Проект нормативного акта №06 Решение о результатах внеплановой проверки соблюдения законо... от 6 апреля 2018 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 06

о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

Дата принятия: 06 апреля 2018 года

Место принятия: Белгородское УФАС России,

г. Белгород, ул. Преображенская, 82

г. Белгород

 

 

Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), приказ Белгородского УФАС России от 28.02.2018 № 52 «О проведении внеплановой проверки» (в ред. приказа от 14.03.2018 № 90), информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от гр. <…>

Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 28.02.2018 № 52 (далее – Инспекция), в составе: <…>, при участии представителей администрации городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области», <…>, <…>; управления экономического развития администрации Яковлевского района; муниципального казенного учреждения "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа", <…>; администрации городского поселения "Город Шебекино" муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области, <…>; комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района; администрации городского поселения "Поселок Прохоровка" муниципального района "Прохоровский район" Белгородской области, администрации Прохоровского района; в отсутствие представителей муниципального казенного учреждения «Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа», <…> (о времени и месте проведения проверки уведомлены), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении:

- электронных аукционов на оказание услуг по отлову, усыплению, утилизации, подбору бродячих (безнадзорных) животных на территории городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области (закупки №№ 0126300030517000171, 0126300030517000183),

- электронного аукциона на оказание услуг по подбору погибших животных, утилизации, отлову безнадзорных животных и содержанию отловленных животных в пункте временного содержания (закупка № 0826300021017000585),

- запроса котировок на оказание услуг по отлову, транспортировке безнадзорных и бродячих животных с последующей эвтаназией и утилизацией трупов животных на территории города Шебекино (закупка № 0126300017917000295),

-запроса котировок на оказание услуг по осуществлению отлова, транспортировки, временного содержания, кастрации (стерилизации), эвтаназии и утилизации безнадзорных животных в п.Прохоровка (закупка № 0126300030217000203),

УСТАНОВИЛА:

В Белгородское УФАС России 22.02.2018 поступила информация от <…>, указывающая на признаки нарушения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронных аукционов №№ 0126300030517000171, 0126300030517000183, 0826300021017000585 и запросов котировок №№ 0126300017917000295, 0126300030217000203.

Из поступившей информации следует, что при проведении указанных закупок в объект закупки неправомерно включены услуги об эвтаназии отловленных животных. Заявитель утверждает, что включение указанных услуг в объект закупки нарушает права собственника на возврат животных в сроки и в порядке, установленные в статьях 230-232 Гражданского кодекса РФ.

Лица, в отношении которых проводится проверка, представили письменные пояснения по поступившей информации, в которых не согласились с утверждением заявителя о нарушении норм Гражданского кодекса РФ при осуществлении соответствующих закупок. Пояснили, что закупки проводились в целях профилактики заболевания бешенством животных, обеспечения благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории населенных пунктов, а также безопасности жизни и здоровья людей. Сослались на положения Постановления Правительства Белгородской области от 04.04.2016 N 88-пп "Об организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Белгородской области", которыми руководствовались при описании объекта закупки.

Инспекция Белгородского УФАС России, рассмотрев информацию, поступившую от <…>, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку документации по проведению закупок №№ 0126300030517000171, 0126300030517000183, 0826300021017000585, 0126300017917000295, 0126300030217000203, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены:

- 27.10.2017 - извещение и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову, усыплению, утилизации, подбору бродячих (безнадзорных) животных на территории городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области (закупка № 0126300030517000171); заказчик - администрация городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области», уполномоченный орган - управление экономического развития администрации Яковлевского района;

- 27.11.2017 - извещение и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову, усыплению, утилизации, подбору бродячих (безнадзорных) животных на территории городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области (закупка № 0126300030517000183); заказчик - администрация городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области», уполномоченный орган - управление экономического развития администрации Яковлевского района;

- 16.11.2017 – извещение и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по подбору погибших животных, утилизации, отлову безнадзорных животных и содержанию отловленных животных в пункте временного содержания (закупка № 0826300021017000585); заказчик - муниципальное казенное учреждение "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа", уполномоченное учреждение - муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа»;

- 29.11.2017 – извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по отлову, транспортировке безнадзорных и бродячих животных с последующей эвтаназией и утилизацией трупов животных на территории города Шебекино (закупка № 0126300017917000295); заказчик - администрация городского поселения "Город Шебекино" муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области, уполномоченный орган - комитет муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района;

- 25.10.2017 – извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по осуществлению отлова, транспортировки, временного содержания, кастрации (стерилизации), эвтаназии и утилизации безнадзорных животных в п. Прохоровка (закупка № 0126300030217000203); заказчик - администрация городского поселения "Поселок Прохоровка" муниципального района "Прохоровский район" Белгородской области, уполномоченный орган - администрация Прохоровского района.

На момент проведения проверки контракты по результатам закупок №№ 0126300030517000183, 0126300017917000295, 0126300030217000203 заключены и исполнены, контракт по закупке № 0826300021017000585 находится в стадии исполнения.

Закупка № 0126300030517000171 отменена заказчиком на стадии подачи заявок (извещение об отмене аукциона размещено в единой информационной системе 02.11.2017). При таких обстоятельствах, проверка по указанной закупке не может быть осуществлена, поскольку обжалуемые заявителем действия прекращены до момента проведения проверки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок среди прочего должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения в единой информационной системе извещений о проведении исследуемых закупок) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости (пункт 3 статьи 230 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачетом выгод, извлеченных от пользования ими (статья 232 Гражданского кодекса РФ).

 

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила".

Пунктами 7.1 и 7.2 вышеуказанных правил предусмотрено, что в случае выявления больного бешенством (подозрительного на заболевание) проводится комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на выявление круга лиц, подвергшихся риску заражения, и недопущение распространения инфекции среди людей. Животное, с которым связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай, подлежит изоляции на 10 суток или умерщвлению (в случае агрессивного поведения). Материал от погибшего животного должен быть доставлен в специализированную лабораторию специалистами ветеринарной службы.

Также постановлением Правительства Белгородской области от 04.04.2016 N 88-пп утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Белгородской области (далее – Порядок).

Согласно пункту 3.1 Порядка все безнадзорные животные подлежат отлову вне зависимости от вида животного, породы и половозрастной группы.

Из пункта 5.1 Порядка следует, что после отлова безнадзорные животные должны содержаться в приюте с соблюдением ветеринарно-санитарных, санитарно-эпидемиологических, экологических требований.

Подпунктом ж) пункта 5.3 Правил определено, что содержание безнадзорных животных среди прочего предусматривает проведение эвтаназии животных в случаях и при соблюдении условий, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Порядком.

В соответствии с пунктами 5.8 и 5.9 Порядка животное, у которого присутствуют признаки беспричинной агрессии по отношению к людям, другим животным и представляющее угрозу для их жизни и (или) здоровью, страдающее неизлечимой болезнью, причиняющей ему чрезмерные страдания, подтвержденной специалистом в области ветеринарии, подлежит эвтаназии. Решение о необходимости проведения эвтаназии животного принимается комиссионно с оформлением соответствующего акта. В состав комиссии входят представитель приюта, ветеринарный врач, по согласованию представитель общественной зоозащитной организации (волонтер).

Эвтаназия проводится специалистами в области ветеринарии с применением только гуманных методов усыпления (методов, когда животное не испытывает боли и не подвергается психологическому стрессу, не испытывает тревоги и страха). Эвтаназия не должна проводиться в помещении, где содержатся животные. Не допускается эвтаназия одних животных в присутствии других. Не допускается проведение эвтаназии в присутствии людей, которые не являются специалистами приюта и (или) специалистами в области ветеринарии.

Таким образом, вышеуказанным Порядком предусмотрена возможность эвтаназии отловленных безнадзорных животных до момента перехода права собственности на животное в соответствии со статьей 231 Гражданского кодекса РФ.

Анализ содержания документации по проведению электронного аукциона № 0826300021017000585 и запросов котировок №№ 0126300017917000295, 0126300030217000203 показал, что объект закупки по указанным аукциону и запросам котировок не включает услуги по эвтаназии всех отловленных животных и предусматривает возможность проведения эвтаназии в особых случаях: агрессия животного, его болезнь и т.д.

Так, согласно части 2 технического задания Раздела 3 документации об электронном аукционе № 0826300021017000585 содержание отловленных животных осуществляется в Пункте Исполнителя не менее 6 месяцев в соответствии с ветеринарно-санитарными, санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями.

При содержании безнадзорных животных в Пункте Исполнитель среди прочего должен проводить следующие мероприятия: эвтаназию животных, у которых присутствуют признаки беспричинной агрессии по отношению к людям и другим животным, представляющие угрозу для их жизни и (или) здоровья, животные, которые не поддаются социальной адаптации, а также имеющие заболевания, не совместимые с жизнью или опасные для человека и других животных.

Согласно пункту 3 приложения № 4 «Описание объекта закупки (техническое задание)» к извещению о проведении запроса котировок № 0126300017917000295 усыпление (эвтаназия) безнадзорных, бродячих животных осуществляется с соблюдением правил асептики и антисептики, обезболивания.

Усыплению (эвтаназии) подвергаются повышенно агрессивные бродячие животные.

Запрещается применение жестоких методов усыпления:

а) утопление, удушение, отравление;

б) болезненные инъекции, использование курареподобных препаратов, отравление ядами;

в) перегрев, использование электрического тока, остановка дыхания;

г) другие жестокие методы.

В целях гуманного обращения с животными должны выбираться наименее травматические методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного.

В соответствии приложением № 1 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок № 0126300030217000203 содержание безнадзорных животных осуществляется с соблюдением принципов гуманного обращения с животными способами, не допускающими их размножение и нанесение ущерба их жизни и здоровью (пункт 2.3.2). В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Белгородской области, при принятии решения об эвтаназии безнадзорного животного, на основании освидетельствования ветеринарного специалиста, составляется соответствующий акт по форме согласно приложению № 8 к настоящему техническому заданию (пункт 3.3.10). Эвтаназия проводится специалистами в области ветеринарии с применением только гуманных методов, когда животное не испытывает боли и не подвергается психологическому стрессу (не испытывает тревоги и страха) (пункт 2.4.1).

Таким образом, отлов безнадзорных животных по вышеназванным закупкам не влечет за собой умерщвление всех отловленных животных, при этом, описание объекта закупки содержит указание на возможность проведения эвтаназии животного с учетом действующих нормативных правовых актов.

При таких обстоятельствах, Инспекция не находит оснований для вывода о несоответствии описания объекта закупки по аукциону № 0826300021017000585 и запросам котировок №№ 0126300017917000295, 0126300030217000203 нормам Закона о контрактной системе, а также статей 230-232 Гражданского кодекса РФ в связи с нарушением прав собственника в результате эвтаназии отловленного животного.

Между тем, Инспекция не наделена полномочиями по проверке описания объекта закупки в части основания и порядка проведения эвтаназии на предмет соблюдения нормативных правовых актов в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны животного мира.

При проверке документации по проведению электронного аукциона № 0126300030517000183 Инспекцией установлено следующее.

Из пояснений представителей администрации городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области», управления экономического развития администрации Яковлевского района, данных на заседании Инспекции, следует, что описание объекта закупки по указанному аукциону предусматривает отлов безнадзорных животных с возможностью их эвтаназии исключительно в случаях, установленных постановлением Правительства Белгородской области от 04.04.2016 N 88-пп.

Между тем, анализ содержания документации по данной закупке показал следующее.

В соответствии с приложением № 1 «Описание объекта закупки (техническое задание)» к документации отлову подлежат бродячие и безнадзорные животные, независимо от породы и назначения (в том числе и имеющие ошейник без номерного знака), находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица на территории Администрации городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области.

ИСПОЛНИТЕЛЬ на основе поданных заявок осуществляет выезд в указанные ЗАКАЗЧИКОМ районы и осуществляет отлов, усыпление, подбор, утилизацию бродячих и безнадзорных животных в количестве 70 штук в период действия Контракта.

Захоронение трупов усыпленных животных ИСПОЛНИТЕЛЬ осуществляет в специально отведенных местах (скотомогильниках) в присутствии представителя ЗАКАЗЧИКА, после чего оформляет акт сдачи-приемки оказанных услуг, который подписывается ИСПОЛНИТЕЛЕМ, ЗАКАЗЧИКОМ и представителем ЗАКАЗЧИКА.

Указания на то, что усыпление (эвтаназия) отловленных животных осуществляется в случаях, установленных постановлением Правительства Белгородской области от 04.04.2016 N 88-пп либо иным нормативным правовым актом, документация не содержит.

Таким образом, утверждение заказчика и уполномоченного органа о том, что описание объекта закупки по аукциону № 0126300030517000183 не включает услуги по эвтаназии всех отловленных животных, не подтверждается содержанием документации.

Между тем, из документов по исполнению контракта, заключенного по результатам вышеназванного аукциона (представлены заказчиком в материалы дела), следует, что ни одно животное, отловленное в рамках контракта, эвтаназии подвергнуто не было.

При таких обстоятельствах, заказчиком и уполномоченным органом при проведении электронного аукциона № 0126300030517000183 не соблюдено положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона) об объективном описании объекта закупки, что свидетельствует о нарушении требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  • документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Белгородского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях заказчика - администрации городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области», уполномоченного органа - управления экономического развития администрации Яковлевского района нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову, усыплению, утилизации, подбору бродячих (безнадзорных) животных на территории городского поселения «Город Строитель» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области (№ закупки 0126300030517000183).

2. В связи с тем, что контракт по результатам электронного аукциона № 0126300030517000183 заключен, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны