Решение б/н Решение и предписание по делу №А-50/10-10 в отношении ОАО «Р... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № А-50/10-10
27.05.2010г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть объявлена 14.05.2010.
В полном объеме решение изготовлено 27.05.2010.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе <…>, <…>, <…>, <…> в присутствии представителей от индивидуального предпринимателя <…> - индивидуальный предприниматель <…> (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 26.03.2009 №309028008500186; личность удостоверена паспортом), от ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД»: заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (по Башкирскому региону) – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» <…> (доверенность от 15.04.2010 №64-ДЮ), начальник сектора применения законодательства и договорной работы органа управления Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» <…> (доверенность от 03.11.2009 № 1024-ДЮ), от Уфимской транспортной прокуратуры – помощник Уфимского транспортного прокурора <…> (удостоверение ТО 041620 выдано 29.12.2008), от Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков» <…> в отсутствии ООО «Мотор-Сервис», ООО «Мозаика» и <…> - о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, <…> (поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия), рассмотрев дело № А-50/10-10 в отношении ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (443030, г. Самара, Комсомольская пл., 1) по признакам нарушения пп. 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Башкортостанское УФАС России поступили направленные Уфимской транспортной прокуратурой обращения индивидуального предпринимателя <…>, граждан <…> и <…>, занимающихся перевозкой пассажиров и клиентов такси. Как указано в обращениях, «при выполнении заказов по перевозке пассажиров на железнодорожный вокзал станция Уфа невозможно осуществить доставку пассажиров с багажом на территорию привокзальной площади из-за незаконных действий представителей Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков», которые, перегородив проезжую часть шлагбаумом, не пускают на привокзальную площадь никого, кроме автомашин ООО «Мотор-сервис».
Водители <…> и <…>, работающие у ИП <…> водителями на основании договоров подряда, указали в обращениях, адресованных Уфимскому транспортному прокурору следующее: в связи с поступившим заказом 26.02.2010 в 02-00 (в обращении <…>) и 27.02.2010 в 15-20 (в обращении <...>) «… подъехал по заказу на ж.д. вокзал г. Уфа. Когда я попытался проехать на привокзальную площадь для погрузки багажа клиента, был остановлен представителем Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков». Перегородив проезжую часть шлагбаумом, он не пустил мою машину. Свои действия он объяснил тем, что на данной территории ведется видеонаблюдение, и если он пропустит мое авто, то у него будут проблемы с его руководством. Однако на привокзальной площади стояли автомашины ООО «Мотор-сервис», которые беспрепятственно заезжали и выезжали с территории ж.д. вокзала». Анализ материалов, представленных Уфимской транспортной прокуратурой, выявил, что действия Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков» основываются на положениях Договора на оказание услуг № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009, заключенного между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» и Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков». Анализ условий договора выявил, что они ставят некоммерческое партнерство «Организация перевозчиков» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и клиентов такси, создают дополнительные конкурентные преимущества для Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков». В соответствии с пунктами 8 и 9 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; и создание дискриминационных условий. В связи с наличием признаков нарушения пп. 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» было возбуждено дело № А-50/10-10.
ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», ознакомившись с Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.04.2010 и Определением об отложении рассмотрения дела от 21.04.2010 пояснило письмами от 13.04.2010 № 1069/РДЖВ и от 04.05.2010 № 1281/РДЖВ, что Куйбышевская Региональная дирекция железнодорожных вокзалов в целях дополнительных мер по организации эффективного контроля за обеспечением транспортной безопасности и усиления пропускного режима в рамках договора № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2010 в целях недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию вокзала железнодорожной станции Уфа, осуществляет контроль доступа автотранспорта на привокзальную площадь вокзала Уфа. Указанными действиями Куйбышевская Региональная дирекция железнодорожных вокзалов не создавала препятствий доступа на привокзальную площадь, так как установление пропускного режима не ограничивает доступ, а лишь устанавливает разрешительный порядок въезда на территорию привокзальной площади. При въезде на привокзальную площадь находится информационное объявление о получении необходимой информации у начальника вокзала Уфа в случае необходимости получения разрешения на въезд на привокзальную площадь. До настоящего времени ни один из хозяйствующих субъектов, осуществляющий деятельность на рынке перевозок пассажиров и деятельности такси города Уфа, не обратился в Куйбышевскую Региональную дирекцию железнодорожных вокзалов для оформления разрешительной документации на право въезда автотранспорта на привокзальную площадь вокзала железнодорожной станции Уфа. На некоммерческое партнерство «Организация перевозчиков» не возлагалась обязанность обеспечения антитеррористической безопасности. В соответствии с договором № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2010 Куйбышевская региональная дирекция железнодорожных вокзалов в целях дополнительных мер по организации эффективного контроля за обеспечением транспортной безопасности и усиления пропускного режима и недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию вокзала железнодорожной станции Уфа, возложила обязанность на НК «Организация перевозчиков» осуществлять контроль доступа автотранспорта на привокзальную площадь вокзала Уфа».
Некоммерческое партнерство «Организация перевозчиков» в письме от 15.04.2010 № 55 пояснило, что ООО «Мотор-Сервис», ООО «Мозаика» НП «Организация перевозчиков». Телефоны 2900-900; 2912-345; 2290900 принадлежат ООО «СМИ-Линк г. Уфа» на основании Договора «Об оказании услуг телефонной связи» от 01 апреля 2009г. между «СМИ-Линк г. Уфа» и ОАО «МТС». НП «Организация перевозчиков» использует указанные телефоны на основании Договора № 15/0509 «Об оказании информационных услуг» между НП «Организация перевозчиков» и ООО «СМИ-Линк г. Уфа».
На заседании Комиссии представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные письменно (заявитель – в обращении в Уфимскую транспортную прокуратуру).
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам:
В соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
ОАО «РЖД» в географических границах Российской Федерации Приказом ФАС России от 14.06.2005 № 121 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов: на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования доля ОАО «РЖД» превышает 65 процентов.
Устав железнодорожного транспорта РФ конкретизирует виды объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и вводит понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которая представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ).
Таким образом, исходя из понятия, имеющегося в статьях 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный вокзал, привокзальная площадь железнодорожного вокзала относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» пользователь услугами железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте. Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора. Во исполнение Определения от 06.04.2010 о назначении дела к рассмотрению Ответчик представил документы, исходя из которых следует, что привокзальная площадь железнодорожного вокзала в городе Уфа общей площадью 5507,6 кв.м. принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД», о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 27.10.2009 серии 04АВ 264655.
Тот факт, что привокзальная площадь относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта, находит подтверждение также и в Порядке ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденному приказом Минтранса РФ от 17.08.2007 № 124, зарегистрированному в Минюсте РФ 27.09.2007, регистрационный № 10196: в п. 1.2. Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта в № статьи 2003 (2003) в пояснении к статье указано, что затраты на оплату труда работников, занятых уборкой, отоплением и освещением помещений вокзалов, зданий и сооружений на пассажирских остановочных пунктах, пунктах отстоя пассажирских поездов, находящихся на балансе дирекций по обслуживанию пассажиров, а также очисткой от снега, льда, мусора и других загрязнений перронов, пассажирских платформ и путей в пределах пассажирских платформ, пешеходных мостов, путепроводов, дворов и привокзальных площадей, находящихся на балансе дирекций по обслуживанию пассажиров.
В соответствии с понятием, данным в п. 4 Положения о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденного Приказом ОАО «РЖД» от 07.11.2008 № 150, вокзал - совокупность станционных зданий, сооружений и обустройств, необходимых для обслуживания пассажиров и предоставления им сопутствующих платных услуг и расположенных на одной железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте), а именно: здание вокзала (пассажирское здание, павильон); пассажирские платформы (перроны) с навесами и без них; переходы через железнодорожные пути в одном либо в разных уровнях (переходные тоннели, конкорсы, мосты и другие); малые архитектурные формы, в том числе стационарные торговые киоски; привокзальная площадь (сооружение).
В Концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» до 2015 года, утвержденной ОАО «РЖД» 17.09.2008 № 15098, используются следующие термины и их определения: железнодорожный вокзал - элемент железнодорожной инфраструктуры, комплексный объект недвижимости - часть вокзального комплекса и железнодорожной станции (пассажирского остановочного пункта), здание или комплекс зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, состоящих из помещений, предназначенных для обслуживания потребителей и пользователей, размещения служебного персонала и управления движением поездов. Вокзальный комплекс - совокупность железнодорожного вокзала и прилегающей к нему территории, объектов, зданий и сооружений, физически, технологически или иным образом связанных с железнодорожным вокзалом и подчиненных единому правовому режиму функционирования и развития.
Согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 90 Земельного Кодекса Российской Федерации объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта являются железнодорожные пути, здания, строения, сооружения, в том числе железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, а также устройства и другие объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
На основании вышеизложенных нормативных и ненормативных актов подтверждается, что привокзальная площадь относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории РФ, в том числе железнодорожного вокзала станция Уфа и привокзальной площади.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажир - лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее. Таким образом, пассажиры, пользуясь услугами ОАО «РЖД» и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность такси, являются общим связующим звеном между транспортными предприятиями, оказывающими услуги по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучила Временные правила пропускного режима автотранспорта на привокзальную площадь вокзального комплекса станции Уфа, утвержденные 29.05.2009 заместителем начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (далее – Временные Правила). Временные Правила устанавливают порядок пропускного режима автотранспорта на привокзальную площадь железнодорожного вокзала (п. 1.1.). В соответствии со ст. 2 «Порядка пропуска автотранспорта», для проезда на привокзальную площадь железнодорожного вокзала имеют право автомобили ограниченного круга должностных лиц ОАО «РЖД», органов государственной власти Республики Башкортостан, Государственного федерального инспектора по Республике Башкортостан, мэра города Уфы, а также специальные автомобили при авариях и различных нештатных ситуациях. Как указано в п. 2.6. Правил, допускается нахождение на привокзальной площади вокзала станции Уфа автомобилей автопредприятия «Мотор-сервис», согласно договора № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009, не более 5 одновременно. В п. 2.2. Временных Правил указано, что оператор поста пропускает на привокзальную площадь вышеперечисленные машины с записью в журнале с указанием марки и государственного номера машины.
Договор на оказание услуг № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009, на который имеется ссылка в п. 2.6. Временных правил пропускного режима автотранспорта на привокзальную площадь вокзального комплекса станции Уфа, заключен между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» и Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков». В договоре стороны именуются Исполнитель и Заказчик соответственно. В соответствии с п. 1.1. Договора Исполнитель принимает на себя обязательства по информированию пассажиров о возможности заказать автомобильные перевозки от железнодорожного вокзала станции Уфа по громкой связи вокзала станции Уфа не реже 1 раза в час и посредством раздачи пассажирам печатной информации, которая предоставляется Заказчиком. Исполнитель предоставляет Заказчику возможность доступа автомобилей Заказчика на привокзальную территорию. Заказчик обязан оплатить вышеуказанные услуги стоимостью 77 400 рублей за период действия договора (п. 2.1.3.). Согласно п. 3.2.4. Договора Заказчик обязан осуществлять контроль доступа автотранспорта на привокзальную площадь вокзала Уфа и контроль за передвижением автотранспорта по ней на оборудовании, предоставленном Исполнителем. Заказчик согласно п. 3.2.4. Договора обязан осуществлять контроль доступа автотранспорта на привокзальную площадь вокзала Уфа и контроль за передвижением автотранспорта по ней на оборудовании, предоставленном Исполнителем. К Договору имеется Приложение № 1 «Порядок пропуска автотранспорта на привокзальную площадь при предоставлении услуги заказов на автомобильные перевозки», в котором указано: цель – ограничение доступа автотранспорта на привокзальную площадь для обеспечения антитеррористической безопасности. В соответствии с п. 1 Порядка круглосуточное дежурство на въезде, на привокзальную площадь организуется силами Заказчика. Дежурный сотрудник Заказчика размещается в павильоне, предоставляемом Исполнителем и расположенном на въезде на привокзальную площадь вокзала Уфа. Дежурный сотрудник Заказчика обеспечивает пропуск на привокзальную площадь автотранспорта, при использовании автоматического шлагбаума, расположенного на въезде на привокзальную площадь вокзала Уфа в непосредственной близости от павильона, по списку, предоставленному Исполнителем, или по пропуску (п. 2).
ОАО «РЖД» представило письмо от 26.02.2009 № 123, подписанное заместителем начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов <…>, адресованное начальнику Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов <…>, которое содержит технико-экономическое обоснование к проекту договора аренды на инвестиционных условиях с Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков». В письме указано, что в период реконструкции вокзала Уфа и после ее завершения возникает острая необходимость в ограничении доступа автотранспорта на привокзальную территорию и осуществлении контроля за прилегающей территорией для обеспечения антитеррористической безопасности вокзального комплекса и упорядочивания движения на привокзальной площади. Для обеспечения вышеперечисленных задач необходимо принятие в штат 5 человек (дежурных по въезду на привокзальную площадь), обеспечивающих пропуск транспортных средств на привокзальную площадь.
Однако на запрос информации в Определении о назначении дела к рассмотрению от 06.04.2010 у ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» об операторах поста, осуществляющих пропуск автотранспорта на привокзальную площадь вокзального комплекса станции Уфа (ФИО, приказы, распоряжения, решения и т.д. о назначении; документы, регламентирующие должностные обязанности; контракт (трудовой договор), был дан ответ в письме от 13.04.2010 № 1069/РДЖВ, что сведениями об операторах поста НП «Организация перевозчиков», осуществляющих пропуск автотранспорта на привокзальную площадь вокзального комплекса Уфа, должностными инструкциями Куйбышевская Региональная дирекция железнодорожных вокзалов не располагает. Данные сведения были предоставлены Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков» письмом от 15.04.2010 № 55.
Таким образом, цель введения пропускного порядка - ограничение доступа автотранспорта на привокзальную площадь для обеспечения антитеррористической безопасности. Однако обеспечение антитеррористической безопасности и контроль доступа автотранспорта на привокзальную площадь вокзального комплекса станции Уфа возложено на Некоммерческое партнерство «Организация перевозчиков», которое не имеет ни соответствующих лицензий, ни опыта работы в данном виде деятельности.
По состоянию на 12.04.2010 реестр членов Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков» насчитывает 316 участников. Некоммерческое партнерство «Организация перевозчиков» заключило с ООО «Мозаика» и ООО «Мотор-Сервис» двусторонние соглашения от 30.04.2009, по которым НП «Организация перевозчиков» обязуется обеспечить доступ на привокзальную территорию железнодорожного вокзала станции Уфа для оказания услуг по перевозке легковыми такси пассажиров поездов, прибывающих на станцию Уфа.
ООО «Мотор-Сервис», ООО «Мозаика» и индивидуальный предприниматель <…> осуществляют деятельность на одном товарном рынке – деятельность такси - код 60.22. ОКВЭД - Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст. Об этом свидетельствуют информационные письма Комитета государственной статистики Республики Башкортостан (название органа статистики на момент направления письма) от 25.02.2004 № 11-07/876 и от 25.05.2004 № 11-07/2230 об идентификации ООО «Мозаика» и ООО «Мотор-Сервис» соответственно по коду 60.22. ОКВЭД, а также информационное письмо Башкортостанстата от 01.04.2009 № 20-1-06/1331 о присвоении кодов ИП <…>.
Из информации, которая содержится в письме Башкортостанстата от 09.04.2010 № 06-04/1-18, следует, что количество хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в Республике Башкортостан, указавших основным видом деятельности ОКВЭД 60.22 (деятельность такси) – 1844, в том числе по городу Уфе – 349. Из чего следует, что товарный рынок деятельности такси является конкурентным.
Договор на оказание услуг № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009 был заключен ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» с Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков» по результатам его обращения от 20.02.2009 № 18. Торги на право заключения договора, позволяющих НП «Организация перевозчиков» привозить (увозить) клиентов такси непосредственно с привокзальной площади, не проводились.
Между тем, исходя из содержания пресс-релизов, размещенных на сайте ОАО «РЖД», установлено, что на других вокзалах перевозчики такси определены по результатам конкурсов и аукционов: на сайте ОАО «РЖД» имеется пресс-релиз от 24.12.2009 «Пассажиры поездов «Сапсан» смогут оказать услугу «РЖД-такси», находясь в пути», в которой указано, что Дирекция железнодорожных вокзалов заключила партнерское соглашение по организации услуг такси на железнодорожном вокзалах с транспортными компаниями, определенными на конкурсной основе. В разделе «Тендеры» имеется информация об открытом аукционе 13.11.2009 на право заключения Партнерского соглашения по организации услуг такси на железнодорожных вокзалах Московского транспортного узла Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» с возможностью расширения оказываемых услуг на иные железнодорожные вокзалы в 2009-2014 гг.».
В средствах массовой информации, доступных неопределенному количеству потребителей, в том числе потенциальным пассажирам ОАО «РЖД», размещены материалы об услугах ООО «Мотор-Сервис», являющегося членом Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков», которое позиционировано как единственная компания, осуществляющая доставку пассажиров с привокзальной площади.
В газете «Куйбышевский железнодорожник» № 22 (10708) 11 июня-18 июня 2009 года на 1 стр. в статье «Такси, такси, вези-вези…» указано следующее: «В Уфе полностью огородили привокзальную площадь. Теперь въезд через шлагбаум на нее разрешен только для служебного транспорта и машин одной-единственной организации – группы компаний «Мотор-Сервис», которая обеспечивает доставку пассажиров по городу. Остальной транспорт должен останавливаться исключительно на обычной стоянке».
В газете «Комсомольская правда» № 36 (24457) от 17.03.2010, выходящей в Уфе, в рубрике на правах рекламы «Это полезно знать» на 9 л. опубликована статья «Мы предлагаем выбор», в которой рекламируются услуги такси компании ООО «Мотор-Сервис». В разделе «Такси встретит и проводит» написано: «Компания «Мотор-сервис» совместно с Дирекцией обслуживания пассажиров на территории железнодорожного вокзала организовала круглосуточный диспетчерский пункт и стоянку для своих автомобилей. Только у пассажиров «Мотор-Сервис» есть уникальная возможность подъехать к крыльцу вокзала, тогда как клиентам остальных такси, чтобы пройти на перрон (учитывая новую архитектуру вокзального комплекса), приходится преодолевать немалое расстояние».
В соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, ОАО «РЖД», занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории РФ, заключив договор на оказание услуг № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009 с Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков», членами которого являются ООО «Мотор-Сервис» и ООО «Мозаика», поставило их в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и клиентов такси; создало дополнительные конкурентные преимущества для Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков» и некоторых его участников. Индивидуальному предпринимателю <…>, другим лицам, осуществляющим деятельность по перевозке такси, созданы препятствия доступу на привокзальную площадь вокзального комплекса станции Уфа, относящуюся к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Что касается довода ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», что ни индивидуальный предприниматель <…>, ни один из хозяйствующих субъектов не обращались с предложением о заключении договора, аналогичного содержанию договора, заключенного с Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков», то Комиссия Башкортостанского УФАС России сообщает следующее: во-первых, нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» носят также упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер; в ст. 10 указано буквально следующее: «могут являться» следующие действия (бездействие); по ущемлению прав третьих лиц Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что, исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.ст. 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Во-вторых, смысл введения пропускного режима автотранспорта – ограничение доступа на привокзальную площадь для обеспечения антитеррористической безопасности; учитывая большое количество хозяйствующих субъектов по городу Уфа, указавших основным видом деятельности деятельность такси, затруднительно выделить всем желающим автоперевозчикам пропуски для проезда на привокзальную площадь.
В п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержится специальная по отношению к ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации норма, которая указывает, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц. Следовательно, любые действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые влекут или могут повлечь последствия, указанные в ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются законодателем выходом за пределы субъективных прав, определяющих доминирующее положение хозяйствующего субъекта, т.е. злоупотреблением правом.
В соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, ОАО «РЖД», занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории Российской Федерации, заключив договор на оказание услуг № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009 с Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков», членами которого являются ООО «Мотор-Сервис» и ООО «Мозаика», поставило их (могло поставить) в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и клиентов такси; создало (могло создать) дополнительные конкурентные преимущества для Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков» и некоторых его участников. Индивидуальному предпринимателю <…>, другим лицам, осуществляющим деятельность по перевозке такси, созданы (могли быть созданы) препятствия доступу на привокзальную площадь вокзального комплекса станции Уфа, относящуюся к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (443030, г. Самара, Комсомольская пл., 1), заключившим Договор на оказание услуг № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009 с Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков», условия которого ставят Некоммерческое партнерство «Организация перевозчиков» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и клиентов такси и создают дополнительные конкурентные преимущества для Некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков», нарушившим пункты 8 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Выдать ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; и о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 84-А-50/10-10
27.05.2010г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе <…>, <…>, <…>, <…> руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14.05.2010 (в полном объеме решение изготовлено 27.05.2010) по делу № А-50/10-10, возбужденному в отношении ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (443030, г. Самара, Комсомольская пл., 1), по нарушению пп. 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (443030, г. Самара, Комсомольская пл., 1) прекратить нарушение пунктов 8 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории РФ, выразившимся в создании дискриминационных условий и препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам при заключении с Некоммерческим партнерством «Организация перевозчиков» договора на оказание услуг № 343-РДЖВ/РУ от 29.04.2009, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции и выполнение экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и предупреждение их создания, а также, в случае предоставления доступа на привокзальную площадь вокзального комплекса станции Уфа любому хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на товарном рынке «деятельность такси»; обеспечить на аналогичных условиях доступ всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на этом же товарном рынке, для обеспечения равного положения хозяйствующих субъектов.
2. ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» письменно проинформировать Башкортостанское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания.
Настоящее Предписание исполнить в срок до 15.06.2010.
Об исполнении Предписания сообщить в Башкортостанское УФАС России в 5-дневный срок с момента исполнения Предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Решение и предписание по делу № А-50/10-10 в отношении ОАО «Российские железные дороги» по признакам нарушения пункты 8 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны