Решение б/н Решение по жалобе ООО «АгроПремиум» от 4 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                        

                                              

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия: 21.03.2017

Место принятия: Белгородское УФАС России

ул. Преображенская, д. 82, г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 15.03.2017 № 092 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО «АгроПремиум» (далее – Комиссия), при участии представителей заказчика – управления строительства, транспорта, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Ракитянского района, уполномоченного органа – администрации Ракитянского района, в отсутствие представителей заявителя – ООО «АгроПремиум» (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела № 096-17‑Т по жалобе ООО «АгроПремиум» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт детского сада №3, п. Ракитное Ракитянского района Белгородской области» (закупка № 0126300033817000007) (далее - Аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «АгроПремиум» (далее - Заявитель) на положения документации об Аукционе.

Из жалобы следует, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1) в документации об Аукционе установлен срок окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об аукционе, не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе;

2) проект контракта документации об Аукционе содержит нерегламентированный законодательством термин «банковский день», что лишает участников закупки возможности определить срок возврата денежных средств, вносимых в качестве обеспечения исполнения контракта.

3) документация об Аукционе не содержит обязательного требования о наличии у участников закупки лицензии СРО о допуске к работам на объекты водоснабжения и канализации, в то время как выполнение лицензируемых работ предусмотрено проектом контракта документации об Аукционе;

4) описание объекта закупки носит не объективный характер и не позволяет достоверно и однозначно установить точные характеристики требуемых при выполнении работ материалов. Приложение 1 документации об Аукционе содержит характеристики брусков обрезных хвойных пород и досок необрезных хвойных пород, без минимальных (по длине) и максимальных (по толщине и ширине) значений.

Заказчик  - управление строительства, транспорта, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Ракитянского района Белгородской области, уполномоченный орган -  администрация Ракитянского района Белгородской области согласны с доводом жалобы ООО «АгроПремиум» в части установления в документации об Аукционе срока окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об аукционе, не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе. В остальной части заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы ООО «АгроПремиум» не согласны.

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО «АгроПремиум», заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.03.2017 размещены извещение и документация об Аукционе.

Объект закупки – выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт детского сада №3, п. Ракитное Ракитянского района Белгородской области».

Начальная (максимальная) цена контракта – 32 400 000,00 рублей.     

На момент рассмотрения жалобы ООО «АгроПремиум» контракт по результатам Аукциона не заключен.

1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

   В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).

 В извещении о проведении Аукциона установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе — 15 марта 2017 года в 09-00 часов.

 При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, датой окончания срока подачи участниками аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе является 12 марта 2017 года, а датой окончания срока предоставления  участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе — 14 марта 2017 года.

При этом, в пункте 15.1 Раздела 2 «Информационная карта аукциона» документации об Аукционе указана иная дата окончания срока предоставления  участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе – 21 марта 2017 года.

Указанные обстоятельства  свидетельствуют о нарушении пункта 11 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и наличии признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.  

Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Из пункта 10.4 проекта контракта документации об Аукционе следует, что денежные средства, внесенные Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту, возвращаются Заказчиком Подрядчику по его письменному требованию в течение 60 (шестидесяти) банковских дней после надлежащего выполнения Подрядчиком всех обязательств по Контракту.

Таким образом, пунктом 10.4 проекта контракта документации об Аукционе установлен порядок возврата обеспечения исполнения контракта, позволяющий сторонам по контракту определить срок возврата обеспечения, что соответствует положениям  Гражданского кодекса РФ и Закона о контрактной системе и не нарушает прав участников закупки.

Заявителем не представлено доказательств того, что условие о возврате обеспечения исполнения контракта с формулировкой «в течение 60 банковских дней», является трудноисполнимым и создает препятствие участникам закупки для участия в Аукционе.

3. В соответствии с пунктом 3 части 5.6 Раздела 2 «Информационная карта аукциона» документации об Аукционе к участникам закупки установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника размещения заказа требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ:

III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения в процедуре аукциона) или

33.3 Жилищно-гражданское строительство.

Согласно пункту 1.2 части 6.1 Раздела 2 «Информационная карта аукциона» документации об Аукционе копия вышеуказанного свидетельства подлежит представлению в составе второй части заявки на участие в Аукционе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из пункта  2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе,  либо копии таких документов должны содержаться в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

 В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

   Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

 Во исполнение положений части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

   Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов Жилищно-гражданского строительства в данный Перечень включены (пункт 33.3 Раздела III Перечня).

  Следовательно, для выполнения работ, являющихся объектом закупки при проведении Аукциона - работы по капитальному ремонту детского сада №3 п. Ракитное - необходимо наличие исключительно выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

Работы связанные с водоснабжением и канализацией не являются самостоятельным объектом закупки при проведении Аукциона, а лишь входят в состав подрядных работ по капитальному ремонту школы.

Проектом контракта документации об Аукционе предусмотрено право подрядчика привлекать для выполнения работ субподрядчиков, при этом подрядчик несет ответственность за действия таких субподрядчиков, в том числе за качество выполненной ими работы и сроки выполнения работы, как за свои собственные.

В соответствии с письмом ФАС России от 07.07.2011 № ИА/26163 «О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства» в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного, довод заявителя о неправомерности документации об Аукционе в связи отсутствием требования о наличии у частников закупки лицензии СРО о допуске к работам на объекты водоснабжения и канализации, является необоснованным.

4. Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики товаров, используемых при выполнении работ, приведены в Приложении 1 «Техническая характеристика материалов, используемых при выполнении работ» документации об Аукционе.

Согласно Приложению 1 «Техническая характеристика материалов, используемых при выполнении работ» документации об Аукционе при выполнении работ к использованию, среди прочего, требуются:

–  Бруски обрезные хвойных пород (стропила) длинной не более 4-6,5 м, шириной не менее 75-150 мм, толщиной не более 100 мм, II сорта, ГОСТ 6564-84;

– Доски необрезные хвойных пород (обрешетка) длинной не более 4-6,5 м, толщиной не менее 32-40 мм, III сорта, ГОСТ 6564-84

Указание в Приложении 1 «Техническая характеристика материалов, используемых при выполнении работ» на длину, ширину и толщину необходимых к использованию при выполнении работ брусков и досок без минимальных (по длине) и максимальных (по ширине и толщине) значений таких показателей, свидетельствует о необъективном описании объекта закупки и является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АгроПремиум» обоснованной в части указания в документации об Аукционе ненадлежащей даты окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, а также необъективного описания объекта закупки.

2. Признать в действиях заказчика – управления строительства, транспорта, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Ракитянского района Белгородской области нарушение пунктов 1 и 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных заказчиком при осуществлении закупки № 0126300033817000007,  выдано по результатам рассмотрения дела № 095-17-Т.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны