Постановление б/н ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» от 18 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»

453100, г. Стерлитамак,

ул. Артема, 63, пом. IV

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о вынесении предупреждения по делу

об административном правонарушении № TO002/04/14.3-170/2020

18.02.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

Я, заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы <…> рассмотрев материалы дела № ТО002/05/28-2373/2019 по нарушению законодательства Российской Федерации «О рекламе», материалы административного дела № TO002/04/14.3-170/2020, в отношении ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» (ОГРН 1180280027542, ИНН/КПП 0268083811/026801001, юридический адрес: 453100, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Артема, 63, пом. IV) (права и обязанности разъяснены),

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,  создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в соответствии со статьей 33 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» Башкортостанским УФАС России была выявлена реклама следующего содержания:  «Мега Рублевъ. Ломбард. Честные 0,15%».

Указанная реклама размещена на здании по адресу: РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63, (дата фиксации 11.09.2019), рекламодатель – ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»(РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63, пом VI).

Указанная реклама имеет признаки нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в части того, что:

- если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита(займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите(займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.3 ст.28 указанного закона, несет рекламодатель.

08.10.2019г. на заседании Комиссии присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» - Мельников Е.В.

Прилагаются документы: копия свидетельства о государственной регистрации права, копия приказа №1 от 10.05.2018г., копия решения единственного учредителя №1 от 20.04.2018г., копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия листа записи ЕГРЮЛ, копия устава ООО «Ломбард «Мега Рублевъ», копия выписки из ЕГРЮЛ, копия договора аренды нежилого помещения, копия акта приема-передачи нежилого помещения в аренду к договору аренды нежилого помещения от 30.12.2018г., копия договора оказания рекламных услуг от 23.07.2019г., копия акта сдачи-приемки работ от 28.07.2019г., копия товарного чека от 28.07.2019г., копия прейскуранта оказываемых услуг (вх.№16200 от 08.10.2019г.)

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату. Срок рассмотрения дела продлить.

24.10.2019г. присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» - <…> Представлены документы: копия типовой формы договора займа, копия уведомления о постановке на специальный счет юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, копия карты специального учета юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными камнями, копия листа согласования макета рекламных баннеров(вх.№17260 от 24.10.2019г.).

Комиссией принято решение: дополнительно вменить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Уральское главное управление отделение - Национальный банк по Республике Башкортостан, и направить запрос для получения дополнительной информации по делу.

Рассмотрение дела отложить на 11.11.2019г. в 11ч.00мин.

11.11.2019г. присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <…>

Запрашиваемая информация на 11.11.2019г. от Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка РФ не поступала.

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на 21.11.2019г. в 11ч.30мин.

13.11.2019г. от Национального банка по Республике Башкортостан-отделения Уральского главного управления поступила запрашиваемая информация. (вх.№18586 от 13.11.2019).

15.11.2019г. от  Национального банка по Республике Башкортостан - отделения Уральского главного управления повторно поступила запрашиваемая информация (вх.№18737 от 15.11.2019).

21.11.2019г.на заседании Комиссии присутствовал представитель по доверенности от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <…>. Представителем по доверенности  ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <…> поддержано ранее изложенная позиция. В протоколе заседания Комиссии от 21.11.2019г. представителем по доверенности  от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ»- <…> внесено замечание: «В изложенной позиции присутствовало пояснение по поводу применения процессуальных норм п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ».

Пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП гласит:  производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N 649/15), территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

Сообщаем, что дело № ТО002/05/28-2373/2019 рассматривается в рамках Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Административное производство по данному факту Управлением в настоящее время не возбуждено. Постановление за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ).

Комиссией принято решение: дополнительно вменить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Производство по делу № ТО002/05/28-2373/2019 приостановить; вынести рассмотрение указанной рекламы на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, вопрос сформулировать следующим образом: содержится ли в данной рекламе информация о предоставлении рекламодателем финансовых услуг, в частности предоставления займов под 0,15% , вводится ли потребитель рекламы в заблуждение из-за отсутствия части существенной информации?

24.12.2018г. состоялось заседание Экспертного Совета. В связи с получением заключения Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.

24.01.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе присутствовал:

- <…> (доверенность №7 от 07.10.2019) – представитель ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

<…> подержана позиция по делу изложенная ранее.

24.01.2020 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/28-2373/2019 принято решение:

1. исключить признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе» ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

4. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» и должностного лица ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама следующего содержания: «Мега Рублевъ. Ломбард. Честные 0,15%», размещенная на здании по адресу: РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, 63 (дата фиксации 11.09.2019), рекламодатель ООО «Ломбард «Мега Рублевъ», нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к услугам оказываемым рекламодателем (ООО «Ломбард «Мега Рублевъ») и осуществляемой им деятельности.

В данном случае, в рекламе услуг ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» указано одно условие: процентная ставка – 0,15%, при этом, все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, не отражены.

Отсутствие всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, вводит в заблуждение относительно порядка получения займа, и является информацией, способной обмануть ожидания возможных заемщиков.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите». При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены ст. 5 данного закона.

Как следует из содержания письма Федеральной антимонопольной службы от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок её определения.

На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» (вх. № 16200 от 08.10.2019):

«По существу обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ООО «ЛОМБАРД «МЕГА РУБЛЕВЪ» (далее также - Ломбард) дела № ТО002/05/28-2373/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимо пояснить следующее:

 - при изготовлении наружной рекламы Ломбардом были учтены требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» поскольку она не содержит ссылок на условия предоставления займов. Ломбардом оказывается ряд иных услуг физическим и юридическим лицам, которые не связаны непосредственно с предоставлением, пользованием и погашением краткосрочных займов, а именно: хранение ювелирных изделий, оценка ювелирных изделий, оценка автотранспортных средств. Наружная реклама как раз и отражает условия услуг, не относящихся непосредственно к займам.

- отсутствие причинно-следственной связи между содержанием наружной рекламы ООО «ЛОМБАРД «МЕГА РУБЛЕВЪ» и оказываемыми услугами по предоставлению, пользованию и погашению краткосрочных займов подлежит оценке с учетом принципов, закрепленных статьей 1.5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ».

В ходе рассмотрения дела, и анализа предоставленных пояснении ООО «Ломбард «Мега Рублевъ», Комиссия усмотрела признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая мнение рекламодателя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорной рекламы на заседании Экспертного совета по рекламе при Башкортостанском УФАС России.

Члены Совета отметили, что реклама может ввести потребителя в заблуждении относительно предоставляемых услуг, так как в понимании гражданина, при обращении в ломбард за услугой, он в первую очередь считает, что речь идет об основной услуге, которую предоставляет финансовое учреждение, а именно выдача займа под залог имущества. Соответственно у обывателя складывается представление, что 0,15% эта цена за предоставление именно основной услуги ломбарда.

Большинством голосов отмечено, что в рекламе отсутствует часть существенной информации, и она вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Комиссия, принимая во внимание довод ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» о том, что в тексте рекламы содержится информация о стоимости таких услуг как хранение ювелирных изделий, оценка ювелирных изделий, оценка автотранспортных средств, а не условия предоставления займа (размер процентной ставки), решила исключить признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Однако, антимонопольный орган оценивает рекламу, которую воспринимает потребитель в том содержании, которое довел до него рекламодатель. Текст данной рекламы не позволяет однозначно установить, что речь идет именно об иных услугах ломбарда (хранение, оценка ювелирных изделий и т.д.), а не выдаче займов под залог движимого имущества, тем самым в рекламе отсутствует существенная информация в части оказываемой услуги.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы является ООО «Ломбард «Мега Рублевъ».

Также, Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» так как в ходе рассмотрения дела сведений (документов и материалов) подтверждающих факт устранения правонарушения предоставлено не было.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 24.01.2020 года.

В связи с тем, что нарушение законодательства Российской Федерации «О рекламе» влечет административную ответственность, УФАС по Республике Башкортостан было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № ТО002/04/14.3-170/2020 и проведении административного расследования в отношении ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» (исх. № 6/1005 от 30.01.2020). Назначена дата для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении – 18.02.2020 года.

18.02.2020 года присутствовал <…>, представитель ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» по доверенности (доверенность № 1 то 17.02.2020). <…>заявлено ходатайство о рассмотрении дела 18.02.2020 года. Ходатайство удовлетворено.

Событие административного правонарушения вменяемое ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» выражается в распространении ненадлежащей рекламы, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Объект правонарушения, ответственность предусмотренная частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ – отношения в области получения потребителем достоверной рекламы, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Субъект правонарушения – ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» (ОГРН 1180280027542, ИНН/КПП 0268083811/026801001, юридический адрес: 453100, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Артема, 63, пом. IV).

Объективная сторона данного правонарушения состоит в распространении ненадлежащей рекламы, недопустимой с точки зрения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. У ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, состав административного правонарушения имеется.

Место совершения административного правонарушения – Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул.Артема, 63.

Время совершения административного правонарушения – 11.09.2019 года.

Согласно части 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до двух с половиной тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч руб.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

В силу части 3 статьи 4.1 при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

На основании статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к категории субъектов малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (номер – ЮЭ9965-20-7869052) ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» относится к категории субъекта малого и среднего предпринимательства – микропредприятие.

Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ранее (в течение срока, установленного статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не привлекалось.

Данная реклама распространялась только на территории Республики Башкортостан, что также было отражено в протоколе представителем юридического лица.

Данное правонарушение не повлекло за собой причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, части 1 статьи 14.3, 23.48, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Ломбард «Мега Рублевъ» (ОГРН 1180280027542, ИНН/КПП 0268083811/026801001, юридический адрес: 453100, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Артема, 63, пом. IV) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.В соответствии с ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Заместитель руководителя

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны