Решение №1837/5 Дело № 122-15-АЗ решение в отношении администрации Ракитянск... от 13 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   29.04.2015 3 1837/5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области»

ул. Коммунаров,11, п. Ракитное, Белгородская область, 309310

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                  г. Белгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2015 года.

 

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, в присутствии представителей ответчика <…> (доверенность от 17.04.2015 № 11-25/626) и <…> (доверенность от 17.04.2015 № 14-25/626), рассмотрев дело № 122-15-АЗ по признакам нарушения администрацией муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области частей 1, 2 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

При проведении мониторинга извещений, опубликованных в районных газетах Белгородской области, о проведении органами местного самоуправления торгов, Белгородским УФАС России рассмотрено извещение администрации муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области (далее – Администрация) о проведении торгов в форме аукциона по продаже права заключение договора аренды земельных участков, опубликованное в межрайонной газете Ракитянского и Краснояружского районов Белгородской области «Наша жизнь» от 11 февраля 2015 года № 15 (11791) (далее – Извещение).

При рассмотрении Извещения были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

            Согласно Извещению предметом аукциона лот № 1 являются земельные участки в п. Ракитное с кадастровыми номерами 31:11:0703004:703, 31:11:0703004:700, 31:11:0703004:702, 31:11:0703004:701, общей площадью 6786 кв.м. земельные участки предоставляются для строительства многоквартирных жилых домов.

При формировании условий аукциона организатор торгов не должен игнорировать предмет и цели Закона о защите конкуренции, целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2).

            Администрацией на аукцион в качестве лота № 1 выставлены 4 сформированных земельных участка, каждый из которых имеет свой кадастровый номер.

Объединение в один лот предмета торгов увеличило стоимость объекта торгов, что повлекло или могло повлечь вытеснение малых хозяйствующих субъектов с товарного рынка.

Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке строительной деятельности, приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно п. 12 ст. 38.1 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); документы, подтверждающие внесение задатка.

В силу п. 13 ст. 38.1 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в п. 12 данной статьи документов.

            Согласно Извещению для участия в аукционе претенденты предоставляют заявку, к которой должны быть приложены следующие документы: копия документа, удостоверяющая личность заявителя (заявителей), являющегося представителем юридического лица; доверенность на лицо, уполномоченное действовать от имени заявителя при подаче заявок; платежный документ с отметкой банка плательщика об уплате задатка; опись прилагаемых документов (2 экземпляра); копии учредительных документов для юридических лиц.

            Установив требования к претендентам на участие в аукционе, противоречащие законодательству Российской Федерации Администрация ограничила доступ к участию в торгах, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке строительной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов являются, органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

 

Представители Администрации представили правовое обоснование по делу и пояснили следующие.

Вопросы приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах регламентируется ст. 38 ЗК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ГК РФ и настоящим кодексом.

На основании указанной норма Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участка или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее – Правила).

В рассматриваемом случае информационное сообщение, опубликованное в газете, содержало все сведения, предусмотренные Правилами.

Порядок и принципы формирования лотов при определении предмета торгов в отношении земельных участков действовавшими правилами предусмотрены не были, при этом какой-либо законодательный запрет на объединение нескольких обособленных земельных участков в один лот также отсутствовал.

Земельные участки, выставленные на аукцион, одним лотом, расположены в одном районе поселка и незначительно отличаются по размеру и своим характеристикам, имеют одинаковое разрешенное использование.

Указание на приложение к заявке документов, не предусмотренных п.12 ст. 38.1 ЗК РФ, не являлось требованием, а исходило из основных принципов гражданского законодательства и направлено на упорядочение и правовое отождествление претендентов и представленной ими документов на участие в торгах.

От заинтересованных лиц заявлений о разделении лота на отдельные земельные участки, а также жалоб по проведению аукциона, в Администрацию не поступало.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов является обязательным, в том числе для органов местного самоуправления, в целях недопущения ограничения конкуренции.

Гражданский, и Земельный кодексы РФ не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды, а Закон о защите конкуренции также не содержит требований к порядку формирования лотов при организации торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако при формировании условий аукциона организатор торгов не должен игнорировать предмет и цели Закона о защите конкуренции, Земельного кодекса РФ, направленные на эффективное использование государственной или муниципальной собственности, на достижение публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, эффективности использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также должен соблюдать требования ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В силу ст. 1 Закона о защите конкуренции этот Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (ч. 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2).

            Администрацией на аукцион, в качестве лота № 1, выставлены 4 сформированных земельных участка с кадастровыми номерами 31:11:0703004:703, 31:11:0703004:700, 31:11:0703004:702, 31:11:0703004:701 для строительства многоэтажных домов.

Объединение в один лот предмета торгов увеличило стоимость объекта торгов, что повлекло или могло повлечь вытеснение малых хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый земельный участок привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот земельных участков, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками. Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке строительной деятельности, приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с п. 5 с. 38 ЗК РФ в редакции, действовавшей на дату опубликования извещения, порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется ст. 38.1 Кодекса.

Согласно п. 12 ст. 38.1 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); документы, подтверждающие внесение задатка.

В силу п. 13 ст. 38.1 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в п. 12 данной статьи документов.

            Согласно Извещению для участия в аукционе претенденты предоставляют заявку, к которой должны быть приложены следующие документы: копия документа, удостоверяющая личность заявителя (заявителей), являющегося представителем юридического лица; доверенность на лицо, уполномоченное действовать от имени заявителя при подаче заявок; платежный документ с отметкой банка плательщика об уплате задатка; опись прилагаемых документов (2 экземпляра); копии учредительных документов для юридических лиц.

   Установление Администрацией требований к претендентам на участие в аукционе, противоречащие законодательству Российской Федерации, также ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке что свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке строительной деятельности, приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с  ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

            Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст. 41, ст. 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения администрацией муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном укрупнении лота, и установление к претендентам на участие в аукционе требований, противоречащих законодательству Российской Федерации, при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 31:11:0703004:703, 31:11:0703004:700, 31:11:0703004:702, 31:11:0703004:701, общей площадью 6786 кв.м., что могло ограничить конкуренцию на рынке строительной деятельности.

3. Выдать администрации муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении торгов по продаже права на заключение договоров в отношении земельных участков.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

                                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                      <…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения  антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны