Решение б/н Решение по делу № 422-15-АЗ от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

308000, г.Белгород, пр-т Славы, д.41

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

(извлечение)

                                                                                                                                   г. Белгород

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 марта 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:<…>– руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России), члены Комиссии:   <…>– начальник отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; <…> – главный специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России,

при участии:

            -от заявителя:<…>.;

- от ответчика по делу: представитель ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по доверенности № 3 от 01.01.2015 года<…>,

рассмотрев дело № 422-15-АЗ по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (308000, г.Белгород, пр-т Славы, д.41) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В  Белгородское УФАС России поступило заявление <…>(вх. № 2380) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», которые выразились в ущемлении интересов <…>действиями по ограничению режима потребления газа в отсутствие на то правовых оснований и незаконных требований погашения денежных сумм по нормативам потребления.

 По мнению заявителя, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» данными действиями нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Как следует из материалов заявления, между ООО «Белрегионгаз» (ныне - ООО «Газпром межрегионгаз Белгород») и <…>(<…>года рождения, зарегистрирована по адресу:<…>) 09.04.2009 года заключен договор на оказание услуг по газоснабжению населения по прибору учета газа – газовому счетчику. Согласно заключенному договору, в домовладении <..>по вышеуказанному адресу установлен счетчик газа NPM-G4 2007 года выпуска с заводским номером 2577724. Дата поверки данного счетчика газа 28.12.2015 года.

В соответствии с актом обследования системы газоснабжения от 25.12.2014 года, проводимого сотрудниками ТУРГ в г.Белгороде ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в домовладении абонента <…>.,  установлено, что пломба прибора учета газа  - счетчика газа NPM-G4 2007 года выпуска с заводским номером 2577724, завод-изготовитель ЗАО «Газдевайс» - на контрагайках № 039836 не нарушена, пломба на счетном механизме не нарушена, КЗН № 132959 нарушена, целостность корпуса и счетного механизма не нарушена, шумов при работе нет, наличие сколов, следов вскрытия нет, наличие врезок до счетчика газа нет. При проведении проверки сотрудниками газоснабжающей организации также установлено, что  при осмотре прибора учета газа на нем находились посторонние предметы – магниты для воздействия на счетный механизм, искажения показаний потребляемого газа. Прибор учета газа не реагирует на работу средней конфорки газовой плиты и на работу отопительного котла. Проверка работы прибора учета газа производилась работниками ТУРГ на средней конфорке газовой плиты в течение 1 мин.

Согласно письменным пояснениям, содержащимся в сопроводительном письме ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (вх.№ 2888), в ходе проведения проверки системы газоснабжения абонента<…>  представителями поставщика была выявлена неисправность прибора учета газа. Установлено, что прибор учета газа NPM-G4 2007 года выпуска с заводским номером 2577724 не реагирует на  работу газоиспользующих приборов, кроме того установлен факт нарушения контрольно-защитной наклейки № 132959. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования системы газоснабжения  от 25.12.2014 года, подписанном абонентом без возражений. В соответствии с п. 81 (12) Правил предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, прибор учета считается вышедшим из строя в случае не отображения результатов измерений.

 В связи с этим, расчет потребленного газа за период с 25.06.2014 года по 16.02.2015 года (дата установки нового счетчика) произведен исходя из нормативов потребления.

17.04.2015 года ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» направило в адрес абонента <…>уведомление о предстоящем приостановлении подачи газа в связи с неисполнением обязательств по оплате поставленного газа по факту задолженности перед Обществом по лицевому счету № 2340013204 в сумме 55 579 рублей 58 копеек.

Согласно данному уведомлению ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» от 17.04.2015 года, в случае, если указанная причина не будет устранена, то по истечении 20 дней со дня направления настоящего уведомления Общество приостановит подачу природного газа <…>Как следует из акта приостановления поставки газа № 33 от 20.05.2015 года представителями ТУРГ в п.Майский ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в 15 часов 00 минут  20.05.2015 года произведено приостановление поставки газа в домовладение <…>по адресу: <…>путем перекрытия отключающего устройства и установки УЗУ на вводном (уличном) газопроводе.

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» представлена также копия письма от 01.04.2015 года № ОГ/2138 «О проведении экспертизы счетчика и разъяснении его антимагнитных свойств», направленного генеральному директору ЗАО «Газдевайс» С.Н. Семисынову. В данном письме ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» обращается к Обществу с просьбой проведения экспертизы прибора учета газа NPM-G4, 2010 года выпуска с заводским номером 3654031 и даче разъяснений относительно антимагнитных свойств счетчика газа NPM-G4 и его исправности (неисправности) в том случае, если счетчик газа не производит учет газа под воздействием постоянных магнитных полей.

Как следует из ответа ЗАО «Газдевайс» (исх.№ Г-209 от 23.04.2015 года), в случае, если при соблюдении условий по эксплуатации, установленным заводом изготовителем, счетчик не производит учет проходящего через него газа или не соответствуют метрологическим характеристикам, он подлежит проверке с целью выявления причин несоответствия  и их устранения. Эксплуатация такого счетчика газа не допускается. Вывод о его неработоспособности (неисправности) может быть сделан только после окончания проверки.

В соответствии с представленным заявителем паспортом поверки счетчика газа объемного диафрагменного NPM-G4 2007 года выпуска с заводским номером 2577724 от 17.06.2015 года, данный счетчик газа годен к эксплуатации. Периодичность поверки 10 лет. Поверка проводилась организацией – поверителем ФБУ «Белгородский ЦСМ».

По признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» Белгородским УФАС России было возбуждено дело № 422-15-АЗ.

В ходе рассмотрения данного дела заявителем представлены письменные пояснения к заявлению (вх.№ 3795), в которых также указывает на проведение проверки поставщиком газа с нарушением требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее – Правила поставки газа), т.е. без уведомления абонента о предстоящем проведении предстоящей проверки, а также без уведомления абонента о предстоящем приостановлении подачи газа.

Как следует из пояснений, данных заявителем <…>. в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведенная поставщиком газа проверка проводилась с нарушением норм действующего законодательства, о предстоящем проведении проверки абонент не уведомлялся. При проведении проверки лично абонент не присутствовал, наличие посторонних предметов на счетчике газа отрицает, передача показаний счетчика газа производилась посредством смс-сообщений. Отключение подачи газа произведено также без уведомления абонента. Работоспособность счетчика газа подтверждена заключением, выданным ФБУ «Белгородский ЦСМ».

 Также заявителем представлены копии документов, подтверждающих оплату за потребленный газ по показаниям прибора учета газа. Работоспособность счетчика газа подтверждена заключением, выданным ФБУ «Белгородский ЦСМ».

Как следует из пояснений представителя ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», данных в ходе рассмотрения дела, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Проверка проводилась согласно требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», абонент от проведения экспертизы прибора учета газа отказался. при проведении проверки поставщиком газа 25.12.2014 года отмечено наличие на приборе учета газа магнитов, вследствие чего прибор не производил учет проходящего через него газа.

Как сообщил представитель ответчика по делу, между <…> и ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» существует судебный спор, инициированный по иску <..> В настоящее время на решение суда первой инстанции ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» подана апелляционная жалоба. Представил копию извещения о назначении к  рассмотрению апелляционной жалобы на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 14.10.2015 года  по делу № 2-4424/2015.

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» пояснил, что уведомлений о предстоящей проверке абонента <…> не направлялось. Действия по приостановлению подачи газа в домовладение абонента <…>, по мнению представителя ответчика по делу, осуществлены поставщиком газа в соответствии с Правилами поставки газа.

Заявителем <…> также представлена копия исполнительного листа от 14.10.2015 года по гражданскому делу № 2-4424/2015/4684, возбужденному по иску <…> к ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» о признании незаконным действий по составлению акта  обследования системы газоснабжения  и начислению платы по нормативам потребления газа, признании недействительным акта обследования системы газоснабжения, возложении обязанности восстановить приостановленное газоснабжение, взыскании имущественного ущерба, компенсации морального вреда, штрафа. Согласно данному исполнительному листу Свердловский суд г.Белгорода определил возложить на ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» обязанность возобновить поставку газа в <…>. В ходе заседания Комиссии 24.11.2015 года представитель ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» подтвердил возобновление подачи газа в домовладение по адресу:<…>.

Также, представитель ответчика по делу в ходе рассмотрения дела пояснил, что при проведении поверки в ФБУ «Белгородский ЦСМ» воздействие магнитным полем на приборы учета газа сотрудниками поверочной организации не проводится.

 В связи с чем, Белгородским УФАС России был направлен запрос в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по вопросу применения магнитного поля при проведении поверки счетчиков газа (исх.№ 4697/3).

На данный запрос Белгородского УФАС России Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечении единства измерений Минпромторга России совместно с Росстандартом предоставил следующие сведения.

Если поверка счетчика газа осуществляется по ГОСТ 8.324-2002 «ГСИ. Счетчики газа. Методика поверки», то по данной методике проверка воздействия на прибор учета постоянного магнитного поля не предусматривается. Если на счетчик газа во время испытаний в целях утверждения типа измерений была разработана индивидуальная методика поверки, то такая проверка возможна. Если счетчик газа не производит учет газа под воздействием постоянного магнитного поля, то его можно признать неработоспособным  (неисправным) без проведения экспертизы на предмет постороннего вмешательства в механизм счетчика.

 Однако, если влияние постоянного магнитного поля на результаты показаний счетчика отражено в его технической документации  фирмой-изготовителем, то следует соблюдать условия эксплуатации данного прибора. Остановка счетного механизма  счетчика газа под воздействием магнитного поля невозможна, если в конструкцию счетчика  не были внесены несанкционированные настройки и вмешательства, или если иное  не оговорено в технической документации фирмой-изготовителем.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела на предмет соответствия действующему законодательству, Комиссия пришла к следующим выводам.

Правовое регулирование в сфере поставок природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» и  <…> (<…> года рождения, зарегистрирована по адресу:<…>) 09.04.2009 года заключен договор на оказание услуг по газоснабжению населения по прибору учета газа – газовому счетчику.

В соответствии с требованиями, установленными подпунктом «а» пункта 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.

В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа, при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Согласно пункту 25  Правил поставки газа, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа, определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 55 Правил поставки газа, результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения:

а) дата и место проведения проверки;

б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка;

в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность;

г) показания приборов учета газа;

д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу;

е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.

В соответствии с пунктом 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В соответствии с разъяснениями, данными Минпромторгом России по вопросу применения магнитного поля при проведении поверки счетчиков газа (исх.№ 4697/3), если счетчик газа не производит учет газа под воздействием постоянного магнитного поля, то его можно признать неработоспособным (неисправным) без проведения экспертизы на предмет постороннего вмешательства в механизм счетчика.

 Согласно акту обследования системы газоснабжения от 25.12.2014 года, в акте проверки, проведенной поставщиком газа не отражен факт наличия неисправности прибора учета газа абонента <…>

Заявителем <…> представлена копия исполнительного листа от 14.10.2015 года по гражданскому делу № 2-4424/2015/4684, возбужденному по иску <…>к ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» о признании незаконным действий по составлению акта обследования системы газоснабжения  и начислению платы по нормативам потребления газа, признании недействительным акта обследования системы газоснабжения, возложении обязанности восстановить приостановленное газоснабжение, взыскании имущественного ущерба, компенсации морального вреда, штрафа.

Решением Свердловского районного суда г.Белгорода от 14.10.2015 года по гражданскому делу № 2-4424/2015 действия ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по начислению платы за потребление газа в <…> в соответствии с нормативами потребления газа, по приостановлению поставки газа в домовладение заявителя, признаны судом незаконными. Судом также установлено, что порядок уведомления заявителя о предстоящем приостановлении подачи газа, поставщиком газа соблюден.

Данным решением суда, к ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» применены положения п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

   Приказом Белгородского УФАС России от 09.07.2003 года № 97 ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами  в целях их применения установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке услуг по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей».

Таким образом, основания для квалификации действий ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», как нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов абонента<…>., у Белгородского УФАС России отсутствуют.

Руководствуясь статьей 4, статьей 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А :

  1. Прекратить производство по делу № 422-15-АЗ, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены комиссии                                                                                               

                                                                                                                     

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны