Решение б/н Дело № 256-12-АЗ решение, предписание в отношении Совета де... от 10 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 


 

 

Председателю Совета депутатов
Старооскольского городского округа Белгородской области


ИП Бесараб В.Т.

ИП Мартыновой Л.Г.

Заместителю Старооскольского городского прокурора


Резолютивная часть решения
объявлена 16.07.2012

Полный текст решения
изготовлен 27.07.2012
РЕШЕНИЕ
(извлечение)


16 июля 2012 года        г. Белгород

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 256-12-АЗ по признакам нарушения Совета депутатов Старооскольского городского округа ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Белгородское УФАС России поступили жалобы ИП Бесараб В.Т. (вх. № 1305 от 15.05.2012) и ИП Мартыновой Л.Г. (вх. № 1536 от 13.06.2012) на действия Совета депутатов Старооскольского городского округа по изданию решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории  Старооскольского городского округа» (далее — решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703), которое по мнению ИП Бесараб В.Т. и ИП Мартыновой Л.Г. не соответствует федеральному законодательству и нарушает законные права и интересы перевозчиков по осуществлению предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг по перевозке пассажиров (ограничивает конкуренцию среди перевозчиков, создает льготы для отдельных хозяйствующих субъектов, создает дискриминирующие условия для деятельности предпринимателей), чем нарушает ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения вышеуказанных жалоб, а так же анализа представленных Советом депутатов Старооскольского городского округа (на основании запроса Белгородского УФАС России) документов, были выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения жалоб индивидуальных предпринимателей Бесараб В.Т. и Мартыновой Л.Г., документации, представленной Советом депутатов Старооскольского городского округа, были возбуждены дела № 256-12-АЗ и № 574-12-АЗ (соответственно) по признакам нарушения Советом депутатов Старооскольского городского округа ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, которые определением от 16.07.2012 были объединены в одно производство под № 256-12-АЗ.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела 22.06.2012, 16.07.2012 ИП Бесараб В.Т. поддержала требования, указанные в ее жалобе и пояснила, что она является индивидуальным предпринимателем, с 1996 года осуществляет пассажирские перевозки в городе Старый Оскол. Каждый год администрацией округа проводился конкурс на осуществление пассажирских перевозок, и проблем с пассажирскими перевозками не было. Однако, Советом депутатов Старооскольского городского округа 27.102.2012 было принято решение № 703 о внесении изменений в положение Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа. Критерии оценки заявок, содержащиеся в приложении № 5 данного решения, по мнению ИП Бесараб В.Т., заведомо ставят мелких перевозчиков в неравные условия с предприятиями, которые имеют собственную базу, медпункты, охранников и которые наберут больше баллов, чем те участники конкурса, которые осуществляют предрейсовый осмотр транспорта и медосмотр водителей на основе договора с соответствующей организацией, у кого нет собственной базы, стоянки и диспетчерского пункта. ИП Мартынова Л.Г. на заседании комиссии 16.07.2012 поддержала заявленные ею требования, а так же высказала согласие с мнением ИП Бесараб В.Т.
Представитель Совета депутатов Старооскольского городского округа пояснил, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Таким образом, решения Совета депутатов Старооскольского городского округа № 143 от 15.08.2008, № 703 от 27.02.2012 регулируют вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, и приняты в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Установление критериев, указанных в приложении № 5 к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 (далее — Приложение № 5), таких как наличие опыта работы по осуществлению перевозки пассажиров на регулярных маршрутах (п. 1 Приложения № 5), собственной базы для проведения технического осмотра (п. 2 Приложения № 5), собственного медицинского пункта (п. 3 Приложения № 5), базы для хранения автобусов (п. 4 Приложения № 5) направлено на повышение культуры и качества обслуживания пассажиров. Критерии оценки, предусмотренные п.п. 2, 3 Приложения № 5, установлены в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, а также обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Организация диспетчерского контроля с использованием навигационного оборудования (п. 5 Приложения № 5) направлена на повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», согласно которому оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров. Предусмотренный п. 6 Приложения № 5 критерий оценки направлен на увеличение количества автобусов большой вместимости и установлен в рамках реализации Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с целью снижения общего числа подвижного состава на территории города Старый Оскол в связи с перегруженностью транспортных магистралей города в часы пик, Срок эксплуатации автобусов (п. 7 Приложения № 5) и наличие административных правонарушений (п. 9 Приложения № 5) также направлены на повышение качества транспортного обслуживания, укрепление транспортной дисциплины и повышение безопасности дорожного движения. Кроме того, представитель ответчика объяснил включение в перечень критериев оценки заявок такого показателя как «правонарушения в части налогового законодательства», тем, что если участник конкурса соблюдает налоговое законодательство, своевременно платит налоги, это свидетельствует о его добросовестности и следовательно, он будет лучше выполнять условия договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. По мнению представителя ответчика, предусмотренные Приложением № 5 критерии оценки заявок направлены на повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа, укрепление транспортной дисциплины на маршрутах, повышения эффективности управления движением транспорта, повышение культуры и качества обслуживания. Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 предусматривает общие (единые) требования ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, желающим осуществлять пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам и принято в пределах полномочий,  предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ и не противоречит положениям Закона о защите конкуренции.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, заявителей пришла к следующим выводам.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа» Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа, утвержденное решением Совета депутатов от 15.08.2008 № 143, (далее — Положение) дополнено Приложением № 5: «Критерии оценки заявок», из которого следует что:
по показателю «осуществление предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта» (п. 2) претендент, осуществляющий указанные контроль и обслуживание на основе договорных отношений со сторонней организацией получит 1 балл, а претендент, имеющий собственную базу для осуществления указанных контроля и обслуживания получит 3 балла;
по показателю «обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей» (п. 3) претендент, обеспечивающий указанный осмотр на основе договорных отношений со сторонней организацией, получает 1 балл, а претендент, имеющий собственный медицинский пункт, получает 3 балла;
по показателю «организация охраняемой стоянки» (п. 4) претендент, организующий стоянку на основе договорных отношений со сторонней организацией, получает 1 балл, а претендент, осуществляющий хранение автотранспорта на территории базы, осуществляющей выпуск на линию, получает 5 баллов;
по показателю «организация диспетчерского контроля всего заявленного транспорта» (п. 5) претендент, не организовавший контроль получает 0 баллов, организовавший контроль  с использованием средств навигационного оборудования — 2 балла;
по показателю «наличие административных взысканий, наложенных на претендента и его транспортное средство - правонарушения в части налогового законодательства» (п.п. 9.3) претенденту снижается сумма баллов на 1 балл за каждый случай.
Из содержания решения Совета депутатов от 27.02.2012 № 703, Положения не усматривается на каком основании установлена указанная выше оценка показателей, а именно: чем обусловлено предпочтение наличию собственной базы по осуществлению предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта, нежели осуществлению предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта на основе договорных отношений со сторонней организацией, если у сторонней организации имеется лицензия на осуществление такой деятельности; на каком основании обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей на основе договорных отношений со сторонней организацией оценивается ниже, чем наличие собственного медицинского пункта, при том, что и в том и в другом случае у медиков, осуществляющих осмотр водителей должно быть медицинское образование, а так же лицензия на осуществление такой деятельности; по какой причине наличие стоянки, организованной на основании договорных отношений со сторонней организацией оценивается ниже, чем хранение транспорта на территории базы, осуществляющей выпуск на линию, при том, что в обоих случаях такое хранение будет обеспечиваться претендентом на участие в конкурсе.
Такое разграничение критериев является надуманным (из вышеперечисленных нормативных актов не усматривается, на каком основании во всех перечисленных случаях сторонние организации, имеющие соответствующие лицензии и разрешения оцениваются ниже, чем собственные специалисты и обслуживание таких организаций является менее качественным, чем аналогичная деятельность силами и средствами работников претендента), и ограничивает возможности хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Кроме того, из вышеуказанных нормативных актов не усматривается, на каком основании в критерии оценки включен показатель «правонарушения в части налогового законодательства» и каким образом он влияет на безопасность дорожного движения и качество обслуживания пассажиров.
Согласно п.п. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. Согласно п. 8 указанного Постановления, органам местного самоуправления муниципальных образований и подведомственным им организациям рекомендовано принять меры по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем, указанных в п.п. «б»- «е» п. 1 настоящего Постановления, закрепленных в установленном порядке за этими органами и организациями.
Таким образом, федеральным законодательством не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по оснащению автомобильного транспорта, используемого для перевозки пассажиров,  аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и, таким образом, выставление большего количества при наличии спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS ограничил конкуренцию среди потенциальных участников конкурса на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Старооскольском городском округе Белгородской области.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создавать дискриминационные условия.
Совет депутатов Старооскольского городского округа, приняв решение от 27.02.2012 № 703, установил вышеуказанные критерии оценки претендентов на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, которые могут привести к ограничению конкуренции среди потенциальных участников конкурса на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Старооскольском городском округе Белгородской области, чем создал дискриминационные условия, при которых претенденты на участие в вышеуказанном конкурсе, имеющие собственную базу, медицинские пункты, охранников и не имеющие нарушений в части налогового законодательства, а так же оснастившие транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS ставятся в преимущественное положение перед претендентами, заключившими договорные отношения со сторонними организациями, осуществляющими деятельность по предрейсовому и послерейсовому техническому контролю и техническому обслуживанию транспорта, предрейсовому и послерейсовому медицинского осмотру водителей, хранению транспорта, имеющими нарушения налогового законодательства, а так же не оснастившими транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS, чем нарушил требования п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Белгородского УФАС России

     РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Советом депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий, а именно в установлении критериев оценки претендентов на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, которые могут привести к ограничению конкуренции среди потенциальных участников конкурса на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Старооскольском городском округе Белгородской области посредством принятия решения решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа» (п. 2, 3, 4, 5, пп. 9.3 п. 9 Приложения № 5 («Критерии оценки заявок»)).
2. Выдать Совету депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области предписание о внесении изменений в п. 2, 3, 4, 5, пп. 9.3 п. 9 Приложения № 5 («Критерии оценки заявок») к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа» (исключение критериев, создающих дискриминационные условия).


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


Председателю Совета депутатов
Старооскольского городского округа Белгородской области

          
ПРЕДПИСАНИЕ № 97
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)
27 июля 2012 года        г. Белгород

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 27.07.2012 по делу № 256-12-АЗ о нарушении Советом депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Совету депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области прекратить нарушение п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, для чего внести изменения в п. 2, 3, 4, 5, пп. 9.3 п. 9 Приложения № 5 («Критерии оценки заявок») к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа», исключив критерии, создающие дискриминационные условия.
3. В срок до 27 октября 2012 года представить в Белгородское УФАС России доказательства об исполнении настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны