Заключение №РС/6554/23 Заключение от 13 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаявитель:
Ответчик:
Заинтересованное лицо:
Заключение об обстоятельствах дела
№ ТО002/01/17-218/2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
рассмотрев дело № ТО002/01/17-218/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа города Уфа Республики Башкортостан п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в присутствие на заседании:
от МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ –
от МУП «Единый расчетно-кассовый центр города Уфа Республики Башкортостан» –
от ООО «ЕИРЦ РБ» –
Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило заявление ООО «ЕИРЦ» на действия МУП «САХ», выразившиеся в неправомерном установлении в пункте 20 Информационной карты Документации о закупке нестоимостного подкритерия оценки заявки «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах» критерия «Квалификация участника закупки», который не связан с предметом закупки, деятельностью МУП «САХ» и создает преимущественные условия для отдельных хозяйствующих субъектов.
Из заявления следует, что указанный подкритерий противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), Федеральному закону № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», не относится к виду деятельности услуги, предметом которого является закупка, нарушает право субъекта персональных данных на конфиденциальность, нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции предусмотренные Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ставит участников закупки в неравное положение при предоставлении ценовых предложений, что в совокупности приводит к нарушению статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
Управление, рассмотрев указанное заявление и документацию закупки размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, установило, что наличие нестоимостного подкритерия, подтверждение по которому является опыт оказания услуг по приему и передаче в органы регистрационного учета документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ не относиться к предмету рассматриваемой закупки.
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением издан приказ от 10.02.2023 № 16/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Изучив материалы, Комиссией установлены следующие обстоятельства дела.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Для установления нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции требуется, в том числе установление конкретных действий организатора соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений; установление признаков ограничения конкуренции, а также причинно-следственной связи между такими действиями и последствиями в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции или возможностью их наступления.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.
Установлено, что 11.11.2020 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru МУП «САХ» разместило извещение о проведении конкурса в электронной форме на «Оказание на территории зоны деятельности Регионального оператора № 1 комплекса услуг: ведение базы данных лицевых счётов потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начисление платы, расчетов, перерасчётов, прием, учёт и распределение платежей; формирование, печать, конвертование и доставка платежных документов потребителям; прием потребителей и рассмотрение обращений потребителей по вопросам начисления (расчёта, перерасчёта) платы и доставки платежных документов; размещение информации о состоянии расчётов потребителей и выгрузка платежных документов в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
Начальная (максимальная) цена контракта составила 144 534 000 (сто сорок четыре миллиона пятьсот тридцать четыре тысячи) руб. 00 коп.
Как следует из материалов дела, документацией о закупке (пункт 20 Информационной карты) установлен один из подкритериев «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах» нестоимостного критерия – коэффициент значимости подкритерия 20 %.
В подтверждение опыта участниками закупки по указанному подкритерию предоставляются копии договоров/контрактов по осуществлению деятельности (оказанию услуг) сопоставимого характера* и (или) копиями трудовых договоров с выпиской из штатного расписания на 01.01.2022, подтверждающей наличие в штате участника работника (специалиста) по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятию с регистрационного учета граждан путем подачи письменного документа - сведений по форме № 5 п.6.2.5. Раздела 6 настоящей документации (*В целях обеспечения корректного начисления платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании пунктов 148.34, 148.36 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под деятельностью (услугами) сопоставимого характера понимается: деятельность (услуги) по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ).
При оценке заявок по данному подкритерию конкурсной комиссией выставляется одно из двух значений: значение 0 баллов (в случае отсутствия), значение 100 баллов (в случае наличия).
Проанализировав указанный подкритерий, Комиссией установлено следующее.
Предметом рассматриваемой закупки, в соответствии с п. 1.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, является оказание следующих услуг:
– ведение базы данных лицевых счётов потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начисление платы, расчетов, перерасчётов, прием, учёт и распределение платежей;
– формирование, печать, конвертование и доставку платежных документов потребителям;
– рассмотрение обращений потребителей по вопросам начисления (расчёта, перерасчёта) платы и доставки платежных документов;
– размещение информации в части выгрузки платежных документов в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Так, согласно пп. «б» п. 148 (23), пп. «е» п. 32 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») региональный оператор вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:
– для доставки платежных документов потребителям;
– для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Установлено, что заказчик закупки МУП «САХ» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению всех ТКО, образующихся в зоне его деятельности.
Согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан, за региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «САХ» закреплена Зона № 1 (Уфимская зона).
В зону № 1 Республики Башкортостан входят: городской округ город Уфа, муниципальные районы Архангельский, Белокатайский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Иглинский, Кармаскалинский, Кигинский, Кушнаренковский, Мечетлинский, Нуримановский, Салаватский, Уфимский, Чишминский районы.
Таким образом, проведение указанной закупки осуществляется с МУП «САХ» в рамках полномочий регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с целью передачи иным хозяйствующим субъектам полномочий по доставке платежных документов потребителям и для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям, что предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
В соответствии с Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»; «Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
В силу п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органами регистрационного учета являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации к указанным лицам относятся:
1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, лица, осуществляющие деятельность (услуги) по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, поименованы в закрытом перечне, утвержденном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.
При этом, МУП «САХ» не является органом регистрационного учета и в его компетенцию не входит осуществление деятельности по приему и передаче в такие органы соответствующих документов и предмет рассматриваемой закупки не предусматривает осуществление деятельности (услуги) по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
С учетом изложенного, подкритерий «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах», предполагающий наличие у участника закупки опыта по приему и передаче в органы регистрационного учета документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, не связан с предметом рассмотренной закупки и деятельностью МУП «САХ» как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, необходимость включения вышеуказанного подкритерия в закупку в целях отбора организации или индивидуального предпринимателя для доставки платежных документов потребителям и для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям у МУП «САХ» отсутствовала.
Услуги, предусмотренные предметом закупки, и рассматриваемого подкритерия являются автономными, технологически и функционально не связанными между собой. Правовое регулирование таких услуг осуществляется в соответствии с различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Установлено, что предмет закупки относится к общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «Денежное посредничество прочее» (ОКВЭД 64.19), что подтверждается ранее проведенными МУП «САХ» закупками (извещение № 31908717854, № 32008912784, № 32110397452, № 32110397528, № 32110852234, № 32110891209), а также ранее принятым решением Управления по делу № ТО002/01/11-1963/2021 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-15030/2022.
Как следует, из аналитического отчета состояния конкуренции рынка на территории Республики Башкортостан с ОКВЭД 64.19 «Денежное посредничество прочее» в качестве основного вида деятельности осуществляют 37 действующих организаций. Комиссия отмечает, что при осуществлении указанной деятельности наличие указанного ОКВЭД в качестве основного вида деятельности не требуется, следовательно, количество хозяйствующих субъектов не ограничено.
Кроме того, указанный рынок не содержит барьеров в виде административных ограничений или иных требований лицензионного характера, или участия в саморегулируемых организациях (СРО).
Следовательно, указанный рынок является конкурентным и в географических границах Республики Башкортостан содержит хозяйствующие субъекты, осуществляющие услуги, закупаемые МУП «САХ», как свой основной вид деятельности.
Таким образом, наличие в рассматриваемом конкурсе нестоимостного подкритерия «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах» критерия «Квалификация участника закупки», подтверждаемого хозяйствующими субъектами путем оказания услуг по приему и передаче в органы регистрационного учета документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, не связан с определением наилучших условий исполнения договора и квалификации участника, так как не относится к предмету закупки и деятельности МУП «САХ», что, в свою очередь, уменьшает возможность получения более высокого балла потенциальными участниками закупки, не соответствующих такому подкритерию, но имеющих возможность выполнять услуги по предмету закупки, и приводит к нарушению их прав и законных интересов в связи с созданием нескольким хозяйствующим субъектам, поименованным в закрытом перечне, имеющих право на осуществление соответствующей деятельности регистрационного учета, преимущественных условий.
На основании вышеизложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Муниципального унитарного предприятия «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа города Уфа Республики Башкортостан по п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Председатели комиссии Члены комиссии |
|