Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №Р-85-12 от 9 ноября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
(по делу №Р-85-12)
29.08.2012г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<…> рассмотрев, в присутствии директора ООО ТК «Натали и Серж» <…>,и индивидуального предпринимателя <…> дело №Р-85-12, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу пива «Старый Мельник», с изображением полутролитрового баллона пива «Старый Мельник» и стакана пива «Старый Мельник», размещенную на окне (на конструктивном элементе) здания, в котором расположен магазин «Азык-тулек Продукты» (ООО ТК «Натали и Серж»), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы №21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке №12/014), рекламораспространитель и рекламодатель – ООО ТК «Натали и Серж» (г. Уфа, ул. Лесной проезд, д. 6, к. 1),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
31.05.2012г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело №Р-85-12 в отношении рекламы пива «Старый Мельник», с изображением полутролитрового баллона пива «Старый Мельник» и стакана пива «Старый Мельник», размещенной на окне (на конструктивном элементе) здания 23.05.2012г. в котором расположен магазин «Азык-тулек Продукты» (ООО ТК «Натали и Серж»), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы №21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3)(замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке №12/014), рекламораспространитель и рекламодатель – ООО ТК «Натали и Серж» (г. Уфа, ул. Лесной проезд, д. 6, к. 1), так как данная реклама размещена с признаками нарушения требований пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» в редакции действующей до 23.07.2012г., в части того, что:
- реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
Согласно разъяснений Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) о применении Федерального закона «О рекламе» (исх. № АК/11906 от 17.04.2012г., вх.№5313 от 26.04.2012г.): «пунктом 6 части 2 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» предусмотрен запрет на размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в определённых организациях культурно-оздоровительного характера (далее - культурно-оздоровительные объекты), в том числе медицинских учреждениях, и на расстоянии ближе чем сто метров от них. При этом данный запрет касается размещения рекламы данных товаров любыми способами, то есть как с использованием средств стабильного территориального размещения (экранов, мониторов, плазменных панелей и т.п.), так и путём распространения рекламы иными способами (на транспортных средствах, на печатной продукции и т.п.). По мнению ФАС России, данный запрет распространяется на всю территорию указанных объектов независимо от того, занимает ли медицинская организация все здание (сооружение) либо отдельные помещения в здании, поэтому размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории указанных объектов не допускается. Учитывая, что к сооружениям указанных в Федеральном законе «О рекламе» культурно-оздоровительных объектов следует относить, в том числе занимаемый и эксплуатируемый соответствующей организацией земельный участок, а также забор или ограду, ограничивающую данный земельный участок, то отсчёт обозначенного в законе расстояния должен осуществляться от таких заборов, оград и подобных сооружений. Соответственно, указанные в пункте 6 части 2 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» сто метров надлежит отсчитывать от точки здания, сооружения, ближайшей к месту (торговой точке, рекламной конструкции) распространения рекламы. При этом под запрет подпадает та реклама, которая размещается в любой точке зоны, расположенной ближе чем сто метров (в радиусе сто метров) от указанной точки здания, сооружения. Данные о расстоянии от места распространения рекламы до культурно-оздоровительного объекта можно измерить путем непосредственного сравнения со шкалой (линейки, рулетки) либо запросить у органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на установку рекламной конструкции, на которой размещается спорная реклама, либо иного органа, располагающего геодезической информацией о территории».
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 2 статьи 22 указанного закона несет рекламораспространитель.
15.06.2012г. представитель ООО ТК «Натали и Серж» на рассмотрение дела №Р-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК «Натали и Серж» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
29.06.2012г. представитель ООО ТК «Натали и Серж» на рассмотрение дела №Р-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК «Натали и Серж» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
16.07.2012г. представитель ООО ТК «Натали и Серж» на рассмотрение дела №Р-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК «Натали и Серж» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
06.08.2012г. представитель ООО ТК «Натали и Серж» на рассмотрение дела №Р-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК «Натали и Серж» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
17.08.2012г. представитель ООО ТК «Натали и Серж» на рассмотрение дела №Р-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК «Натали и Серж» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
17.08.2012г. в Башкортостанское УФАС России от директора ООО ТК «Натали и Серж» <…> поступили письменные объяснения (вх.№11223 от 17.08.2012г.) о том, что «ООО ТК «Натали и Серж» продажу и рекламу пиво «Старый Мельник» никогда не осуществлял. Договоров на поставку и размещения рекламной продукции не заключалось. Предприятие вообще не производит продажу пива».
17.08.2012г. в Башкортостанское УФАС России от <…> поступили письменные объяснения (вх.№11224 от 17.08.2012г.) о том, что она является индивидуальным предпринимателем, свою деятельность осуществляет по адресу: <…>. Реклама пива «Старый Мельник» на окне магазина размещена без договора на размещение компанией «Старый Мельник». В настоящее время реклама не размещается. Так же, поступили копии следующих документов: свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 02.02.2011г; свидетельство о внесении в Единый реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004г; накладная/счет-фактура от 28.07.2012г; накладная/счет-фактура от 11.08.2012г.
24.08.2012г. Башкортостанское УФАС России от <…> поступили копии следующих документов (вх.№11586 от 24.08.2012г.): фотографии от 20.08.2012г; свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004г; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 02.02.2011г; уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от 02.02.2011г; накладная/Счет-фактура от 11.08.2012г.
24.08.2012г. Башкортостанское УФАС России от ООО ТК «Натали и Серж» поступили копии следующих документов (вх.№11585 от 24.08.2012г.): письменное объяснение; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 02.02.2011г; свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 30.11.2005г; приказ о назначении директора №1 от 04.02.2006г; договор аренды нежилого помещения №1.
24.08.2012г. Комиссий Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно письменных объяснений директора ООО ТК «Натали и Серж» <…>, «ООО ТК «Натали и Серж» продажу и рекламу пиво «Старый Мельник» никогда не осуществлял. Договоров на поставку и размещения рекламной продукции не заключались. Предприятие вообще не производит продажу пива». Также установлено, что согласно письменных объяснений индивидуального предпринимателя <…>, <…> свою деятельность осуществляет по адресу:<…>. Реклама пива «Старый Мельник» на окне магазина размещена без договора на размещение компанией «Старый Мельник». Таким образом, принято решение привлечь в качестве заинтересованного лица <…>.
29.08.2012г. индивидуальным предпринимателем <…> представлены копии следующих документов (вх.№11892 от 29.08.2012г.): договор аренды нежилого помещения №1 от 14.10.2000г; акт приема-передачи нежилого помещений к договору аренды №1 от 14.10.2000г; свидетельство о государственной регистрации права от 13.10.2000г.
Анализ представленных материалов дела №Р-85-12 показал, что согласно представленных письменных объяснений директора «ООО ТК «Натали и Серж» <…>, ООО ТК «Натали и Серж» продажу и рекламу пиво «Старый Мельник» никогда не осуществлял. Согласно объяснениям <…> свою деятельность осуществляет по адресу: г.Уфа, Лесной проезд рядом с домом №6. Реклама пива «Старый Мельник» на окне магазина размещена без договора на размещение компанией «Старый Мельник». Также установлено, что согласно представленных документов (договор аренды нежилого помещения №1 от 14.10.2000г.) между гр. <…> и <…> заключен договор аренды нежилого помещения №1 от 14.10.2000г., расположенного по адресу:<…>. Таким образом, Комиссий принято решение заменить лицо, в рекламе которого имеют место признаки нарушения законодательства о рекламе с ООО ТК «Натали и Серж» на <…>. Реклама пива «Старый Мельник», с изображением полуторолитрового баллона пива «Старый Мельник» и стакана пива «Старый Мельник», размещенная на окне (на конструктивном элементе) здания 23.05.2012г. в котором расположен магазин «Азык-тулек Продукты» (ООО ТК «Натали и Серж»), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы №21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке №12/014), рекламораспространитель – <…> , размещена с нарушением требований пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» в редакции действующей до 23.07.2012г. , в части того, что:
- реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
В данном случае реклама пива «Старый Мельник» и стакана пива «Старый Мельник», размещенная на окне (на конструктивном элементе) магазина «Азык-тулек Продукты», размещена на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы №21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке №12/014).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 2 статьи 22 указанного закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона №218-ФЗ с 23.07.2012 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» утрачивает силу, и требования к алкогольной продукции устанавливаются статьей 21 Федерального закона «О рекламе».
При этом согласно подпункту «г» пункта 3 статьи 1 Закона №218-ФЗ с 23.07.2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В настоящее время вышеуказанная реклама не размещается (предоставлены фотографии от 20.08.2012г., подтверждающие устранение нарушения (вх.№11586 от 24.08.2012г.). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушение устранено.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 29.08.2012г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Заменить лицо, в рекламе которого имеют место признаки нарушения законодательства о рекламе с ООО ТК «Натали и Серж» на ИП <…>.
2.Признать ненадлежащей рекламу пива «Старый Мельник», с изображением полтора литрового баллона пива «Старый Мельник» и стакана пива «Старый Мельник», размещенная на окне (на конструктивном элементе) здания в котором расположен магазин «Азык-тулек Продукты» (ООО ТК «Натали и Серж»), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы №21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке №12/014), рекламораспространитель – <…> так как она нарушает пункт 6 части 2 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» в редакции действующей до 23.07.2012г., и п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» в действующей редакции.
3.В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения (предоставлены фотографии от 20.08.2012г., подтверждающие устранение нарушения (вх.№11586 от 24.08.2012г.) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 05.09.2012г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>