Решение б/н решение от 20 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 002/01/16-277/2024

Резолютивная часть решения оглашена: 14.06.2024

Решение в полном объеме изготовлено: 19.06.2024  г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<...> - начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия),

при участии посредством проведения видео-конференц-связи: согласно протоколу

рассмотрев дело № 002/01/16-277/2024, возбужденное приказом от 22.02.2024 21/24 в отношении Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан ИНН 0260007488 (452320, Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Социалистическая, д. 30) и ООО «УралСтрой» ИНН 0216995824 (452710, Республика Башкортостан, Буздякский р-н, с Буздяк, Красноармейская ул, д. 73, кв. 1) по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в искусственном дроблении закупки и заключении договоров по благоустройству территорий городского поселения г. Дюртюли Республики Башкортостан с конкретным хозяйствующим субъектом (ООО «УралСтрой»), которому заблаговременно было известно о том, что именно с ним будут заключены такие договоры,


 

УСТАНОВИЛА:

 

Башкортостанским УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) рассмотрены материалы, представленные Дюртюлинской межрайонной Прокуратурой (вх. № 18406/23 от 22.11.2023), содержащие информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, в действиях Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан ИНН 0260007488 (452320, Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Социалистическая, д. 30) и ООО «УралСтрой» ИНН 0216995824 (452710, Республика Башкортостан, Буздякский р-н, с Буздяк, Красноармейская ул, д. 73, кв. 1).

Так, в рамках рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

10.03.2023 на сайте Единой информационной системы Уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальными заказами муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан» размещено Извещение о проведении электронного аукциона № 0801600000223000015 «Благоустройство территории г. Дюртюли РБ (установка (обустройство) заборов, ограждений (элементов ограждений)) по ул. Назара Наджми, ул. Разила Мусина, ул. Чеверева, пер.М.Якутовой и пер. Школьный)».

Заказчиком данной закупки выступает Администрация городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее — Администрация).

В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе на сайте ЕИС, начальная максимальная цена контракта определена в размере 2 663 614,00 рублей.

Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 20.03.2023 № ЦПА1 на участие в электронном аукционе подано 10 заявок, снижение цены контракта составило 32,5% (1 797 939,45 рублей). В том числе участие в закупке приняло ООО «УралСтрой», предложившее цену контракта 2 264 071,9 рублей.

Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 № ИЭА1 победителем аукциона, как лицо предложившее наименьшую цену контракта, определен ИП <...>.

Учитывая вышеизложенное, между Администрацией и ИП<...> заключен муниципальный контракт от 31.03.2023 № 0801600000223000015_218681 (далее — контракт).

В соответствии п. 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы на объекте «Благоустройство территории г. Дюртюли РБ (установка (обустройство) заборов, ограждений (элементов ограждений)) по ул. Назара Наджми, ул. Разила Мусина, ул. Чеверева, пер. М. Якутовой и пер. Школьный)».

Срок выполнения работ по контракту определен по 31.08.2023 (п. 2.1).

Вместе с тем как следует из представленных материалов и сведений, индивидуальным предпринимателем работы, предусмотренные контрактом не выполнены. Кроме того, 16.08.2023 сторонами заключено соглашение о расторжении контракта. В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, сумма фактически выполненных работ составила 0 рублей.

Ввиду того, что муниципальная нужда в виде благоустройства не была удовлетворена, 25.08.2023 Администрацией посредством Агегатора торгов малого объема размещены закупочные сессии № ИМЗ-2023-045927, ИМЗ-2023-046066, ИМЗ-2023-046069, ИМЗ-2023-046080, ИМЗ-2023-046094, ИМЗ-2023-045933.

Проведенный анализ вышеуказанных закупок позволяет сделать вывод о том, что работы, предусмотренные к выполнению вышеприведенными закупочными сессиями, являются идентичными тем, которые были предусмотрены муниципальным контрактом. Кроме того, Администрация в письменных пояснениях (вх. № 2774-ЭП/24 от 20.02.2024) отражает, что «при сравнении 6 локальных сметных расчетов и локального сметного расчета к муниципальному контракту изменения объемов отсутствуют».

Таким образом, Администрацией размещены закупочные сессии полностью повторяющие объем и виды работ ранее размещенной закупки № 0801600000223000015, следовательно, с учетом того, что потребность в благоустройстве осталась неизменной, произведено дробление закупки, что позволило Администрации разместить закупочные сессии в информационной подсистеме Агрегатор торгов малого объема (закупки до 600 000 рублей).

По результатам проведения вышеуказанных закупочных сессий договоры заключены с ООО «УралСтрой».

Как следует из информации, представленной самим Обществом, о проводимых Администрацией закупках ООО «УралСтрой» стало известно 25.08.2023 из сервиса Контур.Закупки.

Так, антимонопольным органом установлено следующее.

1) 25.08.2023 в 13:32:17 заказчиком создан черновик закупочной сессии № ИМЗ-2023-046066. 25.08.2023 в 14:32:11 информация по закупочной сессии размещена для неопределенного круга лиц. Начальная цена контракта определена в размере 566 375,20 рублей. В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, подрядчику необходимо осуществить работы по благоустройству территории (установка ограждений) по пер. М. Якутовой г. Дюртюли Республики Бакшортостан». Исходя из имеющейся информации, спустя 26 минут после публикации данного извещения (в 14:58) ООО «УралСтрой» подана заявка на участие в закупочной сессии (ценовое предложение 566 375,20 рублей). В 17:28 заказчиком сформирован итоговый протокол закупочной сессии, согласно которому победителем признано ООО «УралСтрой».

При этом согласно информации, представленной АО «ПФ «СКБ Контур», дата и время размещения вышеуказанной закупочной сессии на сайте Контур.Закупки: 25.08.2023 в 15:15.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом того, что заявка ООО «УралСтрой» на участие в закупочной сессии подана в 14:58, а информация на сайте Контур.Закупки размещена только в 15:15, доводы Общества о том, что о проводимых закупках стало известно после публикации их на сайте Контур.Закупки не находят своего подтверждения и противоречат обстоятельствам дела.

Положениями договора предусмотрено, что работы на объекте осуществляются с момента заключения договора до 10.11.2023. Общим журналом производства работ установлено, что работы на объекте выполнялись Обществом в период с 20.09.2023 по 02.10.2023 (13 дней).

Согласно представленным документам, работы приняты и оплачены заказчиком в полном объеме (акт о приемке выполненных работ от 06.10.2023, платежное поручение от 09.10.2023 № 629).

2) 25.08.2023 в 13:47:11 заказчиком создан черновик закупочной сессии № ИМЗ-2023-046069. 25.08.2023 в 14:44:28 информация по закупочной сессии размещена для неопределенного круга лиц. Начальная цена контракта определена в размере 465 595,24 рублей. В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, подрядчику необходимо осуществить работы по благоустройсту территории по ул. Разила Мусина, ул. Чеверева, пер. М. Якутовой, прилегающей к зданию Отделения РГАУ МФЦ г. Дюртюли по адресу: Республики Бакшортостан, г. Дюртюли ул. Разила Мусина, 15.

Как следует из имеющихся сведений, спустя 15 минут после публикации извещения (в 14:59) ООО «УралСтрой» подана заявка на участие в закупочной сессии (ценовое предложение 465 595,24 рублей). В 17:28 заказчиком сформирован итоговый протокол закупочной сессии, согласно которому победителем признано ООО «УралСтрой».

Из материалов дела следует, что дата и время размещения вышеуказанной закупочной сессии на сайте Контур.Закупки: 25.08.2023 в 15:15. Таким образом, доводы Общества о том, что информация об имеющихся закупочных сессиях стала известна с сайта Контур.Закупки опровергается материалами дела.

Кроме того, антимонопольным органом отмечается, что по данной закупочной сессии размещен локально-сметный расчет идентичный закупочной сессии № ИМЗ-2023-046066.

При этом локально-сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью закупочной документации закупочной сессии № ИМЗ-2023-046069, предусмотрено выполнение работ на ином объекте, чем определено размещенным проектом контракта, а именно: работы по устройству ограждения высотой 1,2 м по пер. Марии Якутовой. Кроме того, данным документом предусмотрена иная цена, нежели установлена заказчиком в качестве начальной (максимальной) цены договора: 566 375,2 рублей.

Установлено, что несмотря на явные противоречия представленных документов, являющихся основополагающими для выполнения работ, подрядчиком подана заявка на участие в закупочной сессии.

В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, договор между сторонами заключен 25.08.2023 в 20:54:52. При заключении договора заказчиком приложен актуальный локально-сметный расчет, имеющий отношение к рассматриваемым правоотношениям. Вместе с тем антимонопольным органом отмечается следующее.

В соответствии с п. 8.1 Регламента функционирования Агрегатора торгов малого объема (версия от 01.08.2022) в течение трех рабочих дней от даты размещения итогового протокола закупочной сессии Заказчик должен прикрепить проект контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно извещению о закупке, по которому была проведена закупочная сессия и определен победитель.

Пункт 8.2 Регламента предусматривает, что пользователь Поставщика-победителя в закупочной сессии в течение трех рабочих дней от даты получения проекта контракта (договора): при согласии с проектом контракта (договора) подписывает ЭП контракт (договор), прикрепленный Заказчиком; при несогласии - прикрепляет протокол разногласий (в срочной закупочной сессии действие возможно осуществить 1 раз).

Таким образом, данный документ предусматривает возможность заказчика направлять только проект контракта (договора) для его подписания победителем закупочной сессии. Иных документов в соответствии с положениями Регламента заказчик направлять не вправе.

Вместе с тем как уже было указано выше, заказчиком, вопреки положениям Регламента, направлен, в том числе дополнительный документ — локальный сметный расчет.

С учетом того, что такой локальный сметный расчет, по сути являющийся неотъемлемой частью договора, не был доступен для неограниченного круга лиц в момент размещения извещения о проведении закупочной сессии, такие действия заказчика создают дополнительные преимущества Обществу при заключении договора и выполнении работ, предусмотренных договором.

Комиссией антимонопольного органа обращается внимание на то, что при подаче заявки на участие в закупочной сессии у подрядчика в лице ООО «УралСтрой» не возникало вопросов относительно неопределенности по видам, объему и месте фактического выполнения работ, с учетом того, что локальный сметный расчет не имел отношения к проекту договора, размещенному в составе закупочной документации № ИМЗ-2023-046069, что позволяет сделать вывод о наличии заблаговременной договоренности между Администрацией и Обществом, и осведомленности Общества относительно будущего выполнения работ.

В соответствии с положениями договора срок выполнения работ определен с момента заключения контракта (25.08.2023) по 10.11.2023.

Исходя из представленного Общего журнала работ «Благоустройство территории по ул. Разила Мусина, ул. Чеверева, пер. М. Якутовой, прилегающей к зданию Отделения РГАУ МФЦ г. Дюртюли по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли ул. Разила Мусина, 15» следует, что работы на объекте подрядчиком осуществлялись в период с 02.09.2023 по 14.09.2023 (13 дней)

Из представленных документов следует, что работы подрядчиком выполнены в полном объеме, что подтверждается актом приемки выполненных работ и приняты и оплачены заказчиком в полном объеме согласно платежному поручению от 28.09.2023 № 602.

3) 25.08.2023 в 14:15:25 заказчиком создан черновик закупочной сессии № ИМЗ-2023-046080. 25.08.2023 в 14:48:20 информация по закупочной сессии размещена для неопределенного круга лиц. Начальная цена контракта определена в размере 166 547,23 рублей. В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, подрядчику необходимо осуществить работы по благоустройству территории (установка заборов и ворот) по пер. М. Якутовой, прилегающей к зданию Управления Культуры Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, пер. М. Якутовой, 4.

Исходя из имеющейся информации, спустя 14 минут после публикации соответствующего извещения (в 15:02) ООО «УралСтрой» подана заявка на участие в закупочной сессии (ценовое предложение 166 547,23 рублей). В 17:28 заказчиком сформирован итоговый протокол закупочной сессии, согласно которому победителем признано ООО «УралСтрой».

Исходя из представленных документов и сведений, на сайте Контур.Закупки информация о размещении вышеуказанной закупочной сессии стала доступна только в 15:15.

С учетом того, что заявка ООО «УралСтрой» была подана в 15:02, а информация о закупочной сессии на сайте размещена в 15:15, Обществу не могло стать известно о размещении соответствующей закупки с указанного сайта, в связи с чем доводы Общества прямо противоречат имеющейся в материалах дела информации.

Кроме того, в настоящем случае антимонопольным органом установлено, что локально-сметный расчет, являющийся неотъемлемой частью договора и закупочной документации, размещен идентичный закупочным сессиям № ИМЗ-2023-046069, ИМЗ-2023-046066, в том числе в таких локально-сметных расчетах стоимость работ определена 566 375,20 рублей, что не соответствует информации, размещенной в открытом доступе в информационной подсистеме Агрегатор торгов малого объема, в том числе в части предмета договора, стоимости выполнения работ и места их выполнения.

Обстоятельства, аналогичные вышеприведенной закупочной сессии, относительно направления корректного локально-сметного расчета только при заключении контракта, установлены и в данном случае.

Вместе с тем в соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, при заключении договора 25.08.2023 подрядчиком направлен протокол разногласий относительно несогласия с редакцией п. 3.2 договора в части установления его цены.

В этот же день между сторонами заключен договор по благоустройству территории (установка заборов и ворот) по пер. М. Якутовой, прилегающей к зданию Управления Культуры Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, пер. М. Якутовой, 4.

Согласно положениям договора, сроки выполнения работ установлены: с даты заключения контракта до 10.11.2023.

В соответствии с представленным Общим журналом работ по объекту: «Благоустройство территории (установка заборов и ворот) по пер. М. Якутовой, прилегающей к зданию Управления Культуры Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, пер. М. Якутовой, 4» установлено, что подрядчиком работы выполнялись в период с 05.09.2023 по 12.09.2023 (8 дней).

Выполненные работы приняты и оплачены заказчиком в соответствии с актом приемки выполненных работ от 21.09.2023, платежным поручением от 29.09.2023 № 604 в полном объеме.

4) 25.08.2023 в 14:25:15 заказчиком создан черновик закупочной сессии № ИМЗ-2023-046094. 25.08.2023 в 14:49:50 информация по закупочной сессии размещена для неопределенного круга лиц. В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, подрядчику необходимо выполнить работы по благоустройству территории по пер. Школьный, ул. Чеверева, прилегающей к зданию Управления образования по адресу: Республика Башкортостан г. Дюртюли, ул. Чеверева, 47. Начальная цена контракта определена в размере 529 880,18 рублей.

Исходя из имеющейся информации, спустя 11 минут после опубликования данного извещения (в 15:01) ООО «УралСтрой» подана заявка на участие в закупочной сессии (ценовое предложение 529 880,18 рублей). В 17:27 заказчиком сформирован итоговый протокол закупочной сессии, согласно которому победителем признано ООО «УралСтрой».

В соответствии с представленной информацией, сведения о размещенной закупочной сессии появились на сайте Контур.Закупки только в 15:15, что исключает возможность информирования Общества о наличии указанной закупки путем ее размещения на соответствующем сайте.

Согласно положениям договора, сроки выполнения работ установлены: с даты заключения контракта до 10.11.2023. Общим журналом производства работ установлено, что работы на объекте выполнялись подрядчиком в период с 10.09.2023 по 27.09.2023 (18 дней).

Работы приняты и оплачены заказчиком в полном объеме (акт о приемке выполненных работ от 09.10.2023, платежное поручение от 09.10.2023 № 628).

5) 20.07.2023 в 14:57:28 заказчиком создан черновик закупочной сессии № ИМЗ-2023-045933. 25.08.2023 в 09:13:09 информация по закупочной сессии размещена для неопределенного круга лиц. Начальная цена контракта определена в размере рублей. В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, подрядчику необходимо осуществить работы по устройству ограждения по ул. Назара Наджми. Начальная цена контракта определена в размере 394 488,01 рублей.

Установлено, что спустя непродолжительное время, в 10:31, ООО «УралСтрой» подана заявка на участие в закупочной сессии (ценовое предложение 394 488,01 рублей). В 13:23 заказчиком сформирован итоговый протокол закупочной сессии, согласно которому победителем признано ООО «УралСтрой».

Согласно положениям договора, сроки выполнения работ установлены: с даты заключения контракта до 10.11.2023. Работы на объекте в соответствии с Общим журналом производства работ осуществлялись в период с 30.08.2023 по 18.09.2023, что составляет 19 дней.

6) 20.06.2023 в 10:11:56 заказчиком создан черновик закупочной сессии № ИМЗ-2023-045927. 25.08.2023 в 09:18:20 информация по закупочной сессии размещена для неопределенного круга лиц. В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе, подрядчику необходимо осуществить работы по устройству ограждения по ул. Назара Наджми. Начальная цена контракта определена в размере 540 728,42 рублей. Установлено, что спустя непродолжительное время, в 10:31, ООО «УралСтрой» подана заявка на участие в закупочной сессии (ценовое предложение 540 728,42 рублей). В 13:23 заказчиком сформирован итоговый протокол закупочной сессии, согласно которому победителем признано ООО «УралСтрой».

Согласно положениям договора, сроки выполнения работ установлены: с даты заключения контракта до 10.11.2023. Работы на объекте в соответствии с Общим журналом производства работ осуществлялись в период с 29.08.2023 по 26.09.2023 (28 дней).

При этом антимонопольным органом обращается внимание на то, что приложенные в качестве закупочной документации локально-сметные расчеты по закупочным сессиям № ИМЗ-2023-045927, ИМЗ-2023-045933 содержат идентичные виды работ на участке по ул. Н. Назарова, но разный объем. При этом общий объем вышеуказанных локально-сметных расчетов повторяет тот объем, предусмотренный к выполнению в рамках муниципального контракта, заключенного с <...>

В настоящем случае Администрацией не представлено пояснений, обосновывающих необходимость такого дробления закупки с учетом того, что объем и место выполнения работ идентично. При этом совершение Администрацией подобных действий позволило удовлетворить потребность (нужду) путем размещения соответствующих закупочных сессий в информационной подсистеме Агрегатор торгов малого объема.

Помимо вышеизложенного антимонопольным органом, в том числе, отмечается следующее.

Анализ размещенных вышеприведенных закупочных сессий позволяет установить, что они проведены заказчиком как срочные закупки (продолжительность 2 часа).

Положением об информационной подсистеме осуществления закупок малого объема для обеспечения нужд Республики Башкортостан, утв. Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее — Госкомитет по конкурентной политике) от 09.03.2022 № ГК03-65 (далее — Положение), предусмотрено, что срочная закупочная сессия определена как закупочная сессия, требующая безотлагательного решения, связанная с непредвиденными, незапланированными и чрезвычайными обстоятельствами. Критериями срочной закупки являются: ликвидация последствий аварий и другие неотложные работы, вызванные обстоятельствами техногенного и природного характера; обеспечение бесперебойных производственных процессов; незапланированные закупки; оказание экстренной медицинской помощи (п. 1.2 Положения).

При выборе срочной закупочной сессии пользователь Заказчика указывает обоснование проведения согласно нормативным актам Государственного комитета РБ по конкурентной политике и прикладывает файл (опционально) с подтверждением обоснования с подписью и печатью руководителя организации Заказчика, либо уполномоченного лица. Длительность срочной закупочной сессии составляет 2 часа рабочего времени с момента публикации извещения в информационной подсистеме.

В соответствии с информацией, представленной ООО «АТМО» (вх. № 20468-ЭП/23 от 25.12.2023), причиной проведения заказчиком срочной закупочной сессии во всех вышеразмещенных извещениях является «незапланированные закупки».

С учетом того, что в соответствии с Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 01.10.2020 № РГ-264 «О реализации проекта по использованию информационной подсистемы осуществления закупок малого объема для обеспечения нужд Республики Башкортостан» Государственным комитетом Республики Башкортостан по конкурентной политике разработано и утверждено Положение об информационной подсистеме и План мероприятий по внедрению информационной подсистемы в эксплуатацию, антимонопольным органом в его адрес направлен запрос.

Так, письмом (вх. № 20619-ЭП/23 от 27.12.2023) сообщается, что под понятием «незапланированная закупка» в соответствии с п. 1.2 Положения подразумевается закупка товаров, работ, услуг, необходимость осуществления которых предвидеть заранее и заблаговременно разместить извещение о проведении несрочной закупочной сессии не представлялось возможным. При этом решение вопроса обеспечения нужд заказчика в соответствующих товарах, работах, услугах носит безотлагательный характер. Например, данная ситуация характерна для учреждений социальной защиты и обслуживания населения, в частности — дом ребенка, психо-неврологические интернаты и т.д., которые обязаны обеспечить поступившего к ним гражданина средствами личной гигиены, одеждой, бельем в день его поступления.

С учетом вышеизложенного, определение заказчиком размещенных закупочных сессий как «срочные» противоречит действующим нормативным правовым актам в силу следующего.

В настоящем случае заказчику (Администрации) заблаговременно было известно о том, что работы, предусмотренные муниципальным контрактом, выполнены в установленный срок не будут.

Так, актами обследования выполненных работ по муниципальному контракту от 25.05.2023, 08.06.2023 Админстрацией выявлено, что работы по установке (обустройству) заборов, ограждений по ул. Н. Наджми, ул. Р. Мусина, пер. М. Якутовой, ул. Чеверева не начаты, подрядчик на объект не вышел, старые ограждения не демонтированы.

07.06.2023 Администрацией в адрес ИП <...>. направлено письмо, в соответствии с которым просит начать работы по объекту, а также прикладывает акт обследования объекта благоустройства от 25.05.2023. Письмо аналогичного содержания направлено 16.06.2023.

Таким образом, Администрации достоверно было известно о том, что в период с 31.03.2023 по 16.06.2023 работы, предусмотренные муниципальным контрактом, не выполнялись. С учетом того, что срок окончания работ по муниципальному контракту приходился на 31.08.2023, заказчик определенно был осведомлен о том, что в установленные сроки работы выполнены не будут.

Кроме того, заказчиком 26.07.2023 в адрес <...> было направлено письмо с предложением о расторжении муниципального контракта по соглашению сторон.

Непринятие заказчиком мер в период с 31.03.2023 (дата заключения муниципального контракта) по 26.07.2023 по понуждению к исполнению работ, предусмотренных контрактом, или по его своевременному расторжению, не может свидетельствовать в будущем о незапланированности закупки, с учетом того, что потребность в выполнении работ по благоустройству определенной территории у заказчика осталась.

В соответствии с пояснениями заказчика в лице Администрации (вх. № 19504-ЭП/23 от 08.12.2023) «в связи с расторжением муниципального контракта нам был установлен кратчайший срок для освоения бюджетных средств до конца августа 2023 (учитывая срок по первоначальному муниципальному контракту). В связи с короткими сроками на выполнение работ проведение новой процедуры определения поставщика было нецелесообразно, таким образом, с целью привлечения большего количества подрядчиков для ускорения выполнения работ по каждому объекту отдельно, 25.08.2023 было решено провести незапланированные закупочные процедуры».

При этом антимонопольным органом установлено следующее.

В материалы дела представлено Соглашение с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан от 09.02.2023 № 33/21 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан для финансирования мероприятий по благоустройству административных центров муниципальных районов Республики Башкортостан. Так, целью предоставления иных межбюджетным трансфертов является финансирования поддержка муниципальных районов Республики Башкортостан в проведении мероприятий по благоустройству территории путем установки (обустройства) либо ремонта заборов, ограждений (элементов ограждений), расположенных на территориях поселений (городов) вдоль автомобильной дороги общего пользования местного значения городского и сельского поселений, ведущей к административному центру муниципального района Республики Башкортостан.

Согласно п. 2.3 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального района Дюртюлинский район на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный траснферт, составляет в 2023 году 2 663 614, 28 рублей.

Принимая во внимание вышеизложенное, денежные средства доведены до Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на 2023 год (до 31 декабря).

13.03.2023 между Администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан заключено соглашение № 63 о предоставлении из бюджета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан иных межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения город Дюртюли.

Пунктом 1.1 вышеуказанного Соглашения от 13.03.2023 № 63 установлено, что Администрации из бюджета муниципального района предоставляются денежные средства в размере 2 663 614, 28 рублей. В соответствии с п. 5.1 срок действия соглашения установлен по 31.12.2023.

Таким образом, в соответствии с представленными документами срок исполнения обязательств, предусмотренных вышеуказанными соглашениями, установлен 31.12.2023.

Доказательств иного Администрацией в материалы дела не представлено, следовательно, к доводам Администрации о сжатых сроках для освоения бюджетных средств комиссия антимонопольного органа относится критически.

Кроме того, комиссией, в том числе принимается срок выполнения работ по вышеуказанным заключенным договорам. Так, срок выполнения работ на объекте составил от 7 до 28 дней.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. От 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, с учетом того, что размер денежных средств, выделенных на благоустройство, составил 2 663 614,28 рублей, извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что срок предоставления из бюджета муниципального района денежных средств установлен по 31.12.2023, то, по мнению комиссии, у Администрации имелась возможность осуществить выбор поставщика на основании конкурентных процедур.

Кроме того, антимонопольным органом установлено, что заказчиком подготовка к размещению рассматриваемых закупочных сессий началась задолго до расторжения такого муниципального контракта.

Так, 20.06.2023, 20.07.2023 уже размещены черновики по закупочным сессиям № ИМЗ-2023-045933, ИМЗ-2023-045927 соответственно, что не может свидетельствовать незапланированности таких закупок. Указанное, напротив, свидетельствует о том, что заказчиком планировались такие закупочные сессии к размещению заблаговременно (больше чем за два месяца до фактической даты размещения).

Дополнительно необходимо отметить, что на работы, предусмотренные закупочными сессиями, заказчиком отведено достаточное количество времени (с 25.08.2023 по 10.11.2023), что не может свидетельствовать о срочности такой закупки. Кроме того, вышеприведенными журналами общих работ установлено, что работы подрядчиком выполнялись за более короткие сроки, нежели были установлены договором.

Учитывая вышеизложенное, оснований для дробления закупки на благоустройство и размещение их посредством Информационной подсистемы Агрегатор торгов малого объема, с учетом того, что сроки позволяли провести полноценную закупку, свидетельствуют о действиях Администрации, направленных на обход действующего законодательства с целью предоставления дальнейшего преимущества при заключении договоров конкретному хозяйствующему субъекту в лице ООО «УралСтрой».

Помимо вышесказанного, антимонопольным органом установлено следующее.

В соответствии с положениями Регламента функционирования Агрегатора торгов малого объема (версия от 01.08.2022) при подаче ценового предложения информационная система блокирует на лицевом счете Поставщика сумму денежных средств, равную 1% от начальной максимальной цены контракта (договора) извещения, по которому проводится закупочная сессия. При отсутствии достаточного количества свободных (не заблокированных по причине участия в иных закупочных сессиях) денежных средств на ЛС Поставщика, он не может подать ценовое предложение в закупочной сессии (п. 7.10).

ООО «АТМО» представлена информация, в соответствии с которой пользователь ООО «УралСтрой» осуществил пополнение личного счета 22.08.2023 в 15:23 на сумму 27 000 рублей (за три дня до официального размещения рассматриваемых закупочных сессий). При этом в иных закупочных сессиях Общество участия не принимало.

Антимонопольным органом отмечается, что итоговая сумма по размещенным шести закупочным сессиям № ИМЗ-2023-045927, ИМЗ-2023-046066, ИМЗ-2023-046069, ИМЗ-2023-046080, ИМЗ-2023-046094, ИМЗ-2023-045933 составляет 2 663 614,28 рублей (1% от начальной цены составляет 26 636,14 рублей). Таким образом, ООО «УралСтрой» пополнил лицевой счет для участия в закупочных процедурах на ту сумму, на которую заказчиком размещены срочные закупочные сессии.

Указанное может свидетельствовать о заблаговременной подготовке Общества к заключению и исполнению договоров с конкретным заказчиком — Администрацией.

В соответствии с информацией оператора информационной подсистемы уведомление пользователей, зарегистрированных в качестве поставщиков, по средствам рассылки уведомлений о публикации новых извещений по выбранным предметам закупки на email не осуществляется, уведомление реализуется исключительно посредством телеграмм-бота, при условии наличия у пользователя соответствующей «подписки». При этом ООО «УралСтрой» не подписано на рассылку (получение) уведомлений о публикации новых извещений по выбранным предметам закупки.

Комиссией антимонопольного органа также обращается внимание на оперативность подачи заявок по закупочным сессиям ООО «УралСтрой» в отсутствие получения подобных уведомлений.

Доводы ООО «УралСтрой» об осведомленности о размещении рассматриваемых закупочных сессиях путем получения информации с сервиса Контур.Закупки антимонопольным органом выше опровергнуты, так как заявки на участие в закупочных сессиях подавались Обществом до их фактического размещения на указанном сайте.

Принимая во внимание, что при проведении электронного аукциона, размещаемого в открытом доступе на сайте Единой информационной системы, участие приняли 10 заявок, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило более 30% (экономия бюджета), дробление идентичного объема работ и проведение впоследствии необоснованных срочных закупочных сессий посредством их размещения в Информационной подсистеме Агрегатор торгов малого объема, привело к ограничению конкуренции. Кроме того, установлено, что при размещении закупочных сессий в открытом доступе в Информационной подсистеме Агрегатор торгов малого объема заказчиком к проектам договора по закупочным сессиям № ИМЗ-2023-046069 ИМЗ-2023-046080 ИМЗ-2023-046066 приложены идентичные локально-сметные расчеты, не отражающие реальные виды, объем и стоимость работ по таким закупкам. Более того, установлено, что в ходе подписания договоров, вопреки положениям Регламента, Администрацией дополнительно направлены корректные локально-сметные расчеты, определяющие вид, объем и стоимость работ.

Учитывая ранее приведенные обстоятельства, в действиях Администрации и ООО «УралСтрой» имеются признаки достигнутого антиконкурентного соглашения, выразившихся в искусственном дроблении закупки и заключении договоров по благоустройству территорий городского поселения г. Дюртюли Республики Башкортостан с конкретным хозяйствующим субъектом, которому заблаговременно было известно о том, что именно с ним будут заключены такие договоры.

Вышеуказанные действия имели цель предоставления ООО «УралСтрой» преимущественных условий путем заключения договоров в обход конкурентных процедур.

Проведение конкурентной закупки при указанных обстоятельствах позволило бы расширить круг потенциальных хозяйствующих субъектов, а также привело бы к экономии бюджетных средств.

Аналогичной позиции придерживается судебная практика, что подтверждается Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020, № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020, № 306-ЭС21-11589 по делу № А57-6792/2020.

По смыслу положений антимонопольного законодательства все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

При рассмотрении дела Башкортостанское УФАС России в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Исследование проводилось в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Аналитические отчеты по результатам исследования состояния конкуренции на рынке приобщены к материалам настоящего дела.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 10.03.2023 по октябрь 2023 года.

2. Продуктовыми границами товарного рынка является благоустройство территорий.

3. Географическими границами товарного рынка является территория Российской Федерации.

Антимонопольным органом установлено, что данный рынок является конкурентным.

Комиссией в соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела от 23.04.2024.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Вместе с тем сторонами возражения на заключение об обстоятельствах дела не представлены.

В силу ст. 1 Закона о защите конкуренции целями регулирования этого Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 3 Закона о защите конкуренции федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Факт наличия антиконкурентного соглашения может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Доказывание наличия антиконкурентного соглашения между субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности на основании всестороннего изучения и оценки всех обстоятельств дела, а также всей совокупности доказательств, анализа поведения в рамках деятельности.

Таким образом, наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что орган государственной власти и хозяйствующий субъект намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт принятия Администрацией городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и ООО «УралСтрой» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличия объективной невозможности соблюдения установленных требований антимонопольного законодательства, в материалы дела не представлено, антимонопольный орган приходит к выводу о наличии заключенного между сторонами антиконкурентного соглашения, а также его реализации.

Такое поведение возможно исключительно при наличии достигнутой между Администрацией городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и ООО «УралСтрой» договоренности, что имеет отрицательное влияние на конкурентную среду и охраняемые законом отношения.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства.

Оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с положениями ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссией не установлено. Действия Комиссии совершены в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом того, что в настоящем случае договоры, заключенные по результатам закупочных сессий № ИМЗ-2023-045927, ИМЗ-2023-046066, ИМЗ-2023-046069, ИМЗ-2023-046080, ИМЗ-2023-046094, ИМЗ-2023-045933, исполнены ООО «УралСтрой» в полном объеме, что подтверждается актами выполненных работ и соответствующими платежными поручениями, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан ИНН 0260007488 (452320, Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Социалистическая, д. 30) и ООО «УралСтрой» ИНН 0216995824 (452710, Республика Башкортостан, Буздякский р-н, с Буздяк, Красноармейская ул, д. 73, кв. 1) нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

Связанные организации

Связанные организации не указаны