Решение б/н Решение по делу от 2 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Газсервис» 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул.Абидова, д.12

 

 

 

 

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

308000, г.Белгород, пр-т Славы, д.41

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                   г. Белгород

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 августа 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <…>

при участии:

            -от заявителя: представитель ООО «Газсервис» по доверенности от 15.01.2016 года <…>

- от ответчика по делу: представитель ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по доверенности № 2 от 01.01.2015 года<…>

рассмотрев дело № 066-16-АЗ по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (308000, г.Белгород, пр-т Славы, д.41) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В  Белгородское УФАС России поступило заявление ООО «Газсервис» (вх. № 3420) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», которые выразились в создании препятствий доступу ООО «Газсервис» на рынок поверки приборов учета газа (счетчиков газа) путем введения абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в заблуждение относительно законности проводимых ООО «Газсервис» поверок, отказе в принятии свидетельств о поверке, указании на необходимость проведения процедуры поверки оборудованием, строго соответствующим требованиям ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», указании на демонтаж прибора учета газа при проведении мобильной поверки, сопряженный с вызовом специалиста ООО «Газпром межрегионгаз Белгород».

 По мнению заявителя, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» данными действиями нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Как следует из материалов заявления, в сентябре 2014 года ООО «Газсервис» (далее – Общество, заявитель)  приступило к оказанию на территории Белгородской области услуг по поверке счетчиков газа, предварительно предоставив в ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» комплект документов об аккредитации. Со слов заявителя, Общество успело выполнить не более 10 поверок до того  момента, пока не получило от заказчиков физических лиц информацию о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» отказывается принимать свидетельства о поверке, выданные ООО «Газсервис». При обращении лиц, имеющих свидетельства о поверке  в ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», должностные лица данной организации разъясняли потребителям газа, что деятельность ООО «Газсервис» незаконна и требовали либо заменить счетчик на новый, либо отнести  его на поверку в ФБУ «Белгородский ЦСМ». В противном случае угрожали произвести начисления по нормативам потребления, что значительно больше среднего объема потребления абонентов.

Так, один из абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» Фирсов Владимир Иванович (проживающий по адресу: г.Белгород, ул.Почтовая, 60, кв.56), посчитав что его права нарушены, обратился в мировой суд судебного участка № 9 г.Нальчика  с иском к ООО «Газсервис»  о взыскании убытков в размере 6164 рублей (стоимости некачественно оказанной услуги и убытков в виде дополнительных начислений, произведенных ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», абоненту<…> по нормативу.

Решением мирового судьи судебного участка № 9 г.Нальчика  от 18.02.2015 года, установлено следующее.

Истец <…> обратился в ООО «Газсервис» за проведением поверки счетчика газа, которая состоялась 29.08.2014 года. Далее, ООО «Газсервис» уведомило газовую служуы о проведенной поверке. В октябре 2014 года сотрудники газовой службы уведомили абонента, что ООО «Газсервис» не имеет права выполнять поверку и рекомендовали заменить газовый счетчик силами их работников.

30.10.2014 года счетчик газа, установленный в жилом помещении <…> был заменен сотрудниками газовой службы. Однако, за период с 25.09.2014 года (дата истечения заводской поверки счетчика) по 30.10.2014 года (дата установки нового счетчика газа) абоненту <…>. за потребление газа поставщик газа начислил по нормативам. Сумма начисленного по нормативам потребления составила 4964 рубля.

Оплату за поверку счетчика газа абоненту <…> ООО «Газсервис» оплатить отказалось, компенсировать потребление газа по нормативам потребления тоже. Устно в ООО «Газсервис» пояснили, что результаты поверки не были приняты из-за претензий газовой службы к оборудованию, которое использовано при проведении поверки (установка «Краб», производство ФГУП «НИИТеплоприбор» г.Москва).

ООО «Газсервис» (ОГРН 1130726000987; 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул.Абидова, д.12) имеет аккредитацию в области обеспечения единства измерений (аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений, выданный Федеральной службой по аккредитации № РОСС RU.0001.310365) сроком действия с 04.04.2014 года по 04.04.2019 года в области поверки средств измерений (первичной при выпуске из производства, первичной после ремонта, периодической) расходомеров, счетчиков газа с диапазоном измерений от 0,016-16 м3/ч (класс погрешности ПГ +-(0,9-5)%).

Средство измерения установка для поверки бытовых счетчиков газа «КРАБ-М» блок пневматический N62, производство ФГУП «НИИТеплоприбор», г.Москва, 29.09.2005 года зарегистрировано Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Государственном реестре измерений под № 20063-05 и допущено к применению в Российской Федерации (сертификат об утверждении типа средств измерений № 21676, действителен до 01.10.2015 года).

По результатам проведения поверки 29.08.2014 года счетчик газа, установленный в жилом помещении <…> был признан годным к дальнейшей эксплуатации, в подтверждение чего сотрудниками ООО «Газсервис» было выдано свидетельство о поверке газового счетчика для дальнейшего предъявления поставщику газа.

При этом поверка счетчика газа проводилась без снятия его с газопровода, без нарушения целостности пломб, установленных  ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в месте присоединения его к газопроводу с использованием эталонной установки для поверки счетчиков газа «КРАБ-М».

При проведении поверки, судом установлено, что ООО «Газсервис» руководствовалось, в том числе следующими нормативными документами: ГОСТ 8.324-2002 счетчики газа. Методики поверки, Методикой поверки счетчиков газа на установке «КРАБ-М», утвержденной директором Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы <…> от 24.05.2000 года, МИ-2944-2005 Инструкция. Счетчики газа бытовые. Государственная система единства измерений. Методика поверки на месте эксплуатации с помощью эталонного счетчика.

Также как установлено судом, отказ ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в принятии свидетельства о поверке является в соответствии со статьей 10 Гражданского Кодекса РФ, злоупотреблением правом. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований <…> судом отказано. На данное решение мирового суда судебного участка № 9 г.Нальчика от 18.02.2015 года ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» была подана апелляционная жалоба.

Судом апелляционной инстанции  - Нальчикским городским судом Кабардино-Балкарской Республики – проверены доводы ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» относительно нарушения ООО «Газсервис» требований ГОСТа 8.324-2002 температурного режима при проведении поверки газового счетчика истца, в связи с тем, что поверка проводилась в помещении, а именно в квартире по месту проживания истца и с использованием температурного градусника.

Как установлено судом апелляционной инстанции, из протокола от 29.08.2014 года № 41 и электронного приложения к нему, составленным в процессе проведения поверки следует, что температурный режим проверялся при помощи градусника. Требования вышеназванного ГОСТа соблюдались в полном объеме. Средняя температура в жилом помещении (квартире) составляет 22-24 градуса. В момент проведения поверки, как следует из протокола поверки от 29.08.2014 года № 41, температура воздуха была 24 градуса, влажность 68%, атмосферное давление 105 Кпа.

То обстоятельство, что температура измерялась при проведении поверки градусником не является нарушением требований ГОСТ -2002 и не может приводить к погрешности измерения объема  прошедшего через поверяемый счетчик или эталон рабочей среды из-за постоянства температуры среды в поверяемом счетчике и эталоне и не может служить основанием для признания результатов поверки недействительными.

Согласно п. 9.3.6 ГОСТ 8.324-2002 на поверяемом счетчике при максимальном расходе для конкретного средства измерения  (в нашем случае 6,0 м3/час) должен определяться перепад давления на счетчике. Указанная процедура при проведении работ по поверке проводилась, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.324-2002 и ПР 50.2.006-94, что отражено в протоколе. Поверка проводилась при не менее трех значений рабочей среды (Qмин,Q макс и значение между ними).

Таким образом, ООО «Газсервис» при предоставлении услуги  по поверке счетчика газа у абонента <…> не нарушены требования обязательной к исполнению при проведении поверки нормативной документации, а именно ГОСТ 8.324-2002 Счетчики газа. Методика поверки, ПР 50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений».

Как следует из пояснений, представленных ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в Белгородское УФАС России (вх.№ 3772 от 25.12.2015 года), в сентябре 2014 года  в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» поступили свидетельства о поверке счетчиков газа бытовых потребителей Белгородской области, выданных  ООО «Газсервис». В связи с чем, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» направил в ООО «Газсервис» запрос с просьбой представить документы, подтверждающие право проведения поверки счетчиков газа с указанием области аккредитации. Так как от абонентов, у которых проводилась поверка  заявлений на снятие пломб поставщика газа со счетчиков не поступало, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» попросило разъяснить, каким образом проводится поверка счетчика газа без их демонтажа.

По мнению ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», ООО «Газсервис» при проведении поверки не соблюдается методика ГОСТ 8.324-2002, поскольку с применением установки «КРАБ-МС» без демонтажа счетчика с газопровода невозможно выполнить его поверку в соответствии с требованиями ГОСТ 8.324-2002 в силу ограниченности функций самой установки.

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» представлен также протокол совместного совещания с представителями ООО «Газсервис» от 28.10.2015 года, на котором, согласно данного протокола, разрешались вопросы о выполнении требований законодательства и нормативной документации в области обеспечения  единства измерений и порядка проведения поверки средств измерений (СИ) при организации работ по поверке бытовых счетчиков газа в месте эксплуатации на территории Белгородской области, а также взаимодействие поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»  и ООО «Газсервис» (организации, аккредитованной на право проведения поверки СИ) при проведении поверки  бытовых счетчиков газа в месте эксплуатации.

Приказом руководителя Белгородского УФАС России № 39 от 20.02.2016 года возбуждено дело № 066-16-АЗ по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует из пояснений представителей ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», данных в ходе рассмотрения дела, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, Общество не препятствует доступу ООО «Газсервис» на рынок проведения поверок приборов учета газа.  Также, как следует из пояснений, данных представителями ответчика по делу, процедура проведения поверки установлена требованиями ГОСТ 8.324-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики газа. Методика поверки», проведение поверки при помощи установки для поверки счетчиков газа  «КРАБ-МС» без применения дополнительных СИ и без демонтажа счетчика с газопровода в соответствии с методикой по ГОСТ 8.324-2002 невозможно.

            Определением о привлечении эксперта (переводчика, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах) к рассмотрению дела № 066-16-АЗ от 15.06.2016 года (исх.№ 1863/3 от 16.06.2016 года) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (Ленинский проспект, д. 9, г. Москва, В-49, ГСП-1, 119991) привлечено в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

   На запрос Белгородского УФАС России Росстандартом представлены следующие сведения. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Типы проверяемых СИ определяются областью аккредитации организации. В соответствии с приказом Минромторга России от 02.07.2015 года № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» поверка СИ должна проводиться по методике поверки, установленной при утверждении типа данного СИ.

Поверку поводят с применением эталонов единиц величин и с соблюдением условий, указанных в методике поверки. Таким образом, ООО «Газсервис» имеет право:  осуществлять  поверку счетчиков газа при наличии у ООО «Газсервис» аттестата аккредитации на право проведения поверки счетчиков газа в соответствии с областью аккредитации, выдавать свидетельство о поверке на прибор учета газа при проведении поверки в соответствии с методикой поверки, указанной в описании типа на данный счетчик газа, применять установки для поверки бытовых счетчиков «КРАБ-М» (регистрационный номер в Госреестре № 200063) для поверки счетчиков газа,  если это предусмотрено  методикой поверки  на конкретный тип прибора учета газа.

От ООО «Газсервис» в ходе рассмотрения дела поступило ходатайство о прекращении производства по делу № 066-16-АЗ (вх.№ 1635 от 28.07.2016 года) в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», поскольку ограничение в доступе ООО «Газсервис» на рынок поверки приборов учета газа со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» отсутствует. В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Газсервис» также поддержал позицию по отсутствию действий со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», способствующих ограничению в доступе ООО «Газсервис» на рынок поверки приборов учета газа.

             

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела на предмет соответствия действующему законодательству, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с понятиями, данными в статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее – Закон об аккредитации) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) – это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;   аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.

ООО «Газсервис» (ОГРН 1130726000987; 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул.Абидова, д.12) имеет аккредитацию в области обеспечения единства измерений (аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений, выданный Федеральной службой по аккредитации № РОСС RU.0001.310365) сроком действия с 04.04.2014 года по 04.04.2019 года в области поверки средств измерений (первичной при выпуске из производства, первичной после ремонта, периодической) расходомеров, счетчиков газа с диапазоном измерений от 0,016-16 м3/ч (класс погрешности ПГ +-(0,9-5)%).

В соответствии с копиями представленных ООО «Газсервис» документов, средство измерения установка для поверки бытовых счетчиков газа «КРАБ-М» блок пневматический N62, производство ФГУП «НИИТеплоприбор», г.Москва, 29.09.2005 года зарегистрировано Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Государственном реестре измерений под № 20063-05 и допущено к применению в Российской Федерации (сертификат об утверждении типа средств измерений № 21676, действителен до 01.10.2015 года). Также копией свидетельства об утверждении типа измерений RU.С.29.006.А № 43333, подтверждается что установка поверочная СПУ-3 утверждена Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в качестве типа средства измерения сроком действия до 29.07.2016 года.

Также, согласно открытым данным, расположенным на официальном сайте Росстандарта http://www.fundmetrology.ru/default.aspx в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений в разделе «Сведения об утвержденных типах измерений» имеется информация о зарегистрированных средствах измерения: установки для поверки бытовых счетчиков газа КРАБ-М, изготовитель ФГУП «НИИтеплоприбор», г.Москва срок действия до 01.10.2015 года (номер в Госреестре 20063-05), а также установки для поверки бытовых счетчиков газа Краб-М, изготовитель ГНЦ РФ «НИИтеплоприбор», г.Москва.

Представленные ООО «Газсервис» копии руководства по эксплуатации установки для поверки бытовых счетчиков газа «КРАБ-М» СИКТ. 407369.017 РЭ, методики поверки на месте эксплуатации установкой поверочной СПУ-3 МИ3400-2013, утвержденной ФГУП «ВНИИР», также подтверждают вышеуказанную информацию о зарегистрированных средствах измерений.

Таким образом, ООО «Газсервис» является аккредитованным лицом на право проведения  поверки счетчиков газа, в том числе с использованием средств измерений, зарегистрированных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Государственном Реестре измерений.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

-  в соответствии с пунктом 9 - создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции – это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

            Также, согласно данным аналитического отчета, составленного по результатам анализа рынка услуг по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской области, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг  по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской области с долей 100%.

Между тем, согласно письменным пояснениям ООО «Газсервис» (вх.№ 1635 от 28.07.2016 года), ограничение в доступе ООО «Газсервис» на рынок поверки приборов учета газа со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» отсутствует.

            Таким образом, при отсутствии ущемления прав ООО «Газсервис» в сфере предпринимательской деятельности Комиссией Белгородского УФАС России не усматривается нарушение антимонопольного законодательства в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Белгород».

            Фактов ущемления интересов неопределенного круга потребителей со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» материалами настоящего дела не установлено.

Руководствуясь статьей 4, статьей 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А :

  1. Прекратить производство по делу № 066-16-АЗ, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                 <…>                                                 

 

Члены комиссии                  <…>                                                            

                                                                                                                          

      

Связанные организации

Связанные организации не указаны