Решение б/н Ненадлежащая реклама ООО УфаМед от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «УфаМед»

450511, Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Мударисово,

ул. Трактовая, 12

samlada@yandex.ru

ООО «УфаМед»

452740, Республика Башкортостан,

Благоварский район, с. Языково,

ул. Пушкина, 23

РЕШЕНИЕ

(по делу № 002/05/24-2356/2020)

16.09.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…> – специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев материалы о признаках нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Башкортостанским УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была выявлена информация на электронном табло, на котором распространяется светодиодная бегущая строка: «Клиника Уфамед. Медицинские анализы. Прием ведут специалисты Уролог Гинеколог Эндокринолог Маммолог-онколог Кардиолог Невролог Детский невролог Эхокг Экг УЗДГ», размещенная на фасаде здания по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23.

Также были выявлены рекламы следующего содержания: «УФА-МЕД. Медицинский центр. Ведут прием врачи из ведущих клиник г. Уфы. Медицинские анализы принимаются ежедневно. Тел.:89373161730 2этаж»; реклама: «УФАМ-ЕД Медицинский центр Диагностический кабинет: Эхокардиография сердца. Электрокардиограмма сердца. УЗИ всех органов и систем. УЗДС шеи и головы, рук и ног. Холтер. ЭЭГ. С.Языково, ул.Пушкина, д.23.тел.:89373161730», размещенные в здании по адресу: Республика Башкортостан, Благоварский район, с.Языково, ул.Пушкина, 23 (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020).

Исходя из объекта рекламирования, его расположения и места коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «УфаМед» (ОГРН 1120280048789, ИНН 0245024150).

Указанная информация имеет признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

31.08.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/24-2356/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 16.09.2020 года.

14.09.2020 года от ООО «УфаМед» посредством электронной почты представлены запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 17271 от 14.09.2020).

16.09.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе представитель ООО «УфаМед» не присутствовал. Общество извещено надлежащем образом.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама, распространяемая на электронном табло в виде светодиодной бегущей строки: «Клиника Уфамед. Медицинские анализы. Прием ведут специалисты Уролог Гинеколог Эндокринолог Маммолог-онколог Кардиолог Невролог Детский невролог Эхокг Экг УЗДГ», размещенная на фасаде здания по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23 (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020), нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена наружным способом, в том числе с использованием экрана и светодиодной бегущей строки; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (товар и услуги, реализуемые ООО «УфаМед»); объектом рекламирования выступает товар (услуги) реализуемые ООО «УфаМед»; целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар.

ООО «УфаМед» факт того, что рассматриваемое объявление является рекламой, не оспаривается.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:

- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

 - о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

 - о необходимости получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (Письмо ФАС России от 22.06.2020 N ДФ/52241/20).

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги и диагностики:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

- диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» к медицинским услугам в частности относятся:

Прием (осмотр, консультация) врача-уролога первичный (B01.053.001); прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога первичный (B01.001.001); прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога первичный (B01.058.001); прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный (B01.015.001); прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (B01.023.001); общий (клинический) анализ крови (B03.016.002); общий (клинический) анализ мочи(B03.016.006); эхокардиография(A04.10.002); холтеровское мониторирование сердечного ритма(A05.10.008); электроэнцефалография(A05.23.001).

Рассматриваемая реклама не содержит пометки о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

ООО «УфаМед» были представлены пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела (вх. № 172714 от 14.09.2020): «…реклама не содержит пометки о наличии противопоказании к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов из-за того, что при смене информационного модуля на бегущей строке – администратором была пропущена запись «имеются противопоказания». Данная ошибка исправлена.

Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 указанного закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В материалы дела представлен, в том числе договор субаренды нежилого помещения № 12 от 10.12.2019 года из которого следует, что Сельскохозяйственное предприятие «Нива» («Арендатор») передает, а ООО «УфаМед» («Субарендатор») принимает во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23.

Также в материалы дела представлена лицензия № ЛО-02-01-007818 от 23.06.2020 года на осуществление медицинской деятельности ООО «УфаМед» по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23.

Таким образом, ООО «УфаМед» является рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы, а также лицом, осуществившем распространение рекламы, то есть рекламораспространителем.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссией принято решение о выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «УфаМед» так как на заседание Комиссии, доказательства устранения правонарушения не были представлены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 16.09.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространяемую на электронном табло в виде светодиодной бегущей строки: «Клиника Уфамед. Медицинские анализы. Прием ведут специалисты Уролог Гинеколог Эндокринолог Маммолог-онколог Кардиолог Невролог Детский невролог Эхокг Экг УЗДГ», размещенную на фасаде здания по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23 (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020), ненадлежащей, поскольку она нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

3. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО «УфаМед» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «УфаМед» и должностного лица ООО «УфаМед».

Решение изготовлено в полном объеме 21.09.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны