Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела №031/01/10-675/20... от 29 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Газпром газораспределение Белгород»

Жителям села Архангельское, Губкинского р-на Белгородской области

Комиссия по регулированию цен и тарифов в Белгородской области

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела №031/01/10-675/2020

29 сентября 2020 года г. Белгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии - заместитель руководителя управления <...>,

члены комиссии:

<...>.- специалист-эксперт отдела контроля рынков и рекламы управления;

<...>.- специалист-эксперт отдела контроля рынков и рекламы управления,

при участии представителей АО "Газпром газораспределение Белгород": <...> .

в отсутствие заявителя: жителей села Архангельское Губкинского района Белгородской области

рассмотрев дело №031/01/10-675/2020 возбужденное на основании приказа Белгородского УФАС России от 13.08.2020 №58 по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Белгород» (адрес: пер. 5-ый Заводской, д.38, г.Белгород, 308023, ИНН 3124010222) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Белгородское УФАС России поступило коллективное обращение от жителей с.Архангельское Губкинского района Белгородской области, на действия АО «Газпром газораспределение Белгород» (далее – Общество) по установлению монопольно высокой цены на услуги ТО ВДГО/ВКГО (вх. №2765 от 13.05.2020).

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газовогооборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее – Правила пользования газом).

Согласно пункту 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (далее – комплекс работ).

В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549, абонент по договорам о поставке газа должен обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о ТО ВДГО и ВКГО.

В соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг) в которые входят, в том числе техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) и аварийно-диспетчерское обеспечение.

В соответствии с понятиями, данными в статье 2 Правил пользования газом, «техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» – это работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

В соответствии с пунктом 40 Правил пользования газом цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Из письменных пояснений АО «Газпром газораспределение Белгород» от 15.06.2020 исх. №ИБ-02-01/2220 следует, что расчет стоимости работ по комплексному техническому обслуживанию Обществом выполняется на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №269-э/8 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, установленного постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Тарифы на ТО ВДГО и ВКГО утверждены Приказами и.о. директора филиала
в г.Старый Оскол<...> от 31.01.2018 №СО-33-П «О введении в действие Прейскуранта на комплексные расценки по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения Белгородской области»; директора филиала в г. Старый Оскол <...>от 28.12.2018 №СО-441-П «О введении в действие Прейскуранта на комплексные расценки по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения Белгородской области»; от 03.12.2019 №СО-461-П «О введении в действие Прейскуранта на комплексные расценки по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения Белгородской области»;директора филиала в г. Старый Оскол <...> от 23.03.2020 №СО-126-П «О введении в действие прейскуранта на работы и услуги АО «Газпром газораспределение Белгород» и Прейскуранта на комплексные расценки по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения Белгородской области» директором филиала в г.Белгород <...> от 29.12.2017 №ЦО-425-П «О введении в действие прейскуранта на комплексные расценки по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения Белгородской области»;от 31.01.2018 №ЦО-17-П «О внесении изменений в действующий с 01.01.2018 года прейскурант цен на работы и услуги АО «Газпром газораспределение Белгород»;директором филиала в г.Белгород <...>от 26.03.2020 №ЦО-96-П«О введении в действие прейскуранта на работы и услуги АО «Газпром газораспределение Белгород»; директором филиала в г.Строитель <...> от 31.01.2018 №ЗО-54-П«О введении в действие комплексных расценокна техническое обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения Белгородской области»»; директором филиала в г.Шебекино <...> от 01.02.2018 №ШО-24-П «О введении в действие Прейскуранта цен на техническое обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения Белгородской области»;заместителем директора-главным инженером филиала в г.Валуйки <...>от 23.03.2020 №ВО-123-П «О введении в действие прейскуранта цен на работы и услуги АО «Газпром газораспределение Белгород».

В расчет тарифов заложены трудоемкость выполнения работ, часовой фонд оплаты труда слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда (уровень 2017 года), а также отчисления в страховые фонды (30,2%) и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы на содержание транспорта, оплата проездных билетов, расходы на приобретение вспомогательных материалов, инструмента и средств индивидуальной защиты рабочих (спецодежда и обувь) и т.п.), на уровне факта 2014 года-143,6%. На текущий момент, в связи с изменением периодичности выполнения работ по ТО ВДГО/ВКГО с 1 раза в три года на 1 раз в год, согласно постановления Правительства РФ от 14.05.2013 №410, увеличением численности персонала, а также затрат, связанных с выполнением работ (оказываемых услуг), накладные расходы увеличились и по факту 2018 года составили 189,3%.

Из представленной АО «Газпром газораспределение Белгород» калькуляции на услуги по ТО ВДГО следует, что в тарифы включены следующие составляющие: основная и дополнительная з/плата (слесарь 4 разряда); страховые взносы (30,2%); накладные расходы (143,6%); рентабельность.

Причиной для повышения стоимости услуг оказываемых Обществом является выведение данного вида деятельности на безубыточный уровень, с включением всех затрат, относимых на данный вид деятельности, с учетом:

  • ежегодной индексации заработной платы работников, в соответствии со ст. 130 и 134 Трудового кодекса РФ;
  • роста численности работников, обслуживающих вид деятельности («Техническое обслуживание и ремонт ВДГО (ВКГО)», за период с 2018 по 2019 год на 513 шт. ед. и соответственно расходов (ФОТ, затраты на обучение, СИЗ, приборы и инструменты и др.),роста расходов на уведомительную работу абонентов на 29000,00 тыс.руб. в год, во исполнении Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 10) установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно ч 1. ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

АО «Газпром газораспределение Белгород» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в географических границах Белгородской области за период 2019 – 1 полугодие 2020 года.

Таким образом, на АО «Газпром газораспределение Белгород» распространяются нормы антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Проведенный анализ прейскурантов цен на услуги ТО ВДГО/ВКГО на примере шести хозяйствующих субъектов (АО «Газпром газораспределение Белгород», АО «Газпром газораспределение Курск»,АО «Газпром газораспределение Тамбов»,АО «Газпром газораспределение Липецк»,АО «Газпром газораспределение Орел»,АО «Газпром газораспределение Воронеж») показал, что цены установленные АО «Газпром газораспределение Белгород» на услуги ТО ВДГО/ВКГО значительно превышают цены на данном товарном рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут, являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других, лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В связи с вышеизложенным по результатам рассмотрения обращения в действиях АО «Газпром газораспределение Белгород» были выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции.

На основании приказа Белгородского УФАС России от 13.08.2020 №58 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 13.08.2020 дело №031/01/10-675/2020 назначено к рассмотрению на 29.09.2020.

В ходе рассмотрения дела представители АО «Газпром газораспределение Белгород» пояснили следующее.

Стоимость услуг по ТО ВДГО/ВКГО в АО «Газпром газораспределение Белгород» была определена в соответствии с методическими указаниями от 27 декабря 2013 года №269 - э/8 и утверждена приказами по каждому из филиалов в соответствии с закрепленной за ними территорией. Стоимость утверждается на год и каждый год переутверждается приказом об изменении стоимости услуг. Стоимость рассчитывается с учетом всех затрат на оказание услуги.

В связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ №410, в части перехода на ежегодное проведение ТО вместо одного раза в три года, расходы на оказание услуги существенно увеличились. Указанные изменения потребовали увеличения численности персонала который будет выполнять эти услуги. В результате чего численность начиная с 2018 года начала поэтапно увеличиваться. Численность службы ТО ВДГО/ВКГО за этот период увеличилась практически в 3 раза. Поэтапный набор происходит до сих пор, ввиду отсутствия квалифицированного персонала. Для того чтобы персонал начал работать он должен пройти специальное обучение, что так же влечет за собой затраты.

Фонд оплаты труда, заложенный в калькуляцию на услугу по АО «Газпром газораспределение Белгород» , складывается из всех необходимых выплат которые определены коллективным договором и приложениями к нему, а так же положением об оплате труда. Основное что туда входит: часовая тарифная ставка, определённая сеткой тарифных ставок, либо должностной оклад, который так же определен сеткой должностных окладов, ежемесячное премирование (определено положением об оплате труда), надбавка за выслугу лет, отпускные и материальная помощь, которая выплачивается при уходе в отпуск, единоразовые премии, которые также определены положением об оплате труда.

На рост амортизационных отчислений существенно повлияло увеличение численности сотрудников оказывающих услуги по ТО ВДГО/ВКГО, поскольку для выезда к месту проведения работ увеличилось количество задействованного автотранспорта.

Рост управленческих расходов связан в первую очередь с ростом расходов которые напрямую не ложатся на производственную деятельность, но тем не менее общество их несет при оказании услуг. К эти расходам относятся: формирование определенных сервисов для абонентов, например, электронная очередь; содержание операторов, которые получают данные от абонента, например, по оборудованию, которое установлено, разносят его в базу; специальные программы для ведения учета по данному виду деятельности; система электронного обзвона абонентов и т.д.

Экспертный анализ проводится обществом каждый год. В частности по 2019 году получен убыток по данному виду деятельности, поэтому с 1 января 2020 года Обществом было принято решение об увеличении стоимости услуг в среднем на 7%.

Кроме того, представители АО «Газпром газораспределение Белгород» обратили внимание Комиссии на то, что в Реестре уведомлений о начале осуществления технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Белгородской области состоит 32 организации, при этом конкретно техническим обслуживанием занимаются 21 организация. Однако практически ни одна из них фактически не занимается оказанием данных услуг, поскольку они требуют значительных финансовых расходов и наличия большого количества квалифицированного персонала. Кроме того расходы на уведомление абонентов заказными письмами так же являются значительными при средней стоимости письма около 100 рублей.

Представители АО «Газпром газораспределение Белгород» считают, что на сегодняшний день тарифы не являются завышенными, а наоборот не покрывают фактические расходы на оказание услуг и являются недостаточными.

Комиссией Белгородского УФАС России установлено, что АО «Газпром газораспределение Белгород» осуществляет деятельность как по регулируемым государством тарифам, так и деятельность по нерегулируемым государством тарифам. Проанализировав калькуляции, представленные АО «Газпром газораспределение Белгород», на оказание услуг по ТО ВДГО/ВКГО Комиссией установлено, что порядка 30% от стоимости услуг составляют расходы на оплату труда и порядка 50% накладные расходы. Для исключения при формировании тарифов на ТО ВДГО/ВКГО возможности двойного учета расходов на оплату труда (в регулируемой и нерегулируемой деятельности), а так же расходов общества, относимых к накладным расходам при оказании услуг по ТО ВДГО/ВКГО Комиссия Белгородского УФАС России полагает необходимым привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Комиссию по регулированию цен и тарифов в Белгородской области.

При таких обстоятельствах Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области считает, что рассмотреть дело № 031/01/10-675/2020 в данном заседании не представляется возможным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1, частью 5 статьи 47 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Отложить рассмотрение дела № 031/01/10-675/2020.
  2. Назначить дело №031/01/10-675/2020 к рассмотрению на 15 часов 00 минут
    29 октября 2020
    в Белгородском УФАС России по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 82.
  3. Привлечь для участия в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Комиссию по регулированию цен и тарифов в Белгородской области

Явка представителей лиц, участвующих в деле с доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

Комиссия

Связанные организации

Связанные организации не указаны