Решение б/н Решение по делу №№Р-79-13 в отношении ИП<...> от 9 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

(по делу №Р-79-13)

03.07.2013г.                                                                                    г.Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев в присутствии представителя по доверенности б/н от 06.02.2013г. гр.<...>, материалы дела №Р-79-13, возбужденного  по собственной инициативе, а именно рекламу: «МЕХОВОЙ ЦЕНТР «МЯГКОЕ ЗОЛОТО» Менделеева, 227 241-45-45 ШУБЫ ШАПКИ КОЖА ДУБЛЕНКИ 10.000 моделей СКИДКИ до 50% РАССРОЧКА 0-0% 20 месяцев КРЕДИТ 0-36 месяцев» с изображением девушки, размещенную на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном на жилом доме по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.112, рекламодатель – Меховой центр «Мягкое золото» (РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.227),

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей  1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,  создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы  (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

Реклама: «МЕХОВОЙ ЦЕНТР «МЯГКОЕ ЗОЛОТО» Менделеева, 227 241-45-45 ШУБЫ ШАПКИ КОЖА ДУБЛЕНКИ 10.000 моделей СКИДКИ до 50% РАССРОЧКА 0-0% 20 месяцев КРЕДИТ 0-36 месяцев» с изображением девушки, размещенная на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном на жилом доме по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.112, рекламодатель – Меховой центр «Мягкое золото» (РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.227), имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В данной рекламе услуги по предоставлению кредита наименование лица, предоставляющего эти услуги, отсутствует.

В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.

Реклама – это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится  в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.

В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности", а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет..."

Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств".

Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06МУ257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.

Так же, вышеуказанная реклама,  имеет признаки нарушения требований   части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 7 ст.5 названного Закона возложена  на рекламодателя.

24.06.2013г. в Башкортостанское УФАС России от представителя по доверенности б/н от 06.02.2013г. <...> представлены письменные объяснения (вх.№8849 от 24.06.2013г.) о том, что: «…На лицо нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в части того, что отсутствуют наименование банков предоставляющих финансовые услуги. Выявлен работник допустивший выше упомянутое нарушение и наказан. Приняты меры по устранению нарушения. (Исправленный макет прилагается)».

24.06.2013г. от представителя по доверенности б/н от 06.02.2013г. гр.<...> представлены копии документов (вх.№8849 от 24.06.2013г.), а именно: свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации ; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от ; выписка из Приказа <...>; договор<...>; макет рекламы; платежные поручения<...>; соглашение<...>; договор <...>

24.06.2013г. Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленных документов, рекламодателем по делу №Р-79-13, является ИП <...>. Таким образом, Комиссией принято решение заменить лицо, с Мехового центра «Мягкое золото» (РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.227) на ИП <...>.

24.06.2013г. от представителя по доверенности б/н от 06.02.2013г. <...> поступило ходатайство (вх.№8848 от 24.06.2013г.) об отложении рассмотрения дела №Р-79-13 на другую дату, в связи с необходимостью предоставления необходимых документов. Ходатайство удовлетворено.

03.07.2013г. от заместителя директора ИП <...> поступили объяснения и документы (вх. №9468 от 03.07.2013г.): приказ от 18.12.2012г., фотография с устранением нарушения от 03.07.2013г., платежное поручение <...>, должностная инструкция заместителя директора, копия страниц <...> Согласно письменных объяснений заместителя директора ИП <...>, он выполняя  свои должностные обязанности подготовил договор с ООО «Тандэм» о предоставлении и изготовлении рекламной поверхности по адресу: г.Уфа, ул.Менделеева, д.112 (договор №07\13 заключили 24.01.2013г. Макет с текстом так же был подготовлен им. Данное нарушение исправлено, вину заместитель директора ИП <...> признает, просит учесть, что нарушение допущено впервые и не умышленно.

Анализ материалов дела №Р-79-13 показал, что согласно представленных документов ИП <...> является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы. . Согласно письменных объяснений заместителя директора ИП <...>, он выполняя  свои должностные обязанности подготовил договор с ООО «Тандэм» о предоставлении и изготовлении рекламной поверхности по адресу: г.Уфа, ул.Менделеева, д.112 (договор №07\13 заключили 24.01.2013г. Макет с текстом так же был подготовлен им. Данное нарушение исправлено, вину заместитель директора ИП <...> признает, просит учесть, что нарушение допущено впервые и не умышленно.

Реклама: «МЕХОВОЙ ЦЕНТР «МЯГКОЕ ЗОЛОТО» Менделеева, 227 241-45-45 ШУБЫ ШАПКИ КОЖА ДУБЛЕНКИ 10.000 моделей СКИДКИ до 50% РАССРОЧКА 0-0% 20 месяцев КРЕДИТ 0-36 месяцев» с изображением девушки, размещенная на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном на жилом доме по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.112, рекламодатель – Меховой центр «Мягкое золото» (РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.227), нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).             В данной рекламе услуги по предоставлению кредита наименование лица, предоставляющего эти услуги, отсутствует. В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.

Реклама – это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится  в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация. В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности", а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет..."

Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств".

Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06МУ257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.

Так же, вышеуказанная реклама  нарушает требования   части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 7 ст.5 названного Закона возложена  на рекламодателя.

Согласно представленной фотографии вх. №9468 от 03.07.2013г., данная реклама размещается в настоящее время в исправленном виде с указанием банка ООО «Русфинанс Банк» и ООО «ХоумКредит».Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи  с нецелесообразностью, так как в данное время нарушения устранены.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 03.07.2013г.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу: «МЕХОВОЙ ЦЕНТР «МЯГКОЕ ЗОЛОТО» Менделеева, 227 241-45-45 ШУБЫ ШАПКИ КОЖА ДУБЛЕНКИ 10.000 моделей СКИДКИ до 50% РАССРОЧКА 0-0% 20 месяцев КРЕДИТ 0-36 месяцев» с изображением девушки, размещенную на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном на жилом доме по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Менделеева, д.112, рекламодатель – ИП <...>, так как она нарушает ч.1 ст. 28 и ч.7 ст.5  Федерального закона "О рекламе".

2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения,  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме 04.07.2013г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны