Определение б/н Определение о назначении дела к рассмотрению от 2 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО «Белгородавиа»

308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.166

 

 

 

 

Белгородская транспортная прокуратура

308005, г.Белгород,

ул.Вокзальная, д.5

 

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 304-16-АЗ

к рассмотрению

(извлечение)

30 августа 2016 года                                                                                                г. Белгород

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

У С Т А Н О В И Л:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) поступили материалы проверки Белгородской транспортной прокуратуры (вх. № 1046) на действия хозяйствующих субъектов АО «Воздушные ворота Белогорья» и АО «Белгородавиа» в части взимания денежных средств с юридических и физических лиц за получение согласования, предусмотренного статьей 46 ВК РФ, как нарушающие запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Как следует из материалов прокуратуры, АО «Воздушные ворота Белогорья» является собственником аэродрома г.Белгорода, которому на праве собственности принадлежат: сооружение – искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВВП) общей площадью 114025 кв.м., перрон 4 МС (вторая очередь) общей площадью 37416 кв.м., сооружение – перрон на 4 места стоянки площадью 44629 кв.м., рулежная дорожка площадью покрытия 17720 кв.м., рулежная дорожка РД-1 общей площадью  покрытия 5410 кв.м., съезд на рулежную дорожку РД-3 общей площадью 943 кв.м.

Оператором аэродрома г.Белгород является АО «Белгородавиа».

Приказом генерального директора АО «Воздушные ворота Белогорья» от 24.10.2014 года № 33/1-п  «Об установлении порядка согласования строительства  зданий и сооружений в районе аэропорта г.Белгорода» установлен порядок согласования строительства зданий и сооружений аэропорта  г.Белгорода.

Пунктом 1 данного приказа установлен порядок согласования АО «Воздушные ворота Белогорья» (собственник аэропорта) застройки в районе аэропорта г.Белгорода и на приаэродромной территории на условиях получения и проверки достоверности сведений в запросе заявителя и заключении договора  возмездного оказания услуг.

Подпунктом «в» пункта 1 данного приказа определено, что после заключения договора с заявителем заключить договор возмездного оказания услуг с организацией, имеющей сертификат на аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации (ОАО «Белгородавиа») с целью получения достоверных сведений о возможности возникновения негативных воздействий на здоровье граждан, деятельность юридических лиц, на оборудование аэропорта и воздушные суда в случае согласования застройки.

При получении положительного заключения, выданного организацией, имеющей сертификат на аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов, подготовить ответ заявителю о согласовании застройки.

Как следует из письма генерального директора АО «Воздушные ворота Белогорья» от 08.04.2016 года исх.№ 52, услуги по рассмотрению документов и выдаче заключения   АО «Белгородавиа» оказывает на возмездной основе, стоимость которых составляет 47327,94 рублей. Стоимость услуги по договору возмездного оказания услуг составляет 47810 рублей, при этом 482,06 рублей – компенсация затрат, понесенных непосредственно АО «Воздушные ворота Белогорья».

В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно части 1 статьи 47 ВК РФ размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Согласно копиям свидетельств о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Белгородской области, АО «Воздушные ворота Белогорья» является собственником искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВВП) общей площадью 114025 кв.м., перрона 4 МС (вторая очередь) общей площадью 37416 кв.м., сооружения – перрона на 4 места стоянки площадью 44629 кв.м., рулежной дорожки площадью покрытия 17720 кв.м., рулежной дорожки РД-1 общей площадью  покрытия 5410 кв.м., съезда на рулежную дорожку РД-3 общей площадью 943 кв.м.

В свою очередь, под главным оператором аэропорта понимается держатель сертификата аэропорта - хозяйствующий субъект из числа операторов аэропорта, владеющий сертификатом соответствия (годности) аэропорта (постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599, приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 N 82).

В соответствии с копией сертификата соответствия ФАВТ А.01.03155, выданного АО «Белгородавиа» (ранее – ОАО «Белгородавиа») 05.05.2014 года, Общество осуществляет аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению в аэропорту, состоящую, в том числе из: согласования и контроля за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории.

В силу пункта 1 статьи 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - закон N 16-ФЗ) одними из целей обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности и разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Пунктом 3 ст. 8 закона N 16-ФЗ установлены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, являющимися собственниками либо владеющими указанными объектами (зданиями, строениями, сооружениями) на ином законном основании.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются не только перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), но и другую деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (п.1 ст. 11 ВК РФ).

В силу пункта 1.3 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом ФСВТ России от 06.05.2000 года № 121, аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории.

Таким образом, законодателем уже прямо закреплены функции по контролю и согласованию  за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории за оператором аэродрома, те есть, данные услуги не являются для оператора аэродрома дополнительной возможной услугой, которую он может и не оказывать в силу своих возможностей - правом оператора, а являются его обязанностью, возложенной законодателем.

АО «Белгородавиа» приказом ФСТ России №541-т 08.09.2011 внесен в реестр субъектов естественных монополий за № 31/2/2.

Приказом генерального директора АО «Воздушные ворота Белогорья» от 24.10.2014 года № 33/1-п  «Об установлении порядка согласования строительства  зданий и сооружений в районе аэропорта г.Белгорода» установлен порядок согласования строительства зданий и сооружений аэропорта  г.Белгорода.

Пунктом 1 данного приказа установлен порядок согласования АО «Воздушные ворота Белогорья» (собственник аэропорта) застройки в районе аэропорта г.Белгорода и на приаэродромной территории на условиях получения и проверки достоверности сведений в запросе заявителя и заключении договора  возмездного оказания услуг.

Подпунктом «в» пункта 1 данного приказа определено, что после заключения договора с заявителем заключить договор возмездного оказания услуг с организацией, имеющей сертификат на аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации (ОАО «Белгородавиа») с целью получения достоверных сведений о возможности возникновения негативных воздействий на здоровье граждан, деятельность юридических лиц, на оборудование аэропорта и воздушные суда в случае согласования застройки.

При получении положительного заключения, выданного организацией имеющей сертификат на аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов, подготовить ответ заявителю о согласовании застройки.

Как следует из материалов прокуратуры, копий документов, представленных АО «Белгородавиа», между АО «Воздушные ворота Белогорья» и АО «Белгородавиа» заключен договор № 1012/2015/УС от 02.10.2015 года предметом которого является оказание услуг по изучению представленной документации в целях определения наличия/отсутствия угрозы безопасности полета воздушных судов, а также наличия/отсутствия негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц в границах территории аэродрома. Стоимость  оказания услуг составляет 47 327, 94 рублей. Срок действия договора до полного исполнения сторонами обязательств по договору.

Как следует из договора возмездного оказания услуг № 1086/2015/УС от 17.12.2015 года, АО «Белгородавиа» и АО «Воздушные ворота Белогорья» договорились по заявке оказывать услуги по изучению представленной документации в целях определения наличия/отсутствия угрозы безопасности полетов воздушных судов, а также наличия/отсутствия негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц в границах территории аэродрома. Стоимость  оказания услуг составляет 47 327, 94 рублей. Срок действия договора до полного исполнения сторон обязательств по договору.

Аналогичный договор заключен между АО «Белгородавиа» и АО «Воздушные ворота Белогорья»  15.01.2016 года за № 1127/2016/УС.

Согласно письму АО «Воздушные ворота Белогорья» исх.№ 52 от 08.04.2016 года, направленному в адрес  Белгородской транспортной прокуратуры, в связи с отсутствием в обществе необходимых для проведения  вышеуказанных мероприятий материальных и человеческих ресурсов АО «Воздушные ворота Белогорья» обращается в специализированную организацию АО «Белгородавиа» с целью получения  достоверных сведений о возможности возникновения негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц, на оборудование аэропорта и воздушные суда. Анализ предоставленных в АО «Белгородавиа»  документов  оформляется выдачей соответствующего заключения. Порядок взаимодействия  установлен приказом  генерального директора АО «Воздушные ворота Белогорья» от 24.10.2014 года № 33/1-п  «Об установлении порядка согласования строительства  зданий и сооружений в районе аэропорта г.Белгорода». Услуги по рассмотрению документов  и выдаче заключения АО «Белгородавиа» оказывает на возмездной основе.

Как следует из копий документов, представленных АО «Белгородавиа» за выдачей заключения оператора аэродрома за период с 01.01.2015 года по 11.07.2016 года обратилось 11 лиц.

Как следует из копий договоров, заключенных между АО «Белгородавиа» и следующими юридическими лицами: ООО «ПКМ-Агро», ООО «Ольшанец Парк», ООО «БРИК керамикс», ООО «Элитный кирпич», ООО «Паркинг-М» предметом договора является оказание услуг по анализу возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц, а также анализу наличия/отсутствия угрозы безопасности полетов воздушных судов или создания помех в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, услуга, оказываемая по настоящему договору  не является коммерческой деятельностью исполнителя, осуществляется во исполнение требований Воздушного Кодекса Российской Федерации, а также иных нормативных актов. Стоимость услуги по договору составляет  11 839, 16 рублей.

 

Взимание платы оператором аэропорта за согласование размещения в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме создает дополнительные незаконные обязательства, в том числе для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, что создает угрозу по  ущемлению их прав при осуществлении предпринимательской деятельности.

АО «Белгородское авиапредприятие» (АО «Белгородавиа») осуществляет деятельность в области гражданской авиации по приему, сопровождению и отправке воздушных судов.

Услуги аэропортов, согласно, статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

   Положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, АО «Белгородавиа» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)  запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, действия АО «Белгородавиа» по взимание платы как оператором аэропорта, осуществляющего деятельность на рынке услуг аэропортов, за согласование размещения в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме являются нарушением требований, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку направлены на ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

 

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 15 августа 2016 года № 248 о возбуждении дела № 304-16-АЗ по признакам нарушения АО «Белгородавиа» (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого. д.166) требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».  Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 304-16-АЗ, возбужденное в отношении АО «Белгородавиа» по признакам нарушения требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» к рассмотрению на 29 сентября 2016 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 82, Белгородское УФАС России.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

  • заявителя - Белгородскую транспортную прокуратуру (308001, г.Белгород, ул.Вокзальная, 5);
  • ответчика по делу - АО «Белгородское авиапредприятие» (АО «Белгородавиа») (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, 166).

3. АО «Белгородавиа» (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, 166) представить в Белгородское УФАС России в срок до 23.09.2016 года надлежащим образом заверенные копии следующих документов и сведения:

  • должностные инструкции главного инженера, начальника АС, старшего щтурмана ЦУП, начальника службы ЭСТОП, инженера-инспектора по безопасности полетов, инженера АС, инженера по охране окружающей среды;

            Явка представителей лиц, участвующих в деле с доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

                 В соответствии со ст. 45, 47 Федерального Закона «О защите конкуренции», в случае неявки на заседание Комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, а также в случае не поступления мотивированного ходатайства об отложении рассмотрения дела, или указанные в ходатайстве обстоятельства не будут признаны Комиссией уважительными, Комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Председатель Комиссии                                                                                         

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны