Решение б/н Решение в отношении администрации Губкинского городского окр... от 21 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Белгород
Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2018 г.
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей заявителя и ответчика (уведомлены надлежащем образом), руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев дело № 300-16-АЗ по признакам нарушения администрацией Губкинского городского округа Белгородской области п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, установила:
В Белгородское УФАС России поступило обращение предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке пассажирских перевозок на территории Губкинского городского округа Белгородской области, о нарушении администрацией Губкинского городского округа Белгородской области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства.
Администрацией издано постановление от 10.05.2016 № 877-па «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения Губкинского городского округа» (далее – Положение).
В Положении содержатся нормы, регламентирующие оплату проезда по муниципальному маршруту регулярных перевозок с использованием автоматизированной системы оплаты проезда (далее – АСОП). Так, согласно п.7.7, Положения транспортные средства должны быть оборудованы бортовым транспортным терминалом, подключенным к автоматизированной системе оплаты проезда (АСОП), для взимания платы за проезд в соответствии с п. 6.4. настоящего Положения, регистрации проезда пассажиров на пассажирском транспорте общего пользования и передачи данной информации в муниципальной бюджетное учреждение «Губкинский пассажирский автосервис».
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным законом обязанности оборудовать транспортное средство бортовым терминалом, подключенным к АСОП, не предусмотрено, к техническим характеристикам транспортных средств, влияющих на качество перевозок, также не относится.
Требование об установлении бортового терминала, подключенного к АСОП, влечет наложение дополнительных обременений на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке пассажирских перевозок, влечет для них дополнительные материальные затраты, и необоснованно препятствует осуществлению деятельности.
Указанное обстоятельство может повлечь за собой отказ хозяйствующих субъектов от деятельности по перевозке пассажиров, приведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, что в соответствии с п. 14 ст.4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По результатам рассмотрения заявления в соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Белгородское УФАС России выдало Администрации предупреждение об отмене или изменении акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В установленный срок предупреждение Администрацией исполнено не было.
В силу ч. 8 ст. 39.1 приказом Белгородского УФАС России от 11.08.2016 № 246 возбуждено настоящие дело о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии 15.09.2016 было установлено, что предприниматели, осуществляющие деятельность на рынке пассажирских перевозок на территории Губкинского городского округа Белгородской области, обратились в Губкинский городской суд Белгородской области с исковым заявлением о признании нормативного правового акта (Положения об организации транспортного обслуживания населения Губкинского городского округа) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части (административное дело № 2а-1268/2016).
Учитывая что выводы суда при принятии решения по административному делу № 2а-1268/2016 имеют преюдициальное значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия определила рассмотрение дела № 300-16-АЗ приостановить до принятия окончательного судебного акта по административному делу № 2а-1268/2016.
В Белгородское УФАС России поступили копии решения суда Губкинского городского округа Белгородской области от 06.09.2016 по административному делу № 2а-1268/2016 и апелляционное определение Белгородского областного суда от 26.12.2016.
Решение Губкинского городского округа Белгородской области от 06.09.2016 по административному делу № 2а-1268/2016 вступило в законную силу.
Определением от 26.01.2018 рассмотрение настоящего дела было возобновлено.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, установила следующие.
Как следует из апелляционного определения Белгородского областного суда от 26.12.2016 по делу № 33а-5832/2016, на момент принятия оспариваемых норм действовало постановление Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 550-па "О внедрении единой интегрированной автоматизированной системы оплаты проезда на территории Белгородской области", которым внедрялась единая интегрированная автоматизированная система оплаты проезда в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования, кроме легковых такси.
Правительством Белгородской области 06.06.2016 издано постановление N 206-пп "О внедрении единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Белгородской области", которым на территории Белгородской области внедряется единая автоматизированная система безналичной оплаты транспортных услуг, а постановление от 24.12.2012 N 550-пп признано утратившим силу.
Согласно названному постановлению муниципальное образование Губкинский городской округ определено одним из пилотных по внедрению указанной автоматизированной системы. Пунктом 4 данного постановления администрациям пилотных муниципальных образований предписано подготовить необходимую нормативно-правовую базу для внедрения на территории муниципальных образований автоматизированной системы, согласовывать с управлением информационных технологий и связи Администрации Губернатора области аукционную или конкурсную документацию в части требований, предъявляемых к оснащению состава перевозчиков, выполняющих муниципальный заказ, специализированным оборудованием для безналичной оплаты транспортных услуг в целях обеспечения интеграции с единой автоматизированной системой, обеспечить взаимодействие перевозчиков, выполняющих муниципальный заказ, с областным государственным бюджетным учреждением "Белгородский информационный фонд".
В соответствии с требованиями вышеуказанных норм, а также Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Устава Губкинского городского округа, в целях организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, удовлетворения потребности населения Губкинского городского округа в пассажирских перевозках Постановлением главы администрации Губкинского городского округа Белгородской области от 10.05.2016 N 877-па (ред. от 10 июня 2016 года) утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения Губкинского городского округа".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На федеральном уровне отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 2 названного закона, отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, регламентирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 13.07. 2015 N 220-ФЗ).
Статьей 7 Закона Белгородской области от 08.11.2011 N 80 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области" органы местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области наделены полномочиями по организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в соответствии с законом Белгородской области от 14.01.2008 N 183 "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении".
Таким образом, действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих правил осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
При этом провозные платежи являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, в связи с чем администрация Губкинского городского округа в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно устанавливать виды и способы оплаты проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Губкинском городском округе.
Кроме этого, суд указал, что предъявление администрацией Губкинского городского округа требования к оборудованию транспортных средств, задействованных в регулярных перевозках пассажиров по муниципальным маршрутам бортовым транспортным терминалом, подключенным к автоматизированной системе оплаты проезда (АСОП) направлено на внедрение единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг на территории Губкинского городского округа в Белгородской области, а не на ограничение конкуренции или создание препятствий для осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по пассажирским перевозкам.
В силу изложенного суды пришли к заключению о том, что оспариваемые положения, которые направлены в том числе на обеспечение регулярных пассажирских перевозок на территории Губкинского городского округа, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе и антимонопольному законодательству, не нарушают прав заявителей на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку не являются препятствием для участия в отборе перевозчиков, с которыми может заключаться договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок.
При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Белгородского УФАС России пришла к выводу о необходимости прекратить рассмотрение настоящего дела.
Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
прекратить рассмотрение дела № 300-16-АЗ в отношении администрации Губкинского городского округа Белгородской области в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения Решение территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.