Решение б/н Решение по делу № Т-13/13-15 в отношении ООО «Интер Фуд Рег... от 15 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Т-13/13-15

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.05.2015

В полном объеме решение изготовлено 21.05.2015                                                                                                                                                                                       г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной  службы  по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

в присутствии:

представителя ответчика – директора ООО «Интер Фуд Регион» - <…> (решение № 1 единственного учредителя ООО «Интер Фуд Регион» от 10.07.2012 ),

в отсутствие представителя Прокуратуры Бакалинского района, ИП <…>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № Т-13/13-15  по признакам нарушения ООО «Интер Фуд Регион»  (450095, г. Уфа, ул. Глазовская, д.1/4) п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), выразившегося в создании препятствия для доступа на товарный рынок путем установления в договоре поставки № ИФ13-416 от 31.10.2013, заключенного с ИП <…>, запрета на перемену лиц в обязательстве по указанному договору путем уступки требования,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили материалы проверки Прокуратуры Бакалинского района от 20.03.2015 вх. № 3578 на предмет соответствия деятельности ООО «Интер Фуд Регион»   требованиям Закона о торговле.

Согласно представленным материалам установлено, что между ООО «Интер Фуд Регион» и ИП <…> заключен договор поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013.

Пунктом 8.2 указанного договора поставки установлено, что ни одна из сторон не имеет права передавать третьему лицу права и обязанности по договору без письменного согласия другой стороны.

Согласно ч. 10 ст. 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора.

Согласно п.п. «а»  п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле  хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

Исходя из вышеизложенного, в действиях ООО «Интер Фуд Регион»  содержатся признаки нарушения п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13  Закона о торговле, выразившегося в создании препятствия для доступа на товарный рынок путем  установления в договоре поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013, заключенном с ИП <…>, запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела в отношении ООО «Интер Фуд Регион»  (4450095, г. Уфа, ул. Глазовская, д.1/4) по признакам нарушения п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13  Закона о торговле.

09.04.2015, 08.05.2015 ООО «Интер Фуд Регион» представило письменные пояснения, в соответствии с которыми ООО «Интер Фуд Регион» не создавало препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка для ИП <…>. Пунктом 8.2 договора поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013 предусмотрено положение о необходимости получения согласия в том случае, если бы ИП <…> намеревалась перевести свой долг на неплатежеспособное лицо. Кроме того, права требования ООО «Интер Фуд Регион» могут быть уступлены другому лицу также только с согласия ИП <…>.

 

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1.1 договора поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013, заключенного между ООО «Интер Фуд Регион» и ИП <…>, поставщик обязуется поставить покупателю товар, а покупатель обязуется принять и оплатить его на условиях настоящего договора.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основной вид деятельности ИП <…>: розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, дополнительный вид деятельности, в том числе: розничная торговля прочими пищевыми продуктами.  

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона о торговле торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Статьей 13 Закона о торговле установлены запреты для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Таким образом, деятельность ООО «Интер Фуд Регион»  (450078, РБ, г.Уфа, ул. Айская, д.54) регулируется Законом о торговле.  

Согласно ч. 10 ст. 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора.

В соответствии с п. 8.2 договора поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013, заключенного между ООО «Интер Фуд Регион» и ИП <…>, ни одна из сторон не имеет права передавать третьему лицу права и обязанности по договору без письменного согласия другой стороны.  

Таким образом, неполучение согласия влечет невозможность уступки права требования третьим лицам, является запретом уступки права требования без получения согласия ООО «Интер Фуд Регион».

Отсутствие в договоре императивного запрета не означает его отсутствие, поскольку необходимость получения согласия другой стороны на уступку иным лицам права требования является ничем иным, как запретом на совершение таких действий без согласия другой стороны, что запрещено Законом о торговле.

Норма ч. 10 ст. 9 Закона о торговле императивно запрещает установление ограничений на перемену лиц в обязательстве по поставке продовольственных товаров. Разрешение перемены лиц, то есть изменение договора по линии субъектов в договорах поставки продовольственных товаров, связано с необходимостью придания усиленного динамизма коммерческому обороту в сфере обращения товаров. Возможность перемены лиц в договорах поставки продовольственных товаров выгодна коммерческому обороту и служит интересам конечных потребителей, так как цена договора поставки при этом не меняется, что дает возможность сохранить неизменной и цену продовольственных товаров, в связи с чем, механизм перемены лиц в торговых обязательствах является важным элементом правового регулирования торговых отношений.

Таким образом, п. 8.2 договора поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013, заключенного между ООО «Интер Фуд Регион» и ИП <…>, предусматривающий, что права требования по договору могут быть переданы третьим лицам одной стороной только с письменного согласия другой стороны, противоречит требованиям Закона о торговле и создает препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, что является нарушением п.п. «а»  п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.

На основании изложенного, изучив нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемые вопросы, установленные на заседании Комиссии обстоятельства, пояснения лиц, участвующих в деле, а также принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» пришла к выводу о том, что действия ООО «Интер Фуд Регион», выразившиеся в создании препятствия для доступа на товарный рынок путем  установления в договоре поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013, заключенном с ИП <…>, запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, являются нарушением п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13  Закона о торговле.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России, 

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Интер Фуд Регион»  (450095, г. Уфа, ул. Глазовская, д.1/4) нарушившим п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания препятствия для доступа на товарный рынок путем установления в договоре поставки №ИФ13-416 от 31.10.2013, заключенном с ИП <…>, запрета на перемену лиц в обязательстве по указанному договору путем уступки требования.
  2. Выдать ООО «Интер Фуд Регион»  (450095, г. Уфа, ул. Глазовская, д.1/4) предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

 

<…>

<…>

 

<…>

        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны