Решение б/н Решение и предписание по делу № Р-228-11 в отношении ООО ТД ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

(по делу №Р-228-11)

 

30.01.2012г.                                                                              г.Уфа, ул. Пушкина, 95

 

          Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>,<…>,<…>  рассмотрев, в присутствии директора  ООО ТД «Центральный» <…> дело № Р-228-11, возбужденного по собственной  инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенную на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"")(453300, РБ, г.Кумертау, ул.Комсомольская, 35),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В соответствии со статьей  1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,  создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ).

         Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

         Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы  (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

          02.12.2011г. управлением Федеральной антимонопольной  службы по РБ было вынесено определение дела №Р-228-11 в отдельное производство в отношении рекламы: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенной на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"") (453300, РБ, г.Кумертау, ул.Комсомольская, 35), так как данная реклама размещена с  признаками нарушения требований части  1 статьи  28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг  должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

           В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе",  ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет  как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

          Так же, вышеуказанная реклама размещена с  признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:

           - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

          В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе",  ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет  рекламодатель.

          В данном случае существенной является так же подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

          23.12.2011г. на заседание Комиссии директором  ООО ТД «Центральный» <…> были представлены копии следующих документов (вх.№16547 от 23.12.2011г.): договор на оказание информационных услуг №9 г.Кумертау от 12.01.2011г; макет рекламного модуля от 21.09.2011г; устав  ООО ТД «Центральный»  от 16.11.2009г; свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 26.04. 2006г; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 26.04.2006г; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.12.2011г; решение №1 от 14.03.2006г; платежное поручение №407 от 08.09.2011г; платежное поручение №543 от 03.11.2011г; решение №2 от 13.08.2008г.    

          10.01.2012г. в управление поступило ходатайство от директора ООО ТД «Центральный» <…>  с просьбой  отложить рассмотрение дела №Р-228-11, назначенное на 11.01.2012г. в связи с похоронами. Ходатайство удовлетворено.

           30.01.2012г. от директора ООО ТД «Центральный» <…> поступили письменные объяснения (вх.№1029 от 30.01.2012г.) о том, что  29 сентября 2011г. магазин – салон «Вика» обратился в КП РБ Редакцию газеты «Время» (общественно-политическая газета «Кумертауское время» для размещения рекламы: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!". Сотрудник отдела реклам, рассмотрев заказ, не выразил никаких замечаний и предложений по внесению дополнительной информации о кредите в вышеуказанном тексте рекламного модуля. Как рекламодатель  ООО ТД «Центральный» под словом «КРЕДИТ» предусматривает продажу товаров покупателем посредством договоров потребительского кредитования, а именно с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОТП Банк. Так же, были представлены копии следующих документов: договор с ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк  №ПК-Т1120-11 от 29.10.2011г; договор с ОАО «ОТП Банк» №ПК-Т4099-09 от 16.04.2009г; платежное поручение №118 от 21.11.2011г; платежное поручение №387 от 02.11.2011г.    

           Анализ представленных материалов дела №Р-228-11 показал, что согласно представленных документов и объяснений  ООО ТД «Центральный» заключил договор о сотрудничестве с ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк  №ПК-Т1120-11 от 29.10.2011г., и договор  с ОАО «ОТП Банк» №ПК-Т4099-09 от 16.04.2009г. Таким образом, по факту рекламодатель на основании договоров с банками указал в рекламе слово "кредит", но не указал наименование организации, которая  оказывает услуги по предоставлению кредита, что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, так как ООО ТД «Центральный» услуги по кредиту не предоставляет. Таким образом, реклама: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"") (453300, РБ, г.Кумертау, ул.Комсомольская, 35), размещена с  нарушением требований части  1 статьи  28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг  должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

           В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе",  ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет  как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Реклама – это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится  в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит

      Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

   Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.

В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности", а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет..."

Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств".

         Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06МУ257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.

          Так же, вышеуказанная реклама размещена с  нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:

           - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

          В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе",  ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет  рекламодатель.

          В данном случае существенной является так же подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите (в частности отсутствие информации о лице, предоставляющий кредит) приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

           Поскольку в указанных рекламах, указана финансовая услуга – "кредит", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту,  поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

         Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 30.01.2012г.

  Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

 

РЕШИЛА:

 

        1.Признать ненадлежащей рекламу: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенную на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), так как  она нарушает часть 7 статьи 5, и часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

         2. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно рекламы: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенной на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1)  в части нарушения  части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».   

        3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.

        Решение изготовлено в полном объеме 01.02.2012г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

(по делу №Р-228-11)

30.01.2011г.                                                                               г. Уфа, Пушкина, 95

 

         Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>,<…>,<…> на основании своего решения от 30.01.2012г. по делу №Р-228-11 по поводу рекламы: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенной на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1) в срок до 15 февраля  2012 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно рекламы: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенной на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), должна соответствовать  части 7 стать 5 и части 1 статьи 28  Федерального закона "О рекламе".

2.ООО ТД «Центральный» (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1) представить в Башкортостанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 февраля  2012 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Башкортостанское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны