Решение б/н реклама: «Мега Рублевъ. Ломбард. Честные 0,15%», размещенная... от 24 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»

453100, г. Стерлитамак,

ул. Артема, 63, пом. IV

megalombard18@gmail.com

РЕШЕНИЕ

(по делу № ТО002/05/28-2373/2019)

24.01.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев материалы по признакам нарушения закона о рекламе, а именно рекламу: «Мега Рублевъ. Ломбард. Честные 0,15%», размещенную в здании по адресу: РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63, (дата фиксации 11.09.2019), рекламодатель – ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» (РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63, пом VI),

в присутствии:

- <...> (доверенность №7 от 07.10.2019) – представителя ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»,

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в соответствии со статьей 33 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» Башкортостанским УФАС России была выявлена реклама следующего содержания:  «Мега Рублевъ. Ломбард. Честные 0,15%».

Указанная реклама размещена на здании по адресу: РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63, (дата фиксации 11.09.2019), рекламодатель – ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»(РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63, пом VI).

Указанная реклама имеет признаки нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в части того, что:

- если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита(займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите(займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.3 ст.28 указанного закона, несет рекламодатель.

08.10.2019г. на заседании Комиссии присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» - <...>.

Прилагаются документы: копия свидетельства о государственной регистрации права, копия приказа №1 от 10.05.2018г., копия решения единственного учредителя №1 от 20.04.2018г., копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия листа записи ЕГРЮЛ, копия устава ООО «Ломбард «Мега Рублевъ», копия выписки из ЕГРЮЛ, копия договора аренды нежилого помещения, копия акта приема-передачи нежилого помещения в аренду к договору аренды нежилого помещения от 30.12.2018г., копия договора оказания рекламных услуг от 23.07.2019г., копия акта сдачи-приемки работ от 28.07.2019г., копия товарного чека от 28.07.2019г., копия прейскуранта оказываемых услуг (вх.№16200 от 08.10.2019г.)

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату. Срок рассмотрения дела продлить.

24.10.2019г. присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» - <...>. Представлены документы: копия типовой формы договора займа, копия уведомления о постановке на специальный счет юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, копия карты специального учета юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными камнями, копия листа согласования макета рекламных баннеров(вх.№17260 от 24.10.2019г.).

Комиссией принято решение: дополнительно вменить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Уральское главное управление отделение - Национальный банк по Республике Башкортостан, и направить запрос для получения дополнительной информации по делу.

Рассмотрение дела отложить на 11.11.2019г. в 11ч.00мин.

11.11.2019г. присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <...>.

Запрашиваемая информация на 11.11.2019г. от Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка РФ не поступала.

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на 21.11.2019г. в 11ч.30мин.

13.11.2019г. от Национального банка по Республике Башкортостан-отделения Уральского главного управления поступила запрашиваемая информация. (вх.№18586 от 13.11.2019).

15.11.2019г. от  Национального банка по Республике Башкортостан - отделения Уральского главного управления повторно поступила запрашиваемая информация (вх.№18737 от 15.11.2019).

21.11.2019г.на заседании Комиссии присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <...>. Представителем по доверенности  ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <...>поддержано ранее изложенная позиция. В протоколе заседания Комиссии от 21.11.2019г. представителем по доверенности  от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <...> внесено замечание: «В изложенной позиции присутствовало пояснение по поводу применения процессуальных норм п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ».

Пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП гласит:  производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N 649/15), территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

Сообщаем, что дело № ТО002/05/28-2373/2019 рассматривается в рамках Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Административное производство по данному факту Управлением в настоящее время не возбуждено. Постановление за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ).

Комиссией принято решение: дополнительно вменить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Производство по делу № ТО002/05/28-2373/2019 приостановить; вынести рассмотрение указанной рекламы на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, вопрос сформулировать следующим образом: содержится ли в данной рекламе информация о предоставлении рекламодателем финансовых услуг, в частности предоставления займов под 0,15% , вводится ли потребитель рекламы в заблуждение из-за отсутствия части существенной информации?

24.12.2018г. состоялось заседание Экспертного Совета. В связи с получением заключения Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.

24.01.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе присутствовал:

- <...>. (доверенность №7 от 07.10.2019) – представитель ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

<...> подержана позиция по делу изложенная ранее.

24.01.2020 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/28-2373/2019 принято решение:

1. исключить признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе» ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

4. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» и должностного лица ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама следующего содержания: «Мега Рублевъ. Ломбард. Честные 0,15%», размещенная на здании по адресу: РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63 (дата фиксации 11.09.2019), рекламодатель ООО «Ломбард «Мега Рублевъ», нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к услугам оказываемым рекламодателем (ООО «Ломбард «Мега Рублевъ») и осуществляемой им деятельности.

В данном случае, в рекламе услуг ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» указано одно условие: процентная ставка – 0,15%, при этом, все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, не отражены.

Отсутствие всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, вводит в заблуждение относительно порядка получения займа, и является информацией, способной обмануть ожидания возможных заемщиков.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите». При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены ст. 5 данного закона.

Как следует из содержания письма Федеральной антимонопольной службы от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок её определения.

На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» (вх. № 16200 от 08.10.2019):

«По существу обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ООО «ЛОМБАРД «МЕГА РУБЛЕВЪ» (далее также - Ломбард) дела № ТО002/05/28-2373/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимо пояснить следующее:

 - при изготовлении наружной рекламы Ломбардом были учтены требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» поскольку она не содержит ссылок на условия предоставления займов. Ломбардом оказывается ряд иных услуг физическим и юридическим лицам, которые не связаны непосредственно с предоставлением, пользованием и погашением краткосрочных займов, а именно: хранение ювелирных изделий, оценка ювелирных изделий, оценка автотранспортных средств. Наружная реклама как раз и отражает условия услуг, не относящихся непосредственно к займам.

- отсутствие причинно-следственной связи между содержанием наружной рекламы ООО «ЛОМБАРД «МЕГА РУБЛЕВЪ» и оказываемыми услугами по предоставлению, пользованию и погашению краткосрочных займов подлежит оценке с учетом принципов, закрепленных статьей 1.5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ».

В ходе рассмотрения дела, и анализа предоставленных пояснении ООО «Ломбард «Мега Рублевъ», Комиссия усмотрела признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая мнение рекламодателя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорной рекламы на заседании Экспертного совета по рекламе при Башкортостанском УФАС России.

Члены Совета отметили, что реклама может ввести потребителя в заблуждении относительно предоставляемых услуг, так как в понимании гражданина, при обращении в ломбард за услугой, он в первую очередь считает, что речь идет об основной услуге, которую предоставляет финансовое учреждение, а именно выдача займа под залог имущества. Соответственно у обывателя складывается представление, что 0,15% эта цена за предоставление именно основной услуги ломбарда.

Большинством голосов отмечено, что в рекламе отсутствует часть существенной информации, и она вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Комиссия, принимая во внимание довод ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» о том, что в тексте рекламы содержится информация о стоимости таких услуг как хранение ювелирных изделий, оценка ювелирных изделий, оценка автотранспортных средств, а не условия предоставления займа (размер процентной ставки), решила исключить признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Однако, антимонопольный орган оценивает рекламу, которую воспринимает потребитель в том содержании, которое довел до него рекламодатель. Текст данной рекламы не позволяет однозначно установить, что речь идет именно об иных услугах ломбарда (хранение, оценка ювелирных изделий и т.д.), а не выдаче займов под залог движимого имущества, тем самым в рекламе отсутствует существенная информация в части оказываемой услуги.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы является ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

Также, Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» так как в ходе рассмотрения дела сведений (документов и материалов) подтверждающих факт устранения правонарушения предоставлено не было.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 24.01.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Исключить признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» и должностного лица ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

Решение изготовлено в полном объеме 30.01.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны