Решение б/н Решение по делу № Р-38-12 в отношении ГУП РБ РИК "Надежда" п... от 8 сентября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ГУП РБ РИК "Надежда"
452880, РБ, Аскинский район,
с.Аскино, ул.Пионерская, 8
ИП <…>
|
|
|
|
РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-38-12)
18.05.2012г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<…>– заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<…>– главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<…> специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев, в присутствии директора (главного редактора) ГУП РБ РИК "Надежда" <…> дело №Р-38-12, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: «ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ОБУВЬ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ И МЕХА производство САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА ЗИМА-ОСЕНЬ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ МОДЕЛЕЙ КОЖА МЕХА ДУБЛЕНКИ рассрочка платежа, скидки, кредит без первоначального взноса, без справок о доходе…», размещенную в Районной общественно-политической газете "Аскинская новь" №13-14 (83409-83410) от 04.02.2012г., рекламораспространитель - ГУП РБ РИК "Надежда" (РБ, Аскинский район, с. Аскино, ул. Пионерская, 8),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
16.03.2012г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело №Р-38-12 в отношении рекламы: "ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ОБУВЬ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ И МЕХА производство САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА ЗИМА-ОСЕНЬ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ МОДЕЛЕЙ КОЖА МЕХА ДУБЛЕНКИ рассрочка платежа, скидки, кредит без первоначального взноса, без справок о доходе…, размещенной в Районной общественно-политической газете "Аскинская новь" №13-14 (83409-83410) от 04.02.2012г., рекламораспространитель - ГУП РБ РИК "Надежда" (РБ, Аскинский район, с. Аскино, ул. Пионерская, 8), так как вышеуказанная реклама размещена с признаками нарушения требований части
части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13 марта 2006г., в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В данной рекламе услуг по предоставлению кредита наименование лица, предоставляющего эти услуги, отсутствует.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
Реклама – это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности", а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет..."
Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств".
Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06МУ257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
30.03.2012г. от директора (главного редактора) ГУП РБ РИК "Надежда" <…> поступили письменные объяснения (вх.№3914 от 30.03.2012г.) о том, что текст рекламы, оформленный рекламодателем на бумагоносителе в формате А3, был принят к публикации рекламным агентом редакции. При подготовке к печати он был сканирован и заслан верстку. Так как текст, оформлен шрифтом разного размера, поэтому и читаемость строк неодинакова. Указанная в конце модуля строка о лицензии банка получилась нечитаемой.
Так же, были представлены копии следующих документов: свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 02-00480 от 18.04.2011г; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 19.02.2008г; свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от 15.09.2000г; товарный чек; выписка из приказа №110-00 от 07.08.2003г; договор на рекламно-информационные услуги от 11.01.2012г; договор №ПК-Т14839-1 0 от 08.12.2011г; генеральная лицензия на осуществление банковских операций №2766 от 04.03.2008г; устав редакции газеты «Аскинская новь»; свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 11.12.2003г; свидетельство о регистрации юридического лица от 11.12.2003г; макет рекламного модуля; выпуск газеты "Аскинская новь" №13-14 (83409-83410) от 04.02.2012г.
30.03.2012г. Комиссией Башкортостанского УФАС России было установлено, что согласно представленных документов, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <…>. Таким образом, Комиссией принято решение привлечь рекламодателя ИП <…>.
Так же, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно ч.1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. В данной газете, размещено рекламное объявление о предоставлении финансовых услуг без указания организационно-правовой формы юридического лица.
12.04.2012г. в Башкортостанское УФАС России от директора (главного редактора) ГУП РБ РИК "Надежда" <…> поступило ходатайство (вх. №4565 от 12.04.2012г.) рассмотрения дела №Р-38-12 отложить на другой срок, в связи выездом на республиканское мероприятие. Ходатайство удовлетворено.
12.04.2012г. в Башкортостанское УФАС России от ИП <…> поступило ходатайство (вх. №4567 от 12.04.2012г.) о рассмотрения дела №Р-38-12, без его участия. В результате исследования материалов дела Комиссией Башкортостанского УФАС России принято решение, ходатайства оставить без удовлетворения, в связи с тем, что запрашиваемые определением об отложении рассмотрения дела №Р-38-12 у ИП <…> документы не представлены.
03.05.2012г. присутствовала директор (главный редактор) ГУП РБ РИК "Надежда" <…> ИП <…> на заседание Комиссии не явилась. Уведомление о надлежащем извещении, о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
03.05.2012г. от директора (главного редактора) ГУП РБ РИК "Надежда" <…> поступило ходатайство (вх.№5698 от 03.05.2012г.) о рассмотрении дела №Р-38-11, назначенного на 18.05.2012г., без ее участия. Ходатайство удовлетворено. Так же, представлен выпуск газеты ГУП РБ РИК "Надежда" №40-41 (83436-437) от 07.04.2012г. (вх.№5699 от 03.05.2012г.).
18.05.2012г. от директора (главного редактора) ГУП РБ РИК "Надежда" <…> поступили копии следующих документов (вх.№6598 от 18.05.2012г.): устав редакции газеты "Аскинская новь" от 22.03.2011г; отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2011г; бухгалтерский баланс на 31.12.2011г; трудовой договор с руководителем государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения; устав ГУП РБ РИК "Надежда" от 15.09.2009г; изменения в устав ГУП РБ РИК "Надежда"; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 11.12.2003г.
18.05.2012г. ИП <…> на рассмотрение данного дела не явилась. Уведомлена надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении от 10.05.2012г.).
Анализ представленных материалов дела №Р-38-12 показал, что согласно представленного устава редакции газеты "Аскинская новь" от 22.03.2011г., главный редактор <…> несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых в деятельности СМИ законодательством о средствах массовой информации. Так же, анализ представленных материалов дела показал, что согласно представленных документов (вх.№3914 от 30.03.2012г.) директором (главным редактором) ГУП РБ РИК "Надежда" <…>, а именно договора №ПК-Т 14839-10 от 08.12.2011г., между ОАО «ОТП Банк» и индивидуальным предпринимателем <…> заключен договор (договор №ПК-Т 14839-10 от 08.12.2011г.) о сотрудничестве.
Таким образом, по факту рекламодатель на основании договора с банком указал в рекламе слово "кредит", но не указал наименование организации, которая оказывает услуги по предоставлению кредита, что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, так как <…> услуги по кредиту не предоставляет. Таким образом, реклама: "ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ОБУВЬ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ И МЕХА производство САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА ЗИМА-ОСЕНЬ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ МОДЕЛЕЙ КОЖА МЕХА ДУБЛЕНКИ рассрочка платежа, скидки, кредит без первоначального взноса, без справок о доходе…, размещенная в Районной общественно-политической газете "Аскинская новь" №13-14 (83409-83410) от 04.02.2012г., рекламодатель - ИП <…> , рекламораспространитель - ГУП РБ РИК "Надежда" (РБ, Аскинский район, с. Аскино, ул. Пионерская, 8),
размещена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13 марта 2006г., в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данном случае, вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
Реклама – это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности", а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет..."
Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств".
Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06МУ257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
Также вышеуказанная реклама, размещена с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 7 ст.5 названного Закона возложена на рекламодателя.
Текст вышеуказанной рекламы свидетельствует о распространении в Районной общественно-политической газете "Аскинская новь" помимо рекламы товаров и организаций, реализующих указанные товары, так и рекламу финансовых услуг – "кредита", предоставляемого в связи с покупкой указанного товара.
Поскольку в указанных рекламах, указана финансовая услуга – "кредит", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
В настоящее время размещение текста рекламы, выходит без нарушения, представлен выпуск газеты "Аскинская новь", подтверждающие устранение нарушения (вх.№5698 от 03.05.2012г.). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушения устранены.
Согласно статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 7 ст.5 возложена на рекламодателя. Таким образом, принято решение исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении рекламораспространителя - ГУП РБ РИК "Надежда" (РБ, Аскинский район, с. Аскино, ул. Пионерская, 8).
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 18.05.2012г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении рекламораспространителя - ГУП РБ РИК "Надежда" (РБ, Аскинский район, с. Аскино, ул. Пионерская, 8).
2.Признать ненадлежащей рекламу: "ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ОБУВЬ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ И МЕХА производство САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА ЗИМА-ОСЕНЬ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ МОДЕЛЕЙ КОЖА МЕХА ДУБЛЕНКИ рассрочка платежа, скидки, кредит без первоначального взноса, без справок о доходе…, размещенную в Районной общественно-политической газете "Аскинская новь" №13-14 (83409-83410) от 04.02.2012г., рекламораспространитель - ГУП РБ РИК "Надежда" (РБ, Аскинский район, с. Аскино, ул. Пионерская, 8), так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
3.Признать ненадлежащей рекламу: "ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ОБУВЬ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ И МЕХА производство САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА ЗИМА-ОСЕНЬ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ МОДЕЛЕЙ КОЖА МЕХА ДУБЛЕНКИ рассрочка платежа, скидки, кредит без первоначального взноса, без справок о доходе…, размещенную в Районной общественно-политической газете "Аскинская новь" №13-14 (83409-83410) от 04.02.2012г., рекламодатель - <…>. , так как она нарушает часть 7 статьи 5 и часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
4.В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения (представлен выпуск газеты "Аскинская новь", подтверждающие устранение нарушения (вх.№5698 от 03.05.2012г.) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 22.05.2012г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>