Решение б/н Дело № 435-12-АЗ решение, предписание в отношении администра... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация
муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области

309420, Белгородская область, Краснояружский район, п. Красная Яруга, ул. Центральная, 14

 

РЕШЕНИЕ
(извлечение)

      

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 07 ноября 2012 г.


Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 435-12-АЗ по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.07.2012, далее – Закон о Защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения 21.09.2012 в соответствии с приказом руководителя Белгородского УФАС России № 313 от 18.09.2012 выездной внеплановой проверки соблюдения Администрацией положений антимонопольного законодательства было проанализировано постановление Администрации от 08.07.2011 № 126 «О порядке проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения» (далее – Акт).
Преамбула Акта содержит обоснование его издания – в целях наиболее полного удовлетворения потребности населения Краснояружского района в пассажирских перевозках – и ссылку на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ  "О безопасности дорожного движения" и закон Белгородской области от 30.04.1999 № 63 «О маршрутных пассажирских перевозках в Белгородской области».
В соответствии с Актом Администрацией были утверждены: положение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения (Приложение № 1 к Акту, далее – Положение), а также состав комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения (Приложение № 2 к Акту, далее – Конкурс). Приложение № 1 к Акту (Положение) содержит в свою очередь Приложение № 1 – «Перечень регулярных муниципальных маршрутов городского и пригородного сообщения, предлагаемых для реализации на основе открытого конкурса», Приложение № 2 – «Заявка на участие в конкурсе…», Приложение № 3 – «Акт осмотра транспортных средств», Приложение № 4 – «Протокол об итогах конкурса…», Приложение № 5 – «Опись документов, представляемых для участия в открытом конкурсе…», Приложение № 6 – «Конкурсное предложение…», Приложение № 7 – «Критерии оценки заявок», Приложение № 8 – «Свидетельство №___ на право осуществления пассажирских перевозок», Приложение № 9 – «Типовой договор № ___ на транспортное обслуживание пассажиров…».

При анализе Акта было установлено, что в нем содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 12.10.2012 № 340 в отношении Администрации возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

Положением в частности установлено:
- все требования к претендентам должны содержаться в конкурсной документации (пункт 5.1);
- к заявке на участие в Конкурсе в числе других документов должны быть представлены конкурсное предложение, справка налоговой инспекции об отсутствии у претендента задолженности по уплате налогов (пункт 5.4);
- для определения победителя Конкурса конкурсная комиссия учитывает в том числе сведения о нарушении налоговой дисциплины, о наличии опыта претендента по участию в предыдущих конкурсах и получению права на осуществление перевозок пассажиров и багажа путём заключения муниципального контракта (договора) (пункт 7.1);
- победителем Конкурса признаётся участник, набравший максимальное количество баллов (пункт 7.3).
Приложением № 7 «Критерии оценки заявок» установлена балльная система оценок в том числе:
- наличия опыта претендента по участию в предыдущих конкурсах и получении права на осуществление перевозок пассажиров и багажа путём заключения муниципального контракта (пункт 1);
- наличия правонарушений в части налогового законодательства (пункт 8.3);
- участия претендента в реализации районного Трёхстороннего соглашения между организациями профсоюзов, работодателями и администрацией Краснояружского района по вопросам обеспечения экономической деятельности и социально-трудовых отношений (пункт 9);
- наличия предложений о принятии участия в обеспечении надлежащего санитарного состояния на разворотных площадках и конечных остановочных пунктах автотранспорта (количество конечных пунктов с указанием их наименования, перечень работ по благоустройству) с указанием сроков выполнения работ (пункт 10).

          При издании Акта Администрация сослалась на  Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон  от 06.10.2003 N 131-ФЗ), Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О безопасности дорожного движения" (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ), Закон Белгородской области от 30.04.1999 N 63 (ред. от 07.05.2007) "О маршрутных пассажирских перевозках в Белгородской области" (далее – Закон области  от 30.04.1999 N 63). Следовательно, Акт, Положение и Приложения к нему должны соответствовать целям и задачам указанных законов.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ   муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
        В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ  задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со статьями 1, 2, 3 Закона области от 30.04.1999 N 63 целями данного закона являются установление компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; организационно-правовых и экономических основ деятельности пассажирского транспорта; требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, осуществляющим маршрутные перевозки пассажиров. Закон распространяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие контроль и регулирование транспортного процесса по маршрутным пассажирским перевозкам на территории области, физических и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих маршрутные перевозки и участвующих в них. Основными задачами осуществления пассажирских перевозок является установление транспортных связей между отдельными частями населенных мест и между населенными пунктами при обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, профессиональной надежности водительского состава.
Положением о проведении Конкурса установлено:
- что целями и задачами Конкурса являются удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа, укрепление транспортной дисциплины на маршрутах, повышение  культуры и качества обслуживания (пункт 1.4);
- проведение  Конкурса направлено на выявление наиболее ответственных перевозчиков, способных обеспечить соблюдение технических, санитарных и иных требований, предъявляемых к транспортным средствам перевозчиков в целях обеспечения мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов (пункт 1.5).

В тексте Акта, Положения и Приложения № 7 к нему не сформулировано  и Комиссией не усматривается – каким образом соотносятся установленные Администрацией требования к претендентам на участие в Конкурсе и оценочные показатели такие как:
- предоставление сведений о нарушении налоговой дисциплины, о наличии опыта претендента по участию в предыдущих конкурсах и получению права на осуществление перевозок пассажиров и багажа путём заключения муниципального контракта (договора);
- участие претендента в реализации Трёхстороннего соглашения между организациями профсоюзов, работодателями и администрацией Краснояружского района по вопросам обеспечения экономической деятельности и социально-трудовых отношений и коллективными договорами;
- наличие у претендента предложений о принятии участия в обеспечении надлежащего санитарного состояния на разворотных площадках и конечных остановочных пунктах автотранспорта (количество конечных пунктов с указанием их наименования, перечень работ по благоустройству) с указанием сроков выполнения работ
с целями и задачами, установленными  вышеуказанными законами, и как влияют на достижение целей и решение задач по повышению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа, укреплению транспортной дисциплины на маршрутах, повышению  культуры и качества обслуживания, обеспечению мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действующем и действовавшем на момент принятия Акта законодательстве (и, в том числе, в применённом  ответчиком при издании Акта) отсутствуют требования (в том числе оценочные показатели), предъявляемые Актом, Положением и Приложением № 7 к нему к претендентам на участие в Конкурсе и участникам Конкурса.
Комиссия считает, что закреплённые Актом, Положением и Приложением № 7 к нему требования к претендентам и участникам Конкурса (в том числе оценочные показатели)  ограничивают доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок, имеющих нарушения налоговой дисциплины, но соблюдающих требования безопасности дорожного движения; осуществляющих предпринимательскую деятельность небольшой период времени, либо большой период времени, но не участвовавших в аналогичных конкурсах, а также хозяйствующих субъектов, желающих впервые вступить на рынок; не выполняющих Трёхстороннее соглашение между организациями профсоюзов, работодателями и Администрацией по вопросам обеспечения экономической деятельности и социально-трудовых отношений, но обеспечивающих меры защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов при осуществлении пассажирских перевозок. Такие ограничения ставят хозяйствующих субъектов, имеющих нарушения налоговой дисциплины, не участвовавших в аналогичных конкурсах, не выполняющих Трёхстороннее соглашение по вопросам обеспечения экономической деятельности и социально-трудовых отношений, в неравное положение по сравнению с остальными хозяйствующими субъектами, чем создают дискриминационные условия для доступа первых на рынок пассажирских перевозок.

Кроме того Комиссия считает, что закреплённое Актом, Положением и Приложением № 7 к нему требование к претендентам и участникам Конкурса (в том числе оценочные показатели) - наличие у претендента предложений о принятии участия в обеспечении надлежащего санитарного состояния на разворотных площадках и конечных остановочных пунктах автотранспорта (количество конечных пунктов с указанием их наименования, перечень работ по благоустройству)   с указанием сроков выполнения работ - требуют от претендента значительных материальных затрат, в частности на работы по благоустройству разворотных площадок и конечных остановочных пунктов автотранспорта, а также  другие сопряжённые с ними расходы. Недостаточно состоятельный претендент, проанализировав установленные Актом, положением и Приложениями к нему условия Конкурса, будет вынужден отказаться от подачи заявки на участие в Конкурсе, что приведёт к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок в Краснояружском районе.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что требования вышеуказанных пунктов Положения и Приложения № 7 к нему, содержащих оценочные показатели по признаку состоятельности,  дают необоснованные преимущества состоятельным хозяйствующим субъектам и нарушают права менее состоятельных хозяйствующих субъектов – потенциальных претендентов, имеющих лицензию на осуществление регулярных пассажирских перевозок, но не имеющих возможности нести крупные материальные затраты, что ставит в необоснованное преимущественное положение состоятельных хозяйствующих субъектов и устраняет доступ на рынок услуг по перевозкам пассажиров менее состоятельных.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий (п. 8).
В соответствии со статьёй 4 Закона о защите конкуренции:
- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
- дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
- признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Установив пунктами 5.4, 7.1 Положения, пунктами 1, 8.3, 9, 10 Приложения № 7 не предусмотренные законодательством требования к претендентам на участие в Конкурсе (в том числе оценочные показатели), Администрация издала акты, которые могут привести к ограничению конкуренции неограниченного количества хозяйствующих субъектов и созданию для них дискриминационные условий, что противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 435-12-АЗ

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области (администрацией Краснояружского района Белгородской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.07.2012), выразившегося  в возможности создания дискриминационных условий, а именно установления для неограниченного количества хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок требований и критериев оценки (оценочных показателей), пунктами 5.4, 7.1 Положения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения, пунктами 1, 8.3, 9, 10 Приложения № 7 «Критерии оценки заявок», утверждённых постановлением от 08.07.2011 № 126 «О порядке проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения».
            2. Выдать администрации муниципального района  «Краснояружский район» Белгородской области (администрации Краснояружского района Белгородской области) предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно: в срок до 07.02.2013 во исполнение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.07.2012) внести изменения в пункты 5.4, 7.1 Положения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения, пункты 1, 8.3, 9, 10 Приложения № 7 «Критерии оценки заявок», утверждённых постановлением от 08.07.2011 № 126 «О порядке проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения  антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Администрация
муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области

309420, Белгородская область, Краснояружский район, п. Красная Яруга, ул. Центральная, 14


          


ПРЕДПИСАНИЕ № 159
(извлечение)

      07 ноября  2012 г.       

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, на основании своего решения от 07.11. 2012 по делу № 435-12-АЗ о нарушении администрацией муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области (администрацией Краснояружского района Белгородской области, расположенной по адресу: 309420, Белгородская область, Краснояружский район, п. Красная Яруга, ул. Центральная, 14) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.07.2012),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

         1. Администрации муниципального района  «Краснояружский район» Белгородской области (администрации Краснояружского района Белгородской области) изменить акты, нарушающие антимонопольное законодательство, а именно: в срок до 07.02.2013 во исполнение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.07.2012) внести изменения в пункты 5.4, 7.1 Положения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения, пункты 1, 8.3, 9, 10 Приложения № 7 «Критерии оценки заявок», утверждённых постановлением от 08.07.2011 № 126 «О порядке проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения».

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Белгородское УФАС России  не позднее пяти дней со дня его выполнения

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания  антимонопольного органа пунктами 2.1 – 2.7 части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны