Решение б/н Решение и предписание в отношении Администрации муниципально... от 27 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области

309000, Белгородская обл., п.Прохоровка, ул.Советская, 162

 

Прокуратура Прохоровского района Белгородской области

309000, Белгородская обл., п.Прохоровка, ул.Советская, 148

 

МУП «Водоканал» Прохоровского района

309000, Белгородская обл., Прохоровский р-он,

п.Прохоровка, ул.Первомайская, 1

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Белгород

Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено 03 апреля 2017 г.

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе: председатель Комиссии <>– руководитель Управления; члены Комиссии:<> – заместитель начальника отдела контроля органов власти,<> - главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти,<> - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 383-16-АЗ по признакам нарушения администрацией муниципального района «Прохоровский район» ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей администрации муниципального района «Прохоровский район»<> (доверенность б/н от 13.02.2017) и <> (доверенность б/н от 13.02.2017), в отсутствии на заседании представителя прокуратуры Прохоровского района (надлежащим образом уведомлен), руководствуясь ст. 45, ст. 49 Закона о защите конкуренции,

установила:

В Белгородское УФАС России 06.06.2016 (вх.№1211) из прокуратуры Прохоровского района поступило заявление о проверке фактов нарушения антимонопольного законодательства администрацией муниципального района «Прохоровский район» (далее - Администрация).

Из заявления следует, что Прокуратурой района, в рамках осуществления полномочий, предо­ставленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ходе надзора за исполнением законов в сфере жи­лищно-коммунального хозяйства, в деятельности Администрации установлены следующие нарушения.

На основании постановления главы Администрации от 12.05.2015 №671 «О передаче муниципального имущества в хо­зяйственное ведение МУП «Водоканал» передано в хозяйственное ведение, с постановкой на балансовый учет муниципальное имущество в сфере водо­снабжения.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концесси­онного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, хо­лодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких си­стем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвре­живание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназна­ченные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социаль­ного обслуживания населения.

Частью 1 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведе­нии» (далее Закон №416-ФЗ) предусмотрено, что передача прав вла­дения и (или) пользования централизованными системами горячего водо­снабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципаль­ной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями граж­данского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федераль­ным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключен­ным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В силу ч. 6 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в ч. 1 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Фе­дерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовы­ми актами Российской Федерации.

Из анализа норм законодательства о водоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов центра­лизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в госу­дарственной или муниципальной собственности, может осуществляться ис­ключительно на основании договоров аренды или концессионных соглаше­ний. Закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными пред­приятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодатель­ством не предусмотрено.

Таким образом, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации» права владения и (или) пользования объектами централизованными системами горячего водоснабжения, холод­ного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственно­сти, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закреп­ляться не могут.

Следовательно, по мнению Прокуратуры Прохоровского района, Администрацией нарушены нормы антимонопольного законодательства.

На основании изложенного выше, 26.05.2016 Прокуратурой Прохоровского района на постановление главы Администрации от 12.05.2015 №671 «О передаче муниципального имущества в хо­зяйственное ведение МУП «Водоканал» принесен протест.

В связи с тем, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Прокуратурой Прохоровского района было направлено в Белгородское УФАС России заявление о проверке фактов нарушения Администрацией антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Белгородским УФАС России в адрес Администрации выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене (измене­нии) актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного зако­нодательства, о принятии мер по устранению последствий нарушения. Срок исполнения данного Предупреждения был установлен до 07.10.2016.

31.10.2016 из Прокуратуры Прохоровского района поступило заявление о том, что Администрацией имущество по договорам аренды и концессионных соглашений не передано. Тем самым, по мнению Прокуратуры, Администрацией не прекращены действия (бездей­ствия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законода­тельства, а также не приняты достаточные меры к устранению последствий нарушения.

Присутствующий на рассмотрении дела 16.02.2017 представитель Прокуратуры доводы, изложенные в заявлении поддержал.

Представители Администрации, присутствующие на рассмотрении дела пояснили следующее.

  • действующему законодательству в связи с тем, что передаваемое имущество старше пяти лет, конкурс на право заключения договора аренды Администрация проводить не вправе. Для заключения концессионных соглашений необходим значительный промежуток времени и финансовые средства. В 2016 году в бюджет района средства не были заложены. Для устранения выявленных нарушений, Администрацией в отношении имущества коммунальной инфраструктуры были приняты решения о необходимости закрепления его на праве концессионных соглашений, в связи с чем, в ранее изданное Постановление были внесены изменения в части разработки и сбора необходимого пакета документов для объявления конкурса на заключение концессионных соглашений.
  • настоящее время, в целях недопущения бесперебойного водоснабжения на территории Прохоровского района и на основании протокола № 8 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Прохоровского района от 25.08.2016, Постановлением администрации муниципального района «Прохоровский район» № 764 от 31.08.2016 имущество коммунальной инфраструктуры, являющееся муниципальной собственностью предоставлено в аренду МУП «Водоканал» сроком на 364 дня.

22.11.2016 Прокуратурой Прохоровского района в Прохоровский районный суд Белгородской области подано исковое заявление с требованиями обязать Администрацию:

  • подготовить документацию, предусмотренную Федеральным законом № 416-ФЗ;
  • провести конкурс на право заключения концессионного соглашения объектов коммунальной инфраструктуры - сооружения водопроводных сетей, находящихся в собственности муниципального образования «Прохоровский район» Белгородской области, расположенные на территории Прохоровского района Белгородской области в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 416-ФЗ и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Прохоровским районным судом принято к производству дело № 2-749/2016.

В связи с тем, что предметом рассмотрения указанного дела в суде являлся факт, послуживший основанием для обращения Прокуратурой Прохоровского района с заявлением в антимонопольный орган, и следовательно, выводы суда имели преюдициальное значение, рассмотрение дела № 383-16-АЗ было приостановлено до принятия и вступления в законную силу судебного акта.

19 декабря 2016 года Прохоровским районным судом Белгородской области вынесено решение по делу № 2-749/2016, имеющее значение для рассмотрения дела № 383-16-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства. В предусмотренный законом срок решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.

На основании изложенного выше, 02.02.2017 Белгородским УФАС России рассмотрение дела № 383-16-АЗ было возобновлено.

Рассмотрев материалы дела № 383-16-АЗ, выслушав представителей лиц участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами та­ких систем, находящимися в государственной или муниципальной собствен­ности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 5 Закона № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, ч. 3 и ч. 4 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ, по договору аренды объектов водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции.

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Согласно положениям п. 2 ст. 42 Закона № 416-ФЗ (вступившим в силу 10.12.2011) до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, а также для введения института концессий.

В соответствии с ч. 6 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ, договор аренды систем и (или) объектов, указанных в ч. 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, предоставление муниципального имущества без проведения публичных процедур создало условия, при которых МУП «Водоканал» поставлено в преимущественное (неравное) положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, присутствующими на данном товарном рынке.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами являются дискриминационными условиями.

Действия органа местного самоуправления, в части издания постановления главы Администрации от 12.05.2015 № 671 «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», согласно которому муниципальное имущество передано МУП «Водоканал» без проведения обязательных процедур, создают дискриминационные условия другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке, что в соответствии с п.17 ст. 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Белгородским УФАС России, в соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В установленный срок, указанное предупреждение не исполнено.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного выше, Белгородским УФАС России было возбуждено дело № 383-16-АЗ.

В рамках рассматриваемого дела проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг в сфере водоснабжения на территории Прохоровского района Белгородской области, согласно которому, данный рынок услуг является конкурентным.

Факт бездействия Администрации по устранению нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и наличия нарушений прав неопределенного круга лиц, был установлен Прохоровским районным судом Белгородской области при рассмотрении дела № 2-749/2016.

Решением от 19.12.2016 по делу № 2-749/2016 Прохоровский районный суд Белгородской области:

  • исковое заявление прокурора Прохоровского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации удовлетворил;
  • обязал Администрацию в срок до 09.03.2018 года подготовить документацию, предусмотренную Федеральным законом № 416-ФЗ и Федеральным законом № 115-ФЗ;
  • обязал Администрацию в срок до 09.03.2018 года провести конкурс на право заключения концессионного соглашения объектов коммунальной инфраструктуры-сооружения водопроводных сетей, находящиеся в собственности муниципального образования «Прохоровский район» Белгородской области, расположенные на территории Прохоровского района, в соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ, Федеральным законом № 115-ФЗ.

Кроме того, Прохоровским районным судом установлено, что должностными лицами Администрации в установленный законодательством срок не принято надлежащих мер по передаче прав владения и (или) пользования системами водоснабжения по концессионным договорам.

Таким образом, Администрация передав МУП «Водоканал» муниципальное имущество в хозяйственное ведение без проведения обязательных конкурсов или аукционов, создало дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг в сфере водоснабжения, чем нарушила запрет, установленный п. 8 ч. 1 ст. 15 и требования ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией п. 8 ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Белгородского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения администрацией муниципального района «Прохоровский район» п. 8 ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившийся в принятии постановления от 12.05.2015 №671 «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», согласно которому хозяйствующему субъекту - МУП «Водоканал» Прохоровского района на праве хозяйственного ведения переданы артезианские скважины, башни Рожновского, водонапорные башни, сооружения водопроводной сети, насосная станция без проведения обязательных конкурсов или аукционов.
  2. Выдать предписание Администрации муниципального района «Прохоровский район» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 09 марта 2018 года принять надлежащие меры по передаче прав владения и (или) пользования системами водоснабжения по концессионным соглашениям, путем проведения конкурса на право заключения договоров концессионного соглашения объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования «Прохоровский район» Белгородской области, расположенные на территории Прохоровского района Белгородской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

Председатель Комиссии <>

 

Члены Комиссии: <>

 

 

 

 

 

 

Администрация муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области

309000, Белгородская обл., п.Прохоровка, ул.Советская, 162

 

 

Дело № 383-16-АЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 33

 

03 апреля 2017 года г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе: председатель Комиссии –<>. – руководитель Управления; члены Комиссии: <> – заместитель начальника отдела контроля органов власти, <>- главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти,<>. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст.41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 03.04.2017 по делу № 383-16-АЗ о нарушении администрацией муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области в срок до 09 марта 2018 года прекратить нарушение ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии администрацией муниципального района «Прохоровский район» постановления от 12.05.2015 № 671 «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», согласно которому хозяйствующему субъекту - МУП «Водоканал» Прохоровского района на праве хозяйственного ведения переданы артезианские скважины, башни Рожновского, водонапорные башни, сооружения водопроводной сети, насосная станция без проведения обязательных конкурсов или аукционов, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: принять надлежащие меры по передаче прав владения и (или) пользования системами водоснабжения по концессионным соглашениям, путем проведения конкурса на право заключения договоров концессионного соглашения объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования «Прохоровский район» Белгородской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Белгородское УФАС России не позднее 5 дней с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

 

 

Председатель Комиссии: <>

 

Члены Комиссии: <>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленный срок настоящего предписания Белгородское УФАС России вправе обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны