Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ЭНТОС ПЛЮС» от 14 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 014-17-Т (исх.№ 159 от 23.01.2017)

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от  11.01.2017 № 04 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО «ЭНТОС ПЛЮС» (далее – Комиссия), при участии представителей заказчика –  МКУ «Управление капитального строительства администрации города Белгорода» Коваля Д.В. (доверенность от 16.01.2017 № 04-7/60), Лубенца Р.М. (доверенность от 16.01.2017 №04-7/59), уполномоченного органа – Управления муниципального заказа администрации города Белгорода Шардаковой М.В. (доверенность от 09.01.2017 б/н), в отсутствие представителя заявителя - ООО «ЭНТОС ПЛЮС» (о месте и времени заседания Комиссии уведомлено), рассмотрев материалы дела № 014-17-Т по жалобе ООО «ЭНТОС ПЛЮС» на положения документации об электронном аукционе: «Выполнение подрядных работ по объекту «Устройство межквартальных дорог на территории кладбища Юго-Западного района г.Белгорода» (закупка № 0126300035816001484) (далее – Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭНТОС ПЛЮС» (далее - Заявитель)  на положения документации об Электронном аукционе.

Заявитель в жалобе указал, что положения документации об Электронном аукционе  не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

Так, требование, содержащееся в документации об Электронном аукционе,  о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства) нарушает часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (первый довод).

Кроме того, в документации об электронном аукционе установлено требование об указании конкретных показателей характеристик, которые можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства. При этом Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем, вышеназванное требование заказчика является  незаконным (второй довод).  

  Заказчик – МКУ «Управление капитального строительства администрации города Белгорода»,  уполномоченный орган – Управление муниципального заказа администрации города Белгорода  представили возражения на жалобу ООО «ЭНТОС ПЛЮС», с доводами жалобы не согласны, считают ее необоснованной.

На заседании Комиссии представители  заказчика поддержали доводы, содержащиеся в возражении. Сообщили, что документация об Электронном аукционе разработана в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также с учетом потребностей заказчика.

Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, содержащиеся в возражении, позицию заказчика, жалобу ООО «ЭНТОС ПЛЮС» считает необоснованной.

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО «ЭНТОС ПЛЮС», возражения на жалобу ООО  «ЭНТОС  ПЛЮС», заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

В Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)  23.12.2016  размещены извещение и документация об Электронном аукционе.

Объект закупки – Выполнение подрядных работ по объекту «Устройство межквартальных дорог на территории кладбища Юго-Западного района г.Белгорода».

Начальная (максимальная) цена контракта 6 406 785,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО «ЭНТОС ПЛЮС» контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

 Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Во исполнение положений части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ  по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»  утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень). 

  Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пункт 33 Перечня) в отношении Автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта в данный Перечень включены (подпункт 33.2.1 Раздела III Перечня).

  Следовательно, для выполнения работ по объекту закупки Электронного аукциона необходимо наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Из пункта 15 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе, следует, что к участникам закупки установлены, в том числе следующие единые требования:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: Членство в саморегулируемой организации и наличие  свидетельства, выданного саморегулируемой организацией    о допуске к выполнению  следующих видов работ,  включенных  в  «Перечень  видов работ  по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние  на безопасность объектов капитального строительства» (утвержден  Приказом Министерства регионального развития РФ  от 30.12.2009 №  624): пункт 33. «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)  подпункт 33.2.1. «Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта».

Кроме того, аналогичное требование содержится в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, заказчиком в документации об Электронном аукционе установлено требование к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При указанных обстоятельствах первый довод жалобы не нашел своего подтверждения.

2.  В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Из пункта 16 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе следует, что первая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное   п.2  ч.3  ст.66   Федерального закона № 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (Приложение № 5 к документации об электронном аукционе «Рекомендуемый образец первой части заявки на участие в электронном аукционе для заполнения участниками закупки»).

В заявке участника размещения заказа при описании используемых материалов, указываются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Таблице  «Технические характеристики и требования к применяемым материалам и оборудованию» Приложения № 1 «Описание объекта закупки»  к настоящему разделу документации об электронном аукционе.

Из пункта 8.1 части 8 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» раздела 1 «Общие положения» документации об Электронном аукционе следует, что при описании конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, участник закупки указывает конкретные характеристики товара. Не допускается использование формулировок «должно быть». Также не допускается использование формулировок: «не более», «не менее», «+/-», - за исключением случаев, когда иным способом показатели характеристик товара  обозначить невозможно, в соответствии с требованиями, изложенными в приложении № 1 «Описание объекта закупки» раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе.

В таблице  «Технические характеристики и требования к применяемым материалам и оборудованию» Приложения № 1 «Описание объекта закупки»  документации об Электронном аукционе (далее – Технические характеристики) содержится перечень материалов,  которые требуется применять для выполнения работ по объекту закупки (песок природный строительный по ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия», щебень из природного щебня для строительных работ фракции 20-80 мм по ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», асфальтобетонная смесь тип Б марка III по ГОСТ 9128-2013 «Смести асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия»), а также установлены требования к показателям характеристик таких материалов.

Согласно Техническим характеристикам часть показателей характеристик материалов отмечены знаком «*», а именно:

- в отношении песка природного строительного (позиция 1 Технического задания): модуль крупности, Мк от 1,8 «*»; содержание глины в комках, % - до 0, 25 «*»;

- в отношении  асфальтобетонной смеси тип Б марка  III (позиция 3 Технического задания): содержание щебня (гравия)% 40-50 «*»; трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0° С, МПа 2,5-7,0 «*».

  Из примечания, содержащегося в Технических характеристиках, следует, что показатели отмеченные знаком «*»  являются неизменными диапазонными показателями (то есть товар, предлагаемый участником закупки к поставке, должен иметь по данному показателю такое же значение (диапазон), как в описании заказчика).

Таким образом, учитывая требования пункта 8.1 части 8 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» раздела 1 «Общие положения» документации об Электронном аукционе, положения пункта 16 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе, а также примечания, содержащиеся в Технических характеристиках, участник закупки обязан указать конкретные показатели следующих характеристик (без учета диапазонных показателей, отмеченных знаком «*») используемого товара:

- щебня из природного щебня для строительных работ фракции 20-80 мм (позиция 2 Технических характеристик), в частности: зерновой состав; содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы %; содержание пылеватых и глинистых частиц,%; содержание зерен слабых пород, %; содержание глины в комках, %; марка по прочности (дробимости); марка по истираемости; морозостойкость, число циклов,; удельная эффективная активность естественных радионуклидов щебня Бк/кг; содержание вредных компонентов и примесей, SO3 % (моль/л);

- асфальтобетонной смеси Тип Б марка III (позиция 3 Технических характеристик), в частности: предел прочности при температуре 50° С, МПа;  предел прочности при температуре 20° С, МПа;  предел прочности при температуре 0° С, МПа;  водостойкость, водостойкость при длительном водонасыщении.

Из раздела 5 «Правила приемки» ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» следует, что щебень и гравий должны быть приняты техническим контролем предприятия изготовителя. Приемку и поставку щебня и гравия производят партиями.

При этом  согласно разделу 6 «Методы контроля» ГОСТ 8267-93  испытания щебня и гравия проводят по ГОСТ 8269.0. «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний».   Из таблицы А.1 «Область применения физико-механических испытаний» Приложения А ГОСТ 8269.0. следует, что определение зернового состава щебня (гравия), определение содержания в щебне (гравии) пылевидных и глинистых частиц, определение содержания в щебне (гравии) глины в комках, определение содержания в щебне (гравии) зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, определение дробимости щебня (гравия) при сжатии (раздавливании) в цилиндре, определение содержания в щебне (гравии) зерен слабых пород, определение истираемости щебня (гравия) в полочном барабане, определение морозостойкости щебня (гравия), определение насыпной плотности и пустотности щебня (гравия) осуществляются методом испытаний.

Кроме того, из пункта 6.3 раздела 6 «Методы контроля» ГОСТ 8267-93 следует, что удельную эффективную активность естественных радионуклидов в щебне и гравии определяют гамма-спектрометрическим методом по ГОСТ 30108.

Согласно пункту 5.13 раздела 5 «Правила приемки» ГОСТ 8267-93 результаты приемочного контроля  и периодических испытаний, указанных в таблице А.1 Приложения А ГОСТ 8269.0., а также испытаний в отношении удельной эффективной активности естественных радионуклидов в щебне и гравии приводят в документе о качестве товара. Таким документом о качестве сопровождается каждая партия изготовленного товара.

Согласно пункту 6.1. раздела 6 «Правила приемки» ГОСТ 9128-2013 «Смести асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия»  приемку смесей проводят партиями. При этом на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают результаты испытаний (пункт 6.9 раздела 6 «Правила приемки»).   Из раздела  7 «Методы контроля» ГОСТ 9128-2013 следует, что смеси испытывают по ГОСТ 12801 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний». Согласно ГОСТ 12801 предел прочности, водостойкость, водостойкость при длительном насыщении определяются методом испытаний.

Таким образом, информацию о конкретных показателях, используемых при выполнении работ по объекту Электронного аукциона материалов, в частности, по щебню и по асфальтобетонной смеси, возможно получить только при наличии товаросопроводительного документа, который выдается производителем на каждую производимую партию материала при его продаже. 

С учетом вышеизложенного, исполнить требование документации об Электронном аукционе об указании в первой части заявки на участие в аукционе конкретных показателей  используемых материалов, которые определяются по результатам испытаний и отражаются в товаросопроводительных документах, возможно только после изготовления таких  материалов, что обязывает участников закупки иметь в наличии используемый материал. 

Данное обстоятельство свидетельствует об установлении в документации об Электронном аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников Электронного аукциона, а также ограничение доступа к участию в Электронном аукционе, что нарушает запрет, установленный  пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанный вывод подтверждается также письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах второй довод Заявителя  о том, что документация об Электронном аукционе содержит незаконное требование заказчика об указании участником закупки в заявке на участие в Электронном аукционе конкретных  показателей характеристик, которые  можно узнать только при испытании партии товара после его изготовления, является обоснованным.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭНТОС ПЛЮС» обоснованной в части незаконного установления заказчиком в документации об Электронном аукционе требования об указании конкретных показателей характеристик товара, которые можно узнать только при испытании партии товара после его изготовления.

2. Признать в действиях заказчика - МКУ «Управление капитального строительства администрации города Белгорода» нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.  Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

4.  Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от  11.01.2017 № 04 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Комиссия),   руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании решения от 23.01.2017, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  на положения документации об электронном аукционе: «Выполнение подрядных работ по объекту «Устройство межквартальных дорог на территории кладбища Юго-Западного района г.Белгорода» (закупка № 0126300035816001484) (далее – Электронный аукцион), проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99  Закона о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

С целью устранения нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,  допущенного при проведении Электронного аукциона:

1. Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения единственной заявки на  участие в электронном аукционе 0126300035816001484 от 13.01.2017.

2. Заказчику - МКУ «Управление капитального строительства администрации горда Белгорода»:

- разместить на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) информацию об отмене протокола, указанного в пункте 1 настоящего предписания, а также вернуть единственному участнику закупки ранее поданную им заявку на участие в Электронном аукционе с уведомлением о прекращении действия указанной заявки и о возможности подать новую заявку на участие в Электронном аукционе.

- привести документацию об Электронном аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с учетом мотивировочной части решения от 23.01.2017 по делу № 014-17-Т;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Электроном аукционе,  дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе и дату проведения Электронного аукциона, а также разместить указанные сведения на Официальном сайте. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе должна быть назначена не ранее, чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте  документации об Электронном аукционе с изменениями.

- вернуть на счет победителя Электронного аукциона сумму обеспечения исполнения контракта.

3. Оператору электронной площадки:

- назначить время проведения Электронного аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Электронного аукциона;

- уведомить участника закупки, подавшего заявку на участие в  Электронном аукционе, об отмене протокола, составленного в ходе проведения Электронного аукциона, а также о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе, дате и времени проведения Электронного аукциона;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытым участнику закупки, подавшему заявку на участие в Электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

- обеспечить возможность исполнения  пунктов 1-2 настоящего предписания.

4. Заказчику - МКУ «Управление капитального строительства администрации города Белгорода»,  уполномоченному органу – Управлению муниципального заказа администрации  города Белгорода, аукционной комиссии, а также Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки путем проведения Электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Белгородского УФАС России от 23.01.2017 по делу № 014-17-Т.

 

Настоящее предписание подлежит исполнению в течение десяти рабочих дней  с момента получения копии настоящего предписания.

Об исполнении настоящего предписания незамедлительно уведомить Белгородское УФАС России по факсу (4722) 32-16-92 или электронной почте to31@fas.gov.ru с направлением подтверждающих документов в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленный срок настоящего предписания  Белгородское УФАС России вправе обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению  предписания.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.                                                                                                         

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны