Решение №2068/5 Дело № 195-15-И решение по жалобе ООО «Научно-производственн... от 25 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Исх. № 2068/5 от 22.05.2015

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

    ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области»

(организатор запроса котировок)

ул. Губкина, д. 48, 
г. Белгород, 308036
тел.: +7 (4722) 516227
e-mail: economist@31fbuz.ru

ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда»

(заявитель)

ул. Егорова, д. 26 «а», литер Б,
г. Санкт-Петербург, 190005, 
тел./факс: +7 (812) 643-45-77,
e-mail: amplitude.spb@bk.ru


дело № 195-15-И

РЕШЕНИЕ

                                        г. Белгород

Резолютивная часть решения оглашена 21.05.2015
В полном объеме решение изготовлено 22.05.2015

    Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее соответственно — Комиссия; Закон о защите конкуренции): 
    председатель Комиссии – <…> 
    члены Комиссии: <…>,
    в отсутствии представителя заявителя – ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» (уведомлен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заявителя), в присутствии представителей организатора запроса котировок — ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» <…>, 
    рассмотрев материалы дела № 195-15-И по жалобе ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» (190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 26 «а», литер Б) на действия организатора запроса котировок — ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (308036, г. Белгород, ул. Губкина, д. 48) при проведении запроса котировок по извещению № 31502316512 по выбору организации на поставку установки спектрометрической МКС-01А «МУЛЬТИРАД» для ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (опубликовано 29.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, установила:
    В Белгородское УФАС России 13.05.2015 (вх. № 409э) поступила жалоба ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» на неправомерное, по мнению заявителя, отклонение организатором запроса котировок заявки ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» на участие в запросе котировок.
    Из жалобы следует, что ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» была подана заявка на участие в вышеуказанном запросе котировок  с предложением товара, соответствующего, по мнению заявителя, требуемым Заказчиком характеристикам, но другого товарного знака (МКГБ-01 «РАДЭК»). Комиссия заказчика отклонила заявку, указав в Протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 31502316512 от 07.05.2015 причину отклонения: котировочная заявка не соответствует документации (характеристики предложенных товаров не соответствуют характеристикам, указанным в приложении № 1(Техническое задание) к Документации о проведении запроса котировок). В извещении закупочной документации отсутствует требование о невозможности поставки эквивалентного товара. В протоколе рассмотрения заявок не указано, какие показатели предлагаемого нами товара, не соответствуют требованиям технического задания.
По мнению заявителя, единственное отличие предлагаемого товара от технического задания Заказчика в иных габаритных размерах частей спектрометрической установки (п.15 Требований к характеристикам товара, указанных в Техническом задании). Установка спектрометрическая является стационарным оборудованием, и габариты ее модулей не влияют на соответствие предлагаемой установки потребностям Заказчика. У каждого производителя оборудования данного типа свои габаритные размеры блоков детектирования и защиты. Отклонение заявки по данному критерию является, по мнению заявителя, нарушением ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции, а именно осуществление комиссией Заказчика действий, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику запроса котировок преимущественных условий участия в запросе котировок, если иное не установлено федеральным законом. В данном случае (по мнению заявителя) комиссия заказчика ограничила участие в запросе котировок для производителей и поставщиков спектрометрических установок за исключением производителя установки спектрометрической МКС-01А «МУЛЬТИРАД» - ООО «НТЦ «Амплитуда».
В нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-Ф) комиссия Заказчика необоснованно ограничила конкуренцию, определив несоответствие предлагаемого товара установленным требованиям по критерию (габариты частей спектрометрической установки), не влияющему на определение соответствия  предлагаемого товара нуждам Заказчика.
В нарушение п.3 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ комиссия заказчика отклонила заявки с предложением оборудования, по мнению заявителя, полностью удовлетворяющего потребностям Заказчика, но с более низкой ценой; экономия Заказчика могла бы составить около 60 000 рублей.
Ранее данная закупка была опубликована как электронный аукцион «Выбор организации на поставку установки спектрометрической МКС- 01А «МУЛЬТИРАД» для ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (для обеспечения взаимодействия спектрометрического комплекса, используемого Заказчиком) № 0326100002515000022 на официальном сайте и на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ». 16.04.2015 данный аукцион был отменен.
По аукциону были опубликованы разъяснения Заказчика, где Заказчиком было указано, что спектрометрическая установка МКС- 01А «МУЛЬТИРАД» закупается для доукомплектования спектрометрического комплекса (в составе ПК, ПО «Прогресс», блок детектирования гамма- излучения, альфа спектрометр) производства ООО «НПП «Доза». То есть, ссылаясь на необходимость доукомплектования товара, Заказчик собирался закупить товар товарного знака (без возможности поставки эквивалента), отличного от того, что у него имеется.
По информации, имеющейся у заявителя, спектрометрическая установка МКГБ-01 «РАДЭК» полностью совместима с установками «Прогресс» и МКС-01А «МУЛЬТИРАД» и обеспечивает взаимодействие с данными установками без дополнительных затрат Заказчика. Также, по желанию Заказчика возможно обучение сотрудников Заказчика работе на спектрометрической установке МКГБ-01 «РАДЭК», стоимость которого составляет около 40 000 рублей. Стоимость спектрометрической установки МКГБ-01 «РАДЭК» с обучением будет ниже стоимости спектрометрической установки МКС-01А «МУЛЬТИРАД» и позволит Заказчику осуществить экономически эффективное расходование денежных средств.
В своей жалобе заявитель просит отменить решение комиссии по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 31502316512 и обязать организатора запроса котировок устранить нарушения законодательства.
    Представители организатора торгов представили Комиссии копию документации запроса котировок, и относительно доводов жалобы пояснили следующее.
    По мнению организатора запроса котировок, жалоба ООО НПФ «Амплитуда»» не подпадает ни под один из четырех случаев, указанных в с ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, значит в порядке ст. 18.1. Закона о защите конкуренции» рассмотрению не подлежит.
    Согласно п.18.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области», утвержденного 12.03.2014 (далее – Положение о закупке) Комиссия Заказчика рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и документации о проведении запроса котировок. В извещении о проведении запроса котировок № 31502316512 от 29.04.2015 и приложении № 1 к документации о проведении запроса котировок Заказчик запрашивает установку спектрометрическую МКС- 01А «МУЛЬТИРАД» производителя ООО «НТЦ «Амплитуда», г. Москва, г. Зеленоград без права предоставления предложений эквивалентной продукции.
По мнению организатора запроса котировок, так как процедура проводилась в рамках Закона № 223-ФЗ, нарушений п.2 ч. 1 ст. 3 данного федерального закона комиссией Заказчика совершено не было.
В Положении о закупке (п. 9.2.), ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ указано, что в документации о закупке указываются, в том числе следующие сведения: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, законодательство и Положение позволяют Заказчику предъявлять любые требования к закупаемой продукции, в том числе указывать торговые марки.
В отличие от Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на указание заказчиками конкретных торговых марок, фирменных наименований, указаний на производителя товаров.
В настоящее время ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» располагает спектрометрическим комплексом, в который входят альфа и гамма спектрометры. Для доукомплектования спектрометрического комплекса (в составе ПК, ПО «Прогресс», блок детектирования гамма- излучения, альфа спектрометр) требуется бета- спектрометр МКС-01 А «МУЛЬТИРАД» с программой «Прогресс», т.к. все оборудование использует именно эту программу, а также методики приготовления счетных образцов и проведения измерений «Прогресс», которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории и во всех выдаваемых протоколах исследований, кроме того, персонал лаборатории прошел обучение именно на вышеуказанном оборудовании с использованием вышеуказанных методик.
Испытательная лаборатория ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» осуществляет контроль и испытания различных видов продукции и материалов на соответствие требованиям нормативных документов (стандартов, регламентов, технических условий и пр.). Цель испытаний - обеспечить допуск продукции на рынок и подтвердить возможность ее безопасного использования и применения. Аккредитация испытательной лаборатории позволяет выполнять эти работы на уровне международных стандартов, что обеспечивает признание полученных результатов всеми участниками рынка.
Для того чтобы успешно пройти аккредитацию, испытательная лаборатория должна полностью соответствовать критериям аккредитации в отношении выбранной области аккредитации. Когда осуществляется аккредитация испытательной лаборатории, уполномоченная организация проверяет полное соответствие заявленной области аккредитации установленным критериям. Если критерии будут нарушены, то лаборатория не сможет пройти аккредитацию, а соответственно работать.
Аккредитация испытательной лаборатории по заявленной области аккредитации возможна при наличии необходимого состава испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, которые указываются в аттестате испытательной лаборатории.
Предлагаемое заявителем жалобы оборудование в действующем аттестате лаборатории не указано, следовательно, его использование лабораторией, и вообще работа лаборатории с этим оборудованием, возможны только после внесения соответствующих изменений в аттестат лаборатории (изменений, в соответствии с расширяемой областью аккредитации на применение методик с предлагаемым Заявителем оборудованием).
В жалобе Заявителя указана возможная экономия Заказчика в размере 60000 рублей, что, по мнению организатора запроса котировок,  не соответствует действительности.
В апреле 2015 года только для подтверждения соответствия Заказчика в качестве испытательной лаборатории (центра) своего филиала в Шебекинском районе, в соответствии с расширяемой областью аккредитации, на основание приказа Росаккредитации от 11.03.2015 № 2594 «О проведении процедуры подтверждения компетентности и расширения области аккредитации Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» было затрачено 90481,60 рублей.
Указанная сумма превышает предполагаемую заявителем «экономию». В дополнение к этой сумме, потребуется 40000 рублей, указанных в жалобе на переобучение специалистов Заказчика работе на спектрометрической установке МКГБ- 01 «РАДЭК». Кроме этого необходимо учесть стоимость услуг по перепрограммированию оборудования и т.д.
Немаловажным фактором является то обстоятельство, что все указанные мероприятия потребуют неопределенного промежутка времени, в течение которого лаборатория будет не способна выполнять договорные обязательства перед своими партнерами, нести убытки в связи с невыполненной, а, следовательно, и неоплаченной работой.
Действия заказчика, установившего в документации требования к производителю товара, по мнению организатора запроса котировок, не противоречат положениям ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, из положений которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При этом заказчиком предъявлено требование не к участникам закупки, подавшим заявку на участие, а к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении Договора, возможности поставить товар указанных производителей, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Целями Закона № 223-ФЗ являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Заказчик имеет свое представление о качестве товара, который он хочет приобрести. Закупка заказчиком установки спектрометрической МКС- 01А «МУЛЬТИРАД» (по мнению организатора торгов) полностью соответствует целям закона - удовлетворение потребности юридических лиц в товарах с необходимыми показателями качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
По мнению организатора торгов, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение Договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов; включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции. 
    Комиссия, изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам.
    Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, жалоба  ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» на действия организатора запроса котировок — ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» при проведении запроса котировок по извещению № 31502316512 по выбору организации на поставку установки спектрометрической МКС-01А «МУЛЬТИРАД» для ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (опубликовано 29.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) подлежит рассмотрению именно в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. 
    ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» 29.04.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 31502316512 о проведении запроса котировок по выбору организации на поставку установки спектрометрической МКС-01А «МУЛЬТИРАД» для ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области». 
    Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 31502316512 от 07.05.2015, было поданы заявки на участие в запросе котировок от ООО «НТЦ «Амплитуда», ООО «Научно-технический центр «РАДЭК» и ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда». ООО «НТЦ «Амплитуда» было допущено к участию в запросе котировок и признано победителем. Заявки двух других участников были отклонены по причине -«котировочная заявка не соответствует документации (характеристики предложенных товаров не соответствуют характеристикам, указанным в приложении № 1(Техническое задание) к Документации о проведении запроса котировок)». 
    Как следует из материалов дела и пояснения представителей организатора запроса котировок, заявка ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» была отклонена по причине того, что предложенная Обществом спектрометрическая установка МКГБ-01 «РАДЭК» не совместима с имеющимся у заказчика спектрометрическим комплексом, оснащенным программным обеспечением «Прогресс», что подтверждается письмом производителя указанного оборудования – ООО «НТЦ «Амплитуда», имеющимся в материалах настоящего дела, а так же тем, что в Аттестате аккредитации испытательного лабораторного центра (испытательной лаборатории) № ГСЭН.RU.ЦОА.036 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» не содержится указания на предложенное заявителем оборудование. Кроме того, для того, чтобы осуществлять работу на указанном оборудовании возникнет необходимость дополнительных затрат на обучение сотрудников лаборатории, что не отрицается самими заявителем, а так же повлечет за собой необходимость внесения изменения в указанный выше аттестат, что может привести к неоправданным временным и материальным затратам со стороны заказчика. 
Из вышеизложенного следует, что у организатора запроса котировок, имелись законные основания для отказа в доступе к участию в запросе котировок ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда». 
    Действия заказчика по установлению требования к производителю товара не нарушают требования Закона № 223-ФЗ, т.к. заказчик действует из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товара и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п.3 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
    Кроме того, установление требований к производителю товара не приводит к ограничению доступа к участию в запросе котировок и созданию участнику запроса котировок преимущественного положения, поскольку это не препятствует приобретению потенциальными участниками указанного в извещении товара непосредственно у производителя (ООО «НТЦ «Амплитуда») и последующему участию в запросе котировок с предложением этого товара. Следовательно, в действиях организатора торгов не усматривается нарушение п 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. 
    Кроме того, согласно п. 18.6.4 Положения о закупке, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок должен содержать, в т.ч. сведения об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения. В протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 31502316512 от 07.05.2015 имеется обоснование причин отклонения заявки ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда», таким образом, организатор торгов не нарушил вышеуказанные требования Положения о закупке о содержании протокола. Пункт 18.6.4 не содержит требования о конкретизации причин такого отклонения. 
    Таким образом, основания для признания действий организатора торгов незаконными и выдачи предписания организатору торгов отсутствуют.
    Учитывая изложенное, Комиссия Белгородского УФАС России, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:

признать жалобу ООО «Научно-производственная фирма «Амплитуда» на действия организатора запроса котировок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» при проведении запроса котировок по извещению № 31502316512 по выбору организации на поставку установки спектрометрической МКС-01А «МУЛЬТИРАД» для ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (опубликовано 29.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
    

Председатель Комиссии                            

Члены Комиссии:                                     

                                        

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны