Решение б/н Решение по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» от 9 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                        

                                              

Р Е Ш Е Н И Е по делу №269-16-Т (исх.№2222/2 от 22.07.2016)

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от  13.07.2016 № 226 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Комиссия), при участии представителей заказчика – МКУ «Отдел капитального строительства Шебекинского района»,  уполномоченного органа - комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района, в отсутствие представителей заявителя – ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено),  рассмотрев материалы дела № 269-16‑Т по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ на объекте: «Строительство улично-дорожной сети и дворовых территорий населенных пунктов Шебекинского района Белгородской области, г. Шебекино» (район Центра культурного развития, г.Шебекино, ул.Лихачева, 6а) (далее – Электронный аукцион) (закупки №  0126300017916000088), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  на положения документации об Электронном аукционе.

Из жалобы следует,  что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1) в проекте контракта документации об Электронном аукционе не установлен конкретный срок оплаты за выполненные работы, что является неправомерным и нарушает права подрядчика;

2)  документация об Электронном аукционе в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит требование о предоставлении в составе заявки на участие в Электронном аукционе одновременно свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства  и свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ;

3) заказчик в документации об Электронном аукционе некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ № 99 от 14.02.2015.

Заказчик  представил возражение на жалобу ООО  «СТРОЙИНВЕСТ», из которого следует, что положения документации об Электронном аукционе  основаны на нормах Закона о контрактной системе, в связи с чем  жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» является необоснованной.

На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобу, просят признать ее необоснованной.

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ», возражение на жалобу,  заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru  27.06.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.

Объект закупки – выполнение работ на объекте: «Строительство улично-дорожной сети и дворовых территорий населенных пунктов Шебекинского района Белгородской области, г. Шебекино» (район Центра культурного развития, г.Шебекино, ул.Лихачева, 6а).

 Начальная (максимальная) цена контракта – 20754730,00 рублей.      

 На момент рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.

Доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает частично обоснованными по следующим основаниям.

 1.  В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Согласно пункту 7.4 проекта контракта  документации об Электронном аукционе  окончательный расчет за выполненные работы (100%) производится Муниципальным заказчиком после полного исполнения Генеральным подрядчиком взятых на себя обязательств по настоящему Контракту в течение 120 банковских дней с момента сдачи Объекта.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.  

В соответствии с частью 1 статьи 746 Гражданского кодекса РФ оплата выполненных подрядчиком по договору строительного подряда работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

 Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

 В силу части 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Таким образом, указание в проекте контракта документации об Электронном аукционе срока оплаты работ в виде периода времени соответствует положениям Гражданского кодекса РФ и не нарушает норм Закона о контрактной системе.       

При указанных обстоятельствах первый довод  жалобы является необоснованным.

2. Из пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

  Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе не допускается установление требований к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

  Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.   

 Как следует из п.п. 1 п.1 части 15 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе, к участникам закупки  установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: 

- Членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника размещения заказа требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ:

III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения в процедуре аукциона)

33.2. Транспортное  строительство

33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного  транспорта

 (Градостроительный кодекс РФ, приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»).

Из п.п. 2 п.2 части 16 Раздела II «Информационная карта электронного ауцкциона» документации об Электронном аукционе следует, что вторая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в п.п. 1 п.1 части 15 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе.

Из вышеизложенного следует, что участник закупки должен одновременно иметь в наличии свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства  и свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

 Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

 Во исполнение положений части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

   Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов транспортного строительства в данный Перечень включены (подпункт 33.2.1. пункта 33.2 Раздела III Перечня).

  Следовательно, для выполнения работ, являющихся объектом закупки при проведении Электронного аукциона на выполнение работ на объекте: «Строительство улично-дорожной сети и дворовых территорий населенных пунктов Шебекинского района Белгородской области, г. Шебекино» необходимо наличие исключительно выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

Из пунктов 1.1 и  4.1  проекта контракта документации об Электронном аукционе следует, что Генеральный подрядчик выполняет все работы своими и привлеченными силами и средствами.

При таких обстоятельствах, требование о наличии у участников закупки одновременно свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства  и допуске к конкретным видам работ не соответствует положениям пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и свидетельствует о нарушении части 6 статьи 31 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе при проведении Электронного аукциона.

Вывод о  неправомерности такого требования к участникам закупки подтверждается  письмом ФАС России от 02.11.2011 № АЦ/60775/15 и письмом Минэкономразвития от 31.122014 №Д28и-2877. 

Установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из вышеизложенного следует, что второй довод   жалобы является обоснованным.          

3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление Правительства № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением    № 1 к Постановлению Правительства № 99 (далее – Приложение № 1).

Согласно пункту 2 Приложения № 1 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

При этом согласно примечанию <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Комиссией установлено, что заказчиком в извещении о проведении Электронного  аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.11.10.120.  При этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 20754730,00 рублей, в связи с чем проведение аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 Приложения № 1

Как следует из пункта 15 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе, к участникам закупки  установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ, на выполнение которых заключается контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.

Контракт заключается на выполнение работ на объекте: «Строительство улично-дорожной сети и дворовых территорий населенных пунктов Шебекинского района Белгородской области, г. Шебекино» (район Центра культурного развития, г.Шебекино, ул.Лихачева, 6а).

Указанные выше работы относятся к группе работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Из вышеизложенного следует, что дополнительные требования к участникам закупки, установленные  в пункте 15 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, доводы заявителя по пункту 3 жалобы являются необоснованными.

 

При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

1. Согласно части 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Из части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В силу части 10 статьи 77 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Согласно пункту 2.1 проекта муниципального контракта стоимость Контракта определена по результатам электронного аукциона и составляет  _________________________________,  включая НДС по ставке ___ % — _______ (_________) руб.__ коп. (или НДС не облагается), со всеми, предусмотренным действующим законодательством, налогами и сборами. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.2. и 2.3. настоящего Контракта.

При этом из пункта 3.1 проекта контракта следует,  что сроки выполнения работ по контракту  установлены в следующих объемах:

 

№п/п

Наименование работ

Объем работ на планируемый период

2016г.

2017г.

1

Устройство земляных работ для строительства дорог

8177,85 тыс. рублей

 

2

Устройство водоотведения от дорог

2870,55 тыс. рублей

 

3

Устройство тротуаров

 

390,50 тыс. рублей

4

Устройство автодороги и стоянки для автотранспорта

 

9315,83 тыс. рублей

 

Таким образом, исходя из объема работ на планируемый период 2016 года и 2017 года, требуется выполнить работы на сумму 20754730,00 рублей, что соответствует начальной (максимальной) цене контракта.          

Из вышеизложенного следует, что наличие пункта 3.1 проекта контракта документации об Электронном аукционе с указанием начальной (максимальной) цены контракта не предусматривает проведение аукциона в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе, противоречит части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе и является нарушением части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Пунктом 19 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения муниципального контракта.

Из данного пункта следует, что в случае внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в тексте назначения платежа обязательно указывать: «Денежные  средства  в  виде  залога  в  качестве  обеспечения  исполнения  контракта  № ____________________________.

Приложением к документации об Электронном аукционе является договор залога денежных средств по обеспечению исполнения муниципального контракта, заключаемый между заказчиком и победителем Электронного аукциона, пунктом 3 которого установлено, что факт внесения залога денежных средств на счет Залогодержателя подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка об оплате суммы обеспечения исполнения контракта.

При этом документацией об Электронном аукционе не предусмотрен порядок заключения указанного договора залога и представители заказчика не смогли дать пояснения по данному вопросу.

Из вышеизложенного следует, что наличие договора залога денежных средств по обеспечению исполнения муниципального контракта документации об Электронном аукционе при направлении заказчиком победителю Электронного аукциона проекта контракта для его заключения не предусмотрено частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, а наличие в пункте 19 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе дополнительного требования:  в случае внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в тексте назначения платежа обязательно указывать: «Денежные  средства  в  виде  залога  в  качестве  обеспечения  исполнения  контракта  № ____________________________, свидетельствует о  нарушении части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обоснованной в части доводов о неправомерности включения в документацию об Электронном аукционе требований о наличии у участников закупки одновременно свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства  и допуске к конкретным видам работ.
  2. Признать в действиях заказчика - МКУ «Отдел капитального строительства Шебекинского района», уполномоченного органа - комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 31,  пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 5 статьи 66, части 10 статьи 70, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны