Решение №22.07.2013 № 3410/5 Дело № 224-13-АЗ решение в отношении администрации пос. Рове... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Прокурору Ровеньского района Белгородской области
старшему советнику юстиции
<...>
309740, пос. Ровеньки Белгородской области, ул. Кирова, д. 8
Администрация городского поселения «Посёлок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области 
309740, пос. Ровеньки Белгородской области, ул. Ленина, д. 59
Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик»
309740, пос. Ровеньки Белгородской области, ул. Ст. Разина, д. 8
 
 
РЕШЕНИЕ
г. Белгород
 
Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 июля 2013 г.
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее соответственно – Комиссия, Белгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, без участия представителя заявителя – прокуратуры Ровеньского района Белгородской области, расположенной по адресу: 309740, пос. Ровеньки Белгородской области, ул. Кирова, д. 8 (далее – Прокуратура), извещённой надлежащим образом (уведомление о вручении от 28.06.2013 № 95113), с учётом ходатайства о рассмотрении дела без участия представителя (исх. от 24.06.2013 № 22/2-4-13), руководствуясь частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от  02.07.2013, далее - Закон о защите конкуренции);
без участия представителей ответчиков: 
- администрации городского поселения «Посёлок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области (администрации посёлка Ровеньки Белгородской области, далее – Администрация, ответчик), расположенной по адресу: 309740, пос. Ровеньки Белгородской области, ул. Ленина, д. 59, извещённой надлежащим образом (уведомление о вручении от 28.06.2013 № 95112), с учётом заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя (исх. от 04.07.2013 № 2407), руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции; 
- муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» (далее – Предприятие, ответчик), расположенного по адресу: 309740, пос. Ровеньки Белгородской области, ул. Ст. Разина, д. 8, извещённого надлежащим образом (уведомление о вручении от 28.06.2013 № 95111), руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции;
рассмотрев дело № 224-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией запрета, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Администрацией и Предприятием - запрета, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, 
 
УСТАНОВИЛА:
 
20.05.2013 в Белгородское УФАС России поступило письмо Прокуратуры исх. № 22/2-5-13 от 08.05.2013 (вх. № 1336 от 20.05.2013). При изучении письма Белгородским УФАС России установлено, что Администрацией в разное время были заключены:
- договор подряда № 01 от 01.01.2013 с муниципальным унитарным предприятием «Коммунальщик» (далее соответственно  -  Договор, Предприятие). Предмет Договора - выполнение работ по очистке дорог и тротуаров посёлка от снега с посыпкой соляно – песчаной смесью. Срок действия Договора – с 01.01.2013 по 31.01.2013. Цена Договора – 99.000 рублей; 
- муниципальный контракт № 2 на выполнение работ для муниципальных нужд городского поселения «Посёлок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области от 25.02.2013 с Предприятием (далее – Контракт). Заключен в результате размещения муниципального заказа способом запроса котировок. Предмет Контракта - выполнение работ по содержанию объектов улично – дорожной сети посёлка. Срок действия Контракта – с 01.01.2013 по 31.01.2013. Цена Контракта – 498.450 рублей.
 
В ходе проведения Прокуратурой проверки было установлено, что и другие работы для Администрации, подлежащие оплате, выполнялись Предприятием во время действия Договора и после истечения срока Договора; что Администрация имеет задолженность перед Предприятием в размере не менее 700000 рублей, которую обязалась погасить в ходе выполнения муниципального контракта от 25.02.2013 путём подписания актов выполненных работ на завышенные суммы, однако до настоящего времени (на момент проведения Прокуратурой проверки) не погасила. Из объяснения директора Предприятия <...> от 25.02.2013 усматривается, что кроме работ, указанных в Договоре, Предприятие производило после 23.01.2013 и другие работы по содержанию объектов улично – дорожной сети посёлка. Ни работы по Договору, ни работы вне Договора Администрацией оплачены не были. По договорённости Администрации и Предприятия погашение задолженности планировалось после проведения запроса котировок по заключению муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог. 
Статья 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет местную администрацию как исполнительно – распорядительный орган местного самоуправления, входящий в структуру органов местного самоуправления. Соответственно, Администрация является органом местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 4 Закона о защите конкуренции:
- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Исходя из организационно – правовой формы Предприятия Предприятие является хозяйствующим субъектом;
- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии со статьёй 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 04.06.2013 № 209 в отношении Администрации и Предприятия возбуждено дело по признакам нарушения запрета, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
 
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
 
Договор был заключен 01.01.2013 на срок до 31.01.2013, на сумму 99000 рублей, без нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов). Однако кроме работ, указанных в Договоре и актах выполненных работ, Предприятие производило после 23.01.2013, и после истечения срока Договора  и другие работы по содержанию объектов улично – дорожной сети посёлка. Ни работы по Договору, ни работы вне Договора Администрацией по состоянию на 25.02.2013 оплачены не были. По договорённости Администрации и Предприятия погашение задолженности за производство данных работ планировалось после проведения запроса котировок по заключению муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог. 
В соответствии с соглашением № 12-47 от 29.12.2012, заключенным между Администрацией и администрацией муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области, полномочия по решению вопросов местного значения посёлка Ровеньки, в том числе по размещению муниципального заказа, в том числе путём запроса котировок, переданы администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области, которая по распоряжению Администрации от 22.01.2013 № 6 «О размещении заказа на выполнение работ по содержанию объектов улично – дорожной сети п. Ровеньки Белгородской области способом запроса котировок» выступила уполномоченным органом и провела соответствующий запрос котировок, по результатам которого победителем было признано Предприятие (протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 18.02.2013). Таким образом, 25.02.2013 в результате размещения муниципального заказа путём проведения запроса котировок по заключению муниципального контракта Контракт заключен с Предприятием. 
25.02.2013, то есть в день заключения Контракта на выполнение работ по содержанию дорог от 25.02.2013 ценой 498450 рублей,  Предприятие выставило Администрации счёт № 222 по Контракту на сумму 199.980 рублей, на объёмы принятых Администрацией работ по акту о приёмке выполненных работ. Согласно данному акту работы по очистке дорог от снега были произведены в течение не менее 167 часов (то есть около семи суток), что фактически исключает производство данных работ именно по Контракту и свидетельствует об осуществлении согласованных действий между Предприятием и Администрацией - договорённости об оплате работ, произведённых без оформления установленных Законом о  размещении заказов договорных отношений: работ, не предусмотренных Договором, и работ, произведённых в период между окончанием срока действия Договора и началом срока действия Контракта – с 01.02.2013 по 24.02.2013. 
06.03.2013, по истечении 8 суток со дня заключения Контракта, Предприятие выставило Администрации счёт № 392 по Контракту на оставшуюся сумму 298.470 рублей, на объёмы принятых Администрацией работ по акту о приёмке выполненных работ.  Согласно данному акту работы по очистке дорог от снега были произведены в течение не менее 300 часов (то есть более 12 суток), что фактически исключает производство данных работ именно по Контракту и также свидетельствует об осуществлении согласованных действий между Предприятием и Администрацией - договорённости об оплате работ, произведённых без оформления установленных Законом о  размещении заказов договорных отношений: работ, не предусмотренных Договором, и работ, произведённых в период между окончанием срока действия Договора и началом срока действия Контракта – с 01.02.2013 по 24.02.2013. 
На заседании Комиссии 24.06.2013 представители ответчиков 
- от Администрации – глава <...> (полномочия осуществляет согласно решению поселкового собрания городского поселения «Посёлок Ровеньки» от 11.01.2008 № 9а «О назначении на должность главы администрации городского поселения «Посёлок Ровеньки»);
- от Предприятия – директор <...> (полномочия осуществляет согласно распоряжению главы администрации Ровеньского района от 12.04.2006 № 165 «Об утверждении устава и назначении директора МУП «Коммунальщик»)
не отрицали факт производства Предприятием работ - очистки дорог и тротуаров посёлка от снега с посыпкой соляно – песчаной смесью - по договорённости с Администрацией в период между окончанием срока действия Договора и началом срока действия Контракта – с 01.02.2013 по 24.02.2013; на настоящий момент оплата услуг Предприятия по Договору и Контракту Администрацией произведена. Улезько В.Н. объяснил потребность экстренного, без оформления договорных отношений, производства работ  по очистки дорог и тротуаров посёлка от снега целью обеспечения жителей посёлка и владельцев автотранспорта нормальными условиями  жизнедеятельности. Из письменного объяснения Пастушенко В.И., без номера и даты, следует, что произведённые Предприятием дополнительные работы превысили сумму Договора и превышающая сумма была включена в Контракт. 
Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Вышеуказанные согласованные действия Администрации и Предприятия – производство Предприятием по договорённости с Администрацией в период действия Договора работ, не входящих в обусловленные Договором; производство Предприятием по договорённости с Администрацией работ в период между окончанием срока действия Договора и началом срока действия Контракта – с 01.02.2013 по 24.02.2013 – свидетельствуют в свою очередь:
- о нарушении Администрацией требований Закона о размещении заказов. В тех случаях, когда проведение торгов в силу закона является обязательным, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем; 
- об отсутствии обусловленности действий Администрации и Предприятия действиями иных лиц. Согласованные действия являются моделью группового поведения и предполагают совершение хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции;
- о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из ответчиков.
Производство Предприятием по согласованию с Администрацией работ в период с момента окончания действия Договора и до момента заключения Контракта - с 01.02.2013 по 24.02.2013 - с нарушением требований Закона о размещении заказов исключило возможность иных хозяйственных субъектов, оказывающих аналогичные услуги, участвовать в размещении муниципального заказа на рынке оказания услуг по содержанию объектов улично – дорожной сети посёлка и в частности – по очистке дорог и тротуаров о снега вручную, тракторами, автомобилями, по посыпке дорог соляно – песчаной смесью. Данные действия ограничили доступ хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по содержанию объектов улично – дорожной сети, и, следовательно, могли привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции.
Как следует из письма Прокуратуры от 09.07.2013 исх. № 22/2-4-13, на территории посёлка имеются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке оказания услуг по очистке дорог и тротуаров о снега вручную, тракторами, автомобилями, по посыпке дорог соляно – песчаной смесью – ЗАО «Ровеньский дорожник», ИП «Корбанёв А.А.», ООО «Ровеньская ПМК» и другие субъекты малого предпринимательства.
До заключения Контракта Администрация и Предприятие своими согласованными действиями создали на рынке оказания услуг по содержанию объектов улично – дорожной сети обстановку, при которой другие хозяйствующие субъекты не имели возможности предложить свои услуги, что означает отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаки ограничения конкуренции - сокращение числа сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17); соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).
Факт совершения Администрацией и Предприятием вышеуказанных нарушений является основанием для выдачи Администрации предписания о совершении в дальнейшем действий, направленных на обеспечение конкуренции при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; Предприятию - предписания о недопущении в дальнейшем действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
 
Учитывая изложенное, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела № 224-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать факт нарушения администрацией городского поселения «Посёлок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области (администрацией посёлка Ровеньки Белгородской области) и муниципальным унитарным предприятием «Коммунальщик» запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите конкуренции», которое выразилось в осуществлении согласованных действий - наличии договорённости, в период до размещения заказа на выполнение работ, об оплате работ, произведённых без соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что могло привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции.
2. Выдать администрации городского поселения «Посёлок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области (администрации посёлка Ровеньки Белгородской области) предписание о совершении в дальнейшем действий, направленных на обеспечение конкуренции при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
3. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» предписание о недопущении в дальнейшем действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
 
 Председатель Комиссии            <...>
 
 Члены Комиссии <...>
 
           <...>
 
<...>
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны