Решение №РС/10003/22 Решение от 20 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

Заявитель:

ООО «Регион-Авто»

 

 

Организатор конкурса:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № ТО 002/10/18.1-1571/2022

 

20.09.2022 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Саляхутдиновой Р.Ф. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Членов Комиссии:

Васильева И.В. – начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

Сафиуллина И.Ф. – специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

при участии от Министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ – Гниятовой А.Х. (доверенность от 05.08.2022 № б/н), Веснина К.В. (доверенность от 05.08.2022 № б/н), от ООО «Регион-Авто» – Краснобородкиной Н.Б. (доверенность от 01.06.2022 № 12),

рассмотрев жалобу ООО «Регион-Авто» от 05.09.2022 вх. №13145-ИП/22 на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан на срок 5 лет с 23 декабря 2022 года,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступила жалоба ООО «Регион-Авто» от 05.09.2022 вх. №13145-ИП/22 на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан на срок 5 лет с 23 декабря 2022 года.

Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

1) в Конкурсной документации открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан (далее – Конкурсная документация) отсутствует расписание движения транспортных средств;

2) все перечисленные маршруты регулярных перевозок относятся к одному лоту, который разделен на подлоты, что приводит к ограничению конкуренции;

3) на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ отсутствуют сведения о Приказе Минтранса РБ от 25.08.2022 № 01-05/212, которым внесены изменения в конкурсную документацию;

4) отсутствует обоснованность потребности выставляемых на конкурс маршрутов регулярных перевозок.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представлена письменная позиция от 12.09.2022 вх. № 01-13/104, считает, что его действия

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лица, участвующего в заседании, Комиссия установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

28.07.2022 Министерством транспорта и дорожного хозяйства РБ (далее – Минтранс РБ) на официальном сайте министерства сети Интернет было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан на срок 5 лет с 23.12.2022.

Дата начала срока подачи заявок – 01.08.2022. Дата и время окончания подачи заявок – 01.09.2022 (продлен до 15.09.2022).

По доводу жалобы об отсутствии в конкурсной документации расписания движения транспортных средств Комиссия отмечает следующее.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.14 Закона №220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Согласно статье 22 Закона №220-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса.

В извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора открытого конкурса;

2) предмет открытого конкурса;

3) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация;

4) размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации на бумажном носителе, если указанная плата установлена;

5) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса.

Извещение о проведении открытого конкурса может включать в себя иные предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом не указанные в части 2 настоящей статьи сведения.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 24 Закона №220-ФЗ, заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества. Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

В силу п.1.2 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Гостранса РБ от 21.09.2016 № 01-05/175 (далее – Положение), положение устанавливает порядок и условия организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан.

В соответствии с п.1.5 Положения органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение открытого конкурса является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.

Согласно п. п. 4.6, 4.7 Положения в извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:

- наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора открытого конкурса;

- предмет открытого конкурса;

- срок, место и порядок предоставления конкурсной документации; адрес официального сайта Госкомитета, на котором размещена конкурсная документация;

- размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации на бумажном носителе, если указанная плата установлена;

- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса.

Конкурсная документация включает следующие разделы:

- правовое регулирование;

- организатор открытого конкурса;

- предмет открытого конкурса;

- описание лотов;

- требования к участникам открытого конкурса;

- порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе;

- порядок проведения вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе;

- порядок и сроки подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;

- сроки приобретения участником открытого конкурса транспортных средств в соответствии с лотом, в отношении которых перевозчиком приняты обязательства по приобретению;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе;

- форма, порядок, дата начала и окончания предоставления заявителям разъяснений порядка и условий проведения открытого конкурса;

- порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту и карт межмуниципального маршрута по результатам проведения открытого конкурса.

Таким образом, наличие расписания в документации и извещении о конкурсе не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с п.5 ст.27 Закона №220-ФЗ и п.11 Приказа Министерства транспорта России от 10.11.2015 №331 «Об утверждении формы бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядка его заполнения» расписание является приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту, которое выдается победителю открытого конкурса.

В связи с этим, довод заявителя об отсутствии расписания движения транспортных средств в конкурсной документации является необоснованным.

По доводу Заявителя об объединении нескольких маршрутов регулярных перевозок в один лот, Комиссия отмечает следующее.

Согласно ч.1 ст.21 Закона № 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

В силу ч.2.1 ст.29 Закона № 220-ФЗ действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса, проведенного в отношении нескольких включенных в состав одного лота маршрутов регулярных перевозок, прекращается в случае прекращения действия хотя бы одного из таких свидетельств.

Также в соответствии с ч.1 Письма Федеральной антимонопольной службы от 02.10.2020 № ИА/85875/20 (далее – письмо ФАС России) минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения исполнения контракта для межмуниципальных маршрутов, в случае, если общая численность населения муниципальных образований, по которым проходит межмуниципальный маршрут, более 1 миллиона человек, все маршруты разделены не менее чем на 30 лотов.

Таким образом, Законом №220-ФЗ не установлен запрет на объединение в один лот нескольких межмуниципальных маршрутов.

Соответственно, указанный довод Заявителя является необоснованным.

Кроме этого, Комиссия учитывает пояснения Министерства и представленные материалы, обосновывающие объединение в один лот маршруты регулярных перевозок.

Так, в целях улучшения транспортного обслуживания населения, снижения аварийности на пассажирском транспорте, оптимизации маршрутной сети Министерством учтены высокорентабельные и низкорентабельные маршруты. Их объединение с целью бесперебойного обеспечения транспортного обслуживания в один лот позволяет обеспечивать обязанность перевозчиков, которым по итогам конкурса будет предоставлено право обслуживать и непривлекательные с экономической точки зрения маршруты, но необходимые для удовлетворения нужд поселения.

При объединении маршрутов в лот Минтранс РБ руководствовался соображениями рентабельности и взаимосвязанности маршрутов, исключением возможности срыва организации транспортного сообщения. Разделение маршрутов на виды и направления, критерии объединения маршрутов в лоты нормативно не регламентированы, поэтому заказчик при формировании лотов действует в пределах своих полномочий. При этом само по себе отсутствие у какого-либо хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в определенном конкурсе не свидетельствует о том, что решение комиссии, предусматривающие определенные требования для участников конкурса, ограничивают конкуренцию. Целью проведения конкурса является не обеспечение максимально широкого круга участников, а удовлетворение потребностей населения в перевозках, повышение качества обслуживания, свободное развитие рынка пассажирских автотранспортных услуг, защита прав потребителей этих услуг, сокращение расходов местного бюджета на покрытие убытков от пассажирских перевозок.

Кроме того, в рамках проведения конкурсных процедур ведется работа по исполнению п.1.5. Указа Главы Республики Башкортостан «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года» от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «Улучшение региональной инфраструктуры включая:

обновления всех автотранспортных средств;

обеспечения регулярного автобусного сообщения с районными центрами всех населенных пунктов с населением более 100 человек используемых для пассажирских перевозок;

оснащения оборудованием для безналичной оплаты проезда всех маршрутных транспортных средств».

Как уже ранее было указано возможность на включение в состав лота нескольких маршрутов регулярных перевозок прямо предусмотрена Законом №220-ФЗ.

Маршрут регулярных перевозок — это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Следовательно, каждый из маршрутов является самостоятельным объектом правового регулирования. При этом технологических или функциональных различий, препятствующих объединению маршрутов регулярных перевозок в группы с целью выставления их на конкурс, не имеется.

Исходя из представленных пояснений, Лот № 1 оспариваемого открытого конкурса сформирован с соблюдением баланса между прибыльными и непривлекательные с экономической точки зрения маршрутами, необходимыми для удовлетворения нужд поселения.

Так, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:

- «Чишмы-Уфа» порядковым № 151, регистрационный № 22,

- «Языково-Уфа (Южный АВ)» порядковый №164, регистрационный № 26 имеются заявления перевозчика - ООО «Компании Уфа-Лайн» от 21.12.2021 г. об уменьшении пассажиропотока и необходимости сокращения количества подвижного состава.

По маршруту «г.Благовещенск-г.Уфа» порядковый № 104, регистрационный №59, отчет по маршруту перевозчиком ООО «Уфа-Север» не предоставляется, имеется заявление перевозчика ООО «Уфа-Север» от 14.07.2022 г. об изменении маршрута.

По межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:

«ОПХ Чернолесовский -Южный автовокзал Уфа», порядковый № 3110, регистрационный № 49 имеется заявление перевозчика ООО «Компании АвтоЛайн» от 21.12.2021 г. об уменьшении пассажиропотока и необходимости сокращения количества подвижного состава;

  • «Уфа- ч/з Миловский Парк - д.Сергеевка» порядковый № 213, регистрационный № 5, наблюдается сокращение пассажиропотока согласно отчету перевозчика ООО «Альянс «СКД»; имеется заявление перевозчика ООО «Альянс «СКД» от 10.06.2022 г. о несогласии с изменением маршрута.

«Картяки- Уфа», порядковый № 393, регистрационный № 52,

«Сайт-Баба- Уфа», порядковый № 741, регистрационный № 21,

«Межгорье-Белорецк», порядковый № 845, регистрационный № 362, наблюдается сокращение пассажиропотока согласно отчетам перевозчика ИП Чумбарева В.В. за 1 квартал 2022 г., январь, февраль, март, апрель 2022 года, перевозчик не намерен продлевать срок свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрутов, в связи с нерентабельностью обслуживания маршрута.

Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Бакалы-Уфа» порядковый № 583, регистрационный №17, в настоящее время не обслуживается, имеется справка Башкирского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций- филиала ГУП «Башавтотранс» РБ об отсутствии рейсов по маршруту № 583 «Бакалы-Южный АВ Уфа» в период с января 2022 года по май 2022 года.

Также для обследования пассажиропотока Минтрансом РБ 10.01.2022 г. утвержден план обследования пассажиропотока на межмуниципальных маршрутах за 1 полугодие 2022 года.

Согласно плану проведены акты обследования пассажиропотока учетчиками, находящимися на остановочном пункте.

Так по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:

«Чишмы-Уфа» порядковым № 151, регистрационный № 22,

«Языково-Уфа (Южный АВ)» порядковый №164, регистрационный № 26,

«г.Благовещенск-г.Уфа» порядковый № 104, регистрационный №59,

«Уфа-Кармаскалы» порядковый № 253Н, регистрационный 48, наблюдается стабильный пассажиропоток, имеются соответствующие акты.

По межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:

«ОПХ Чернолесовский -Южный автовокзал Уфа», порядковый № 3110, регистрационный № 49, имеются акты подтверждающие сокращение пассажиропотока от 24.02.2022 г, 28.04.2022 г.

«Уфа- ч/з Миловский Парк - д.Сергеевка» порядковый № 213, регистрационный № 5, имеются акты подтверждающие сокращение пассажиропотока от 24.02.2022 г, 28.04.2022 г.

«Картяки- Уфа», порядковый № 393, регистрационный № 52, имеются акты подтверждающие сокращение пассажиропотока от 28.02.2022 г, 29.04.2022 г.

«Сайт-Баба- Уфа», порядковый №741, регистрационный №21, имеются акты подтверждающие сокращение пассажиропотока от 28.02.2022 г, 29.04.2022 г.

«Межгорье-Белорецк», порядковый № 845, регистрационный № 362, имеются акты подтверждающие сокращение пассажиропотока от 16.02.2022 г, 20.04.2022 г.

Согласно ч.2.1 ст. 29 Федерального закона № 220-ФЗ, действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса, проведенного в отношении нескольких включенных в состав одного лота маршрутов регулярных перевозок, прекращается в случае прекращения действия хотя бы одного из таких свидетельств.

Соответственно объединяя эти маршруты в один лот, организатор конкурса обеспечивает обслуживание неприбыльных, но социально значимых маршрутов, так как в дальнейшем перевозчик не сможет отказаться от конкретного маршрута, в случае отказа он будет вынужден отказаться от всех маршрутов, включенных в один лот.

По доводу об отсутствии обоснованности потребности выставляемых на конкурс маршрутов регулярных перевозок Комиссия отмечает следующее.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона №220-ФЗ, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.

В соответствии с требованиями данной статьи межведомственной комиссией Минтранса РБ принято решение по изменению ранее установленных маршрутов в части повышения класса транспортных средств обслуживаемых маршрутов и изменения характеристик транспортных средств. Данные изменения введены с целью повышения безопасности пассажирских перевозок и комфорта пассажиров.

Согласно ч.3.1 ст. 12 Закона №220-ФЗ в течение шестидесяти дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления предусмотренного частью 3 настоящей статьи решения об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок по данным маршрутам, обязаны обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлениями о продлении действия таких свидетельств и карт данных маршрутов на следующий срок в соответствии с принятым решением.

Минтрансом РБ в установленные сроки были направлены уведомления о принятом решении об изменении маршрутов всем перевозчикам обслуживающим маршруты, в которые были внесены изменения. На что ответы от перевозчиков получены не были.

В соответствии с п.3, п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона №220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе в случаях обращений юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства; окончания срока действия данного свидетельства.

Материалами дела установлено, что срок действия свидетельств на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории РБ, выставленных на конкурс, заканчивается 22.12.2022.

В то же время, Извещением о проведении открытого конкурса установлено, что действие новых свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории РБ начинается с 23.12.2022.

Таким образом, довод Заявителя об обоснованности потребности выставляемых на конкурс маршрутов регулярных перевозок является необоснованным.

Жалоба признается необоснованной.

На основании изложенного, в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Регион-Авто» от 05.09.2022 вх. №13145-ИП/22 на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан на срок 5 лет с 23 декабря 2022 года необоснованной.

 

Председатель комиссии 

 

Члены комиссии: 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

 

 

 

2022-1122

 

 

Связанные организации

ООО "Регион-Авто"
ИНН 0274094628, ОГРН 1030203947036
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ
ИНН 0274151026, ОГРН 1100280036328