Решение б/н Дело № 042-15-АЗ решение в отношении администрации Чернянско... от 24 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области»

пл. Октябрьская, 1, п. Чернянка,

Белгородская область, 309560

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                  г. Белгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2015 года.

 

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, в присутствии представителя ответчика <…> (доверенность от 02.03.2015), рассмотрев дело № 042-15-АЗ по признакам нарушения администрацией муниципального района «Чернянский район» Белгородской области (далее – администрация Чернянского района) ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ ««Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ), установила:

   При проведении контрольного мероприятия в органах местного самоуправления Чернянского района Белгородской области Инспекцией Белгородского УФАС России было отобрано распоряжение администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области  от 11.06.2013 № 416-р «Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Распоряжение).

При рассмотрении Распоряжения Белгородским УФАС России в нем были обнаружены признаки нарушения ст. 15 Закона № 381-ФЗ.

            Пунктом 1 Распоряжения предприятиям торговли и общественного питания, осуществляющим деятельность на территории Чернянского района, рекомендовано не осуществлять торговлю алкогольной, спиртосодержащей продукцией и пивом, а также, прохладительными напитками в стеклянной упаковке, 21 июня 2013 года с 8-00 до 24-00 часов.

            Согласно п. 2 Распоряжения главы городских и сельских поселений района обязаны довести данное распоряжение предприятиям торговли и общественного питания, расположенным на подведомственных территориях.

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции предусмотрены ст. 16 Федерального закона от 22.11. 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

В силу п.5 Закона № 171-ФЗ  не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Органы местного самоуправления не обладают полномочиями устанавливать ограничения времени продажи алкогольной продукции.

Кроме того, федеральным законодательством не установлены ограничения времени продажи напитков в стеклянной упаковке.

   Согласно подпункта «б» п.4 ст.15 Закона № 381-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

 

Представитель ответчика представил Комиссии отзыв по делу и пояснил, что ст. 16 Закона № 171-ФЗ устанавливает ограничения, касающееся розничной продажи алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Во исполнение вышеуказанных правовых актов администрацией Чернянского района принято постановление от 20.06.2013 № 619 «Об утверждении перечня организаций, объектов, мест массового скопления граждан, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении  границ прилегающих территорий к ним на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (далее – Постановление).

В п. 4 Постановления установлено, что розничная продажа алкогольной продукции во время проведения публичных мероприятий в месте массового скопления граждан и на прилегающей территории, которая определяется в соответствии с данным постановлением, не допускается.

Таким образом, в Постановлении содержаться основания для введения ограничений розничной продажи алкогольной продукции на определенных территориях.

Кроме того Распоряжение носит рекомендательный характер, следовательно, нарушений ст. 15 Закона № 381-ФЗ в действиях администрации Чернянского района отсутствуют.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, пришла к следующим выводам.

В силу ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.8 Закона № 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах.

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции предусмотрены ст.16  Закона № 171-ФЗ).

В силу п.5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Статьёй 2 Закона Белгородской области от 03.05.2006 № 33 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции»» установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции до 10.00 часов утра и после 22.00 часов вечера (за исключением предприятий общественного питания и магазинов беспошлинной торговли).

В силу ч. 2 ст.16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

в нестационарных торговых объектах;

несовершеннолетним.

В соответствии с ч. 4 ст.16 Закона № 171-ФЗ  к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что места массового скопления граждан на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции определяются органами власти субъекта Российской Федерации, а органы местного самоуправления определяют границы земельных участков на прилегающих территориях. Приняв п. 4 Постановления администрация Чернянского района превысила свои полномочия, установленные федеральным законодательством.

Ссылка представителя ответчика на Постановление, которым запрещена продажа алкогольной продукции в местах массового скопления граждан ,Комиссией к сведению не принимается, так как органы местного самоуправления не вправе определять места массового скопления граждан, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции.

Кроме того Распоряжением 21 июня 2013 года запрещена торговля алкогольной, спиртосодержащей продукцией и пивом, а также, прохладительными напитками в стеклянной упаковке на всей территории Чернянского района.

Согласно ст.7 Закона № 171-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

Кроме того, федеральным законодательством не установлены ограничения времени продажи  напитков в стеклянной упаковке.

Органы местного самоуправления не вправе осуществлять дополнительное по отношению к федеральному законодательству и законодательству Белгородской области регулирование в сфере розничной продажи алкогольной продукции и продажи напитков в стеклянной упаковке, в том числе не вправе устанавливать не предусмотренные законодательством ограничения времени продажи указанных товаров.

Действия администрации Чернянского района по принятию Распоряжения были последовательны и целенаправленны, и потому нельзя признать, что Распоряжение носит рекомендательный характер.

Кроме того, указанные действия администрации Чернянского района, которая обладает властными полномочиями и контрольными функциями в сфере торговой деятельности, фактически воспринимаются участниками рынка в качестве указаний, обязательных для исполнения.

В силу ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

   Согласно подпункта «б» п.4 ст.15 Закона № 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

            Следовательно, приняв Распоряжение, администрация Чернянского района нарушила запрет, установленный ст.15 Закона № 381-ФЗ.

 

            Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения администрацией Чернянского района ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ ««Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в принятии распоряжения администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области от 11.06.2013 № 416-р «Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции», устанавливающего дополнительные по отношению к федеральному законодательству и законодательству Белгородской области ограничения времени реализации алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также прохладительных напитков в стеклянной упаковке.

2. Выдать администрации Чернянского района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего не принимать акты и (или) не осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

                                                                                                                      <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения  антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны