Решение б/н Решение и предписание в отношении Правительства Белгородской... от 21 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

03.08.2015 № 2984/5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правительство Белгородской области

Соборная площадь, 4,

г.Белгород, 308005

 

 

ОАО «Единая электронная площадка»

пр-т 60-летия Октября, д. 9,

г. Москва, 117312

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Белгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 03 августа 2015 г.

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…>– заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: <…>– заместитель начальника отдела контроля органов власти, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, в присутствии представителя ОАО «Единая электронная площадка» <…> (доверенность от 10.11.2014) и представителя Правительства Белгородской области <…> (доверенность от 18.06.2015 № 1/13-643и), рассмотрев дело № 205-15-АЗ по признакам нарушения Правительством Белгородской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

В Белгородское УФАС России из ФАС России 19.05.2014 (вхд. № 1833) поступило заявление ОАО «Единая электронная торговая площадка» о признаках нарушения антимонопольного законодательства при принятии Правительством Белгородской области постановления от 14.01.2014 № 2-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 21 октября 2013 года N 421-пп» (далее – Постановление № 2-пп).

При рассмотрении заявления, приложенных документов, были обнаружены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из заявления, постановлением № 2-пп постановление Правительства Белгородской области от 21.10.2013 № 421-пп «Об определении полномочий органов исполнительной власти области в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Белгородской области и утверждении порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом» (далее - Постановление № 421-пп) дополнено пунктом 11.

Согласно п. 11 Постановления № 421-пп операторами электронных площадок для осуществления закупок товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов определены закрытое акционерное общество "Сбербанк-автоматизированная система торгов" и общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер", что, по мнению заявителя, противоречит ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и приводит к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

В силу п. 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с п. 10 ст. 122 Закона № 44-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с ч. 4 ст. 59 настоящего Федерального закона, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.

Согласно письма от 25 мая 2010 г. N 8384-АП/Д22 Минэкономразвития России совместно с ФАС России по результатам конкурсного отбора определены следующие операторы электронных площадок:

- ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;

- ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;

- ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;

- ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;

- ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

Из вышеизложенного следует, что определив операторами электронных площадок для осуществления закупок товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов только 2 компании, Правительство Белгородской области ограничило конкуренцию на рынке по оказанию услуг обеспечения проведения электронных аукционов, что может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Представитель заявителя поддержал доводы заявления в полном объеме.

 

Представитель Правительства Белгородской области не согласилась с доводами заявителя и пояснила следующие.

В настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен порядок и условия отбора операторов электронных площадок. Перечень операторов электронных площадок, прошедших такой отбор, не определен.

В силу ч. l ст. 112 Закона .№ 44-ФЗ до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с ч. 4 ст. 59 настоящего Федерального закона, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Законом № 44-ФЗ, также как и Приказом Минэкономразвития России N 428 не предусмотрено запрета на выбор операторов электронных площадок из числа отобранных Минэкономразвития РФ, ФАС РФ.

На основании ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ и в соответствии с п. 2 Постановления № 421-пп в целях централизации закупок на управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области (далее - уполномоченный орган) возложены следующие полномочия:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных учреждений области;

определение поставщиков (подрядчиков. исполнителей) для муниципальных

заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений в случае если условием предоставления из бюджета Белгородской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет таких межбюджетных трансфертов;

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для автономных учреждений, государственных унитарных предприятий в случае предоставления в соответствии с Бюджетным кодексом российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из областного бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности;

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для юридических лиц, не являющихся государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, в случае предоставления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;

определение поставщиков (подрядчиков. исполнителей) для бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, в случае если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом, являющиеся государственными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) таким учреждениям и унитарным предприятиям;

методологическое обеспечение формирования планов-графиков закупок государственными заказчиками, бюджетными учреждениями области, муниципальными заказчиками, бюджетными учреждениями муниципальных районов и городских округов в соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), юридическими лицами _ в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, учреждениями или предприятиями - в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе (далее - заказчики);

обеспечение учета в информационно-аналитической базе закупок сведений о заключенных заказчиками гражданско-правовых договорах (контрактах), включенных в реестр контрактов, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок (далее единая информационная система). До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайге Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).

Таким образом, согласно Постановления № 421-пп определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукциона в электронной форме для заказчиков области осуществляется централизованно уполномоченным органом и соответственно выбор электронной площадки также осуществлен централизованно.

Пункт 11 Постановления № 421-пп соответствует принципам контрактной системы в сфере закупок, в том числе: принципы открытости и прозрачности (ст. 7 Закона № 44-ФЗ) - в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок; принцип обеспечения конкуренции (ст. 8 Закона № 44- ФЗ) - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; принцип профессионализма заказчика (ст. 9 Закона № 44-ФЗ) - контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с при влечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок; принцип единства контрактной системы в сфере закупок (ст. 11 Закона № 44-ФЗ) - контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок; принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ)

Условия п. 11 Постановления № 421-пп, согласно которым закрытое акционерное общество «Сбербанк-автоматизированная система торгов» и общество с ограниченной ответственностью «РТС- Тендер» являются операторами электронных площадок для осуществления закупок товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с требованиями части 4 статьи 59 Закона № 44-ФЗ определены с целью заблаговременного ознакомления потенциальных участников закупки для областных нужд и аккредитации на указанных площадках (внесение денежных средств для обеспечения заявок на участие в электронном аукционе), а также единообразного подхода в работе сотрудников уполномоченного органа для профессионального осуществления закупок путем проведения электронного аукциона и минимизации технических ошибок в связи с работой на различных информационных пространствах.

Комиссии представлены письменные возражения на заявление.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, пришла к следующим выводам.

14.01.2014 Правительством Белгородской области принято Постановление № 2-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 21 октября 2013 г. N 421-пп.

Постановлением № 2-пп Постановление № 421-пп дополнено пунктом 11 следующего содержания «Определить закрытое акционерное общество "Сбербанк-автоматизированная система торгов" и общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" операторами электронных площадок для осуществления закупок товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с требованиями части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе.

В соответствии со ст. 4 Устава Белгородской области при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений Правительство Белгородской области принимает постановления.

Следовательно, Постановление № 421-пп является обязательным для исполнения подведомственными заказчиками.

В силу п. 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с п. 10 ст. 122 Закона № 44-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с ч. 4 ст. 59 настоящего Федерального закона, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.

Согласно письма от 25 мая 2010 г. N 8384-АП/Д22 Минэкономразвития России совместно с ФАС России по результатам конкурсного отбора определены следующие операторы электронных площадок:

- ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;

- ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;

- ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;

- ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;

- ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (абзац 2 части 1).

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ заказчик для осуществления закупки товаров, работ, услуг путём проведения электронных аукционов самостоятельно выбирает операторов электронной торговой площадки из числа ранее прошедших отбор электронных площадок.

При таких обстоятельствах все электронные площадки, обеспечивающие проведение электронного аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые отобраны федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование и контроль в сфере размещения заказов, имеют равные права на осуществление указанной выше деятельности.

Следовательно, на территории Российской Федерации сложился конкурентный рынок в области предоставления услуг операторов электронных площадок.

Из вышеизложенного следует, что определив операторами электронных площадок для осуществления закупок товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов только 2 и, Правительство Белгородской области ограничило конкуренцию на рынке по оказанию услуг обеспечения проведения электронных аукционов,

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Правительством Белгородской области ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции,

Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст. 41, ст. 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Правительством Белгородской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии п. 11 постановления Правительства Белгородской области от 21.10.2013 № 421-пп «Об определении полномочий органов исполнительной власти области в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Белгородской области и утверждении порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом», которым областные государственные заказчики ограничены в выборе операторов электронных площадок) оказывающих услуги по обеспечению проведения электронных аукционов, что приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг операторов электронных площадок.

 

2. Выдать Правительству Белгородской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего внести изменения в постановление Правительства Белгородской области от 21.10.2013 № 421-пп «Об определении полномочий органов исполнительной власти области в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Белгородской области и утверждении порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом», исключающие нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

 

Члены Комиссии <…>

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правительство Белгородской области

Соборная площадь, 4,

г.Белгород, 308005

 

 

 

Предписание № 109

 

  1. августа 2015 г. г. Белгород

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя управления; члены Комиссии: <…> – заместитель начальника отдела контроля органов власти, <…>– ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.08.2015 по делу № 2о5-15-АЗ о нарушении Правительством Белгородской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии п. 11 постановления Правительства Белгородской области от 21.10.2013 № 421-пп «Об определении полномочий органов исполнительной власти области в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Белгородской области и утверждении порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом», которым областные государственные заказчики ограничены в выборе операторов электронных площадок) оказывающих услуги по обеспечению проведения электронных аукционов, что приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг операторов электронных площадок.

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Правительству Белгородской области в срок до 03 ноября 2015 г. прекратить нарушения антимонопольного законодательства

 

2. Для исполнения настоящего предписания внести изменения в постановление Правительства Белгородской области от 21.10.2013 № 421-пп «Об определении полномочий органов исполнительной власти области в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Белгородской области и утверждении порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом», исключающие нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. В течение пяти дней с момента исполнения настоящего предписания представить в Белгородское УФАС России доказательства об исполнении настоящего предписания.

 

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

 

Члены Комиссии <…>

 

<…>

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны