Постановление б/н коап постановление от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №002/04/14.32-246/2024

об административном правонарушении

 

15 марта 2024 года г.Уфа, ул.Пушкина, 95

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела, содержащие признаки совершения юридическим лицом – ООО Торговый дом «Башлайт» (ИНН 0264077704, КПП 026401001, адрес регистрации: РБ, г.Нефтекамск, ул.Сюткина, д.22) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 - 3 настоящей статьи, в отсутствие законного представителя общества, в присутствие посредством видео-конференц-связи представителя общества по доверенности в лице <...> права и обязанности, предусмотренные действующим законодательствам разъяснены, известны и понятны

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно материалам дела ООО Торговый дом «Башлайт» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ, выразившееся в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучив материалы дела, установлено следующее.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 09.06.2023 №113/23 в отношении Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан и ООО Торговый дом «Башлайт» возбуждено дело по признакам нарушение п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16-1110/2023 от 27.09.2023 действия ООО Торговый дом «Башлайт» квалифицированы как нарушающие п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт нарушения ООО Торговый дом «Башлайт» п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции установлен решением Башкортостанского УФАС России по делу №002/01/16--1110/2023 от 27.09.2023 года.

Также указанное решение явилось предметом спора в Арбитражном суде Республики Башкортостан в рамках дела №А07-36762/2023. Решением суда от 06.03.2024 в удовлетворении заявления Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан о признании незаконным решения антимонопольного органа отказано.

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 - 3 настоящей статьи образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ.

Проанализировав имеющиеся материалы, установлено, что в целях приобретения для нужд города уличных светильников Администрацией г.Нефтекамска были выделены следующие лимиты бюджетных обязательств:

10.03.2022 — 4 500 000 р. на 2022 год и 4 500 000 на 2023 год;

11.03.2022 — 693 100 на 2023 год;

24.04.2022 — 6 480 000 на 2022 год;

Итого выделено 10 980 000 на 2022 год и 6 480 000 на 2023 год.

На основании файла «Наименование и описание объекта закупки» приобщенного к извещениям о проведении закупки должностными лицами Администрации определена потребность городского округа в 950 единицах уличных светильниках мощностью 51-55 (50) Вт. Также Администрацией приняты меры к формированию начальной максимальной цены контрактов (далее — НМЦК).

Формирование НМЦК в сумме 11 356,5р. за единицу Товара произведено Администрацией на основе коммерческих предложений от ООО ТД «Башлайт» в размере 9 369р. за единицу, ООО «Ральф» (г.Нефтекамск, ул. Магистральная 9, директор <...>.) в размере 12 041р. за единицу товара, а так же ООО «Элитасвет» (г.Москва, проезд Одоевского д.2а) в размере 12 031,30 рублей за единицу товара.

При этом в коммерческих предложениях ООО «Ральф» и ООО «Элита свет» предложены светильник мощностью 60 Вт, а в предложении Общества светильник BL-COBRA-54, мощностью 54 Вт. Таким образом, НМЦК сформирована Администрацией с учетом предложенной цены за более мощные, 60 ватные, светильники.

Сведений о направлении запросов коммерческих предложений, равно как конкретный временной промежуток в котором были предприняты меры по определению цены Товара, а также входящая регистрация полученных предложений Администрацией не представлена. В связи с чем, сделать вывод о сопоставимости потребности Администрации и полученных коммерческих предложениях не представилось возможным, в том числе по причине различия в характеристиках.

Согласно полученным данным, в информационной подсистеме осуществления закупок малого объема для обеспечения нужд Республики Башкортостан (далее - подсистема) в период времени с 29.03.2022 по 01.04.2022 размещены извещения о проведении закупки:

Количество договоров

№ извещения на АТМО

Дата,

время размещения

Цена котракта

Количество закупаемых светодиодных уличных светильников

1.

ИМЗ-2022-022805

29.03.2022 14:30:52

431 547,00

38

2.

ИМЗ-2022-022810

29.03.2022 14:31:02

317 982,00

28

3.

ИМЗ-2022-023333

30.03.2022 14:41:51

579 181,50

51

4.

ИМЗ-2022-023336

30.03.2022 14:42:00

556 468,50

49

5.

ИМЗ-2022-023339

30.03.2022 14:42:09

590 538,00

52

6.

ИМЗ-2022-023341

30.03.2022 14:42:19

590 538,00

52

7.

ИМЗ-2022-023343

30.03.2022 14:42:27

590 538,00

52

8.

ИМЗ-2022-023347

30.03.2022 14:42:36

533 755,50

47

9.

ИМЗ-2022-023356

30.03.2022 14:42:47

499 686,00

44

10.

ИМЗ-2022-023362

30.03.2022 14:42:55

556 468,50

49

11.

ИМЗ-2022-024246

01.04.2022 12:25:56

511 042,50

45

12.

ИМЗ-2022-024250

01.04.2022 12:25:39

590 538,00

52

13.

ИМЗ-2022-024255

01.04.2022 12:25:30

590 538,00

52

14.

ИМЗ-2022-024257

01.04.2022 12:25:18

590 538,00

52

15.

ИМЗ-2022-024262

01.04.2022 12:25:08

579 181,50

51

16.

ИМЗ-2022-024270

01.04.2022 12:24:58

590 538,00

52

17.

ИМЗ-2022-024278

01.04.2022 12:24:44

454 260,00

40

18.

ИМЗ-2022-024285

01.04.2022 12:24:34

465 616,50

41

19.

ИМЗ-2022-024291

01.04.2022 12:24:24

590 538,00

52

20.

ИМЗ-2022-024300

01.04.2022 12:23:48

579 181,50

51

 

Администрацией к извещениям приобщены проекты договоров поставки, отдельным файлом «наименование и описание объекта закупки» (техническое задание) в формате WORD, с указанием мощности необходимых светильников 51-55 Вт.

Максимальные сроки поставки Товара в извещениях определены до 31.12.2023г., Графиком поставки Товара (приложение №2 к договорам) сроки поставки установлены по 30 ноября 2022 года (первый этап), с 01 января 2023 года по 30 ноября 2023 года (второй этап). Количественно определен график поставка в объеме 2-3 светильников ежемесячно по ноябрь 2023 года включительно, время поставки указано «рабочее время Заказчика с 9.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00».

По каждой из закупок Администрацией как Заказчик установлена «срочная» продолжительность закупочной сессии (2 часа) в течении которой поступило по единственной заявке от Поставщика в лице ООО Торговый дом «Башлайт» с предлагаемыми ценами за единицу Товара, соответствующими НМЦК.

По извещениям, размещенным 29.03.2022, сформирован итоговый протокол 30.03.2022, по извещениям от 30.03.2022 — протокол сформирован 01.04.2022, по извещениям от 01.04.2022 — протокол сформирован 04.04.2022.

Заказчиком по каждому из 20 извещений 04.04.2022 направлены Поставщику договоры на подписание, которые этим же числом подписаны со стороны Общества. В тоже время по состоянию на 08.04.2022 договоры не подписаны со стороны Администрации. Как следует из пояснений Администрации, договоры не были подписаны со стороны заказчика в связи с истечением срока действия электронной подписи у ответственного заместителя главы администрации в лице <...>

В последующем Администрацией города Нефтекамск повторно размещены 20 объявлений о закупке 08.04.2022 (пятница) в период времени с 15:45:46 по 15:48:56. Заказчиком также установлено время приема заявок потенциальных поставщиков — в течении 2 часов с момента публикации извещения (срочная закупка).

 

Количество договоров

№ извещения на АТМО

Дата,

время размещения

Цена котракта

Количество закупаемых светодиодных уличных светильников

1.

ИМЗ-2022-025994

08.04.2022 15:48:56

431 547,00

38

2.

ИМЗ-2022-025995

08.04.2022 15:48:32

317 982,00

28

3.

ИМЗ-2022-026001

08.04.2022 15:48:19

579 181,50

51

4.

ИМЗ-2022-026008

08.04.2022 15:48:10

556 468,50

49

5.

ИМЗ-2022-026010

08.04.2022 15:48:02

590 538,00

52

6.

ИМЗ-2022-026011

08.04.2022 15:47:56

590 538,00

52

7.

ИМЗ-2022-026013

08.04.2022 15:47:49

590 538,00

52

8.

ИМЗ-2022-026015

08.04.2022 15:47:42

533 755,50

47

9.

ИМЗ-2022-026016

08.04.2022 15:47:36

499 686,00

44

10.

ИМЗ-2022-026018

08.04.2022 15:47:31

556 468,50

49

11.

ИМЗ-2022-026019

08.04.2022 15:47:19

511 042,50

45

12.

ИМЗ-2022-026022

08.04.2022 15:47:09

590 538,00

52

13.

ИМЗ-2022-026024

08.04.2022 15:47:00

590 538,00

52

14.

ИМЗ-2022-026026

08.04.2022 15:46:51

590 538,00

52

15.

ИМЗ-2022-026028

08.04.2022 15:46:42

579 181,50

51

16.

ИМЗ-2022-026029

08.04.2022 15:46:31

590 538,00

52

17.

ИМЗ-2022-026031

08.04.2022 15:46:16

454 260,00

40

18.

ИМЗ-2022-026032

08.04.2022 15:46:06

465 616,50

41

19.

ИМЗ-2022-026034

08.04.2022 15:45:56

590 538,00

52

20.

ИМЗ-2022-026036

08.04.2022 15:45:46

579 181,50

51

 

Комиссией Башкортостанкого УФАС России установлено, что Администрацией с использованием информационной подсистемы «Агрегатор торгов малого объема» 08.04.2022 года размещены 20 извещений о проведении закупок по своему содержанию идентичных извещениям, размещенным в период с 29.03. по 01.04.2022 годы, однако к извещениям, опубликованным 08.04.2022, не приобщено техническое задание Заказчика по параметрам закупаемого Товара в формате «word».

При проведении повторной закупки в качестве характеристик требуемого товара в программной форме извещений (объявлений) Заказчиком определены следующие параметры: мощность — 50Вт, световой поток — 6000-7000Лм, степень защиты — IP66, материал рассеивателя — ударопрочный полистирол, материал корпуса — алюминиевый профиль, индекс цветопередачи более 85, напряжения в сети 176-264В, размер 400-500мм на 75-85мм на 130-150мм. Иные технические характеристики Товара в программной форме не указаны.

Комиссия дополнительно отметила, что к опубликованным извещениям, не приобщено техническое задание.

ООО Торговый дом «Башлайт» 08.04.2022 в период времени с 16:01 по 16:34, т.е. уже через 13 минут поданы 20 заявок на участие в закупке и на поставку светильников для нужд Администрации по каждому из извещений со следующими параметрами мощность — 54Вт, световой поток — 8000Лм, степень защиты — IP67, материал рассеивателя — ударопрочное оптическое стекло, материал корпуса — литой алюминиевый, индекс цветопередачи более 80, напряжения в сети 176-264В, размер 510мм Х 75мм Х 210мм, а также сроки поставки товара в соответствии с графиком, назначенным Администрацией, на период до декабря 2023 года.

Каждая из заявок Общества предусматривает место поставки Товара: г.Нефтекамск, пр. Комсомольский д.25 (Администрация ГО г.Нефтекамск).

Согласно «жизненного цикла заявок» информационной подсистемы по каждой из заявок Заказчиком 11.04.2022 сформированы итоговые протоколы закупок, этим же числом Сторонами подписаны электронные версии договоров - <...> со стороны Администрации, и <...>со стороны Общества.

По результатам проведенной закупки снижения начальной (максимальной) цены контракта, заявленной Администрацией, не состоялось.

По результатам заключенных 11.04.2022 двадцати контрактов на приобретение для установки на территории ГО г.Нефтекамск светильников уличных были закуплены светильники уличные модель BL-M-COBRA – 54 в количестве 950 единиц по цене 11 356 рублей за штуку на общую сумму 10 788 671 рубль у единственного поставщика — ООО ТД «Башлайт». Цена каждого из контрактов составила от 317 982 до 590 538 рублей.

Договоры поставки в количестве 20 единиц, заключенные между Сторонами, помимо прочего предусматривают следующие существенные условия:

- п.1.1 Поставщик обязуется поставить светильники, а Заказчик обязуется оплатить светильники;

- п.2.3 Цена контракта включает в себя: стоимость Товара, расходы связанные с доставкой, разгрузкой погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки, маркировки, страхование, таможенные платежи, НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением контракта;

- п.2.5 Финансирование, предусмотренных Контрактом поставки Товара, производится за счет средств бюджета ГО г.Нефтекамск;

- п.3.1 Сроки поставки Товара с момента заключения контракта по 30 ноября 2022 года (первый этап), с 01 января 2023 года по 30 ноября 2023 года (второй этап). Графиком поставки Товара определена поставка в количестве 2-3 светильников ежемесячно, время поставки указано «рабочее время Заказчика с 9.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00»;

п.3.2 Поставщик самостоятельно, своими силами и за свой счет доставляет Товар к Заказчику по адресу г.Нефтекамск, Комсомольский проспект, д.25 согласно графику поставки (приложение №2 к контрактам), который предусматривает период поставки с апреля 2022 года по ноябрь 2023 года.

Порядок приема Заказчиком Товара от Поставщика определены п.п. 3.4-3.8 Договоров.

Помимо этого п.1.3 Договоров, без какой — либо смысловой привязки к иным пунктам Договоров, а так же полученным Администрацией коммерческим предложениям, поданным Обществом заявок при проведении закупки, предусмотрено «место установки товара», с указанием различных улиц и районов г.Нефтекамска.

Необходимо отметить, что проекты Договоров, приобщенные при размещении извещений о закупке в п.1.3 содержат сведения о месте установки Товара «г.Нефтекамск, пр. Комсомольский д.25», тем самым заключенные договоры отличаются проектов, размещенных ранее в извещениях о закупке.

Каких либо обязательств Поставщика по установке Товара договорами не предусмотрено, как и не предусмотрены права Заказчика требовать от Общества выполнение каких — либо работ, не связанных с поставкой Товара.

Согласно сведениям, представленным Обществом, ООО Торговый дом «Башлайт» не является производителем Товара, в штате организации числится один сотрудник. Светильники, являющиеся предметом закупки Администрации, приобретены Обществом в день повторного размещения Администрацией извещений, а именно 08.04.2022г. у ООО «Башлайт», являющегося производителем светильников BL-M-COBRA – 54 по цене 7 258 рублей за единицу (универсальный передаточный документ от 08.04.2022г.).

Согласно пояснениям ответчиков, поставленные Обществом уличные светильники безвозмездно установлены по улицам и районам г.Нефтекамска непосредственно самим обществом. Решения о безвозмездном выполнении Обществом работ по установке светильников, приобретенных Администрацией, достигнуты по устной договоренности между сторонами, подтверждающие документы отсутствуют. Согласно пояснениям представителя Администрации на заседании комиссии Управления договоренность о бесплатной установке светильников со стороны Общества была достигнута между Сторонами «когда изначально с ними переговаривали оговорили, что должна быть установка».

ООО Торговый дом «Башлайт» в подтверждение доводов о безвозмездном характере выполненных работ по установке светильников на территории ГО г.Нефтекамск представлены договоры со сторонними организациями на выполнение работ по монтажу реализованных светильников уличного освещения.

В частности с<...> (г.Янаул, ул. <...>, ИНН <...>) заключены два аналогичных договора от 08.04.2022 и 05.05.2022г.

Договором от 08.04.2022 предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить электромонтажные работы по замене светильников уличного освещения в количестве 322 светильников, стоимость договора составляет 257 600р. или 800 рублей за установку одного светильника.

Сроки выполнения работ: с даты подписания договора (08.04.2022) по 25 апреля 2022 года.

Договором от 05.05.2022 предусмотрено, что <...>  обязуется выполнить электромонтажные работы по замене светильников уличного освещения в количестве 213 светильников, стоимость договора составляет 170 400р. или 800 рублей за установку одного светильника.

Сроки выполнения работ: с даты подписания договора (05.05.2022) по 16 мая 2022 года. Договорами с ИП <...> места установки не определены, сведения об исполнении договоров не представлены.

Договором подряда №17 между Обществом и ГУП «Региональные электрические сети» (г.Нефтекамск, ул.Высоковольтная 5, ИНН 0264006823) от 23.05.2022г. предусмотрена работа по установке 336 светильников в период до 31.12.2022г по улицам ГО г.Нефтекамск Б.Росы (51 ед), К.Маркса (49 ед.), Мариинская (47 ед.), Кувыкина (44 ед.), Лучезарная (49 ед.), Мирная (45 ед.), Михайловская (51 ед.), стоимость работ определена в сумме 627 096,96р (1 866,36р. за единицу).

Таким образом, Обществом представлены три договора подряда на установку 871 светильника на общую сумму 1 055 096,96р. При этом согласно пояснениям самого Общества еще 79 светильников были установлены Обществом без договоров. Документы, подтверждающие проведение установки 79 светильников со стороны Общества не представлены, в тоже время Управление отмечает, что в штате организации имеется лишь один сотрудник.

Согласно представленным документам по состоянию на 18.09.2023 все заключенные между Сторонами договоры на поставку светильников, исполнены, Товар Заказчиком принят и оплачен. Акты приема — передачи, универсальные передаточные документы подписаны Сторонами 14.04.2022, т.е. уже через три дня после подписания Договоров (по 7 договорам в отношении 312 светильников), 11.05.2022 (по 3 договорам в отношении 156 светильников), 15.06.2022 (по 6 договорам в отношении 289 светильников), 10.01.2023 (по 4 договорам в отношении 180 светильников). Согласно Актам приема — передачи товара по итогам выполнения обязательств Поставщиком поставлено 937 уличных светильников вместо 950, предусмотренных договорами. Несоответствие количества поставляемых светильников, определенных в договорах, и поставленных Обществом в соответствии с актами установлено в договорах поставки №ИМЗ-2022-026036, №ИМЗ-2022-025994. Согласно платежным поручениям Администрацией оплачена поставка в количестве 950 единиц Товара.

Комиссией отмечено, что несмотря на длительный период, прошедший с момента исполнения Поставщиком обязательств по поставке Товара в нарушение требований Регламента функционирования информационной подсистемы АТМО (п.8.7.1.), соответствующие документы не размещены в информационной подсистеме в отношении 13 из 20 договоров.

Комиссией также установлены следующие обстоятельства.

Организацией — изготовителем светильников Cobra BL-М-54, закупаемых Администрацией, является ООО «Башлайт» (РБ, г. Нефтекамск, ул. Трактовая, 33, ИНН 0264062088, директор <...>.)

На сайте компании https://bashlight.ru, размещены сведения о предлагаемой цене продажи за рассматриваемый светильник в сумме 6900 руб за единицу.

Контракты на поставку товара заключены с единственным поставщиком ООО торговый дом «Башлайт» в лице директора <...> на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающего, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случая осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Согасно п.7 Регламента функционирования Агрегатора Торгов Малого Объема начальная (максимальная) цена договора (НМЦК) является обязательным условием для размещения объявления о закупке на торговой площадке.

Начальная (максимальная) цена контракта сформирована Администрацией в сумме 11 356,5 рублей за единицу Товара на основании коммерческих предложений, полученных Заказчиком от трех хозяйствующих субъектов.

В своем ответе Администрация указала на отсутствие сведений, официально подтверждающих направление запросов и получение коммерческих предложений от организаций по предмету закупки. Согласно полученной информации и пояснений, данных на заседании комиссии антимонопольного органа, коммерческие предложения были запрошены посредством телефонных переговоров.

Коммерческие предложения поступили в Администрацию в неустановленный период времени, без присвоения входящей нумерации. Из пояснений заведующего сектором по размещению муниципальных закупок <...> следует, что рассматриваемые предложения «занесли» в Администрацию.

Все представленные коммерческие предложения содержат информацию исключительно о поставке Заказчику уличных светильников и не предусматривают работу Поставщиков по установке Товара.

При этом согласно полученным сведениям, ООО «Ральф» и ООО ТД «Башлайт», а так же ООО «Башлайт» являются аффилированными между собой организациями. Установлено, что на фирменных бланках ООО ТД «Башлайт» в разделе реквизиты, а так же в карте партнера Общества указан email “ooo-bashlight@mail.ru” и номер телефона 8(34783) 2-35-34 в полном объеме соответствующий контактным данным ООО «Башлайт», указанным на сайте компании в сети «Интернет», эти же контактные реквизиты используются Обществом при заключении некоторых других договоров, размещенных в информационной подсистеме АТМО, а так же при регистрации, проведенной Обществом 03.12.2021г. в подсистеме АТМО.

В реквизитах 20 рассматриваемых договоров между Администрацией и Обществом от 11.04.2022 в качестве контактного телефона указан телефон ООО «Башлайт» 8(34783) 2-35-34, а в качестве email Общества указан “ooo-ralf@mail.ru”, при направлении Управлением запросов на названный email поступали ответы от ООО ТД «Башлайт». Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем и директором ООО «Ральф», а так же ООО «Башлайт» является<...>

Согласно сведениям, предоставленным Федеральной службой по финансовому мониторингу, ООО «Ральф», ООО «Башлайт» и ООО ТД «Башлайт» имеют неоднократные взаиморасчеты между собой. Также в универсальных передаточных документах между Обществом и ООО «Башлайт» от 08.04.,15.06., 14.06.2022 о приобретении партий светильников COBRA – 54 в строке адрес продавца указан адрес нахождения ООО «Ральф».

Само коммерческое предложение Общества подано Администрации на бланке ООО «Башлайт» с указанием адреса расположения ООО «Ральф».

Комиссией установлено, что инструментами информационной подсистемы АТМО предусмотрена возможность подготовки запроса коммерческих предложений на планируемый к приобретению товар, однако Администрация не применяла при формирования начальной цены контракта возможности АТМО, что косвенно свидетельствует о наличии заинтересованности в получении (формировании) цены договоров от аффилированных структур, приближенных к Администрации.

В соответствии с информацией оператора информационной подсистемы уведомление пользователей, зарегистрированных в качестве поставщиков, по средствам рассылки уведомлений о публикации новых извещений по выбранным предметам закупки на email не осуществляется, уведомление реализуется исключительно посредством телеграмм — бота, при условии наличия у пользователя соответствующей «подписки». При этом ООО Торговый дом «Башлайт» не подписано на рассылку (получение) уведомлений о публикации новых извещений по выбранным предметам закупки.

Таким образом, без информирования Администрацией Общества последнее не могло в оперативном порядке (спустя 13 минут после публикации извещений) отреагировать на новые извещения о закупках.

Из обстоятельств дела следует, что ООО Торговый дом «Башлайт» зарегистрировано в информационной подсистеме АТМО 03.12.2021 Зарегистрированными пользователями являются <...> (руководитель) и <...> (до 28.01.2022 — далее заблокирован руководителем).

В соответствии с п.7.7 Регламента АТМО участником закупочной сессии считается любой Поставщик имеющий депозит на лицевом счете, достаточный для оплаты комиссии Оператора в соответствии с пп.7.10 и 8.4, подавший предложение о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг потребность в которых сформирована в извещении о закупочной сессии на указанных Заказчиком условиях.

Подсистема блокирует на лицевом счете Поставщика сумму денежных средств, равную 1% от начальной максимальной цены договора, по которому проводится закупочная сессия. При отсутствии достаточного количества свободных (не заблокированных по причине участия в иных закупочных сессиях) денежных средств на лицевом счете Поставщика, он не может подать ценовое предложение в закупочной сессии.

Как следует из полученных данных, на дату первичного размещения заявок Администрацией (29.03.2022) на лицевом счете Общества в информационной подсистеме имелась сумма 11 349 рублей. По результатам подачи заявки Общества на поставку светильников в отношении извещений, размещенных 29.03.2022 по 2 контрактам на общую сумму 749 529 рублей подсистемой в качестве комиссии оператора заблокировано 7 495,29 рублей, остаток доступных средств Общества составил 3 853,71 рублей — сумма средств недостаточная для возможности подачи Обществом заявок ни по одному из планируемых контрактов о закупке светильников в связи с тем, что минимальная сумма контракта из предполагаемых закупок светильников составляет 454 260 рублей, а следовательно комиссия оператора — 4 542 рубля.

Далее Общество, с целью продолжения участия в закупках, проводимых Администрацией, 30.03.2022 в 12ч.54м. (за два часа до размещения еще 8 извещений) пополняет свой лицевой счет на сумму 60 000 рублей, а итоговый баланс на счету составил 63 853,71 рубль.

Со своей стороны Администрация 30.03.2022 в 14ч.41м. размещает в информационной подсистеме еще 8 извещений на поставку уличных светильников на общую сумму 4 497 174 рубля. По названным извещениям Общество также подает свои заявки, в связи с чем оператором блокируется сумма в размере 44 971 рубля, а доступный остаток на счету Общества составил 18 881,95 рубль.

Общество, с целью продолжения участия в закупках, проводимых Администрацией, 01.04.2022 в 11ч.28м. пополняет свой лицевой счет дополнительно на сумму 36 700 рублей, а итоговый баланс на счету на 01.04.2022 составил 55 581,95 рубль.

В свою очередь, Администрация 01.04.2022 в 12ч.25м. размещает в информационной подсистеме еще 10 извещений на поставку уличных светильников на общую сумму 5 541 972 рубля. По названным извещениям Общество также подает свои заявки, в связи с чем оператором блокируется в качестве комиссии сумма в размере 55 419,74 рублей, а итоговый доступный остаток на счету Общества после подачи заявок по 20 размещенным Администрацией извещениям составил 162,21 рубль.

Комиссией также установлена общая периодичность практики пополнения Обществом своего лицевого счета в информационной подсистеме. Так, 2022 году Общество осуществляло перечисление средств для пополнения лицевого счета на торговой площадке 28.01.2022 (40 000р.), 30.03.2022 (60 000р.), 01.04.2022 (36 700р), 29.06.2022 (10 000р.), 22.12.2022 (29 000р.).

Пополнение лицевого счета Обществом в информационной подсистеме в дни и время, непосредственно предшествующие размещению Администрацией извещений о закупке, в суммах минимально необходимых для участия в закупках, инициированных Администрацией, свидетельствует о заблаговременном взаимодействии с Администрацией, а так же взаимодействии в течении закупочной сессии и согласованности действий ответчиков.

Кроме того, установлены сведения о ранее имевших место взаимоотношениях между Администрацией и Обществом. Так, по результатам закупки ИМЗ 2022-020773 от 24.03.2022 в информационной подсистеме АТМО между сторонами заключен договор на техническое обслуживание кондиционеров, сплит - систем и приточно-вытяжной вентиляции на сумму 420 871,60р., а закупкой вне АТМО от 07.10.2021г. Администрацией закуплены у Общества монтажные работы по установке светильника светодиодного на сумму 18 900р.

Согласно п.7.10 Регламента функционирования АТМО при подаче ценового предложения Поставщик при подписании ценового предложения соглашается с формой договора и техническим заданием.

П. 7.11, 7.14. Регламента гласят о том, что пользователь Поставщика имеет право изменения ценового предложения в закупочной сессии только в сторону уменьшения. В ходе проведения закупочной сессии пользователю Поставщика доступна информация о его ценовом предложении и месте в рейтинге ценовых предложений участников закупочной сессии.

Таким образом, Общество имело реальную возможность уменьшить цену своего предложения в случае, если оно считало, что цена контракта является завышенной.

Также установлено, что все заявки, поданные Обществом на извещения Администрации, согласно анализу свойств файлов «word» созданы 11.01.2022, т.е. почти за 3 месяца до проведения закупочных сессий.

Как было отмечено выше, сопоставлением технических характеристик Товара установлено, что заявка Общества не в полном объеме соответствовала параметрам Товара, запрошенного Администрацией. Кроме того изменение п.1.3 Договоров, а именно «Место установки Товара» в договорах, направленных на подписание Заказчиком, не послужило для Общества основанием для инициирования протокола разногласий.

С учетом приведенных обстоятельств Комиссия критически отнеслась к доводом Сторон и посчитав, что совместные действия Администрации и Общества в преддверии и в период проведения закупки, а так же в период исполнения Договоров свидетельствуют об имевших место сложившихся отношениях между сторонами помимо определенных Договорами, а так же достигнутой заранее договоренности между Обществом и Администрацией и предварительном информировании Общества со стороны Администрации о времени размещения извещений, и их содержании с целью заключения Договоров с конкретным хозяйствующим субъектом в лице ООО Торговый дом «Башлайт».

Так, длительность закупочной сессии определена Заказчиком как «срочная» и составила 2 часа рабочего времени с момента публикации извещения в информационной подсистеме. В представленных Администрацией материалах отсутствуют объективные пояснения и обоснования принятого решения о закупке светильников в формате «срочной закупки» в течении 2 часов. Отсутствие срочной необходимости также подтверждается графиком поставки Товара, установленным Администрацией, в котором предусмотрено завершение поставок в ноябре 2023 года, т.е. спустя более 18 месяцев после заключения Договоров.

Доводы Администрации о необходимости проведения закупки в течении 2 часов, представленные в форме различного рода обращений и требований, по вопросам освещения на улицах г.Нефтекамска Комиссия отклонила, в связи с тем, что обращения датированы задолго до проведения закупки, в том числе в постановлениях ФССП имеется ссылка на судебные решения от 2014-2016 годов, которые на протяжении нескольких лет не были исполнены Администрацией.

Решение Администрации о проведении «срочной» закупочной сессии помимо прочего объясняется ответчиком сложившейся экономической ситуацией в период закупки, и стремлением экономии бюджетных средств, между тем данный довод не находит своего подтверждения. Так, запросов коммерческих предложений непосредственно в адрес организации - изготовителя Товара (ООО «Башлайт»), расположенной на территории г.Нефтекамск, Администрацией не направлялось. Кроме того, НМЦК сформирована на основании предложений аффилированных фирм — посредников, таких как ООО ТД «Башлайт», где в штате организации имеется лишь один сотрудник, ООО «Ральф» основным видом деятельности которого является ОКВЭД 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий».

Доводы Администрации о том, что закупка уличных светильников требовала безотлагательных действий со стороны Администрации с целью предотвращения негативных ситуаций для населения не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих исключительность ситуации, когда заключение договоров с единственным поставщиком является единственно возможным и целесообразным, в материалы дела не представлено и по основаниям изложенным выше.

Как следует из действий, совершенных Администрацией в период закупки и ей предшествующей, цели снижения объявленной на закупочной сессии цены Товара Администрация не преследовала несмотря на то, что Обществом при подаче заявок на извещения установлена цена значительно превышающая цену, указанную в ранее представленном им же коммерческом предложении.

Исходя из системного толкования норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует считать, что ограничение периода времени для проведения закупочной сессии (срочная закупка) может быть оправдано в случае закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В развитие определения «срочной закупки» 9 марта 2022 года принят Приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике № ГКОЗ-65 «Об утверждении Положения об информационной подсистеме осуществления закупок малого объема для обеспечения нужд Республики Башкортостан» (Зарегистрирован в Государственном комитете РБ по делам юстиции 21 апреля 2022 г. N 18494). П.1.2 Положения установлено, что срочной закупочной сессией является закупочная сессия, требующая безотлагательного решения, связанная с непредвиденными, незапланированными и чрезвычайными обстоятельствами. К критериям срочной закупки отнесены ликвидация последствий аварий и другие неотложные работы, вызванные обстоятельствами техногенного и природного характера; обеспечение бесперебойных производственных процессов; незапланированные закупки; оказание экстренной медицинской помощи.

Решение о проведении срочной закупочной сессии в течении 2 часов, равно как и решение о проведении закупки о единственного поставщика, Управление рассматривает как стремление Администрации к необоснованному сокращению числа потенциальных поставщиков закупаемого Товара и необходимости участия только одного хозяйствующего субъекта в лице ООО ТД «Башлайт».

О заранее принятом Сторонами решении о заключении между собой договоров поставки светильников также свидетельствует игнорирование Администрацией несоответствия предложения Общества характеристикам Товара определенного при размещении извещений о закупке.

Комиссией отмечено, что Заказчиком в качестве характеристик требуемого товара в программной форме извещений (объявлений) определены следующие параметры требуемых светильников: - мощность — 50Вт, световой поток — 6000-7000Лм, степень защиты — IP66, материал рассеивателя — ударопрочный полистирол, материал корпуса — алюминиевый профиль, индекс цветопередачи более 85, напряжения в сети 176-264В, размер 400-500мм Х 75-85ммХ130-150мм. Иные технические характеристики Товара в программной форме не указаны, а так же к опубликованным извещениям не приобщено техническое задание.

В тоже время ООО Торговый дом «Башлайт» поданы 20 заявок на поставку светильников для нужд Администрации по каждому из извещений со следующими параметрами мощность — 54Вт, световой поток — 8000Лм, степень защиты — IP67, материал рассеивателя — ударопрочное оптическое стекло, материал корпуса — литой алюминиевый, индекс цветопередачи более 80, напряжения в сети 176-264В, размер 510мм Х 75мм Х 210мм, тем самым, Комиссией установлено несоответствие предложенного товара характеристикам запрошенными со стороны Администрации при размещении извещений. Таким образом несоответствие выявлено по 4 из 7 заявленных Администрацией параметров.

Согласно п.4.5 Положения об информационной подсистеме осуществления закупок малого объема Заказчик обязан рассмотреть предложения поставщиков и выбрать предложение с характеристикой, которая соответствует требованиям, указанным в извещении. Если среди предложений поставщиков отсутствуют предложения, соответствующие требованиям, указанным в извещении, заказчик оформляет к отклоненному предложению обоснование причин отклонения данного предложения.

Приобретение Обществом у ООО «Башлайт» светильников в количестве 950 единиц, являющихся предметом закупки Администрации, в день размещения Заказчиком извещений на информационной подсистеме (08.04.2022), а также заключение Обществом с ИП <...> договора от 08.04.2022 о выполнении электромонтажных работ по замене светильников уличного освещения еще до заключения Договоров поставки с Администрацией и до формирования итоговых протоколов закупочных сессий, которое было оформлено только 11.04.2022, твердо указывают на уверенность ООО Торговы дом «Башлайт» в предстоящем заключении еще несуществующих контрактов, а значит и предварительной осведомленности Общества в намерениях Администрации заключить с ним Договоры.

Кроме того, заблаговременное заключение договора о работах по замене светильников с ИП свидетельствует не только о существовании предварительных договоренностей между Сторонами, но и о заранее достигнутом соглашении между Обществом и Администрацией о проведении работ по установке приобретаемых светильников силами Поставщика, что не предусмотрено положениями заключенных Договоров.

Мнение Администрации и Общества, сформированное в ходе рассмотрения антимонопольного дела, о том, что выполнение работ по установке светильников по улицам г.Нефтекамска силами Общества, подтвержденные договорами между обществом и хозяйствующими субъектами, обусловлено указанием в п.1.3 Договоров места установки закупаемых светильников и предполагает условие монтажа, включенное в договоры по умолчанию, Комиссией оценено как несоответствующее действительности, не подтвержденное положениями извещений о закупке, и заключенных договоров. Также отмечено, что работа по установке не предусмотрена и в коммерческих предложениях хозяйствующих субъектов, которые были положены в основу формирования НМЦК, в том числе и коммерческого предложения ООО Торговый дом «Башлайт».

Помимо этого в своем ответе (17/8-2769 от 31.03.2023) на запрос Управления Администрация указывала на то, что монтаж светильников был проведен безвозмездно по предложению Общества, переписка между сторонами по данному вопросу также отсутствует «ввиду устной договоренности».

Отсутствие в Администрации г.Нефтекамска зарегистрированной переписки по вопросам формирования НМЦК (запросы, ответы), изучения рынка, планируемого к приобретению Товара, а также ответы Администрации о том, что в органе муниципальной власти не установлен порядок регистрации входящей — исходящей корреспонденции также свидетельствует о попытке скрыть реальные обстоятельства проведения рассматриваемой закупки и совершении намеренных действий, направленных на создание притворного характера закупочных процедур.

Помимо прочего Комиссией изучена практика заключения государственных контрактов (договоров) ООО Торговый дом «Башлайт» с различными организациями с использованием информационной подсистемы. Установлено, что Обществом заключено более 45 контрактов, в том числе с администрациями муниципальных образований различного уровня северо — запада Республики Башкортостан. Например, в январе — феврале 2022 года Обществом заключено 6 договоров с администрацией сельского поселения Калтасинский сельсовет на поставку 405 единиц идентичного Товара (светильник BL-M-COBRA – 54) по цене 8200 рублей за единицу.

При изучении свойств файлов формата «Word» договоров, заключенных между Администрацией г.Нефтекамска и Обществом, установлено, что данные файлы созданы 26.01.2022, а также 28.01.2022, автором файла является «Шишова Анастасия», при этом наименование автора и даты создания файлов совпадают с аналогичными характеристиками файлов договоров, заключенных между Обществом и администрацией сельского поселения Калтасинский сельсовет. Названные обстоятельства свидетельствуют об имевшем месте заблаговременном «обмене» заранее заготовленными формами договоров органами муниципальной власти с участием Общества.

Сведения оператора информационной подсистемы АТМО, о том, что ООО Торговый дом «Башлайт» не подписано в «телеграмм — боте», а следовательно не использует предусмотренные оператором инструменты для оперативного ознакомления и реагирования на запросы (извещения) со стороны заказчиков, позволили Комиссии критически отнестись к информации Общества о том, что установление сведений о размещении Администрацией объявлений о закупке было осуществлено путем мониторинга предложений и по прошествии 13 минут с момента размещения объявлений, изучив характеристики необходимого товара и требования к поставщику, направило свои предложения в форме 20 заявок.

В соответствии с пп.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены организация благоустройства территории поселения.

В соответствии с ч.1 ст.72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В статье 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст.93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

В соответствии с распоряжением Главы Республики Башкортостан от 01.10.2020г. №РГ-264 в целях повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности, экономии средств бюджета при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Башкортостан, осуществляемых в случаях, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реализуется проект по использованию информационной подсистемы осуществления закупок малого объема для обеспечения нужд Республики Башкортостан, оператором информационной подсистемы определено общество с ограниченной ответственностью «Агрегатор торгов малого объема».

Таким образом, несмотря на то, что осуществление закупок в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 закона о контрактной системе позволяет осуществить закупки у единственного поставщика, использование подсистемы Агрегатора торгов малого объема, позволяет и в таких случаях обеспечить доступ неограниченного круга лиц, желающих выступить поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определенных товаров (работ, услуг), что соответствует преследуемой цели как законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так и цели создания подсистемы «Агрегатор торгов малого объема».

В ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

По своему содержанию п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

Вышеуказанная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Принятие Заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должно восприниматься им как произвольные действия, а, напротив, должно отвечать целям Закона о контрактной системе направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели.

При квалификации нескольких, совершенных последовательно договоров как единой сделки подлежит учету период совершения указанных сделок, идентичность либо однородность приобретаемых товаров, выполняемых работ, а также цель заключения таких договоров - обеспечение деятельности субъекта, обязанного руководствоваться положениями Закона о контрактной системе, направленность на достижение единого результата приобретения.

В соответствии с пунктом 3.5.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией. Согласно п.13 ст.22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Рассматриваемые договоры имеют единую цель – закупка уличных светильников, Заказчиком по договорам является одно и то же лицо – Администрация г.Нефтекамск, имеющая единый интерес в заключении договоров, предметом – светильники светодиодные уличные с идентичными параметрами, графиками поставки товара установлены одинаковые сроки.

Общая сумма 20 заключенных единовременно между Сторонами договоров составила 10 788 671р. При этом фактические обстоятельства заключения договоров, а именно: один предмет сделки — закупка уличных светильников, один и тот же поставщик - ООО Торговый дом «Башлайт», одинаковый срок поставки Товара свидетельствуют об отсутствии оснований для закупки услуг у единственного подрядчика в порядке п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.

Исходя из положений статей 8, 24 Закона о контрактной системе, принимая во внимание единую направленность осуществленных Администрацией закупок, дробление указанных закупок на множество (20) с целью формального соблюдения требований п.4 ст.1 ст.93 Закона о контрактной системе учитывая отсутствие необходимости в срочности осуществления данных закупок (срок исполнения договоров является достаточно продолжительным - 1 год и 7 месяцев), оценив все имеющиеся в сведения, Управление делает вывод о том, что фактически между Администрацией и ООО Торговый дом «Башлайт» имела место единая сделка на поставку светильников уличных светодиодных для нужд г.Нефтекамск, искусственно раздробленная и оформленная 20 самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в целях осуществления закупки с единственным поставщиком, что в отсутствие конкурентных процедур, привело к созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на заключение контракта.

В результате заключения договоров ООО Торговый дом «Башлайт» получило доступ к поставке Товара без конкурентной борьбы и было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность. При этом, как отмечено выше, согласно имеющимся сведениям, «Торговля оптовая осветительным оборудованием» на территории Республики Башкортостан в качестве основного либо дополнительного вида деятельности заявлена 258 юридическими лицами, в том числе 5 из них зарегистрированы на территории г.Нефтекамск, таким образом, даже на территории городского округа существуют иные лица, обладающие материально-технической базой, ресурсами, заявляющие торговлю осветительным оборудованием как свой вид деятельности.

Администрации как муниципальному заказчику заблаговременно было известно о наличии потребности на плановый период, при этом отсутствовали какие-либо препятствия для закупки Товара в рамках одного контракта. Соответственно в рассматриваемых договорах усматривается искусственное дробление закупок на группу однородных (идентичных), сумма по каждой из которых не превышает предусмотренного законом ограничения с целью обеспечения доступа на рынок только одного, заранее определенного, хозяйствующего субъекта.

На основании вышеизложенного, при заключении оспариваемых контрактов нарушены принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (ст.6 Закона о контрактной системе).

В результате достижения соглашения и заключения договоров с ООО Торговый дом «Башлайт», Общество получило доступ к поставке Товара по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта, чем нарушены интересы муниципального образования на достижение эффективного расходования бюджетных средств, а также ограничен доступ хозяйствующих субъектов к конкурентному рынку.

Как следует из статьи 1 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 8 Закона о защите конкуренции установлена, принцип обеспечения конкуренции, в частности контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Описанное выше поведение, в том числе Общества и последовательные взаимосвязанные действия (бездействия) каждого из сторон запрещенного антимонопольным законодательством соглашения привели к реализации такого соглашения, запрет на который предусмотрен п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Цель соглашения заключалась в том, чтобы Обществом получило возможность быть (стать) единственным поставщиком закупаемого Администрацией Товара. Для достижения этой цели сторонами были совершены действия по предварительной подготовке, информированию, допуске к закупочной сессии Общества, заявка которого не соответствовала извещениям, в том числе через так называемое «дробление» закупки.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1,2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица независящих.

Вина ООО Торговый дом «Башлайт» состоит в том, что имея реальную возможность для надлежащего исполнения норм антимонопольного законодательства, обществом не предприняты все зависящие меры по их соблюдению.

Обществом не доказано, что нарушение антимонопольного законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства.

Дата, время и место совершения административного правонарушения: г.Нефтекамск., март 2022 — январь 2023.

Материалами дела установлено, что обстоятельства, препятствующие соблюсти Обществу нормы антимонопольного законодательства, отсутствовали.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере защиты конкуренции;

Объективная сторона административного правонарушения – действия хозяйствующего субъекта, признанные недопустимыми антимонопольным законодательством Российской Федерации, такие, как заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Субъект административного правонарушения – ООО Торговый дом «Башлайт».

Субъективная сторона правонарушения – ООО Торговый дом «Башлайт». было обязано и имело реальную возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст.24.1 КоАП РФ, всесторонне исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что в действиях юридического лица – ООО Торговый дом «Башлайт» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч.1 ст.4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст.14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

В силу п.3 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

В соответствии с ч.4 Примечания к ст.14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных п.5 и 6 ч.1 ст.4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных п.5 и 6 ч.1 ст.4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии с представленной обществом информацией выручка по итогам 2022 года составила 43 692 тыс.руб..

Обществом представлена книга учета доходов и расходов организации на 2022 год, согласно которой антимонопольным органом осуществлен расчет доходов на рынке оптовой торговли осветительными приборами, по результатам которого сумма доходов составила 8 744 505,00 руб.

За основу расчета размера административного штрафа принято решение взять доходов на рынке оптовой торговли осветительными приборами за 2022 года, равного 8 744 505,00 рублей.

Поскольку сумма выручки, на рынке которого совершено административное правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) расчета административного штрафа будет осуществляться по следующей формуле.

Минимальный размер (одна сотая) равен = 8 744 505,00 * 0,01 = 87 445,05

Максимальный размер (пять сотых) = 8 744 505,00 * 0,05 = 437 225,25

(437 225,25-87 445,05)/2 = 174 890,1

Базовый штраф 174 890,1 + 174 890,1 = 262 335,15 руб.

Одна двадцать пятая от совокупного размера суммы выручки составит 1 747 680 руб.

Поскольку базовый штраф не превышает одной двадцать пятой совокупного размера выручки, размер административного штрафа должен быть равен 262 335,15 руб.

Принимая во внимание наличие одного смягчающего административную ответственность обстоятельства, а именно общество не является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения, размер смягчающих административную ответственность будет определен следующим образом:

437 225,25-87 445,05/8= 43 722,53 руб.

Учитывая изложенное, итоговый размер административного штрафа составит сумму 218 612,63 руб.

В соответствии с ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст.14.32 КоАП.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Кроме того, следует отметить, что Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства.

В связи с вышеизложенным, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ в данном деле отсутствуют.

Состав и событие административного правонарушения установлены верно.

Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Таким образом, принимаю решение о назначении административного наказания в размере 218 612,63 (двести восемнадцать тысяч шестьсот двенадцать рублей) 63 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10
и ч.4 ст.14.32 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо – ООО Торговый дом «Башлайт» (ИНН 0264077704, КПП 026401001, адрес регистрации: РБ, г.Нефтекамск, ул.Сюткина, д.22) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на юридическое лицо – ООО Торговый дом «Башлайт» (ИНН 0264077704, КПП 026401001, адрес регистрации: РБ, г.Нефтекамск, ул.Сюткина, д.22) штраф в размере 218 612,63 (двести восемнадцать тысяч шестьсот двенадцать рублей) 63 копейки.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, за исключением случаев, предусмотренных ч.1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии с п.1.3.-2 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа юридическим лицом, являющимся субъектом малого или среднего предпринимательства, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 - 4 ст.14.32 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная юридическому лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству юридического лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в доход федерального бюджета на счет органа федерального казначейства в полном объеме.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)

ИНН получателя 0274090077

КПП получателя 027401001

Номер казначейского счета 03100643000000010100

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республики Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа

ЕКС 40102810045370000067

БИК УФК 018073401

КБК 161 1 16 01141 01 0032 140

ОКТМО 80 701 000

УИН <...>

Также административный штраф может быть оплачен путем сканирования QR-кода с использованием мобильного приложения банка.


 

Управление просит лицо, привлеченное к административной ответственности, направить должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс (347) 272-58-82) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд.

В соответствии с ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.1, ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст. 30.2. КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны