Решение б/н Решение по жалобе ИПЦ «Профкабинет» от 28 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28.05.2018 г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее соответственно — Комиссия; Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей заказчика- ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж", в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении в отсутствие), рассмотрев материалы дела №340-18-И по жалобе ООО ИПЦ «Профкабинет» на действия организатора закупки – ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" при проведении запроса котировок на закупку комплекта учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы" (закупка №31806466094, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru), установила:

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИПЦ «Профкабинет» (далее – Заявитель) на действия организатора закупки – ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" (далее- заказчик) при проведении запроса котировок на закупку комплекта учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы" (закупка №31806466094, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru).

Заявитель считает, что заказчик неправомерно объединил в один лот товары технологически и функционально не связанные между собой, а так же некорректно указал код ОКПД для предмета поставки.

Из жалобы следует, что согласно техническому заданию предметом поставки является комплект учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы". В его составе присутствует два компонента: тренажёрный модуль c индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием», предназначенный для подтверждения допуска к самостоятельной работе с лабораторным оборудованием и представляющий собой интерактивный сенсорный модуль со светодинамической индикацией, позволяющий проводить обучение и тестирование по основным методам работы с лабораторным оборудованием и осваивать основные правила техники безопасности при его использовании и электронное учебное пособие «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений.

Заявитель считает, что учебное пособие и тренажерный модуль не имеют никакого отношения к комплекту учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы", тематика учебного пособия (охрана труда, пожарная безопасность, оказание первой помощи, правила безопасного поведения на дороге) не включена в курс «Вентиляционные системы» (и подобные ему). Следовательно, в принципе данные товары не могут взаимодействовать друг с другом и/или дополнять и указывает на ограничение конкуренции и нарушении ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, заявитель указывает, что для предмета поставки указан код ОКПД 32.99.53.130 Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные. Электронные учебные пособия относятся к разделу ОКПД 22 Продукция печатная и носители информации записанные, а именно 22.11.22.191 «Учебники и учебные пособия, в электронной форме». Модуль «Техника безопасности в учебной лаборатории» не имеет функционального и технологического отношения к основному предмету поставки оборудования, относится к ОКПД 30.02.14.139 Тренажеры, имитаторы, системы моделирующие прочие.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения. Пояснили, что тренажерный модуль и учебное пособие технологически и функционально связаны с оборудованием и должны представлять собой единый комплекс, предназначенный для обучения студентов. Установление определенных требований к закупке обусловлено потребностями заказчика в виде полностью оснащенного и укомплектованного всем необходимым кабинета по специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования».

Сообщили, что указанные заявителем коды 22.11.22.191 «Учебники и учебные пособия, в электронной форме» и 30.02.14.139 «Тренажеры, имитаторы, системы моделирующие прочие» являются кодами ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002). В то же время, общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, которым с 01.02.2014 введен в действие ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Рассмотрев материалы настоящего дела, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 10.05.2018 размещено извещение о проведении запроса котировок.

Объект закупки- комплект учебно-лабораторного оборудования «Вентиляционные системы».

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОГАПОУ «БСК» (далее – Положение о закупках).

ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" относится к государственным учреждениям, для которых в соответствии с ч.2 ст.1 Закона №223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч.1 ст.2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно письменным пояснениям ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" 25.05.2018 исх.№207, осуществление закупки обусловлено необходимостью прохождения процедуры лицензирования в целях организации обучения на базе колледжа по специальности «15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по которой определена федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 №1562 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования».

Включение в закупку электронного учебного пособия «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений и тренажерного модуля с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием» обусловлено тем, что комплект учебно-лабораторного оборудования «Вентиляционные системы» является сложным инженерным оборудованием, которое предназначено для проведения лабораторных работ по изучению элементов систем вентиляции, способов регулирования и контроля параметров в вентиляционных системах, а также воздуховодов различной формы, заслонок, тройников, отводов. Неотъемлемой частью данного комплекта является тренажёрный модуль с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием», предназначенный для подтверждения допуска к самостоятельной работе с лабораторным оборудованием. Прохождение заданий данного модуля подтверждает наличие у студента необходимых навыков работы на данном оборудовании и минимизирует вероятность допуска к оборудованию неподготовленных лиц.

Кроме того, питание данного оборудования осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 вольт, что при его неправильном использовании может привести к поражению электрическим током студентов, короткому замыканию электропроводки и, как следствие, возгоранию оборудования. В свою очередь, учебная установка имитирует реальное промышленное оборудование. В связи с этим неотъемлемой частью данного комплекта оборудования также является Электронное учебное пособие «Охрана труда», которое наглядно объясняет действия человека при возможном возгорании данного оборудования и описание действий при возникновении внештатных ситуаций на производстве.

Пунктом 2.1 федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.13 «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования» (далее- ФГОС) установлено, что структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте 1.11 ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).

Пунктом 2.3. ФГОС установлено, что перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Обязательной частью образовательной программы в соответствии с п. 2.7. ФГОС предусмотрено изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов.

Примерная основная образовательная программа по программе (ПООП) среднего профессионального образования, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования, зарегистрирована в Федеральном реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования 04.04.2017 под регистрационным номером 15.02.13-170404.

В состав вышеуказанной ПООП включены следующие примерные рабочие программы:

  • примерная рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» (Приложение 11.20. к ПООП);
  • примерная рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (Приложение 11.21. к ПООП).

Учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена ОГАПОУ «БСК» по специальности среднего профессионального образования 15.02.13. «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», разработанным с учетом ПООП и утвержденным 31.01.2018, предусмотрено изучение дисциплин «Охрана труда» в объеме 72 академических часов и «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов.

Таким образом, тематика учебного пособия «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений включена в курс специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования».

Кроме того, при составлении технического задания заказчиком предполагалось, что целью закупки является приобретение качественного учебно­-лабораторного оборудования, предназначенного для обучения студентов.

В результате освоения образовательной программы по специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования» в соответствии с вышеуказанной ПООП выпускники должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • производить отключение оборудования систем вентиляции и кондиционирования от инженерных систем;
  • проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования в соответствии с документацией завода-изготовителя;
  • выполнять работы по консервированию и расконсервированию систем вентиляции и кондиционирования;
  • выполнять укрупнённую разборку и сборку основного оборудования, монтажных узлов и блоков;
  • определять трудоемкость и длительность работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования;
  • разрабатывать сопутствующую техническую документацию при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования;
  • организовывать и контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования силами подчиненных.

В рамках указанных компетенций студенты обязаны знать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении работ, правила по охране труда, назначение и правила применения средств индивидуальной защиты, пожаротушения и первой помощи пострадавшим при аварии или нарушении требований охраны труда, в том числе при отравлениях хладагентом или поражении им частей тела и глаз.

В целях качественной организации проведения практических занятий и лабораторных работ непосредственно на планируемом к закупке оборудовании «Вентиляционные системы» в рамках проведения каждого занятия заказчиком планируются следующие этапы процесса обучения:

  • разъяснение основных правил охраны труда и технике безопасности при работе со стендом с использованием входящего в комплект лабораторного оборудования электронного учебного пособия «Охрана труда»;
  • осуществление проверки полученных студентами знаний;
  • допуск к работе на стенде с использованием входящего в комплект лабораторного оборудования тренажерного модуля с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием»;
  • работа на стенде;
  • оформление итогов работы на стенде;
  • закрепление знаний, полученных при работе на стенде;
  • подведение итогов проведенного занятия.

Таким образом, тренажерный модуль с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием» и электронное учебное пособие «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений имеют технологическое и функциональное отношение к предмету закупки.

В соответствии с п. 4.2.1. ФГОС, образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

Приобретаемые в рамках закупки комплекта учебно-лабораторного оборудования «Вентиляционные системы» тренажерный модуль с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием» и электронное учебное пособие «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений технологически и функционально взаимосвязаны между собой процессом обучения по указанной специальности, наличием единой базы, на которой располагается указанные оборудование, операционной базой предполагаемого к поставке оборудования.

Осуществление закупки входящего в комплект оборудования разными лотами неизменно повлекло бы удорожание поставляемого оборудования, так как в цену были бы включены дополнительные командировочные расходы по выезду специалистов для проведения пуско-наладочных работ и первичного инструктажа по работе оборудования и программного обеспечения.

Закупка единым лотом гарантирует соответствие параметров поставляемых оборудования и программного обеспечения, корректность их работы и предоставление единой гарантии на весь комплект закупаемого оборудования и программного обеспечения.

При этом, действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на торги единым лотом предлагаемые к поставке товары, которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды.

На основании изложенного, Комиссией Белгородского УФАС установлено, что у заказчика имелась потребность именно в оснащении кабинета оборудованием в целом, в связи с чем, закупаемые товары технологически и функционально связаны друг с другом.

Основной задачей законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора котором в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а так же об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Кроме того, указанные заявителем в жалобе коды на дату размещения извещения о проведении закупки является недействующими, так как общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, которым с 01.02.2014 введен в действие ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Представитель заявителя на рассмотрение жалобы не явился, приведенные доводы заказчика не опровергнул.

Таким образом, Комиссия Белгородского УФАС России доводы о том, что заказчик неправомерно объединил в один лот товары технологически и функционально не связанные между собой, а так же некорректно указал код ОКПД для предмета поставки считает необоснованными, в связи с чем, нарушение порядка проведения торгов и ограничение конкуренции при их проведении не усматривается.

22.05.2018 был объявлен перерыв в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы до 28.05.2018.

На заседание Комиссии 28.05.2018, представители заказчика сообщили, на участие в запросе котировок было подано три заявки и таким образом, число участников не было ограничено.

На основании изложенного, Комиссия Белгородского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО ИПЦ "Профкабинет" на действия организатора закупки – ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" (далее- заказчик) при проведении запроса котировок на закупку комплекта учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы" (закупка №31806466094, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны