Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 002/10/18.1-525/2024 от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 002/10/18.1-525/2024

12.04.2024 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председателя Комиссии:

 

рассмотрев жалобу ООО "ИТЦ Кристалл"(вх.№ 4643-ЭП/24 от 25.03.2024, вх. № 4923-ЭП/24 от 28.03.2024, вх. № 5040-ЭП/24 от 28.03.2024) на действия Организатора торгов ООО "БашРТС" при организации и проведении открытого конкурса 211927_Средство универсальное для удаления минеральных отложений для ООО «БашРТС» (извещение №32413348776).

При участии представителей Заявителя и Заказчика.

в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила от ООО "ИТЦ Кристалл"(вх.№ 4643-ЭП/24 от 25.03.2024, вх. № 4923-ЭП/24 от 28.03.2024, вх. № 5040-ЭП/24 от 28.03.2024) (далее-Заявитель) на действия Организатора торгов ООО "БашРТС" (далее Заказчик, Организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса 211927_Средство универсальное для удаления минеральных отложений для ООО «БашРТС» (извещение №32413348776)(далее-Закупка), размещенной на сайте единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru.

В своей жалобе Заявитель указывает, что его права и законные интересы были нарушены путем установления Заказчиком требований в техническом задании, ограничивающих конкуренцию. Таким образом, заявителем обжалованы положения закупочной документации Заказчика.

Заказчик и Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласны, изложили позицию в письменных возражениях.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия установила следующее.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Комиссией установлено, что Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «Башкирские распределительные тепловые сети», утвержденным решением Совета директоров ООО «БашРТС» протоколом от 27.07.2023 № 11(4) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

04.03.2024 ООО «БашРТС» на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru разместило извещение № 32413348776 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку средства универсального для удаления минеральных отложений для ООО «БашРТС».

Дата начала срока подачи заявок - 04.03.2024;

Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.04.2024;

Дата подведения итогов - 13.06.2024.

Комиссия, выслушав участников рассмотрения жалобы и изучив материалы дела пришла к следующим выводам.

Пунктом 2.2. Технического задания (уведомление о внесении изменений № 211927_2 от 25.03.2024), установлено, что товар должен представлять собой водный раствор неорганических кислот, ингибиторов коррозии, диспергатора.

В соответствии с пунктом 2.2.1. Технического задания Средство для удаления минеральных отложений (или эквивалент), товар (поз.2 Приложения 1 ТЗ) должен содержать в своем составе содержание ортофосфорную кислоту не менее 40-50%, оксиэтилированные спирты (альфа-АлкилС12-14-омега-гидроксиполи(окси-1,2-этандиил)), ингибиторы коррозии, воду. Наличие данных компонентов в Товаре должно быть подтверждено в технической документации на Товар. Товар должен быть беспенным, либо дополнительно содержать в своем составе пеногаситель. Все вещества, входящие в состав линейки моющего средства, должны быть биоразлагаемыми, что должно подтверждено в Паспортах безопасности на продукции.

Показатель концентрации водородных ионов 1%-ого водного раствора (рН) -2,0 ± 0,5.

Плотность при 20оС, г/см3 не менее 1,297 ± 0,10.

Запах слабо специфический.

Скорость коррозии стали 20 при воздействии 10% водного раствора Товара при 50°C в течение 24 часов должна составлять не более 1,36 мм/год. Скорость коррозии нержавеющей стали – не более 0,04521 мм/год. Данный факт должен подтверждаться протоколом лабораторных испытаний по ГОСТ 9.905-2007, 9.908-85 «Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости», выданным аккредитованной лабораторией (с предоставлением аттестата и области аккредитации).

Товар не должен содержать в своем составе азотную кислоту, азотистую кислоту, соляную кислоту, серную кислоту, плавиковую кислоту, фтористую кислоту, муравьиную кислоту, уксусную кислоту, щавелевую кислоту, лимонную кислоту, молочную кислоту, сульфаминовую кислоту, любые щелочи, галогенсодержащие соединения, индикаторы или красители.

Товар должен поставляться в виде жидкого концентрата на водной основе, из которого кратным разведением с водой (в соответствии с документацией (инструкцией) по применению) готовится рабочий моющий раствор. Рабочий раствор Товара должен обладать хорошими моющими свойствами по отношению к минеральным карбонатным отложениям.

Рабочий раствор Товара не должен оказывать негативного влияния на поверхности оборудования, выполненные из различных металлов.

После проведения химической промывки теплообменного оборудования, к отработанному раствору Товара не должны требоваться специальные методы утилизации и нейтрализации.

Класс опасности поставляемого Товара должен быть или 3, или 4.

В соответствии с пунктом 2.2.2. Технического задания Средство для удаления накипи из систем теплообмена (или эквивалент), товар (поз.1 Приложения 1 ТЗ) должен содержать в своем составе содержание ортофосфорную кислоту не менее 70-75%, оксиэтилированные спирты (альфа-АлкилС12-14-омега-гидроксиполи(окси-1,2-этандиил)), ингибиторы коррозии, воду. Наличие данных компонентов в Товаре должно быть подтверждено в технической документации на Товар. Товар должен быть беспенным, либо дополнительно содержать в своем составе пеногаситель. Все вещества, входящие в состав линейки моющего средства, должны быть биоразлагаемыми, что должно подтверждено в Паспортах безопасности на продукции.

Показатель концентрации водородных ионов 1%-ого водного раствора (рН) 1,7 ± 1,0.

Плотность при 20 °С, г/см3 1,55 ± 0,15.

Запах слабо специфический.

Скорость коррозии стали 20 при воздействии 10% водного раствора Товара при 50°C в течение 24 часов должна составлять не более 1,57 мм/год. Скорость коррозии нержавеющей стали – не более 0,03580 мм/год. Данный факт должен подтверждаться протоколом лабораторных испытаний по ГОСТ 9.905-2007, 9.908-85, «Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости», выданным аккредитованной лабораторией (с предоставлением аттестата и области аккредитации).

Товар не должен содержать в своем составе азотную кислоту, азотистую кислоту, соляную кислоту, серную кислоту, плавиковую кислоту, фтористую кислоту, муравьиную кислоту, уксусную кислоту, щавелевую кислоту, лимонную кислоту, молочную кислоту, сульфаминовую кислоту, любые щелочи, галогенсодержащие соединения, индикаторы или красители.

Товар должен поставляться в виде жидкого концентрата на водной основе, из которого кратным разведением с водой (в соответствии с документацией (инструкцией) по применению) готовится рабочий моющий раствор. Рабочий раствор Товара должен обладать хорошими моющими свойствами по отношению к минеральным карбонатным отложениям.

Рабочий раствор Товара не должен оказывать негативного влияния на поверхности оборудования, выполненные из различных металлов.

После проведения химической промывки теплообменного оборудования, к отработанному раствору Товара не должны требоваться специальные методы утилизации и нейтрализации.

Класс опасности поставляемого товара должен быть или 3, или 4.

В соответствии с пунктом 2.2.3. Технического задания поставляемый Товар и применяемые в нем материалы должны быть новыми, не использованными ранее, при этом поставляемый Товар должен быть изготовлен не ранее 1 квартала 2024 года.

Товар должен соответствовать техническим требованиям ГОСТов и техническим условиям (ТУ), указанных в спецификации (поз.1, поз.2 Приложение № 1 ТЗ). Для подтверждения технических требований к Товару, Участник в составе заявки должен предоставить техническую документацию от изготовителя предлагаемого к поставке Товара.

На экспертизу Участник предоставляет следующую техническую документацию:

1. Паспорт качества на партию ранее выпущенного товара (копия).

2. Зарегистрированный паспорт безопасности на химическую продукцию по ГОСТ 30333-2007 (копия).

3. Копии титульного листа ТУ и страниц, в которых указаны характеристики предлагаемого эквивалента.

4. Документацию (инструкцию) по применению.

5. Протокол лабораторных испытаний скорости коррозии по ГОСТ 9.908-85, выданный аккредитованной лабораторией (копия).

Также комиссией установлено, что согласно пункту 1.3 Технического задания предусмотрена возможность применения эквивалента при условии соответствия Товара по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения не ниже/не хуже требуемых в ТЗ, а также при предоставлении Участником закупки развернутого сравнения по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения.

В ходе рассмотрения дела, представленных материалов и пояснений, комиссией установлено, что требование по количеству ортофосфорной кислоты и составу кислот определяется установленными у Заказчика режимами очистки оборудования (требуемые количества реагента, рабочие концентрации, объёмы рабочих растворов, необходимые для заполнения системы, время очистки, зависящее от концентрации рабочего раствора и др.). Указанное процентное содержание ортофосфорной кислоты в моющем средстве прошло опытно-промышленные испытания на действующем оборудовании ООО «БашРТС», на основании этих испытаний были разработаны производственные инструкции по проведению химических очисток на теплообменниках центрального теплового пункта (далее – ЦТП).

Рассмотрев представленные Заказчиком инструкции, комиссия отмечает, что они разработаны во исполнение правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – правила).

Согласно пункту 2.8.6 правил, в инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся:

- краткое техническое описание энергоустановки;

- критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы;

- порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе;

- порядок технического обслуживания;

- порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям;

- требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки.

По усмотрению технического руководителя инструкции могут быть дополнены.

Согласно пункту 2.8.7. правил, инструкции пересматриваются и переутверждаются не реже 1 раза в 2 года. В случае изменения состояния или условий эксплуатации энергоустановки соответствующие дополнения и изменения вносятся в инструкции и доводятся записью в журнале распоряжений или иным способом до сведения всех работников, для которых знание этих инструкций обязательно.

Комиссией установлено, пунктом 2.8. Инструкции по проведению химических очисток на теплообменниках центрального теплового пункта №850/Н от 08.02.2023 ООО «БашРТС» установлены характеристики моющих средств, идентичные требования изложены в техническом задании.

Заказчик пояснил, что в указанных параметрах достигается наилучший эффект от промывки, что позволяет обеспечить бесперебойную поставку горячей воды населению (исключается недогрев воды), что в свою очередь позволяет исключить жалобы потребителей в контролирующие органы на ресурсоснабжающую организацию.

Комиссия отмечает, что в протоколе №1-19-24 зафиксированы результаты испытаний, на предмет эффективности удаления отложений и скорости коррозии металла, которые проводил Заказчик. Для испытаний были взяты 4 пробы реагента разных производителей:

- ИНЭДИТ 402 СМ-1;

- Кристалл N;

- ВТИАМИН ХО-2;

- Спец-Оксайд марка Б.

Согласно выводам эффективность была достигнута во всех образцах.

Наименьшая скорость коррозии была выявлена у 2 марок моющих средств, что говорит о том, что довод участника о соответствии только одной марки несостоятелен.

Комиссией установлено, что измерение скорости коррозии проводится аккредитованной испытательной лабораторией, что подтверждается протоколом 160-19/2/1, согласно которому ГОСТ 9.905 и 9.908 входит в перечень методик (п. 5 протокола).

Кроме того, Заявитель ранее представлял Заказчику протокол испытаний в котором он провел испытания на коррозионную стойкость в соответствии с указанными ГОСТ, что противоречит доводу Заявителя о невозможности проведения испытаний на коррозионную стойкость.

Согласно пункту 6 Межгосударственного стандарта Единая система защиты от коррозии и старения металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости ГОСТ 9.908-85, стандарт устанавливает основные показатели коррозии и коррозионной стойкости (химического сопротивления) металлов и сплавов при сплошной, питтинговой, межкристаллитной, расслаивающей коррозии, коррозии пятнами, коррозионном растрескивании, коррозионной усталости и методы их определения.

Согласно пункту 1 Национального стандарта Российской Федерации. Единая система защиты от коррозии и старения. Методы коррозионных испытаний ГОСТ Р 9.905-2007, стандарт распространяется на металлы, сплавы, защитные покрытия, средства противокоррозионной защиты, изделия, детали, металлические полуфабрикаты и другую аналогичную продукцию (далее - продукция) и устанавливает общие требования к образцам, аппаратуре и проведению коррозионных испытаний.

Показатели коррозии и коррозионной стойкости используют при коррозионных исследованиях, испытаниях, проверках оборудования и дефектации изделий в процессе производства, эксплуатации, хранения.

Комиссия отмечает, что одной из основных целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.

При этом Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Заявитель оспаривает требования закупочной документации, однако не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав этими условиями в части несоблюдения Заказчиком каких-либо императивных норм.

Кроме того, Заявитель не представил обоснований, что спорные требования закупочной документации включены Заказчиком специально для того, чтобы обеспечить победу конкретного хозяйствующего субъекта либо иным способом ограничить доступ к участию в Закупке.

Таким образом, Комиссия отмечает, что Заявителем фактически оспаривается потребность Заказчика в товаре с необходимыми показателями и характеристиками.

Принимая во внимание вышеизложенные, а также представленные доказательства, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства при рассмотрении доводов жалобы.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком требования к участникам, включая требования в пунктах 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3. Технического задания обусловлены его потребностями, направлены на целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика, что полностью соотносится с принципами закрепленными в статье 3 Закона о Закупках, что в свою очередь позволит Заказчику оказывать населению услуги надлежащего качества.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ИТЦ Кристалл"(вх.№ 4643-ЭП/24 от 25.03.2024, вх. № 4923-ЭП/24 от 28.03.2024, вх. № 5040-ЭП/24 от 28.03.2024) на действия Организатора торгов ООО "БашРТС" при организации и проведении открытого конкурса 211927_Средство универсальное для удаления минеральных отложений для ООО «БашРТС» (извещение №32413348776) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 26.03.2024 № РС/3170/24.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны