Решение б/н Решение по жалобе ИПЦ «Профкабинет» от 28 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
28.05.2018 г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее соответственно — Комиссия; Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей заказчика- ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж", в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении в отсутствие), рассмотрев материалы дела №340-18-И по жалобе ООО ИПЦ «Профкабинет» на действия организатора закупки – ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" при проведении запроса котировок на закупку комплекта учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы" (закупка №31806466094, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru), установила:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИПЦ «Профкабинет» (далее – Заявитель) на действия организатора закупки – ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" (далее- заказчик) при проведении запроса котировок на закупку комплекта учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы" (закупка №31806466094, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru).
Заявитель считает, что заказчик неправомерно объединил в один лот товары технологически и функционально не связанные между собой, а так же некорректно указал код ОКПД для предмета поставки.
Из жалобы следует, что согласно техническому заданию предметом поставки является комплект учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы". В его составе присутствует два компонента: тренажёрный модуль c индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием», предназначенный для подтверждения допуска к самостоятельной работе с лабораторным оборудованием и представляющий собой интерактивный сенсорный модуль со светодинамической индикацией, позволяющий проводить обучение и тестирование по основным методам работы с лабораторным оборудованием и осваивать основные правила техники безопасности при его использовании и электронное учебное пособие «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений.
Заявитель считает, что учебное пособие и тренажерный модуль не имеют никакого отношения к комплекту учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы", тематика учебного пособия (охрана труда, пожарная безопасность, оказание первой помощи, правила безопасного поведения на дороге) не включена в курс «Вентиляционные системы» (и подобные ему). Следовательно, в принципе данные товары не могут взаимодействовать друг с другом и/или дополнять и указывает на ограничение конкуренции и нарушении ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Кроме того, заявитель указывает, что для предмета поставки указан код ОКПД 32.99.53.130 Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные. Электронные учебные пособия относятся к разделу ОКПД 22 Продукция печатная и носители информации записанные, а именно 22.11.22.191 «Учебники и учебные пособия, в электронной форме». Модуль «Техника безопасности в учебной лаборатории» не имеет функционального и технологического отношения к основному предмету поставки оборудования, относится к ОКПД 30.02.14.139 Тренажеры, имитаторы, системы моделирующие прочие.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения. Пояснили, что тренажерный модуль и учебное пособие технологически и функционально связаны с оборудованием и должны представлять собой единый комплекс, предназначенный для обучения студентов. Установление определенных требований к закупке обусловлено потребностями заказчика в виде полностью оснащенного и укомплектованного всем необходимым кабинета по специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования».
Сообщили, что указанные заявителем коды 22.11.22.191 «Учебники и учебные пособия, в электронной форме» и 30.02.14.139 «Тренажеры, имитаторы, системы моделирующие прочие» являются кодами ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002). В то же время, общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, которым с 01.02.2014 введен в действие ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Рассмотрев материалы настоящего дела, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 10.05.2018 размещено извещение о проведении запроса котировок.
Объект закупки- комплект учебно-лабораторного оборудования «Вентиляционные системы».
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОГАПОУ «БСК» (далее – Положение о закупках).
ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" относится к государственным учреждениям, для которых в соответствии с ч.2 ст.1 Закона №223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.1 ст.2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно письменным пояснениям ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" 25.05.2018 исх.№207, осуществление закупки обусловлено необходимостью прохождения процедуры лицензирования в целях организации обучения на базе колледжа по специальности «15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по которой определена федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 №1562 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования».
Включение в закупку электронного учебного пособия «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений и тренажерного модуля с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием» обусловлено тем, что комплект учебно-лабораторного оборудования «Вентиляционные системы» является сложным инженерным оборудованием, которое предназначено для проведения лабораторных работ по изучению элементов систем вентиляции, способов регулирования и контроля параметров в вентиляционных системах, а также воздуховодов различной формы, заслонок, тройников, отводов. Неотъемлемой частью данного комплекта является тренажёрный модуль с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием», предназначенный для подтверждения допуска к самостоятельной работе с лабораторным оборудованием. Прохождение заданий данного модуля подтверждает наличие у студента необходимых навыков работы на данном оборудовании и минимизирует вероятность допуска к оборудованию неподготовленных лиц.
Кроме того, питание данного оборудования осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 вольт, что при его неправильном использовании может привести к поражению электрическим током студентов, короткому замыканию электропроводки и, как следствие, возгоранию оборудования. В свою очередь, учебная установка имитирует реальное промышленное оборудование. В связи с этим неотъемлемой частью данного комплекта оборудования также является Электронное учебное пособие «Охрана труда», которое наглядно объясняет действия человека при возможном возгорании данного оборудования и описание действий при возникновении внештатных ситуаций на производстве.
Пунктом 2.1 федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.13 «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования» (далее- ФГОС) установлено, что структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте 1.11 ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
Пунктом 2.3. ФГОС установлено, что перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Обязательной частью образовательной программы в соответствии с п. 2.7. ФГОС предусмотрено изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов.
Примерная основная образовательная программа по программе (ПООП) среднего профессионального образования, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования, зарегистрирована в Федеральном реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования 04.04.2017 под регистрационным номером 15.02.13-170404.
В состав вышеуказанной ПООП включены следующие примерные рабочие программы:
- примерная рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» (Приложение 11.20. к ПООП);
- примерная рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (Приложение 11.21. к ПООП).
Учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена ОГАПОУ «БСК» по специальности среднего профессионального образования 15.02.13. «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», разработанным с учетом ПООП и утвержденным 31.01.2018, предусмотрено изучение дисциплин «Охрана труда» в объеме 72 академических часов и «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов.
Таким образом, тематика учебного пособия «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений включена в курс специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования».
Кроме того, при составлении технического задания заказчиком предполагалось, что целью закупки является приобретение качественного учебно-лабораторного оборудования, предназначенного для обучения студентов.
В результате освоения образовательной программы по специальности «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования» в соответствии с вышеуказанной ПООП выпускники должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
- производить отключение оборудования систем вентиляции и кондиционирования от инженерных систем;
- проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования в соответствии с документацией завода-изготовителя;
- выполнять работы по консервированию и расконсервированию систем вентиляции и кондиционирования;
- выполнять укрупнённую разборку и сборку основного оборудования, монтажных узлов и блоков;
- определять трудоемкость и длительность работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования;
- разрабатывать сопутствующую техническую документацию при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования;
- организовывать и контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования силами подчиненных.
В рамках указанных компетенций студенты обязаны знать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении работ, правила по охране труда, назначение и правила применения средств индивидуальной защиты, пожаротушения и первой помощи пострадавшим при аварии или нарушении требований охраны труда, в том числе при отравлениях хладагентом или поражении им частей тела и глаз.
В целях качественной организации проведения практических занятий и лабораторных работ непосредственно на планируемом к закупке оборудовании «Вентиляционные системы» в рамках проведения каждого занятия заказчиком планируются следующие этапы процесса обучения:
- разъяснение основных правил охраны труда и технике безопасности при работе со стендом с использованием входящего в комплект лабораторного оборудования электронного учебного пособия «Охрана труда»;
- осуществление проверки полученных студентами знаний;
- допуск к работе на стенде с использованием входящего в комплект лабораторного оборудования тренажерного модуля с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием»;
- работа на стенде;
- оформление итогов работы на стенде;
- закрепление знаний, полученных при работе на стенде;
- подведение итогов проведенного занятия.
Таким образом, тренажерный модуль с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием» и электронное учебное пособие «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений имеют технологическое и функциональное отношение к предмету закупки.
В соответствии с п. 4.2.1. ФГОС, образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
Приобретаемые в рамках закупки комплекта учебно-лабораторного оборудования «Вентиляционные системы» тренажерный модуль с индикацией обучения и контроля «Правила эксплуатации и основные правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием» и электронное учебное пособие «Охрана труда» для студентов образовательных учреждений технологически и функционально взаимосвязаны между собой процессом обучения по указанной специальности, наличием единой базы, на которой располагается указанные оборудование, операционной базой предполагаемого к поставке оборудования.
Осуществление закупки входящего в комплект оборудования разными лотами неизменно повлекло бы удорожание поставляемого оборудования, так как в цену были бы включены дополнительные командировочные расходы по выезду специалистов для проведения пуско-наладочных работ и первичного инструктажа по работе оборудования и программного обеспечения.
Закупка единым лотом гарантирует соответствие параметров поставляемых оборудования и программного обеспечения, корректность их работы и предоставление единой гарантии на весь комплект закупаемого оборудования и программного обеспечения.
При этом, действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на торги единым лотом предлагаемые к поставке товары, которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды.
На основании изложенного, Комиссией Белгородского УФАС установлено, что у заказчика имелась потребность именно в оснащении кабинета оборудованием в целом, в связи с чем, закупаемые товары технологически и функционально связаны друг с другом.
Основной задачей законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора котором в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а так же об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Кроме того, указанные заявителем в жалобе коды на дату размещения извещения о проведении закупки является недействующими, так как общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, которым с 01.02.2014 введен в действие ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Представитель заявителя на рассмотрение жалобы не явился, приведенные доводы заказчика не опровергнул.
Таким образом, Комиссия Белгородского УФАС России доводы о том, что заказчик неправомерно объединил в один лот товары технологически и функционально не связанные между собой, а так же некорректно указал код ОКПД для предмета поставки считает необоснованными, в связи с чем, нарушение порядка проведения торгов и ограничение конкуренции при их проведении не усматривается.
22.05.2018 был объявлен перерыв в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы до 28.05.2018.
На заседание Комиссии 28.05.2018, представители заказчика сообщили, на участие в запросе котировок было подано три заявки и таким образом, число участников не было ограничено.
На основании изложенного, Комиссия Белгородского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ИПЦ "Профкабинет" на действия организатора закупки – ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" (далее- заказчик) при проведении запроса котировок на закупку комплекта учебно-лабораторного оборудования "Вентиляционные системы" (закупка №31806466094, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.