Решение б/н Решение и предписание по делу № Р-191-11 в отношении Рекламн... от 1 ноября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
(по делу №Р-191-11)
15.11.2011г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>,<…>,<…> рассмотрев, в присутствии индивидуального предпринимателя <…> (учредителя информационно-рекламной газеты "Толпар"), а так же в присутствии представителя по доверенности от ИП <…>, <…> дело №Р-191-11, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал", 2 этаж", размещенную на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <…>.) №08 (143) 05.03.-12.03.2011г., рекламораспространитель - информационно-рекламная газета "Толпар" (главный редактор <…>),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
12.10.2011г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело №Р-191-11 в отношении рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал", 2 этаж", размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <…>.) №08 (143) 05.03.-12.03.2011г., рекламораспространитель - информационно-рекламная газета "Толпар" (главный редактор <…>.), так как данная реклама размещена с признаками нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Реклама- это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что займодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности", а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет…"
Кредит выступает как сделка, а банковская операция – это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств".
Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06\1\257 выдача кредитов – банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
01.11.2011г. Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленных ИП <…> документов, правильным наименованием рекламораспространителя является – ИП <…> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), поэтому Комиссия приняла решение о замене лица, с информационно-рекламной газеты "Толпар" на ИП <…> (учредителя информационно-рекламной газеты "Толпар").
01.11.2011г. от ИП <…> (учредителя информационно-рекламной газеты "Толпар") поступили письменные объяснения (вх.№13878 от 01.11.2011г.) о том, что в виду небольшого опыта работы как предпринимателя, а так же в связи с малым бюджетом самого СМИ, что не позволяет расширить штат сотрудников, происходят недочеты и неточности в реализации материалов на страницах газеты " Толпар". Нарушение допущено по его вине, по незнанию ФЗ "О рекламе". Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <…>, (Мебельный салон "Людмила").
Так же, были представлены копии следующих документов: уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения №287 от 05.11.2008г; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 20.11.1996г; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 17.12.2007г; уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от 17.12.2007г; свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ02-00390 от 10.11.2010г.
15.11.2011г. представителем по доверенности от ИП <…>., <…> представлены письменные объяснения (вх.№14522 от 15.11.2011г.) ИП <…> о том, что договор на размещение рекламы между ним и учредителем газеты "Толпар" <…> был заключен в устной форме. Товарный чек утерян. <…> получив всю информацию, собственноручно взялся за дизайн содержания и изготовление рекламного модуля мебельного салона "Людмила" в своей газете. ИП <…> считал его специалистом в своей области, поэтому не требовал от него макет рекламы на согласование. Так же, были представлены копии следующих документов: выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей №198 от 18.05.2009г; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 28.01.2009г.
Анализ представленных материалов дела №Р-191-11 показал, что согласно представленных документов, а так же объяснений лиц участвующих в деле, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы является ИП <…>. Таким образом, Комиссией принято решение производство по делу № Р-191-11 в отношении ИП <…>. – прекратить. Реклама: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал", 2 этаж", размещенная на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <…>.) №08 (143) 05.03.-12.03.2011г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ИП <…>. (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), размещена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 15.11.2011г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Производство по делу № Р-191-11 в отношении ИП <…> ( РБ, п.Чишмы, ул. Трактовая, 5) - ПРЕКРАТИТЬ.
2.Признать ненадлежащей рекламу: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал", 2 этаж", размещенную на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <…>.) №08 (143) 05.03.-12.03.2011г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ИП <…> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
3.В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал", 2 этаж", размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор Яхин Р.В.) №08 (143) 05.03.-12.03.2011г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ИП <…> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар") в части нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 21.11.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
(по делу №Р-191-11)
15.11.2011г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…> , <…>,<…> на основании своего решения от 15.11.2011г. по делу №Р-191-11 по поводу рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал", 2 этаж", размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <…>) №08 (143) 05.03.-12.03.2011г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ИП <…> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <…> в срок до 15 декабря 2011 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал", 2 этаж", размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <…> ) №08 (143) 05.03.-12.03.2011г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ИП <…>. (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар") должна соответствовать части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. ИП <…> представить в Башкортостанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 декабря 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Башкортостанское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 части 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.