Решение б/н Решение по делу № 197-15-АЗ от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАО «Белгородский цемент»

308015, г.Белгород, пл.Цемзавода, ул.Сумская

 

 

 

 

 

ОАО «Белгородское ППЖТ»

308015, г.Белгород, пл.Цемзавода

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

(извлечение)

                                                                                                                                   г. Белгород

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 декабря 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России);

члены Комиссии:   начальник отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; главный специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России,

при участии:

            -от ответчика по делу: представитель ОАО «Белгородское ППЖТ» по доверенности № 8 от 21.07.2015 года<…>, представитель ОАО «Белгородское ППЖТ» по доверенности № 6 от 11.02.2015 года<…>, представитель ОАО «Белгородское ППЖТ» по доверенности № 10 от 29.07.2013 года<…>;

-от заявителя: представитель ЗАО «Белгородский цемент» по доверенности № 15 от 22.07.2015 года<…>;

рассмотрев дело № 197-15-АЗ по признакам нарушения ОАО «Белгородское ППЖТ» требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В  Белгородское УФАС России поступило заявление ЗАО «Белгородский цемент» (вх. №  434) на действия ОАО «Белгородское ППЖТ». По мнению заявителя, ОАО «Белгородское ППЖТ», используя свое доминирующее положение на рынке транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, установило для ЗАО «Белгородский цемент» необоснованно завышенные тарифы по договору № 1/2014 от 01.11.2013 года, навязало заранее невыгодные условия, в соответствии с которым принятие к учету под погрузку\выгрузку груженных вагонов по весу брутто, а не по весу нетто, чем нарушило требования, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ЗАО «Белгородский цемент» также представлено дополнение к заявлению (вх.1774 от 07.05.2015 года), с дополнительным соглашением № 2 к договору № 1/2014 от 01.11.2013 года, в соответствии с которым в действующий договор внесены изменения: за поддержание в состоянии готовности подвижного состава при его выводе из технологических перевозок (п.1.1 п/п «В») на срок не более 3-х суток в суммарном исчислении  за отчетный период  вследствие изменения по инициативе Завода непрерывного (круглосуточного) графика перевозки мела и глины. Размер платежа составляет 35% стоимости одного часа, предусмотренного п.12 Приложения № 2 к настоящему договору. Данные изменение ЗАО «Белгородский цемент» также считает фактом злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.

Как следует из материалов заявления, между ОАО «Белгородское ППЖТ» и ЗАО «Белгородский цемент» заключен договор  № 1/2014 от 01.11.2013 года на подачу, уборку и транспортное обслуживание ЗАО «Белгородский цемент» ОАО «Белгородское ППЖТ».

Данный договор заключен на основании Федерального закона № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта  РФ», Правил эксплуатации  и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования с учетом единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Белгородское ППЖТ» и станции примыкания Белгород-Сумской Юго-Восточной железной дороги.

В ходе рассмотрения дела, представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении. ОАО «Белгородское ППЖТ», по мнению заявителя, используя свое доминирующее положение на рынке оказания услуг промышленным железнодорожным транспортом в границах железнодорожных путей, находящихся на балансе ОАО "Белгородское ППЖТ", примыкающих к железнодорожным путям станции "Белгород-Сумской" ЮВЖД, установило для ЗАО «Белгородский цемент» монопольно высокую цену оказываемых им услуг, согласно подписанному договору, а также навязало экономически необоснованные тарифы.

Согласно пояснениям, данным представителями ОАО «Белгородское ППЖТ» в ходе рассмотрения дела, доводы заявителя представители считают необоснованными и неподтвержденными материалами дела. Договор № 1/2014 от 01.11.2013 года был подписан ЗАО «Белгородский цемент» без разногласий. Повышение тарифов предусмотрено как подписанным договором, так и действующим законодательством.

В ходе заседания Комиссии представители ответчика по делу также пояснили, что с предъявленными заявителем  требованиями, в том числе по установлению монопольно высокой цены товара, ОАО «Белгородское ППЖТ» не согласно. В обоснование своей позиции представителями ответчика по делу приведен также довод о том, что рентабельность ОАО «Белгородское ППЖТ» по итогам 2014 года составила 1%, а по некоторым видам услуг, оказываемых в рамках заключенного с ЗАО «Белгородский цемент» Договора, предприятие несет убытки.

Как следует из материалов заявления, между ОАО «Белгородское ППЖТ» и ЗАО «Белгородский цемент» заключен договор  № 1/2014 от 01.11.2013 года на подачу, уборку и транспортное обслуживание ЗАО «Белгородский цемент» ОАО «Белгородское ППЖТ».

Данный договор заключен на основании Федерального закона № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта  РФ», Правил эксплуатации  и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования с учетом единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Белгородское ППЖТ» и станции примыкания Белгород-Сумской Юго-Восточной железной дороги.

Согласно протоколу согласования тарифов на транспортное обслуживание  между ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Белгородское ППЖТ», действующим с 01.06.2013 года (приложение к договору №1/2010 от 12.11.2013г.) взаиморасчеты определены по следующим тарифам:

Наименование услуг

Единица измерения

Тариф (руб) без НДС

Подача и уборка груженных и порожних вагонов от станции «Заводская» до фронтов погрузки-выгрузки

1тн

19-53

Внутризаводские перевозки сырьевых добавок и других грузов

1тн

19-53

Выгрузка гранулированного шлака

1тн

22-08

Выгрузка гипса, щебня, керамзита

1тн

11-07

Выгрузка глины, шламов, клинкер

1тн

30-30

Выгрузка кирпича

1тн

34-11

Выгрузка мешков

1тн

31-66

Выгрузка оборудования

1тн

23-42

Выгрузка сырьевых добавок из думпкаров

1тн

4-60

Использование тепловозов и думпкарной вертушки на технологической перевозке и выгрузке мела и глины из карьера «Полигон»

1час

3531-00

Перевеска вагонов

1вагон

176-00

Работа тепловоза

1час

3203-00

Работа крана на железнодорожном ходу

1час

969-00

Работа бульдозера

1час

799-00

Работа экскаватора

1час

889-00

Работа снегоочистителя

1час

7430-00

 

Согласно протоколу согласования тарифов на транспортное обслуживание  между ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Белгородское ППЖТ», действующим с 01.01.2014 года (приложение №2 к договору № 1/2014 от 01.01.2014) взаиморасчеты определены по следующим тарифам:

Наименование услуг

Единица измерения

Тариф (руб) без НДС

Подача со станции «Заводская» груженных и порожних вагонов до фронтов погрузки-выгрузки или на железнодорожные пути отстоя Завода

1тн

19-53

Уборка на станцию «Заводская» груженных и порожних вагонов с фронтов погрузки-выгрузки и железнодорожных путей отстоя Завода

1тн

19-53

Подача вагонов для их отстоя с железнодорожных путей Завода на железнодорожные пути карьера или других предприятий- контрагентов

1тн

19-53

Уборка из отстоя вагонов с железнодорожных путей карьера или других предприятий-контрагентов на железнодорожные пути Завода

1тн

19-53

Подача вагонов для их отстоя с железнодорожных путей станции «Заводская» на железнодорожные пути ИП Семченков Р.С.

1тн

33-74

Уборка из отстоя вагонов с железнодорожных путей ИП Семченков Р.С. на железнодорожные пути станции «Заводская»

1тн

33-74

Внутризаводская перевозка шлака в хоппер-дозаторах от фронтов  погрузки до станции «Пост №1»

1тн

19-53

Внутризаводские перевозки сырьевых добавок

1тн

19-53

Выгрузка сырьевых добавок из думпкаров

1тн

4-60

Зачистка остатков навалочных грузов из полувагонов:

Гранулированный шлак, гипс

1вагон

3529-00

Железосодержащие добавки (глина, кеки, шламы, уголь, огарки)

1 вагон

2828-00

Выгрузка пакетированного груза:

мешки

1 вагон

2830-00

кирпич

1 вагон

2164-00

Использование тепловозов и думпкарной вертушки на технологической перевозке и выгрузке мела и глины из мелового карьера горного цеха Завода

1час

3531-00

Перевеска вагонов на вагонных весах станции «Заводская»

1вагон

176-00

Работа тепловоза по письменным заявкам Завода

1час

3203-00

Работа крана на железнодорожном ходу

1час

969-00

Работа экскаватора

1час

889-00

Работа снегоочистителя

1час

7430-00

 

Согласно представленным  письменным пояснениям ОАО «Белгородское ППЖТ» в Белгородское УФАС России, в обоснование роста тарифов на оказываемые услуги, тарифы на оказываемые услуги в общем виде определяются  как отношение затрат к объемам услуг в соответствующих измерителях и представляют плату за единицу выполненных услуг – тонну. Согласно «Методическим рекомендациям по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом», утвержденным Минтрансом РФ 20.12.2001 года № АН-104-р влияющим параметрам относятся: масса брутто груженных вагонов, масса брутто порожних вагонов. Поэтому тарифы на подачу и уборку вагонов определены по весу брутто. И соответственно, при заключении договора № 1/2010 от 12.11.2010 года и № 1/2014 от 01.11.2013 года по согласованию сторон, единица измерения тарифа на подачу и уборку вагонов принята 1 тонна брутто. Стоимость подачи и уборки 1 тонны рассчитывается исходя из перевозимого веса брутто.

В связи с изменением по инициативе ЗАО «Белгородский цемент» технологического процесса выгрузки навалочных грузов – только собственными грейферными кранами завод - изменилась и технология выполняемых работ ОАО «Белгородское ППЖТ» - это зачистка полувагонов от остатков навалочных грузов  после их выгрузки грейферными кранами ЗАО «Белгородский цемент». Выгрузку навалочных грузов, как таковую, ОАО «Белгородское ППЖТ» не производит, но учитывая письменную просьбу ЗАО «Белгородский цемент» договором № 1/2014  от 01.11.2013 года предусмотрено выполнение механизированной выгрузки только пакетированного груза (кирпич и мешки) и зачистки вагонов от остатков навалочных грузов силами ОАО «Белгородское ППЖТ».

В соответствии с п. 6.1 договора № 1/2014 от 01.11.2013 года, срок действия данного договора определен с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года.

В соответствии с п.4.4 и п.4.5 данного договора,  до 01 октября текущего года ППЖТ уведомляет Завод об ожидаемом росте тарифов в следующем году. При изменении тарифов, предусмотренных «протоколом согласования тарифов на транспортное обслуживание», ППЖТ сообщает об этом Заводу за 30 календарных дней до начала их применения. Изменение тарифов оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору. Завод надлежащим образом оформляет «протокол согласования тарифов на транспортное обслуживание» и возвращает его ППЖТ до начала применения новых тарифов. При не возврате «протокола согласования тарифов  на транспортное обслуживание» в установленный срок, считается принятым в редакции ППЖТ.

            Представителями ответчика по делу входе рассмотрения дела также представлена копия решения Арбитражного суда Белгородского Арбитражного суда по Белгородской области от 09.07.2015 года по делу № А08-2247/2015, в соответствии с которым ОАО "Белгородское ППЖТ" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ЗАО "Белгородский цемент" с учетом уточнённых требований о взыскании 7 111 193 руб. 07 коп. долга по договору No1/2014 на подачу, уборку вагонов и транспортное обслуживание от 01.11.2013, 17 521 руб. 87 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2015 по 25.05.20 15 с последующим начислением по день фактической уплаты.

            Как установлено решением Арбитражного суда по Белгородской области от 09.07.2015 года по делу № А08-2247/2015, данный договор  № 1/2014 от 01.11.2013 года на подачу, уборку и транспортное обслуживание, заключенный между ЗАО «Белгородский цемент» ОАО «Белгородское ППЖТ» является действующим.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела на предмет соответствия действующему законодательству, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом; железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со статьёй 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Между ОАО «Белгородское ППЖТ» и ЗАО «Белгородский цемент» заключен договор  № 1/2014 от 01.11.2013 года на подачу, уборку и транспортное обслуживание ЗАО «Белгородский цемент» ОАО «Белгородское ППЖТ».

Данный договор в силу действующего законодательства носит гражданско-правовой характер.

В соответствии с п. 6.1 договора № 1/2014 от 01.11.2013 года, срок действия данного договора определен с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года.

В соответствии с п.4.4 и п.4.5 данного договора,  до 01 октября текущего года ППЖТ уведомляет Завод об ожидаемом росте тарифов в следующем году. При изменении тарифов, предусмотренных «протоколом согласования тарифов на транспортное обслуживание», ППЖТ сообщает об этом Заводу  за 30 календарных дней до начала их применения. Изменение тарифов оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору. Завод надлежащим образом оформляет «протокол согласования тарифов на транспортное обслуживание» и возвращает его ППЖТ до начала применения новых тарифов. При не возврате «протокола согласования тарифов  на транспортное обслуживание» в установленный срок, считается принятым в редакции ППЖТ.

Как следует из представленной в материалы дела переписки между ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Белгородское ППЖТ» протокол согласования тарифов на транспортное обслуживание  между ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Белгородское ППЖТ», (приложение №2 к договору № 1/2014 от 01.01.2014) считается действующим с 01.01.2014 года.

Дополнительное соглашение № 2 от 07.10.2014 года  к договору № 1/2014 от 01.01.2014, касающееся внесения изменений в действующий договор - за поддержание в состоянии готовности подвижного состава при его выводе из технологических перевозок (п.1.1 п/п «В») на срок не более 3-х суток в суммарном исчислении  за отчетный период  вследствие изменения по инициативе Завода непрерывного (круглосуточного) графика перевозки мела и глины. Размер платежа составляет 35% стоимости одного часа, предусмотренного п.12 Приложения № 2 к настоящему договору подписано с внесением в его первоначальную редакцию изменений обеими сторонами.

Согласно Разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации от 29.02.2003 N БН-5/776-Ш и Минэкономразвития России от 03.07.2003 N 05-635, под транспортными услугами следует понимать комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и др. Предоставление владельцем или арендатором инфраструктуры транспортных и других предприятий (железнодорожных подъездных путей) для осуществления транспортных услуг является видом деятельности, в отношении которой применяется государственное ценовое регулирование.

При установлении тарифа на подачу и уборку вагонов необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденными распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2001 N АН-104-р, в соответствии с которыми определяются экономически обоснованные тарифы на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ), не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.

В соответствии с Постановлением Правительства от 07.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право  вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта.

В соответствии с п.3,4,5,6 Порядка регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта  и другими хозяйствующими субъектами, независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Губернатора Белгородской области от 15.12.2003 года № 204 «О регулировании тарифов на транспортные железнодорожные услуги» (далее – Порядок), предприятия, поставщики-услуг разрабатывают и устанавливают тарифы на транспортные услуги самостоятельно на основе экономически обоснованных затрат  и предельного уровня рентабельности в размере 20% от себестоимости, фиксируют тарифы в протоколе (договоре) согласования с потребителем транспортных услуг и уведомляют регулирующий орган в недельный срок со дня ввода в действие нового тарифа.

Согласно пункту 7 Порядка, пересмотр тарифов в сторону увеличения производится не чаще одного раза в год. Основанием для увеличения уровня тарифов является существенное изменение затрат на оказание услуг, вызванное увеличением цен на топливо, энерго- и материальные ресурсы, переоценкой основных фондов, изменением норм амортизационных отчислений и другими объективными факторами.

Распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2001 № АН-104-р "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом" утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с п. 1.1 Методических рекомендаций, настоящие методические рекомендации предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ), не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.

К работам и услугам, выполняемым ОПЖТ, относятся:

подача и уборка вагонов к грузовым фронтам;

другие технологические операции, обеспечивающие завоз, вывоз, внутреннюю транспортировку грузов и погрузочно-разгрузочные работы.

Под другими технологическими операциями понимаются: холостые пробеги локомотивов, перемещение порожних вагонов, маневровые операции по подбору групп вагонов, расформирование и формирование маршрутов и т.п.

Под погрузочно-разгрузочными работами понимаются операции транспортировки грузов со складов или с подвижного состава других видов транспорта в вагоны и из вагонов на склады или в подвижной состав других видов транспорта, операции по транспортировке грузов вне и внутри складов, а также другие технологические операции, связанные с погрузкой и разгрузкой грузов.

Методические рекомендации позволят рассчитать и обосновать величину тарифа на работы и услуги, выполняемые организациями промышленного железнодорожного транспорта.

В соответствии с п.1.7 Методических рекомендаций тарифы на производство работ и оказание услуг ОПЖТ в общем виде определяются по следующей формуле:

 

                            Т = З (1 + r  ) / Q,                      (1.1)

                                        пр

    где:

    Т - тариф на работу, услугу;

    З - затраты ОПЖТ на производство работ (оказание услуг) за определенный

период времени;

    r   - норматив прибыли;

     пр

    Q  - объем работ (услуг) в соответствующих измерителях за тот же период

времени.

Одна и та же организация (предприятие) промышленного железнодорожного транспорта в один и тот же период выполняет разнообразные работы и услуги множеству клиентов. Тарифы на работы (услуги) устанавливаются дифференцированно по видам работ (оказываемым услугам). Таким образом, приведенная выше формула применяется для каждого вида работ (услуг).

Затраты ОПЖТ для определения тарифов рассчитываются отдельно по каждому виду работ (оказываемых услуг). Некоторые виды затрат ОПЖТ непосредственно сопоставляются с выполняемыми работами (зависящие от объемов выполненных работ затраты). Другие же виды затрат (независящие) распределяются между работами лишь с некоторой степенью условности.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим пяти элементам:

затраты на оплату труда работников ОПЖТ;

отчисления на социальные нужды;

материальные затраты, включая затраты на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ);

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

ОАО «Белгородское ППЖТ» представлены в Белгородское УФАС России копии документов и сведения (вх.№ 718, № 1729), в том числе: протокол согласования тарифов на транспортное обслуживание между ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Белгородское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» с 01.06.2013 года (приложение № 2 к договору № 1/2010 от 12.11.2012 года; договор № 1/2014 от 01.11.2013 года, протокола согласования тарифов на транспортное обслуживание между ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Белгородское ППЖТ» от 01.11.2013 года; дополнительное соглашение № 3 от 28.11.2013 года к договору № 1/2014 от 01.11.2013 года; переписка с ЗАО «Белгородский цемент»; расчет экономического обоснования  тарифов на работы и услуги, выполняемые ОАО «Белгородское ППЖТ», выполненный ЗАО «Промтрансниипроект», отражающий ситуацию 2013 года.

Данный расчет экономического обоснования выполнен ЗАО «Промтрансниипроект» в соответствии с Методическими рекомендациями.

Согласно анализа представленных ОАО «Белгородское ППЖТ» исходных данных, дифференцированных по контрагентам из расчета экономического обоснования  тарифов на работы и услуги, выполняемые ОАО «Белгородское ППЖТ», выполненного ЗАО «Промтрансниипроект» по ситуации 2013 года, объем перевозок, оказываемых контрагенту ЗАО «Белгородский цемент» составляет 74% об всего годового объема перевозок, выполняемых для всех имеющихся контрагентов. Кроме того, ОАО «Белгородское ППЖТ» оказывает ЗАО «Белгородский цемент» специализированные услуги по перевозке мела и глины из карьера, годовой объем которых превышает на 160% объем всех перевозок по году со всеми контрагентами.

Приказом Белгородского УФАС России от 02.09.2004 года № 100 ОАО «Белгородское ППЖТ» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» по услугам промышленного железнодорожного транспорта, услуги по транспортной обработке грузов на железнодорожном транспорте с долей более 65% в границах железнодорожных путей, находящихся на балансе ОАО "Белгородское ППЖТ", примыкающих к железнодорожным путям станции "Белгород-Сумской" ЮВЖД.

В соответствии с представленной ЗАО «Белгородский цемент» информацией в Белгородское УФАС России (вх.№ 1142 от 15.04.2015) приемные устройства  ЗАО «Белгородский цемент» обеспечивают возможность выгрузки сырья только из железнодорожного транспорта. Технологическая возможность приема сырья в переработку иными видами транспорта на заводе отсутствует.

Таким образом, ОАО «Белгородское ППЖТ» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия):

- в соответствии с пунктом 1 - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

- в соответствии с пунктом 3  - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

2. При соблюдении условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

3. Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В целях установления наличия (отсутствия) сопоставимого рынка на территории Российской Федерации, необходимого для установления критериев оценки стоимости услуг по транспортному обслуживанию, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, Белгородским УФАС России направлены запросы в территориальные органы ФАС России.

Сведений о наличии сопоставимого товарного рынка территориальными органами ФАС России в Белгородское УФАС России не поступили.

Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Белгородским УФАС России не выявлено установления ОАО «Белгородское ППЖТ» монопольно высокой цены на услуги по транспортному обслуживанию, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта.

Как следует из анализа протоколов согласования тарифов, в 2015 году ОАО «Белгородское ППЖТ» увеличило тарифы для ЗАО «Белгородский цемент» в среднем на 9,5% по сравнению с 2014 годом.

Между тем, согласно сведениям, представленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (исх.№ 07-06/658 от 10.08.2015 года) индекс потребительских цен на все товары и услуги за 2014 год составил 110, 5%.

            Фактов навязывания ОАО «Белгородское ППЖТ» заявителю условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора Белгородским УФАС России не установлено.

Руководствуясь статьей 4, статьей 5, статьей 6, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А :

  1. Прекратить производство по делу № 197-15-АЗ, возбужденное в отношении ОАО «Белгородское ППЖТ» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены комиссии                                                                                               

 

                                                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны