текст данного объявления было отправлено рекламодателем(агентом по недвижимости <…>) по мессенджеру ватсаб. По тексту никаких изменений не было внесено с нашей стороны. С клиентом было составлено договор, оплата прошла наличными деньгами через кассу» (вх.№1399 от 01.02.2021г., вх.№5447 от 05.04.2021г.).

Комиссией, согласно представленного приходного ордера №17 от 14.01.2021г.(вх.№ 1399  от 01.02.2021г.)от ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан»  установлено, плательщиком является гр. <…>.

В материалах дела имеется копия договора №66 от 24.11.2020г. на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов(вх.№1399 от 01.02.2021г.)     

С учетом данных обстоятельств установлено, что макет рекламы информационным центром Салаватского района Республики Башкортостан – филиалом  ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета  «На земле Салавата»)  было принято в готовом виде по электронной почте и был размещен в общественно-политической газете  «На земле Салавата» без изменений.

Исходя из представленных письменных пояснений гр. <…> был заключен договор на размещение рекламы в газете с целью привлечения клиентов. На время подачи рекламы для размещения в газете, сотрудничала с Перспектива 24, следовательно был указан номер телефона по которому осуществлялась связь с агентством.

 К финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, относится кредитная организация. Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из положений ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства  Комиссия приходит к выводу: указанные услуги в рекламе (в части выдачи ипотеки по господдержке) может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы

 

Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу №002/05/28-21/2021 было принято решение: переквалифицировать указанное нарушение с части 1 статьи 28 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»; дело в отношении информационного центра Салаватского района Республики Башкортостан – филиала  ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета  «На земле Салавата») прекратить; признать указанную рекламу ненадлежащей, выдать гр. <…> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе»; выдать информационному центру  Салаватского района Республики Башкортостан – филиалу  ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета  «На земле Салавата») предписание  как лицу, имеющему возможность устранить правонарушение, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении гр. <…>

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 05.04.2021г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Переквалифицировать указанное нарушение с части 1 статьи 28 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Дело №002/05/28-21/2021 в отношении информационного центра Салаватского района Республики Башкортостан – филиала  ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета  «На земле Салавата») прекратить;

         3.Признать ненадлежащей рекламу:

 

размещенной  в  Салаватской районной общественно-политической газете  «На земле Салавата» № 96 (9692) от 01.12.2020 года на стр.4, так как она нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

         4.В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать гр. <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          5.В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать  информационному центру Салаватского района Республики Башкортостан – филиалу  ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан» (общественно-политическая газета  «На земле Салавата») предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  как лицу, имеющему возможность устранить правонарушение, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении гр. <…> Решение изготовлено в полном объеме 14.04.2021г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны