Определение №ИВ/248/24 Определение о назначении от 15 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Управление жилищного хозяйства
Октябрьского района ГО
г. Уфа РБ»

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 002/01/17-16/2024 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) в ходе рассмотрения коллективного обращения жильцов многоквартирного дома по адресу: <...> проанализировано Положение о закупках товаров, работ и услуг АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Рассмотрев данные материалы, установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке не должно вступать в противоречие с нормами Закона о закупках, а также является не единственным документом, которым должен руководствоваться заказчик при осуществлении закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 указанной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

<...> (далее — АО «УЖХ Октябрьского района») осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «УЖХ Октябрьского района», в соответствии с Законом о закупках разработано и утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (в ред. № 31.03.2023) (далее – Положение о закупке).

В ходе анализа Положения о закупках Управлением установлено следующее.

Раздел 7 Положения о закупке предусматривает порядок осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Частью 1 статьи 42 Положения о закупке предусмотрены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Так, пунктом 1.1 части 1 статьи 42 Положения о закупке предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случае, если необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 1 000 000,00 (Один миллион) рублей, включая НДС.

Согласно пункту 1.13 части 1 статьи 42 Положения о закупке закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется на сумму не более 1 000 000,00 (один миллион) рублей, включая НДС, в следующих случаях:

«1.13.1. Закупка медицинских услуг у медицинских организаций, имеющих медицинскую лицензию, выданную органом государственной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.13.2. Осуществление закупки, когда смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием или услугами.

1.13.3. При выполнении работ по мобилизационной подготовке.

1.13.4. Заключение договора на приобретение дополнительных работ или услуг, не включенных в первоначальный проект договора, но не отделяемых от основного договора без значительных трудностей и необходимых ввиду непредвиденных обстоятельств.

1.13.5. Требуется закупить товары (работы, услуги) с целью обеспечить участие Заказчика в выставке, конференции, семинаре, стажировке, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке.

1.13.6. Заключение договора в случае расторжения ранее заключенного по итогам торговых процедур договора на условиях, предусмотренных таким договором.

1.13.7. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в связи с отменой конкурентной процедуры согласно выданным предписаниям и (или) представлениям контролирующего и (или) надзорного органа.

1.13.8. Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд Заказчика в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы.

1.13.9. Закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности образовательных организаций, библиотек, научных организаций.

1.13.10. Осуществление закупки с целью исполнения Заказчиком принятых обязательств по государственным и муниципальным контрактам, гражданско-правовым договорам, в случае если проведение конкурентных способов закупки в сроки, установленные Положением, может явиться препятствием для выполнения Заказчиком своих обязательств в сроки, установленные указанными контрактами и договорами.

1.13.11. Осуществление закупки услуг по техническому обслуживанию, содержанию, охране и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих Заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных Заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие Заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные Заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.13.12. Закупаются услуги стационарной и мобильной связи.

1.13.13. Осуществление закупки с целью аренды недвижимого имущества, аренды имущества, необходимого для участия в спортивных мероприятиях, выставках, семинарах, конференциях, форумах, в том числе международных.

1.13.14. Осуществление закупки услуг у организаций, осуществляющих регистрацию, хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен.

1.13.15. Возникновение потребности в закупке услуг, связанных с направлением работника в командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы).

1.13.16. Закупка услуг по доставке почты и корреспонденции в целях исполнения Заказчиком своих обязательств по заключенным договорам (контрактам), в которых Заказчик является исполнителем, либо в целях выполнения государственного задания и/или своих уставных целей.

1.13.17. Закупка услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы).

1.13.18. Заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами.

1.13.19. Закупаются услуги государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также подведомственных им юридических лиц.

1.13.20. Закупаются услуги по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

1.13.21. Осуществляется закупка на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении интеллектуальной собственности для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, если единственному поставщику принадлежит исключительное право на интеллектуальную собственность или право ее использования, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставлять сублицензии.

1.13.22. Приобретение билетов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия и т.п.

1.13.23. Осуществляется закупка рекламных услуг при необходимости размещения рекламной информации в конкретном СМИ, рекламном издании, бегущей строке и т.п. у такого СМИ, организации, издающей соответствующие рекламные издания и т.п.

1.13.24. Закупка товаров, работ, услуг, связанных с организацией спортивно-массовых, образовательных, научных, культурно-массовых мероприятий, выездного спектакля, праздников, юбилеев и памятных дат, форумов, конференций, выставок, семинаров, совещаний (гостиничное, транспортное обслуживание, аренда и эксплуатация оборудования, обеспечение питанием, аренда площадок, наем жилого помещения, изготовление и поставка сувенирной продукции в рамках организации и проведения Заказчиком названных мероприятий).

1.13.25. Закупка товаров, работ, услуг, связанных с направлением и приглашением физических лиц для участия в мероприятиях в сфере образования и науки, прохождением физическими лицами обучения в Республике Башкортостан (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием, стартовый (заявочный, организационный) взнос).

1.13.26. Закупка товаров, работ, услуг, связанных с направлением и приглашением физических лиц для участия в спортивных мероприятиях, тренировочных мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием, стартовый (заявочный, организационный) взнос).

1.13.27 Закупка услуг, связанных с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, либо сведения о персональных данных граждан.

1.13.28. Заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и признанными в соответствии с законодательством об образовании региональными инновационными площадками, договоров на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.

1.13.29. Осуществляется закупка услуг предоставления движимого (за исключением автотранспортных средств) и недвижимого имущества в аренду, а также при продлении данных услуг, в случаях, когда Заказчик является арендатором.

1.13.30. Осуществляется закупка на оказание финансовых услуг, расчетно-кассовое обслуживание, включая услуги инкассации, выпуск и обслуживание банковских карт, прием (перевод) денежных средств от юридических лиц, выдача банковской гарантии, займа, а также заключение обязательных сопутствующих договоров и иные услуги.

1.13.31. При возникновении потребности в поставке (покупке) отходов, пригодных для повторного использования (вторичных материальных ресурсов).

1.13.32. Закупаются услуги по приему платежей с физических лиц и обработке данных, услуги по размещению информации и связанная с этим деятельность.

1.13.33. Осуществление закупки товаров, работ, услуг для исполнения предписаний государственных органов и должностных лиц, решений (определений, постановлений) судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных органов власти ввиду срочности исполнения предписаний.

1.13.34. Заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и приобретение запасных частей для специального оборудования, оперативного и специального транспорта.

1.13.35. Заключение договора на организацию питания».

Таким образом, Положение о закупке предусматривает возможность осуществления АО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» закупок до 1 000 000,00 руб. на конкурентных рынках без проведения конкурентных процедур.

При этом, каких-либо ограничений в виде годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом указанное положение не содержит.

Кроме того, рынки связанные с закупкой товаров (работ, услуг) с целью обеспечить участие Заказчика в выставке, конференции, семинаре, стажировке, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке (пп. 1.13.5) - соответствует коду ОКВЭД 82.3 (Деятельность по организации конференций и выставок); связанные с осуществлением закупки услуг по техническому обслуживанию, содержанию, охране и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих Заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных Заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие Заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные Заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 1.13.11) - соответствует коду ОКВЭД 81 (Деятельность по обслуживанию зданий и территорий), а также коду ОКВЭД 80.10 (Деятельность частных охранных служб); связанные с осуществлением закупки с целью аренды недвижимого имущества, аренды имущества, необходимого для участия в спортивных мероприятиях, выставках, семинарах, конференциях, форумах, в том числе международных (пп. 1.13.13) - соответствует коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом), а также коду ОКВЭД 82.3 (Деятельность по организации конференций и выставок); связанные с осуществлением закупки услуг предоставления движимого (за исключением автотранспортных средств) и недвижимого имущества в аренду, а также при продлении данных услуг, в случаях, когда Заказчик является арендатором (пп. 1.13.29) - соответствует коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом); связанные с закупкой услуг по приему платежей с физических лиц и обработке данных, услуги по размещению информации и связанная с этим деятельность (пп. 1.13.32) - соответствует коду ОКВЭД 63.11 (Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность); связанные с заключением договора на организацию питания (пп. 1.13.35) - соответствует коду ОКВЭД 56.29 (Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания) пункта 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках являются конкурентными, соответственно, изложение указанных пунктов в такой редакции позволяют Заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

В этой связи, пункт 1.1 части 1 статьи 41 Положения о закупках (в части отсутствия годового лимита закупок), подпункты 1.13.5, 1.13.11, 1.13.13, 1.13.29, 1.13.32, 1.13.35 пункта 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках противоречат нормам Закона о закупках и направлены на ограничение конкуренции.

Подпункт 1.13.2 пункта 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках подразумевает осуществление закупки, когда смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием или услугами

Вместе с тем, понятие «стандартизация», равно как и понятие «совместимость» являются достаточно широкими с разносторонним толкованием.

Таким образом, данный подпункт позволяет заключать договор с определенным поставщиком и неограниченное количество раз, вне зависимости от того, обращается ли товар, работа или услуга на конкурентном рынке, обусловливая свою позицию соображениями «стандартизации».

Подпункт 1.13.7 пункта 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках подразумевает осуществление закупки товаров, работ, услуг в связи с отменой конкурентной процедуры согласно выданным предписаниям и (или) представлениям контролирующего и (или) надзорного органа

По данному подпункту необходимо отметить, что вышеуказанные закупки должны осуществляться на тех же самых условиях, на которых была объявлена конкурентная процедура, в ситуации, когда проведение конкурентной процедуры невозможно. В Положении о закупке Предприятия соответствующих норм не имеется, что дает возможность Заказчику менять условия закупки, не проводя новую процедуру и заключать договор по своему усмотрению.

Подпункт 1.13.18 пункта 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках подразумевает заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами.

По рынку оказания услуг адвокатов необходимо отметить, что при наличии собственной юридической службы не свидетельствует об обоснованности и эффективности расходования денежных средств. Конкретизации, для каких конкретно случаев требуются адвокаты, Положение о закупке не содержит. Тем самым, данный подпункт Положения о закупке, в указанной части, не соответствует требованиям Закона о закупках.

Более того, заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда подразумевает возможность Заказчика не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

Подпункт 1.13.33 пункта 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках подразумевает осуществление закупки товаров, работ, услуг для исполнения предписаний государственных органов и должностных лиц, решений (определений, постановлений) судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных органов власти ввиду срочности исполнения предписаний.

При этом необходимо отметить, что предписания, представления и иные официальные документы уполномоченных органов государственной власти не могут служить основанием для осуществления неконкурентных процедур, за исключением случаев, когда указанное прямо поименовано в законе либо, когда отсутствует альтернатива исполнения такого документа либо, когда срок исполнения таких предписаний, представлений, требующих срочное устранение имеющихся нарушений, не позволяет провести конкурентные процедуры. Следовательно, Подпункт 1.13.33 пункта 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках может повлечь необоснованное ограничение круга потенциальных участников и позволить Заказчику нарушить принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) и положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Положение о закупке не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закон о закупках.

Законом о закупках установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в Положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), целями которого согласно части 2 статьи 1 данного закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 17 Закона о защите конкуренции запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4).

На основании пунктов 2 и 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

Следовательно, изложенные обстоятельства влекут за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушение принципов осуществления закупочной деятельности (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В п.9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (ч.1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Вместе с тем, закрепленные в Положении о закупке условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Также нельзя говорить об экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020).

Следовательно, выбор АО «УЖХ Октябрьского района» неконкурентного способа проведения закупок представляет собою злоупотребление правом, уклонением от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования Закона о закупках в данной сфере.

Кроме того, наличие сведений о иных хозяйствующих субъектах, реализующих закупаемый товар, свидетельствует о необоснованном ограничении круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Изложенное означает, что несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики от 16.05.2019 сделан вывод о том, что в Положении о закупке должны быть ограничения для применения способа закупки у единственного поставщика: нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению на конкурентных рынках.

Указанные обстоятельства влекут за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности (ч.1 ст. 3 Закона о закупках) и положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

В свою очередь необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.

Таким образом, Положение о закупках АО «УЖХ Октябрьского района», позволяет осуществлять закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках и не соответствует нормам Закона о закупках, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Башкортостанского УФАС России от <...> о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения <...> ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч.13 ст. 44 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 002/01/17-16/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению <...> посредством использования системы TrueConf.

Управление сообщает, что Участники дела вправе перейти по ссылке <...> для участия в рассмотрении дела.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 002/01/17-16/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика – <...>.

3. Ответчику – <...> представить в срок до 25.01.2024 следующие документы и материалы:

3.1 Письменную аргументированную позицию по обстоятельствам дела с нормативно-правовым обоснованием.

3.2. Количество проведенных закупок по подпунктам 1.13.2, 1.13.5, 1.13.7, 1.13.11, 1.13.13, 1.13.18, 1.13.29, 1.13.32, 1.13.33, 1.13.35 пункта 1.13 части 1 статьи 41, по пункту 1.1 части 1 статьи 42 Положения о закупках за 2023, а также за прошедший период 2024 года, с указанием суммы на которую данные закупки были проведены, с разбивкой за каждый год по отдельности.

3.3. Письменное мотивированное обоснование включения сходных подпунктов 1.13.24, 1.13.25, 1.13.26 в пункт 1.13 части 1 статьи 41 Положения о закупках.

3.4. Любую иную информацию и документы, касающиеся предмета рассмотрения дела.

Представленные в Башкортостанское УФАС России копии документов должны быть заверены надлежащим образом.

В случае невозможности представления документов необходимо указать причину невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

За непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), необходимых для осуществления его законной деятельности либо представление заведомо недостоверных сведений, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.8. Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа до пятисот тысяч рублей.

Представление информации в неполном объеме будет расцениваться как непредставление информации.

Председатель комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны