Решение №ИВ/3454/24 Решение по делу от 1 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Управление жилищного хозяйства

Октябрьского района ГО г. Уфа РБ»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 002/01/17-16/2024

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена: 26.03.2024

В полном объеме решение изготовлено: 01.04.2024                                                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № 002/01/17-16/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

<...>

при участии представителей:

от АО «УЖХ Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ» – <...>, <...>,

рассмотрев дело № 002/01/17-16/2024 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» <...> части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление), в ходе рассмотрения коллективного обращения жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, ул. Комсомольская, 159, поступившее письмом Прокуратуры Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан (вх. № 18045/23 от 16.11.2023), проанализировано Положение о закупках товаров, работ и услуг АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», принятое в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно п. 3.2 ст. 3 Закона о закупках способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Под неконкурентной закупкой понимается закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Вместе с тем, принимаемое положение о закупке не должно вступать в противоречие с целью и принципами Закона о закупках, требованиям законодательства Российской Федерации, а также является не единственным документом, которым должен руководствоваться заказчик при осуществлении закупки.

Так, согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, положение о закупке не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке.

Установлено, что АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – АО «УЖХ Октябрьского района») осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

АО «УЖХ Октябрьского района», в соответствии с Законом о закупках разработано и утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд (в ред. 31.03.2023) (далее – Положение о закупке от 31.03.2023).

В ходе анализа Положения о закупках от 31.03.2023 установлено следующее.

Раздел 7 Положения о закупке от 31.03.2023 предусматривает порядок осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Частью 1 статьи 42 Положения о закупке от 31.03.2023 предусмотрены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Так, пунктом 1.1 части 1 статьи 42, Положения о закупке от 31.03.2023 предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случае, если необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 1 000 000,00 (Один миллион) рублей, включая НДС.

Также, согласно пункту 1.13 части 1 статьи 42 Положения о закупке от 31.03.2023 закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется на сумму не более 1 000 000,00 (один миллион) рублей, включая НДС, в следующих случаях:

«1.13.1. Закупка медицинских услуг у медицинских организаций, имеющих медицинскую лицензию, выданную органом государственной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.13.2. Осуществление закупки, когда смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием или услугами.

1.13.3. При выполнении работ по мобилизационной подготовке.

1.13.4. Заключение договора на приобретение дополнительных работ или услуг, не включенных в первоначальный проект договора, но не отделяемых от основного договора без значительных трудностей и необходимых ввиду непредвиденных обстоятельств.

1.13.5. Требуется закупить товары (работы, услуги) с целью обеспечить участие Заказчика в выставке, конференции, семинаре, стажировке, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке.

1.13.6. Заключение договора в случае расторжения ранее заключенного по итогам торговых процедур договора на условиях, предусмотренных таким договором.

1.13.7. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в связи с отменой конкурентной процедуры согласно выданным предписаниям и (или) представлениям контролирующего и (или) надзорного органа.

1.13.8. Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд Заказчика в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы.

1.13.9. Закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности образовательных организаций, библиотек, научных организаций.

1.13.10. Осуществление закупки с целью исполнения Заказчиком принятых обязательств по государственным и муниципальным контрактам, гражданско-правовым договорам, в случае если проведение конкурентных способов закупки в сроки, установленные Положением, может явиться препятствием для выполнения Заказчиком своих обязательств в сроки, установленные указанными контрактами и договорами.

1.13.11. Осуществление закупки услуг по техническому обслуживанию, содержанию, охране и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих Заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных Заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие Заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные Заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.13.12. Закупаются услуги стационарной и мобильной связи.

1.13.13. Осуществление закупки с целью аренды недвижимого имущества, аренды имущества, необходимого для участия в спортивных мероприятиях, выставках, семинарах, конференциях, форумах, в том числе международных.

1.13.14. Осуществление закупки услуг у организаций, осуществляющих регистрацию, хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен.

1.13.15. Возникновение потребности в закупке услуг, связанных с направлением работника в командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы).

1.13.16. Закупка услуг по доставке почты и корреспонденции в целях исполнения Заказчиком своих обязательств по заключенным договорам (контрактам), в которых Заказчик является исполнителем, либо в целях выполнения государственного задания и/или своих уставных целей.

1.13.17. Закупка услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы).

1.13.18. Заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами.

1.13.19. Закупаются услуги государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также подведомственных им юридических лиц.

1.13.20. Закупаются услуги по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

1.13.21. Осуществляется закупка на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении интеллектуальной собственности для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, если единственному поставщику принадлежит исключительное право на интеллектуальную собственность или право ее использования, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставлять сублицензии.

1.13.22. Приобретение билетов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия и т.п.

1.13.23. Осуществляется закупка рекламных услуг при необходимости размещения рекламной информации в конкретном СМИ, рекламном издании, бегущей строке и т.п. у такого СМИ, организации, издающей соответствующие рекламные издания и т.п.

1.13.24. Закупка товаров, работ, услуг, связанных с организацией спортивно-массовых, образовательных, научных, культурно-массовых мероприятий, выездного спектакля, праздников, юбилеев и памятных дат, форумов, конференций, выставок, семинаров, совещаний (гостиничное, транспортное обслуживание, аренда и эксплуатация оборудования, обеспечение питанием, аренда площадок, наем жилого помещения, изготовление и поставка сувенирной продукции в рамках организации и проведения Заказчиком названных мероприятий).

1.13.25. Закупка товаров, работ, услуг, связанных с направлением и приглашением физических лиц для участия в мероприятиях в сфере образования и науки, прохождением физическими лицами обучения в Республике Башкортостан (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием, стартовый (заявочный, организационный) взнос).

1.13.26. Закупка товаров, работ, услуг, связанных с направлением и приглашением физических лиц для участия в спортивных мероприятиях, тренировочных мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием, стартовый (заявочный, организационный) взнос).

1.13.27 Закупка услуг, связанных с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, либо сведения о персональных данных граждан.

1.13.28. Заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и признанными в соответствии с законодательством об образовании региональными инновационными площадками, договоров на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.

1.13.29. Осуществляется закупка услуг предоставления движимого (за исключением автотранспортных средств) и недвижимого имущества в аренду, а также при продлении данных услуг, в случаях, когда Заказчик является арендатором.

1.13.30. Осуществляется закупка на оказание финансовых услуг, расчетно-кассовое обслуживание, включая услуги инкассации, выпуск и обслуживание банковских карт, прием (перевод) денежных средств от юридических лиц, выдача банковской гарантии, займа, а также заключение обязательных сопутствующих договоров и иные услуги.

1.13.31. При возникновении потребности в поставке (покупке) отходов, пригодных для повторного использования (вторичных материальных ресурсов).

1.13.32. Закупаются услуги по приему платежей с физических лиц и обработке данных, услуги по размещению информации и связанная с этим деятельность.

1.13.33. Осуществление закупки товаров, работ, услуг для исполнения предписаний государственных органов и должностных лиц, решений (определений, постановлений) судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных органов власти ввиду срочности исполнения предписаний.

1.13.34. Заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и приобретение запасных частей для специального оборудования, оперативного и специального транспорта.

1.13.35. Заключение договора на организацию питания.»

Таким образом, пункт 1.1. части 1 статьи 42 Положения о закупках от 31.03.2023 предусматривает возможность осуществления АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» закупок до 1 000 000,00 руб. на конкурентных рынках без проведения конкурентных процедур.

При этом, разумных ограничений в виде годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом, указанное положение не содержит, что может привести к злоупотреблению Заказчиком проведению закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках.

Кроме того, пункт 1.13 части 1 статьи 42 Положения о закупках от 31.03.2023 также позволяет заказчику осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму не более 1 000 000,00 (один миллион) рублей, включая НДС без какого-либо лимита в случаях предусмотренных соответствующими подпунктами.

В этой связи, пункты 1.1, 1.13 части 1 статьи 42 Положения о закупках от 31.03.2023 (в части отсутствия годового лимита закупок) противоречат нормам Закона о закупках, направлены на ограничение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закон о закупках.

Законом о закупках установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в Положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), целями которого согласно части 2 статьи 1 данного закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 17 Закона о защите конкуренции запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

На основании пунктов 2 и 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

Следовательно, изложенные обстоятельства влекут за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников закупки, нарушение принципов осуществления закупочной деятельности, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Вместе с тем, закрепленные в Положении о закупке условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Это приводит или может привести к экономически неэффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020).

Следовательно, выбор АО «УЖХ Октябрьского района» неконкурентного способа проведения закупок представляет собою злоупотребление правом, уклонением от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования Закона о закупках в данной сфере.

Кроме того, наличие сведений о иных хозяйствующих субъектах, реализующих закупаемый товар, свидетельствует о необоснованном ограничении круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции.

Изложенное означает, что несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики от 16.05.2019 сделан вывод о том, что в Положении о закупке должны быть ограничения для применения способа закупки у единственного поставщика: нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению на конкурентных рынках. Указанные обстоятельства влекут за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности (ч.1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

В свою очередь необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.

Таким образом, пункты 1.1, 1.13 части 1 статьи 42 Положения о закупках Положения о закупках от 31.03.2023, позволяют осуществлять АО «УЖХ Октябрьского района» закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках без разумных на то оснований, что не соответствуют нормам Закона о закупках и приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

25.01.2024 АО «УЖХ Октябрьского района» письмом (исх. № 653 - вх. № 1191-ЭП/24) представило письменные пояснения по делу № 002/01/17-16/2024, в которых АО «УЖХ Октябрьского района» отмечает, что согласно п. 1.13.2 ч. 1.13 ст. 42 Положения о закупках, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется Заказчиком на сумму не более
1 000 000,00 (один миллион) рублей, включая НДС, могут осуществляться в следующих случаях: осуществление закупки, когда смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием или услугами.

Собственниками помещений многоквартирного дома принимается решение о проведении работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, которое оформляется протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в соответствии со ст. 44 ЖК РФ, также с собственниками помещений многоквартирного дома согласовывается организация, которая будет проводить ремонтные работы и подписывается локальный сметный расчёт.

Также АО «УЖХ Октябрьского района» отмечает, что по пункту 1.13 было проведено 46 закупок на сумму 23 717 529 (двадцать три миллиона семьсот семнадцать тысяч пятьсот двадцать девять) руб. 91 коп., по пунктам 1.13.2, 1.13.5, 1.13.7, 1.13.11, 1.13.13, 1.13.18, 1.13.29, 1.13.32, 1.13.33, 1.13.35 не было проведено ни одной закупки.

Комиссия, рассмотрев доводы АО «УЖХ Октябрьского района», считает, что они не опровергают факт возможности осуществления закупок Обществом на конкурентных рынках, а это, в свою очередь, нарушает основные принципы и цели Закона о закупках и создает возможность для злоупотребления Обществом проведения закупок у единственного поставщика.

25.03.2024 АО «УЖХ Октябрьского района» письмом (вх. № 4734-ЭП/24 - исх. № 1922) представило Положение о закупке товаров, работ, услуг в редакции от 25.03.2024 с внесенными изменениями, в том числе по замечаниям Управления. Как следует из представленного проекта АО «УЖХ Октябрьского района» вносит изменения в Положение о закупке, путем исключения и внесения изменений в антиконкурентные нормы.

Так, в новую редакцию Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «УЖХ Октябрьского района» в редакции от 25.03.2024 (далее – Положение о закупках от 04.07.2023) были внесены следующие изменения:

– исключены п.п. 1.13.5, 1.13.7, 1.13.8, 1.13.11, 1.13.13, 1.13.14, 1.13.17, 1.13.18, 1.13.24-1.13.27, 1.13.29, 1.13.32 п. 1.13 ч. 1 ст. 42 Положения о закупке;

– п. 1.1 ч. 1 ст. 42 Положения о закупке изложен в следующей редакции: «необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 1 000 000,00 (Один миллион) рублей, включая НДС, при этом общая сумма по закупкам у единственного поставщика суммарно не должна превышать 5 % (Пять процентов) от выручки предприятия за календарный год»;

– п. 1.13 ч. 1 ст. 42 Положения о закупке изложен в следующей редакции: «закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется Заказчиком на сумму не более 100 000,00 (сто тысяч) рублей, включая НДС, при этом общая сумма по закупкам у единственного поставщика суммарно не должна превышать 2 % (Два процента) от выручки предприятия за календарный год, могут осуществляться в следующих случаях».

Также АО «УЖХ Октябрьского района» в данном письме отметило добровольный характер устранения нарушений антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о том, что установленные АО «УЖХ Октябрьского района» в Положении о закупке в редакции от 31.03.2023 основания для осуществления закупки у единственного поставщика, то есть основания для осуществления закупок без конкурентных процедур, не соответствуют принципам Закона о закупках и в нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции привели или могли привести к ограничению конкуренции.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы.

По результатам анализа представленных ответчиком документов, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ответчику не выдавать в связи с устранением выявленного нарушения.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» <...> нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в Положение о закупке АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в редакции от 31.03.2023 случаев закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

2. Предписание АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» <...> не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Башкортостан в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

АО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ"
ИНН 0276118088, ОГРН 1080276008416