Заключение №РС/6554/23 Заключение от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Ответчик:

Заинтересованное лицо:

 

Заключение об обстоятельствах дела

ТО002/01/17-218/2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № ТО002/01/17-218/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа города Уфа Республики Башкортостан п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в присутствие на заседании:

от МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ – 
от МУП «Единый расчетно-кассовый центр города Уфа Республики Башкортостан» –

от ООО «ЕИРЦ РБ» –

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило заявление ООО «ЕИРЦ» на действия МУП «САХ», выразившиеся в неправомерном установлении в пункте 20 Информационной карты Документации о закупке нестоимостного подкритерия оценки заявки «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах» критерия «Квалификация участника закупки», который не связан с предметом закупки, деятельностью МУП «САХ» и создает преимущественные условия для отдельных хозяйствующих субъектов.

Из заявления следует, что указанный подкритерий противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), Федеральному закону № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», не относится к виду деятельности услуги, предметом которого является закупка, нарушает право субъекта персональных данных на конфиденциальность, нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции предусмотренные Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ставит участников закупки в неравное положение при предоставлении ценовых предложений, что в совокупности приводит к нарушению статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Управление, рассмотрев указанное заявление и документацию закупки размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, установило, что наличие нестоимостного подкритерия, подтверждение по которому является опыт оказания услуг по приему и передаче в органы регистрационного учета документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ не относиться к предмету рассматриваемой закупки.

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением издан приказ от 10.02.2023 № 16/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Изучив материалы, Комиссией установлены следующие обстоятельства дела.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Для установления нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции требуется, в том числе установление конкретных действий организатора соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений; установление признаков ограничения конкуренции, а также причинно-следственной связи между такими действиями и последствиями в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции или возможностью их наступления.

Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

Установлено, что 11.11.2020 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru МУП «САХ» разместило извещение о проведении конкурса в электронной форме на «Оказание на территории зоны деятельности Регионального оператора № 1 комплекса услуг: ведение базы данных лицевых счётов потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начисление платы, расчетов, перерасчётов, прием, учёт и распределение платежей; формирование, печать, конвертование и доставка платежных документов потребителям; прием потребителей и рассмотрение обращений потребителей по вопросам начисления (расчёта, перерасчёта) платы и доставки платежных документов; размещение информации о состоянии расчётов потребителей и выгрузка платежных документов в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» 

Начальная (максимальная) цена контракта составила 144 534 000 (сто сорок четыре миллиона пятьсот тридцать четыре тысячи) руб. 00 коп.

Как следует из материалов дела, документацией о закупке (пункт 20 Информационной карты) установлен один из подкритериев «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах» нестоимостного критерия – коэффициент значимости подкритерия 20 %.

В подтверждение опыта участниками закупки по указанному подкритерию предоставляются копии договоров/контрактов по осуществлению деятельности (оказанию услуг) сопоставимого характера* и (или) копиями трудовых договоров с выпиской из штатного расписания на 01.01.2022, подтверждающей наличие в штате участника работника (специалиста) по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятию с регистрационного учета граждан путем подачи письменного документа - сведений по форме № 5 п.6.2.5. Раздела 6 настоящей документации (*В целях обеспечения корректного начисления платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании пунктов 148.34, 148.36 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под деятельностью (услугами) сопоставимого характера понимается: деятельность (услуги) по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ).

При оценке заявок по данному подкритерию конкурсной комиссией выставляется одно из двух значений: значение 0 баллов (в случае отсутствия), значение 100 баллов (в случае наличия).

Проанализировав указанный подкритерий, Комиссией установлено следующее.

Предметом рассматриваемой закупки, в соответствии с п. 1.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, является оказание следующих услуг:

– ведение базы данных лицевых счётов потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начисление платы, расчетов, перерасчётов, прием, учёт и распределение платежей;

– формирование, печать, конвертование и доставку платежных документов потребителям;

– рассмотрение обращений потребителей по вопросам начисления (расчёта, перерасчёта) платы и доставки платежных документов;

– размещение информации в части выгрузки платежных документов в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Так, согласно пп. «б» п. 148 (23), пп. «е» п. 32 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») региональный оператор вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

– для доставки платежных документов потребителям;

– для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям.

Установлено, что заказчик закупки МУП «САХ» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению всех ТКО, образующихся в зоне его деятельности.

Согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан, за региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «САХ» закреплена Зона № 1 (Уфимская зона).

В зону № 1 Республики Башкортостан входят: городской округ город Уфа, муниципальные районы Архангельский, Белокатайский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Иглинский, Кармаскалинский, Кигинский, Кушнаренковский, Мечетлинский, Нуримановский, Салаватский, Уфимский, Чишминский районы.

Таким образом, проведение указанной закупки осуществляется с МУП «САХ» в рамках полномочий регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с целью передачи иным хозяйствующим субъектам полномочий по доставке платежных документов потребителям и для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям, что предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В соответствии с Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»; «Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

В силу п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органами регистрационного учета являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации к указанным лицам относятся:

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, лица, осуществляющие деятельность (услуги) по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, поименованы в закрытом перечне, утвержденном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.

При этом, МУП «САХ» не является органом регистрационного учета и в его компетенцию не входит осуществление деятельности по приему и передаче в такие органы соответствующих документов и предмет рассматриваемой закупки не предусматривает осуществление деятельности (услуги) по приему и передаче в органы регистрационного учёта документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

С учетом изложенного, подкритерий «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах», предполагающий наличие у участника закупки опыта по приему и передаче в органы регистрационного учета документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, не связан с предметом рассмотренной закупки и деятельностью МУП «САХ» как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, необходимость включения вышеуказанного подкритерия в закупку в целях отбора организации или индивидуального предпринимателя для доставки платежных документов потребителям и для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям у МУП «САХ» отсутствовала.

Услуги, предусмотренные предметом закупки, и рассматриваемого подкритерия являются автономными, технологически и функционально не связанными между собой. Правовое регулирование таких услуг осуществляется в соответствии с различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Установлено, что предмет закупки относится к общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «Денежное посредничество прочее» (ОКВЭД 64.19), что подтверждается ранее проведенными МУП «САХ» закупками (извещение № 31908717854, № 32008912784, № 32110397452, № 32110397528, № 32110852234, № 32110891209), а также ранее принятым решением Управления по делу № ТО002/01/11-1963/2021 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-15030/2022.

Как следует, из аналитического отчета состояния конкуренции рынка на территории Республики Башкортостан с ОКВЭД 64.19 «Денежное посредничество прочее» в качестве основного вида деятельности осуществляют 37 действующих организаций. Комиссия отмечает, что при осуществлении указанной деятельности наличие указанного ОКВЭД в качестве основного вида деятельности не требуется, следовательно, количество хозяйствующих субъектов не ограничено.

Кроме того, указанный рынок не содержит барьеров в виде административных ограничений или иных требований лицензионного характера, или участия в саморегулируемых организациях (СРО).

Следовательно, указанный рынок является конкурентным и в географических границах Республики Башкортостан содержит хозяйствующие субъекты, осуществляющие услуги, закупаемые МУП «САХ», как свой основной вид деятельности.

Таким образом, наличие в рассматриваемом конкурсе нестоимостного подкритерия «Осуществление деятельности (оказание услуг) по актуализации (изменение данных (показателей)) Базы данных о зарегистрированных, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях лицах» критерия «Квалификация участника закупки», подтверждаемого хозяйствующими субъектами путем оказания услуг по приему и передаче в органы регистрационного учета документов в целях регистрации и снятию с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, не связан с определением наилучших условий исполнения договора и квалификации участника, так как не относится к предмету закупки и деятельности МУП «САХ», что, в свою очередь, уменьшает возможность получения более высокого балла потенциальными участниками закупки, не соответствующих такому подкритерию, но имеющих возможность выполнять услуги по предмету закупки, и приводит к нарушению их прав и законных интересов в связи с созданием нескольким хозяйствующим субъектам, поименованным в закрытом перечне, имеющих право на осуществление соответствующей деятельности регистрационного учета, преимущественных условий.

На основании вышеизложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Муниципального унитарного предприятия «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа города Уфа Республики Башкортостан по п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Председатели комиссии

Члены комиссии

 

Связанные организации

Муниципальное унитарное предприятие "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города"
ИНН 0276005180, ОГРН 1020202870555
ООО "ЕИРЦ РБ"
ИНН 0278950990, ОГРН 1190280043601
МУП ЕРКЦ г.Уфы
ИНН 0276069810, ОГРН 1020202851020