Постановление б/н Дело № 354-14-АП постановление о наложении административного... от 25 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Русская страховая транспортная компания»

141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 151

о наложении административного штрафа

по делу об административном правонарушении № 354-14-АП

 

15  декабря 2014 года                                                                                             г. Белгород

Время рассмотрения:

начало 11 часов 00 минут, окончание 11 часов 30 минут

Место рассмотрения: Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (Белгородское УФАС России)

 

Руководитель Белгородского УФАС России <…>, рассмотрев протокол № 116 от 02.12.2014 года об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении № 354-14-АП в отношении юридического лица –Открытого акционерного Общества «Русская страховая транспортная компания» (ОАО РСТК) (юридический адрес: 141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15; ОГРН 1037739134487, ИНН 7717013599, дата регистрации юридического лица 05.07.1994 года),

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Белгородского УФАС России от 24.02.2014 года по делу № 275-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства (далее  - Решение) установлен факт нарушения ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ»  и ОАО «Русская страховая транспортная компания» требований, установленных пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Как следует из вынесенного Решения, исполнение договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного между ОАО «Русская страховая транспортная компания» (ОАО РСТК), в лице директора Белгородского филиала ОАО РСТК Ткачевой Натальи Викторовны и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», в лице генерального директора Чумака Валерия Вячеславовича, привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию, поставлены в неравные условия по сравнению с ОАО РСТК. Осуществление кассирами автовокзала деятельности по продаже страховых полисов от имени иного хозяйствующего субъекта (страховой организации) – заключении договоров добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев создает препятствия для доступа на указанный рынок для страховых компаний. Услуга добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, навязывается кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» при покупке проездного билета.

В Белгородское УФАС России поступило заявление физического лица гр.<…> на действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ».

Как следует из материалов заявления, 26.04.2013 года в кассе ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», расположенного по адресу: 308010, г.Белгород, пр-т Богдана Хмельницкого, д.160, заявителю был продан пассажирский билет на пригородный маршрут и была осуществлена продажа полиса добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев (на время поездки) ОАО РСТК, без предварительного согласия заявителя на оказание данной услуги по добровольному страхованию.

Также из данного заявления следует, что договор перевозки пассажира автотранспорта и договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом – кассиром ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» на единой кассовой ленте. Кроме факта навязывания услуги добровольного страхования пассажира автотранспорта, заявителю также не были разъяснены условия страхования пассажиров от несчастных случаев (на время поездки). Вышеописанные действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», по мнению заявителя, нарушают антимонопольное законодательство в части несоблюдения требований пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции».

По данному факту с целью проверки достоверности сведений, указанных в заявлении и на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, Белгородским УФАС России проведены внеплановые выездные проверки ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160) и ОАО «Русская страховая транспортная компания» (141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15) в лице Белгородского филиала, расположенного по адресу: (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160).

Указанные заявителем признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 года № 135«О защите конкуренции», нашли свое подтверждение в ходе проведения проверок.

В ходе рассмотрения заявления, дела № 275-13-АЗ Белгородским УФАС России также было предложено гражданам и гостям города Белгорода и Белгородской области принять участие в опросе, касающемся автобусных междугородних и международных перевозок, осуществляющихся с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». Для этих целей на официальном сайте Управления была размещена анкета для заполнения пассажирами, пользующимися услугами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ».

В адрес Белгородского УФАС России поступило 10 заполненных анкет (в электронном виде), из которых в 8 случаях присутствует факт навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК пассажирам услуги по добровольному страхованию от несчастных случаев на время поездки, что также свидетельствует об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с Уставом ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» предметом деятельности данного Общества являются, в том числе: деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.); деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; внутригородские, пригородные, междугородние, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» зарегистрировано 14.12.2010 года за основным государственным регистрационным номером 1103123015962 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Белгороду.

Согласно положениям договора № 42 от 01.12.2012 года, заключенному между ООО «Белгородский автовокзал» (арендодатель) и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения (зал ожидания площадью 455,9 кв.м, кассы площадью 35 кв.м, кассы площадью 36,1 кв.м, коридор площадью 12,6 кв.м, кабинет площадью 10,4 кв.м, кабинет площадью 16,2 кв.м, расположенные на первом этаже в здании по адресу:  г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160 и часть земельного участка 11825 кв.м, находящиеся в собственности у ООО «Белгородский автовокзал», для использования под офисные помещения для размещения персонала.

В результате проведения Белгородским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) от 10.02.2014 года, оказываемых на территории г.Белгорода в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», установлено, что ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) в географических границах муниципального образования городского округа «Город Белгород» в период 2012 года.

В соответствии с Уставом ОАО РСТК осуществляет деятельность по оказанию физическим и юридическим лицам услуг страхования, сострахования, перестрахования.

ОАО РСТК осуществляет добровольное страхование пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев в соответствии с лицензией С № 1852 50, выданной Федеральной службой страхового надзора 17 марта 2010 года на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям договора субаренды № 29 от 01.11.2012 года, заключенного между ООО Белгородский Автовокзал» (арендодатель) и Белгородский филиал ОАО «Русская страховая транспортная компания» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения, расположенные на втором этаже общей площадью 45 кв.м в здании автовокзала по адресу: г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160, находящиеся в аренде ООО «Белгородский Автовокзал»,  под офисное помещение для размещения персонала.

В соответствии с агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенным между ОАО «Русская страховая транспортная компания» («Принципал») и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» («Агент»), по настоящему договору Принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала действия по привлечению страхователей и заключению договоров добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, перевозимых автомобильным транспортом.

Агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, предусмотрена обязанность Агента по разъяснению пассажирам преимущества осуществления добровольного страхования от несчастных случаев на время поездки и соблюдение принципа добровольности при заключении договоров страхования.

В соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора, Агент обязан заключать от имени и за счет Принципала договоры страхования пассажиров от несчастных случаев, путем оформления страховых полисов, форма которых содержится в Правилах страхования пассажиров от несчастных случаев.

В соответствии с п.1.4 данного договора для выполнения поручения, предусмотренного настоящим договором, Агент привлекает Субагентов, содержащихся в списке, прилагаемом к настоящему договору (Приложение №1). При выполнении поручения Субагенты действуют от имени и за счет Агента и несут ответственность перед ним.

Исходя из имеющихся материалов, субагент по договору № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 является сотрудником билетной кассы ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ».

Согласно п.3.2 данного договора размер вознаграждения зависит от количества договоров страхования, заключенных Агентом и Субагентами в соответствующем месяце. Вознаграждение начисляется ежемесячно в размере 25 процентов от объема собранных страховых взносов.

ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (далее - автовокзал) является агентом ОАО РСТК и получает агентское вознаграждение. Стороны Договора заинтересованы в реализации большего числа страховых полисов добровольного страхования, так как соответственно возрастает агентское вознаграждение автовокзала и доход ОАО РСТК.

29.06.2009 года ОАО РСТК утверждены Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта).

В соответствии с пунктом 5.4 Правил Страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК, договор страхования заключается на основании устного заявления Страхователя при предъявлении им документов, удостоверяющих личность и перевозочного документа.

Таким образом, Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК от 29.06.2009 года утверждены в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

 В силу статьи 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Частью 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страховые агенты - осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ (далее  - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

В силу части 2 статьи 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

Добровольное страхование в качестве основного критерия предусматривает волеизъявление потребителя на приобретение данной услуги.

В силу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» под соглашением понимается, в том числе договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Как следует из пояснений заявителя, заявителю в кассе одновременно был продан билет и была осуществлена продажа полиса добровольного страхования ОАО РСТК (полис добровольного страхования оформляется  на одной кассовой ленте с билетом) при отсутствии его согласия на оказание услуги по добровольному страхованию, которое непосредственно предусмотрено как действующим законодательством, так и правилами страхования пассажиров от несчастных случаев ОАО РСТК. Исходя из вышеизложенного, ОАО РСТК данными действиями нарушает Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта), утвержденные 29.06.2009 года.

Кроме того полис добровольного страхования не содержит фамилии, имени, отчества застрахованного лица, что может вызвать трудности при осуществлении страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение принципа добровольности волеизъявления покупателя – потенциального пассажира при осуществлении страхования от несчастных случае на время поездки.

В данном случае, навязывание выражено в том, что при продаже автобусного билета покупателю дополнительно без предварительного уведомления и последующего получения согласия реализуется страховой полис.

В силу действующего законодательства у пассажиров, приобретающих билет на междугородние и международные маршруты в кассах ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» отсутствует обязанность знакомиться с информацией, размещенной в помещении автовокзала, такой способ информирования достаточным средством обеспечения добровольности приобретения пассажирами полисов добровольного страхования не является.

Таким образом, при заключении договора добровольного страхования у пассажира не только не спрашивается его согласие на страхование, пассажир вовсе не уведомляется о совершении сделки и ее условиях.

Осуществление одними и теми же лицами функций работников ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» по продаже билетов на перевозку и обязанностей страховых субагентов в здании автовокзала создает объективную возможность по навязыванию пассажирам, заинтересованным в покупке в кассах автовокзала билета на проезд, страховых услуг, поскольку договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа.

Положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» определены признаки ограничения конкуренции – это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рамках данного дела Белгородским УФАС России был направлен запрос о представлении информации в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе по всем страховым организациям, осуществляющим добровольное страхование пассажиров автотранспорта от несчастных случаев на территории Белгородской области (в том числе на территории г.Белгорода).

На запрос Белгородского УФАС России Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе представлены сведения, согласно которым на территории г.Белгорода деятельность по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев осуществляют 14 страховых организаций.

ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», обеспечивая ОАО РСТК возможность заключать договоры страхования, действуя через субагентов, которые являются работниками автовокзала и оформляют страховые полисы в основное рабочее время одновременно с исполнением непосредственных трудовых обязанностей по продаже билетов на проезд в транспорте, создает преимущества страховой компании в осуществлении им деятельности на рынке страховых услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на этом же рынке. Услуга добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, как следует из материалов дела, навязывается кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» при покупке проездного билета.

Договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (соглашение) ущемляет интересы пассажиров, поскольку при приобретении билета на перевозку у кассира автовокзала, потребитель дополнительно получает навязываемую услугу, которую мог бы не приобретать в силу добровольности данного вида страхования либо приобретать у других страховых компаний с учетом условий страхования и других факторов, влияющих на свободу выбора покупателя.

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, установлено, что исполнение данного агентского договора (соглашения) № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию, поставлены в неравные условия по сравнению с ОАО РСТК. Осуществление кассирами автовокзала деятельности по продаже страховых полисов от имени иного хозяйствующего субъекта (страховой организации) – заключении договоров добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев создает препятствия для доступа на указанный рынок для страховых компаний.

При таких обстоятельствах, данный договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», расценивается Белгородским УФАС России как нарушающий требования, установленные пунктом 1 части 4  статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции».

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, по факту нарушения ОАО «Русская страховая транспортная компания» требований, установленных пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» и на основании положений части 1 статьи 14.32, 28.3 КоАП РФ, 02.12.2014 года в отсутствии законного представителя Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол № 116 об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Русская страховая транспортная компания».

Объективную сторону данного правонарушения образует заключение хозяйствующим соглашения (договора), ограничивающего конкуренцию, и участие хозяйствующего субъекта в этом соглашении, недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.

Наличие события административного правонарушения материалами дела подтверждается.

Протокол №116 об административном правонарушении от 02.12.2014 года составлен в отношении надлежащего лица.

Дело об административном правонарушении № 354-14-АП рассмотрено в отсутствие законного представителя ОАО РСТК, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 354-14-АП.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии защитника ОАО РСТК по доверенности от 22.01.2014 года № 191 Верховода Р.В. Из пояснений защитника Общества следует, что с данным правонарушением ОАО РСТК не согласно. В материалах дела отсутствуют доказательства навязывания кассирами автовокзала заключения добровольных договоров страхования. Оснований для привлечения к административной ответственности ОАО РСТК не имеется.

Рассмотрев материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Решением Комиссии Белгородского УФАС России от 24.02.2014 года по делу № 275-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт нарушения ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ»  и ОАО «Русская страховая транспортная компания» требований, установленных пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Как следует из вынесенного Решения, исполнение договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного между ОАО «Русская страховая транспортная компания» (ОАО РСТК), в лице директора Белгородского филиала ОАО РСТК Ткачевой Натальи Викторовны и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», в лице генерального директора Чумака Валерия Вячеславовича, привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию, поставлены в неравные условия по сравнению с ОАО РСТК. Осуществление кассирами автовокзала деятельности по продаже страховых полисов от имени иного хозяйствующего субъекта (страховой организации) – заключении договоров добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев создает препятствия для доступа на указанный рынок для страховых компаний. Услуга добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев навязывается кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» при покупке проездного билета.

ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», обеспечивая ОАО РСТК возможность заключать договоры страхования, действуя через субагентов, которые являются работниками автовокзала и оформляют страховые полисы в основное рабочее время одновременно с исполнением непосредственных трудовых обязанностей по продаже билетов на проезд в транспорте, создает преимущества страховой компании в осуществлении им деятельности на рынке страховых услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на этом же рынке.

Договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (соглашение) ущемляет интересы пассажиров, поскольку при приобретении билета на перевозку у кассира автовокзала, потребитель дополнительно получает навязываемую услугу, которую мог бы не приобретать в силу добровольности данного вида страхования либо приобретать у других страховых компаний с учетом условий страхования и других факторов, влияющих на свободу выбора покупателя.

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Субъектами административного правонарушения по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также руководители и другие работники такого юридического лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административных правонарушений. Данное административное правонарушение совершается умышленно.

Вышеописанные и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о виновных действиях ОАО «Русская страховая транспортная компания», которые выразились в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию – договора  № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ»  и участии в нем непосредственно через работников ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - билетных кассиров, которые являясь работниками автовокзала и одновременно субагентами по договору с ОАО РСТК, исполняли свои непосредственные трудовые обязанности по продаже билетов на проезд в транспорте и обязанности по оформлению страховых полисов в основное рабочее время, в тоже время без согласия пассажира на оказание услуги по добровольному страхованию, которое непосредственно предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Факт заключения ОАО РСТК соглашения, ограничивающего конкуренцию, и участие хозяйствующего субъекта в этом соглашении, недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации установлен Решением Комиссии Белгородского УФАС России от 24.02.2014 года по делу № 275-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается материалами дела.

Наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ материалами дела подтверждается.

Юридическое лицо, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов, имеющихся  в деле, позволяет сделать вывод о том, что Общество не предприняло всех зависящих от него действий при заключении договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 года и непосредственно действий при исполнении данного заключенного договора работниками ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК по заключенному договору на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих Обществу соблюдению правил и норм антимонопольного законодательства при заключении договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 года и его исполнения, Обществом не представлено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО РСТК является оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения.

Обстоятельств, отягчающих  административную ответственность ОАО РСТК не выявлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статями 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 14.32, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1.        Признать Открытое акционерное Общество «Русская страховая транспортная компания» (ОАО РСТК) (юридический адрес: 141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15; ОГРН 1037739134487, ИНН 7717013599, дата регистрации юридического лица 05.07.1994 года), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

2.        Применить к Открытому акционерному Обществу «Русская страховая транспортная компания» (ОАО РСТК) (юридический адрес: 141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15; ОГРН 1037739134487, ИНН 7717013599, дата регистрации юридического лица 05.07.1994 года), меры административной ответственности в виде штрафа за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения и участие в нем - в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Федеральную антимонопольную службу (ул. Садовая Кудринская, д.11, г. Москва, 123995) либо в Арбитражный суд Белгородской области (308015, г. Белгород, Народный бульвар, д.135) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

 

Руководитель управления                                                                                     <…>

 

 

 

Дата вступления постановления в законную силу_________________________________

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

КБК                            16111602010016000140

ИНН                          3123084662

КПП                           312301001

Получатель:   УФК по Белгородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области)

ОКТМО                     14701000

Банк получателя:      ГРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области г. Белгород

БИК                           041403001

Р/с                              40101810300000010002

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

Основание – Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области о наложении штрафа от 15 декабря 2014 года № 151.

В соответствии с частями 1  и 3 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать, либо судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 

 

Копия настоящего постановления направлена ОАО РСТК по адресу: 141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны