Решение б/н Нарушение законодательства РФ о рекламе от 28 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Альфа»

(медицинский центр МРТ «МРТ Салават»)

453260, Республика Башкортостан,

г. Салават, ул. Островского, д. 25

 

390044, Рязанская область,

г. Рязань, ул. Комбайновая, д. 26, офис Н3

mrt-salavat@mail.ru

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/24-2761/2020)

28.10.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

ВРИО Председателя Комиссии:

<…> – ВРИО заместителя руководителя – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев материалы о признаках нарушения части 7 части 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Башкортостанским УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлена информация следующего содержания:

 

Вышеуказанная реклама направлена на привлечение внимания и продвижения на рынке услуг реализуемых медицинским диагностическим центром магнитно-резонансной томографии «МРТ Салават» (ООО «Альфа» ИНН: 6229070440, ОГРН 1136229003701, юридический адрес: Рязанская область, г. Рязань, ул. Комбайновая, 26, офис Н3), расположенного по адресу: г. Салават, ул. Островского, 25. (акт осмотра наружной рекламы от 25.09.2020).

Указанная информация имеет признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе.

12.10.2020 года Башкортостанское УФАС России письмом ФАС России (вх. № 19356 от 12.10.2020) наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении ООО «Альфа».

13.10.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/24-2761/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 28.10.2020 года.

27.10.2020 года посредством электронной почты представлены запрошенные сведения (документы и материалы), ходатайство о проведении рассмотрения дела дистанционным способом (вх. № 20390 от 27.10.2020).

28.10.2020 года ходатайство о проведении рассмотрения дела дистанционным способом удовлетворено. Посредством системы ВКС на заседании присутствовала представитель ООО «Альфа» <…> (доверенность № 5 от 01.01.2020 года) Представителем ООО «Альфа» озвучена позиция по делу, представленная ранее в письменных пояснениях. В частности, баннер расположенный на торце здания по ул. Островского, 25 был установлен ранее вступления в должность действующего управляющего ООО «Альфа» - <…> на данный момент нарушения законодательства РФ о рекламе устранены.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама:

 

расположенная по адресу: г. Салават, ул. Островского, 25, нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена наружным способом с использованием штендеров и вывески; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (товар и услуги, реализуемые оптикой - «Альфа»); объектом рекламирования выступает товар (услуги) («очки для взрослых», «контактные линзы», «диагностика» и т.д.) реализуемые оптикой; целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:

- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

 - о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

 - о необходимости получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (Письмо ФАС России от 22.06.2020 N ДФ/52241/20).

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги, диагностики и медицинского изделия:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

- медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» к медицинским услугам в частности относятся:

- магнитно-резонансная томография мягких тканей (A05.01.002)

- магнитно-резонансная томография позвоночника (A05.03.002);

- магнитно-резонансная томография суставов (один сустав) (A05.04.001);

и иные.

Рассматриваемая реклама не содержит пометки о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, содержание указанной рекламы нарушает требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 указанного закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В материалы дела представлен, в том числе договор аренды нежилого помещения № 1/ар/14 от 21.05.2014 года из которого следует, что ИП <…> («Арендодатель») передает, а ООО «Альфа» («Арендатор») принимает в аренду без права выкупа нежилое помещение по адресу: г. Салават, ул.Островского, 25.

Также в материалы дела представлена лицензия № ЛО-02-01-003623 от 09.02.2015 года на осуществление медицинской деятельности ООО «Альфа» по адресу: г. Салават, ул. Островского, 25.

Таким образом, ООО «Альфа» является рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы, а также лицом, осуществившем распространение рекламы, то есть рекламораспространителем.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Альфа»  не выдавать, так как на заседание Комиссии были представлены доказательства устранения правонарушения (вх. № 20390 от 27.09.2020).

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 28.10.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу:

 

расположенную по адресу: г. Салават, ул. Островского, (акт осмотра наружной рекламы от 25.09.2020), ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены доказательства устранения правонарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Альфа» и должностного лица ООО «Альфа».

Решение изготовлено в полном объеме 28.10.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Временно исполняющий обязанности Председателя Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны