Решение №АШ/836/23 Решение по по жалобе ООО «ПСС ВЕБ Трейд» на действия заказч... от 6 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Газпром газораспределение Белгород»

308023, г. Белгород,

5-й заводской переулок, д. 38

E-mail: info@beloblgaz.ru;
Zakupki.ooz@beloblgaz.ru

ООО «ПСС ВЕБ Трейд»

614018, г. Пермь,

ул. Спешилова, зд. 96АА

E-mail: sdd@pss.ru

Оператор электронной торговой площадки

ООО «ГПБ»

E-mail: zapros@etpgpb.ru

info@etpgpb.ru

РЕШЕНИЕ

01 июня 2023 года г. Белгород

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» далее (Комиссия), в составе:

председатель Комиссии – <...>

члены Комиссии - <...>,

при участии в заседании посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ПСС ВЕБ Трейд» <...>, представителей АО «Газпром Белгород» <...>,

рассмотрев материалы дела № 031/07/3.2-371/2023 по жалобе ООО «ПСС ВЕБ Трейд» на действия заказчика – АО «Газпром Газораспределение Белгород» при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку средств электрохимической защиты № 096-Т/2023 (извещение № 32312358623 размещено на официальном сайте http://etpgpb.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ПСС ВЕБ Трейд» на действия заказчика – АО «Газпром Газораспределение Белгород» при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку средств электрохимической защиты № 096-Т/2023 (извещение № 32312358623 размещено на официальном сайте http://etpgpb.ru), а также дополнения к ней.

Из поступившей жалобы с учетом дополнений следует, что техническое задание в составе документации о закупке содержит сведения и условия, ограничивающие количество участников закупки - наименования закупаемого товара с определенной торговой маркой конкретного производителя без допустимости «эквивалента». Кроме того Заявитель сообщает, что аббревиатура «ПТМ» в предмете закупки является необоснованным ограничением конкуренции, в том числе при условии, что форму заявки потенциальный участник изменить не может.

На заседании комиссии 23.05.2023 был объявлен перерыв до 24.05.2023.

На заседании Комиссии Белгородского УФАС России 24.05.2023 было принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе на семь рабочих дней, т.е. до 02.06.2023, заседание назначено на 31.05.2023.

Представители АО «Газпром Газораспределение Белгород» с указанными в жалобе ООО «ПСС ВЕБ Трейд» доводами не согласились, представили письменные объяснения и пояснили следующее.

22.08.2022 года по результатам проведенной закупки между АО «Газпром газораспределение Белгород» (Заказчик) и ООО «Высокие энергостроительные технологии» (Исполнитель) был заключен договор№4677-ОЗК-22.

Согласно п.1.1. Договора Исполнитель обязуется по заданию Заказчика разработать проектную документацию по объектам Заказчика в соответствии с Техническим заданием, сметой, а также прочими исходными данными, предоставленными Заказчиком и собранными Исполнителем самостоятельно.

В рамках заключенного договора №4677-ОЗК-22, Заказчиком передано Исполнителю, для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию объектов, задание на проектирование, содержащее, в том числе, технические требования к применяемому оборудованию.

Технические требования к оборудованию не содержали указания по применению конкретных марок оборудования и были сформированы исходя из опыта эксплуатации данного типа оборудования, ремонтных запасов, необходимых для эксплуатации, а также в соответствии с требованиями Технической политики Группы Газпром межрегионгаз.

При этом указанным техническим характеристикам соответствовало оборудование как минимум двух заводов-изготовителей.

По результату выполненных работ Исполнителем, передана проектная документация по объектам реконструкции Заказчика в количестве 60 шт.

По информации, предоставленной ООО «ВЭСТ» письмом от 29.05. № 30659, положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. №87, не содержит запретов на указание в проектной документации сведений о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, применяемых изделий и материалов.

Также указано, что сметная документация (сводный сметный расчет и локальные сметные расчеты) содержит сведения о стоимости оборудования и материалов и так как оборудование средств электрохимической защиты (станция катодной защиты, заземлители анодные, пункты контрольно-измерительные, электроды сравнения медно - сульфатные) является ценообразующим, его стоимость определяется в соответствии с коммерческими предложениями от поставщиков. Таким образом, без определения марки ценообразующего оборудования для его учета в сметных расчетах, создаются риски существенного превышения сметной стоимости по факту выполнения работ.

В документации не содержится условий о необходимости участникам закупки являться производителем указанного товара, Заявитель как и любой иной потенциальный участник закупки, не ограничен в своем праве приобрести с целью поставки товара именно с теми характеристиками, которые определены потребностью Заказчика и установлены в требованиях Документации.

В данном случае обоснование цены договора за единицу продукции определялся методом сопоставимых рыночных цен, в нашем рассматриваемом случае запрос цен был произведен у трех поставщиков.

Довод о том, что Заказчик вправе указать разработчику проектной документации на запрет использования товарных знаков или предусмотреть при указании торговых знаков их эквивалентность не состоятелен, поскольку именно у разработчика проектной документации есть специальные необходимые познания в технической части.

Кроме того, Заявитель указывая, что является поставщиком аналогичного по техническим характеристикам товара, однако сопоставить технические характеристики аналогичного товара с наименованием товара указанным в проекте не представляется возможным без проведения технической экспертизы.

Комиссия, изучив доводы жалобы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

На официальном сайте http://etpgpb.ru 04.05.2023 было опубликовано извещение № 32312358623 о проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку средств электрохимической защиты № 096-Т/2023. Дата начала срока подачи заявок: 04.05.2023, с момента публикации документации и извещения о маркетинговых исследованиях на сайте электронной площадки. Дата и время окончания подачи заявок: 22.05.2023 в 12:00. Дата подведения итогов: 24.05.2023. Заказчик - АО «Газпром Газораспределение Белгород».

Документация о закупке содержит требования о поставке, в числе прочего, оборудования с обозначением АЗП.ПТМ.

Пунктом 3 ч.6.1 ст.3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закреплено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Согласно письму ООО НПК «ПромТехМастер»(исх. № 354 от 23.05.2023), представленному АО «Газпром Газораспределение Белгород» в материалы дела, товарный знак на изготовляемую продукцию АЗП.ПТМ не зарегистрирован в Реестрах ФГУ «Федеральный Институт Промышленной собственности» и свидетельство о государственной регистрации товарного знака отсутствует. АЗП.ПТМ, КИП.ПТМ, ЭСМС.ПТМ являются наименованием (маркировкой) продукции, но не товарным знаком.

В соответствии с полученным проектным решением при разработке проектно-сметной документации, Исполнителем определено к применению на объекте Заказчика оборудование АЗП.ПТМ, КИП.ПТМ, ЭСМС.ПТМ, что стало основанием для внесения указанных обозначений в техническое задание закупочной документации.

Таким образом, маркетинговые исследования были организованы Заказчиком для приобретения оборудования, указанного в Проекте реконструкции объектов.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются.

Потребности Заказчика в приобретении какого - либо товара является основополагающим фактором в установлении конкретных характеристик к такому товару с учетом специфики деятельности Заказчика.

Данная специфика определяется тем, что Заказчик осуществляет деятельность по транспортировке газа непосредственно на территории Белгородской области, т.е обладает статусом газораспределительной организации.

Непосредственно на Заказчика возлагается обязанность обеспечения надлежащей эксплуатации газораспределительных систем и газификации региона, что невозможно осуществить без оборудования, качество которого должно соответствовать требованиям, ГОСТ, ОСТ, ТУ и иных нормативноправых актов, установленным в Российской Федерации для данного оборудования (товара) и подтверждаться документами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, средства электрохимической защиты от коррозии (установки катодной защиты) относятся к техническим устройствам, являющимся составной частью опасного производственного объекта (сети газораспределения и сети газопотребления).

В свою очередь, статья 55 Градостроительного кодекса РФ предполагает выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий, в том числе, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

В целях реализации Инвестиционной программы АО «Газпром газораспределение Белгород» на 2023 год, в соответствии с Протоколом совета директоров Общества №21, Приказом №205-П от 09.03.2023 года утверждена проектно-сметная документация по объектам Инвестиционной программы Общества и указано, что реконструкцию объектов осуществлять в пределах сводной сметной стоимости.

В последующем Проектно-сметная документация была направлена в составе обосновывающих документов в Управляющую компанию ООО «Газпром Межрегионгаз» для рассмотрения и согласования выполнения строительно-монтажных работ на объектах реконструкции в рамках Инвестиционной программы Общества на 2023 год.

Письмом ООО «Газпром Межрегионгаз» от 17.04.2023 года № 32-01- 06Э/5722, сообщено о согласовании и начале работ по реконструкции объектов в рамках Инвестиционной программы на 2023 год.

Также, согласно письму ООО «ВЭСТ» внесение изменений в проектно-сметную документацию на реконструкцию установок электрохимической защиты в части изменения оборудования средств электрохимической защиты возможно после детального изучения характеристик предлагаемого к замене оборудования, оценки применимости на практикуемом объекте и выбора его конфигурации, исходя из условий эксплуатации, и сроки выполнения данных работ составят ориентировочно 60 календарных дней.

Стоимость выполнения такого вида работ оценивается в 15% от сметной стоимости проектно - изыскательских работ по договору и составит 872 078 рублей с НДС.

При этом, в случае отклонения от сроков выполнения работ по реконструкции объектов сетей газораспределения и газопотребления, существует риск срыва Инвестиционной программы Общества на 2023 год, нарушения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и возникновения аварийных ситуаций на них.

В данном случае выбор конкретного производителя оборудования, являющегося предметом закупки, обусловлен производственной необходимостью соблюдения требований проектных решений и является правомерным, так как неисполнение указанного требования Заказчиком приведет или может привести к невозможности использования построенного объекта газоснабжения по назначению.

Таким образом, документация не содержит указаний на товарный знак, характеристики оборудования соответствуют доказанным потребностям Заказчика.

Следовательно, у закупаемого товара имеется доказанная Заказчиком специфика использования применительно к его потребностям, что по смыслу п.10 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), допускает включение в Документацию об аукционе характеристик товара, указывающих на его конкретного производителя.

Таким образом, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий Заказчика при проведении Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ПСС ВЕБ Трейд» на действия заказчика – АО «Газпром Газораспределение Белгород» при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку средств электрохимической защиты № 096-Т/2023 (извещение № 32312358623 размещено на официальном сайте http://etpgpb.ru), необоснованной.

 

Председатель Комиссии:<...>

 

Члены Комиссии: <...>

<...>

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны