Решение б/н Ненадлежащая реклама ООО УфаМед от 16 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «УфаМед»
450511, Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Мударисово,
ул. Трактовая, 12
samlada@yandex.ru
ООО «УфаМед»
452740, Республика Башкортостан,
Благоварский район, с. Языково,
ул. Пушкина, 23
РЕШЕНИЕ
(по делу № 002/05/24-2356/2020)
16.09.2020 года |
г. Уфа, ул. Пушкина, 95 |
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<…> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<…> – специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев материалы о признаках нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
Башкортостанским УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была выявлена информация на электронном табло, на котором распространяется светодиодная бегущая строка: «Клиника Уфамед. Медицинские анализы. Прием ведут специалисты Уролог Гинеколог Эндокринолог Маммолог-онколог Кардиолог Невролог Детский невролог Эхокг Экг УЗДГ», размещенная на фасаде здания по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23.
Также были выявлены рекламы следующего содержания: «УФА-МЕД. Медицинский центр. Ведут прием врачи из ведущих клиник г. Уфы. Медицинские анализы принимаются ежедневно. Тел.:89373161730 2этаж»; реклама: «УФАМ-ЕД Медицинский центр Диагностический кабинет: Эхокардиография сердца. Электрокардиограмма сердца. УЗИ всех органов и систем. УЗДС шеи и головы, рук и ног. Холтер. ЭЭГ. С.Языково, ул.Пушкина, д.23.тел.:89373161730», размещенные в здании по адресу: Республика Башкортостан, Благоварский район, с.Языково, ул.Пушкина, 23 (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020).
Исходя из объекта рекламирования, его расположения и места коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «УфаМед» (ОГРН 1120280048789, ИНН 0245024150).
Указанная информация имеет признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
31.08.2020 года УФАС по РБ вынесено определение о возбуждении дела № 002/05/24-2356/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 16.09.2020 года.
14.09.2020 года от ООО «УфаМед» посредством электронной почты представлены запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 17271 от 14.09.2020).
16.09.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе представитель ООО «УфаМед» не присутствовал. Общество извещено надлежащем образом.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама, распространяемая на электронном табло в виде светодиодной бегущей строки: «Клиника Уфамед. Медицинские анализы. Прием ведут специалисты Уролог Гинеколог Эндокринолог Маммолог-онколог Кардиолог Невролог Детский невролог Эхокг Экг УЗДГ», размещенная на фасаде здания по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23 (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020), нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена наружным способом, в том числе с использованием экрана и светодиодной бегущей строки; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (товар и услуги, реализуемые ООО «УфаМед»); объектом рекламирования выступает товар (услуги) реализуемые ООО «УфаМед»; целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар.
ООО «УфаМед» факт того, что рассматриваемое объявление является рекламой, не оспаривается.
Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:
- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;
- о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;
- о необходимости получения консультации специалистов.
При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (Письмо ФАС России от 22.06.2020 N ДФ/52241/20).
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги и диагностики:
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
- диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» к медицинским услугам в частности относятся:
Прием (осмотр, консультация) врача-уролога первичный (B01.053.001); прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога первичный (B01.001.001); прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога первичный (B01.058.001); прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный (B01.015.001); прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (B01.023.001); общий (клинический) анализ крови (B03.016.002); общий (клинический) анализ мочи(B03.016.006); эхокардиография(A04.10.002); холтеровское мониторирование сердечного ритма(A05.10.008); электроэнцефалография(A05.23.001).
Рассматриваемая реклама не содержит пометки о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, данная реклама нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
ООО «УфаМед» были представлены пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела (вх. № 172714 от 14.09.2020): «…реклама не содержит пометки о наличии противопоказании к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов из-за того, что при смене информационного модуля на бегущей строке – администратором была пропущена запись «имеются противопоказания». Данная ошибка исправлена.
Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 указанного закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В материалы дела представлен, в том числе договор субаренды нежилого помещения № 12 от 10.12.2019 года из которого следует, что Сельскохозяйственное предприятие «Нива» («Арендатор») передает, а ООО «УфаМед» («Субарендатор») принимает во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23.
Также в материалы дела представлена лицензия № ЛО-02-01-007818 от 23.06.2020 года на осуществление медицинской деятельности ООО «УфаМед» по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23.
Таким образом, ООО «УфаМед» является рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы, а также лицом, осуществившем распространение рекламы, то есть рекламораспространителем.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Комиссией принято решение о выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «УфаМед» так как на заседание Комиссии, доказательства устранения правонарушения не были представлены.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 16.09.2020 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, распространяемую на электронном табло в виде светодиодной бегущей строки: «Клиника Уфамед. Медицинские анализы. Прием ведут специалисты Уролог Гинеколог Эндокринолог Маммолог-онколог Кардиолог Невролог Детский невролог Эхокг Экг УЗДГ», размещенную на фасаде здания по адресу: РБ, Благоварский район, с. Языково, ул. Пушкина, 23 (акт осмотра наружной рекламы от 06.08.2020), ненадлежащей, поскольку она нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
3. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО «УфаМед» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «УфаМед» и должностного лица ООО «УфаМед».
Решение изготовлено в полном объеме 21.09.2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<…> |
Члены Комиссии |
<…> |
|
<…> |