Решение б/н Решение и предписание по жалобам ООО «Перспектива» и ООО «АС... от 21 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия: 11.04.2017

Место принятия: Белгородское УФАС России

ул. Преображенская, д. 82, г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.04.2017 № 131 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО «Перспектива» и ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (далее – Комиссия), при участии представителей заказчика – МКУ «Отдел капитального строительства администрации Белгородского района», уполномоченного органа –администрации Белгородского района, в отсутствие представителя заявителя – ООО «Перспектива» (надлежаще уведомлено о месте и времени рассмотрения дела), рассмотрев материалы дела № 131-17‑Т по жалобе ООО «Перспектива» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт школы с. Бессоновка» (закупка № 0126300029117000154) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Перспектива» на действия заказчика при проведении Аукциона.

Из жалобы следует, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1) Установленное в проекте контракта документации об Аукционе требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций распространяется и на подрядчиков из числа СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций, что свидетельствует о несоблюдении норм статьи 30 Закона о контрактной системе.

2) В нарушение положений части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе проект контракта документации об Аукционе не содержит информации о конкретном значении объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО.

3) Документация об Аукционе в зависимости от способа обеспечения исполнения контракта устанавливает различные сроки действия обеспечения исполнения контракта, что вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке.

Заказчик – МКУ «ОКС администрации Белгородского района» не согласился с доводами жалобы ООО «Перспектива», представил письменное возражение на указанную жалобу, из которого следует, что положения документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении заказчика на жалобу ООО «Перспектива», просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО «Перспектива», заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 28.02.2017 размещены извещение и документация об Аукционе.

Объект закупки – выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт школы с. Бессоновка».

Начальная (максимальная) цена контракта – 49 962 413,25 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам Аукциона не заключен.

1. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Из пункта 4.16 проекта контракта документации об Аукционе следует, что Генеральный подрядчик для выполнения работ по контракту обязуется привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от цены Контракта.

В соответствии с пунктом 4.18 проекта контракта документации об Аукционе положения пунктов 4.16, 4.17 Контракта не применяются к правоотношениям сторон в случае, если Генеральный подрядчик по настоящему Контракту является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.

При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что проект контракта распространяет требование о привлечении к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций на подрядчиков из числа СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций, не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Как следует из пункта 4.16 проекта контракта документации об Аукционе, Генеральный подрядчик для выполнения работ по контракту обязуется привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от цены Контракта.

Таким образом, проект контракта документации об Аукционе содержит информацию об объеме привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Указанный вывод подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2016 г. по делу № А56-78004/2015, принятым по аналогичному спору.

3. Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 21 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе, а также в пункте 9.1 проекта контракта установлено требование обеспечения исполнения контракта либо предоставлением банковской гарантии, либо внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. При этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Таким образом, из документации об Аукционе, включая проект контракта, следует, что победитель закупки в обеспечение исполнения контракта вправе предоставить либо банковскую гарантию, выданную банком, либо внести денежные средства на счет заказчика.

Из пункта 9.3 проекта контракта документации об Аукционе следует, что к обеспечению исполнения Контракта, предоставляемому в виде банковской гарантии установлены, в том числе следующие требования: срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.

Указанное требование, содержащееся в проекте контракта документации об Аукционе, соответствует статье 96 Закона о контрактной системе.

Согласно части 27 статьи 34 в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 9.4. проекта контракта документации об Аукционе к обеспечению исполнения Контракта, предоставляемому в виде внесения денежных средств на счет Заказчика установлено, в том числе следующее условие: денежные средства, внесенные Генерального подрядчиком в качестве обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту, возвращаются Заказчиком Генеральному подрядчику по его письменному требованию в течение 60 (шестидесяти) банковских дней после надлежащего выполнения Генеральным подрядчиком всех обязательств по Контракту, что согласуется с требованиями части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя о ненадлежащем установлении в проекте контракта документации об Аукционе требований к обеспечению исполнения контракта, признается Комиссией необоснованным.

4. При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены дополнительные требования согласно Приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением №1 к Постановлению.

Из пункта 2 Приложения №1 Постановления следует, что к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающими соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора);копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно примечанию (<*>) к п. 2 Приложения №1 Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

С учетом того, что предметом Аукциона являются работы, включенные в код 41.2 ОКПД2 (41.20.40.000) и начальная (максимальная) цента контракта превышает 10 млн. рублей (49 962 413,25 рублей), в извещении и документации об Аукционе должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением.

Как следует из п. 1.3 совместного письма Министерства экономического развития Российской Федерации № 23275-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/45739/15 от 28.08.2015 (о позиции по вопросу применения Постановления) заказчик, в соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения №1 к Постановлению.

Вместе с тем, в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением, установлены без указания на группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям п. 2 приложения №1 Постановления, что указывает на несоблюдение требований ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно п. 25 Раздела 2. «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения о материалах в соответствии с Приложением № 4 «Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе» документации об Аукционе, которое содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе (с учетом положений, изложенных в части 8 раздела 1 «Общие положения»).

В соответствии с ч. 8 Раздела 1 «Общие положения», а также Приложению № 4 «Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе» документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев:

– в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться;

– указаны температурные показатели;

– невозможность указания конкретного показателя из-за отсутствия товара у участника закупки в наличии.

Указанная Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит каких-либо указаний, пояснений по заполнению заявки на участие в Аукционе об использовании слов: «не хуже», «не ниже» по показателям «Сорт извести строительной должен быть не хуже 3»; «Класс бетона по прочности на сжатие не ниже В15»; «Марка по водонепроницаемости должна быть выше W2» (пункты 13 и 39 таблицы п. 2.1 Приложения №1 «Техническое задание» документации об Аукционе).

Отсутствие в Инструкции по заполнению заявки пояснений по указанным показателям не позволяет участникам закупки надлежаще заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе, так как не возможно определить какие показатели товаров удовлетворят потребности Заказчика по характеристикам «не хуже», «не ниже», «выше» и т.д.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе содержится ненадлежащая Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Отдел капитального строительства администрации Белгородского района» нарушения ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 41

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

 

Дата выдачи: 11 апреля 2017 года Место выдачи: Белгородское УФАС России,

г. Белгород, ул. Преображенская, 82.

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.04.2017 № 131 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО «Перспектива» и ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (далее – Комиссия), руководствуясь частями 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании решения от 07.04.2017 по делу № 131-17-Т, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт школы с. Бессоновка» (закупка № 0126300029117000154) (далее – Аукцион), проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

С целью устранения нарушений части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенных при проведении Аукциона:

1. Аукционной комиссии администрации Белгородского района (далее – Аукционная комиссия) отменить:

- протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0126300029117000154-1 от 11.04.2017.

2. МКУ «ОКС администрации Белгородского района» (далее – Заказчик) и Администрации Белгородского района (далее – Уполномоченный орган):

а) привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Белгородского УФАС России от 11.04.2017 по делу № 131-17-Т:

– привести пункт 22 Раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе в соответствие с требованиями части 4 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе;

– привести Приложение №1 «Техническое задание» и Приложение 4 «Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе» документации об Аукционе в соответствие с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;

б) разместить документацию об Аукционе с изменениями на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) в соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе;

в) назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дату проведения Аукциона, а также разместить указанные сведения в ЕИС. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее, чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС документации об Аукционе с изменениями.

3. Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки):

- обеспечить отмену протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0126300029117000154-1 от 11.04.2017;

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в аукционе;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе;

- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения такого аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона.

4. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения от 11.04.2017 по делу № 131-17-Т.

 

Настоящее предписание подлежит исполнению в течение десяти рабочих дней с момента получения копии настоящего предписания.

Об исполнении настоящего предписания незамедлительно уведомить Белгородское УФАС России по факсу (4722) 32-16-92 или электронной почте to31@fas.gov.ru с направлением подтверждающих документов в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленный срок настоящего предписания Белгородское УФАС России вправе обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны