Решение б/н Решение по делу № Р-51-18 от 8 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ИП <…>

452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Индустриальная, д. 4

                                                                Заявитель:

(вх. № 5294 от 16.04.2018г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

(по делу №Р-51-18)

04.07.2018г.

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<…> - главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<…>. – специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев материалы дела №Р-51-18 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно рекламу, размещенную на листовке, распространяемой в г. Дюртюли 16.04.2018г., рекламодатель – ИП <…>. (452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе 24а, кв.68 ОГРНИП 313028000068041 ИНН 026402336170), в присутствии представителя ИП <…>. по доверенности от 29.03.2018г. – <…>.,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и

услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение заявителя б/н  (вх. №5294 от 16.04.2018г.), а именно реклама, размещенная на листовке, распространяемой в г. Дюртюли 16.04.2018г., рекламодатель – ИП <…> (452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе 24а, кв.68).

Реклама: «Оптовая база. Сеть магазинов Центр отопления Engineering Solutions У нас цены зае…сь приходи и убедись! Дюртюли ул. Ленина 24 8/34787/2-10-00 Здание автовокзала», с изображением девушки, показывающей большие пальцы рук, поднятые вверх, распространяемая на листовках 16.04.2018г. в г. Дюртюли, рекламодатель – ИП <…> (452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе 24а, кв.68), имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части того, что:

        - в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

        26.06.2018г. указанная реклама была вынесена на обсуждение очередного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе.

 Члены совета отметили, что реклама неэтична и построена на языковой игре. В указанной рекламе, исходя из общей рифмы, ритмики слогана, а также изображения девушки используется бранное слово.

  В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе",  ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 указанного закона несет рекламодатель.            

04.07.2018г. на заседании присутствовал представитель ИП <…> по доверенности от 29.03.2018г. – <…>.

От ИП <…>. поступили письменные пояснения (вх. №9649 от 04.07.2018г.), согласно которым: «…здесь же предполагалось слово «заеЛИсь», что согласно электронной версии толкового словаря русского языка под ред. <…> (https://kartaslov.ru), что означает: «Стать слишком разборчивым, привередливым, капризным», и не имеет никакого отношения к бранным словам…листовки с рекламой: «У нас цены зае..сь, приходи и убедись!» были розданы на территории г. Бирск и г. Дюртюли Республики Башкортостан в количестве 6000 экземпляров. На сегодняшний день у ИП <…> данных листовок нет, что не позволяет нам их уничтожить. Кроме этого, сообщаем, что после распространения вышеуказанных листовок в г. Бирск РБ поток покупателей магазина «Центр отопления» увеличился в 2-3 раза».

Также от ИП <…> поступили документы (вх. №9649 от 04.07.2018г.): копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия листовки, копия счета на оплату №202 от 26.03.2018г., копия договора №18-20 от 16.01.2018г., копия свидетельства о государственной регистрации в налоговом органе.

Анализ материалов дела показал, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение заявителя б/н  (вх. №5294 от 16.04.2018г.), а именно реклама, размещенная на листовке, распространяемой в г. Дюртюли 16.04.2018г., рекламодатель – ИП <…> (452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе 24а, кв.68) следующего содержания: «Оптовая база. Сеть магазинов Центр отопления Engineering Solutions У нас цены зае…сь приходи и убедись! Дюртюли ул. Ленина 24 8/34787/2-10-00 Здание автовокзала», с изображением девушки, показывающей большие пальцы рук, поднятые вверх.

Данная реклама нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части того, что:

        - в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

  В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе",  ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 указанного закона несет рекламодатель.           

  В силу письма ФАС России от 29.04.2013г. № АД/17355/13 о порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

        26.06.2018г. указанная реклама была вынесена на обсуждение очередного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе.

 Члены совета отметили, что реклама неэтична и построена на языковой игре. В указанной рекламе, исходя из общей рифмы, ритмики слогана, а также изображения девушки используется бранное слово.        

          В рассматриваемой рекламе используется слово «зае..сь», которое в данном случае воспринимается как нецензурное, учитывая общий смысл фразы, ее ритмичность, изображение девушки с поднятыми большими пальцами рук вверх. В рекламе имеет место использование недоговоренного бранного слова, легко считываемого потребителем. Постановка вместо одной или нескольких букв точек является одним из способов маскировки нецензурного слова. 

         В данной рекламе слово «зае..сь» может быть оценено как неприличное (матерное) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций).

        При распространении данной рекламы использован прием амфиболии (амфиболия (гр. amphibolia - двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение допускает его двоякое толкование) с использованием завуалированной формы бранного слова.

         Учитывая, что амфиболия, это риторический прием двусмысленности, конструктивным принципом которого является нарушение тождества семантики слова посредством постановки его в такой контекст, в котором это слово (или словосочетание) одновременно реализуется в двух разных значениях, использование амфиболии в данной рекламе направлено не на использование буквального значения использованных слов и словосочетаний, а на придание тексту иного, в данном случае непристойного образа, в первую очередь вытекающего из ассоциативного созвучия использованного слова.

         Члены Экспертного совета единогласно признали наличие в рекламе бранных слов.

         В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

           Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

  - распространялась посредствам раздачи листовок;

           - адресована неопределенному кругу лиц;

           -направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам центра отопления Engineering Solutions, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

На основании изложенного, комиссией принято решение признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей ч.6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»; в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены пояснения ИП <…>, подтверждающие устранение нарушения законодательства о рекламе, принято решение предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 04.07.2018г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Оптовая база. Сеть магазинов Центр отопления Engineering Solutions У нас цены зае…сь приходи и убедись! Дюртюли ул. Ленина 24 8/34787/2-10-00 Здание автовокзала», с изображением девушки, показывающей большие пальцы рук, поднятые вверх,  размещенную на листовке, распространяемой в г. Дюртюли 16.04.2018г., рекламодатель – ИП <…>. (452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе 24а, кв.68 ОГРНИП 313028000068041 ИНН 026402336170), так как она нарушает ч.6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены пояснения, подтверждающие прекращение нарушения, рекламодателю – ИП <…>  (452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе 24а, кв.68) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении ИП <…>  (452680, РБ, г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе 24а, кв.68).

Решение изготовлено в полном объеме 05.07.2018г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

<…>

<…>

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны