Определение б/н Определение о назначении дела № 424-18-АЗ к рассмотрению от 27 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 424-18-АЗ к рассмотрению

27 июня 2018 года г. Белгород

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

У С Т А Н О В И Л:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России) поступило заявление ООО «Сантехподрядчик» (вх. № 873 от 15.05.2018) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», которые выразились в полном ограничении поставки газа на крышные котельные, расположенные по адресам: г.Белгород, ул.Молодежная, д.14,16,16а,16б,16в,16г, б-р Строителей, д.39,41,45,45а,47, ул.Шаландина, д.4 кор.1,2,3 в связи с имеющейся задолженностью, чем ущемили права добросовестных плательщиков и нарушили требования, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

ООО «Сантехподрядчик» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в соответствии с лицензией № 86 от 20.04.2015 года, выданной Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области, и является управляющей организацией по обслуживанию общего имущества МКД, расположенных по адресам: г.Белгород, ул.Молодежная, д.14,16,16а,16б,16в,16г, б-р Строителей, д.39,41,45,45а,47, ул.Шаландина, д.4 кор.1,2,3.

Как следует из материалов заявления, между ООО «Сантехподрядчик» и ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» заключены договора поставки газа № 41-2-13773 от 01.11.2010 года, № 41-2-15113-П от 01.03.2011 года, № 41-2-40033 от 01.09.2017 года.

Согласно актам о прекращении поставки газа и опломбировании запорных устройств от 14.05.2018 года, представителями ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» произведено закрытие запорного устройства подачи газа по ул. Шаландина в доме № 4 кор.1,2,3 (прекращение факта подачи газа зафиксировано установкой пломбы с клеймом «МРГ» № 0094701, 0094725), а также по ул. Молодежная в доме № 16 (прекращение факта подачи газа зафиксировано установкой пломбы с клеймом «МРГ» № 0094711), по бульвару Строителей в доме № 41 (прекращение факта подачи газа зафиксировано установкой пломбы с клеймом «МРГ» № 0094717, 0094718).

Согласно представленным ООО «Сантехподрядчик» дополнениям к данному заявлению (вх.№ 935 от 23.05.2018), ООО «Азимут – Плюс» обратилось к ООО «Сантехподрядчик» с заявлением о невозможности ведения хозяйственной деятельности и причинении убытков по причине отключения газа ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в детском бассейне, собственником которого является ООО «Азимут – Плюс».

Как следует из пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», представленных в Белгородское УФАС России по факту ограничения поставки газа по вышеуказанному договору, до введения полного ограничения поставщик газа 12.04.2018 года направил в адрес управляющей компании предупреждение об ограничении поставки газа в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1245 от 25.11.2016 года. Также, согласно представленным пояснениям, поставщик газа неоднократно предпринимал попытки проведения переговоров с целью снижения имеющейся задолженности. Управляющей компании были представлены варианты реструктуризации существующей задолженности.

28.05.2018 года после проведения переговоров с ООО «Сантехподрядчик» и представителями Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области было подписано соглашение о погашении задолженности со сроком оплаты до 31.07.2018 года и возобновлена поставка газа на котельные по адресам: г.Белгород, ул.Молодежная, д.14,16,16а,16б,16в,16г, б-р Строителей, д.39,41,45,45а,47, ул.Шаландина, д.4 кор.1,2,3.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

При этом прекращение поставки газа (топлива) для оказания коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Напротив, пунктом 121 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - потребители) регулируется Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Так, в соответствии с пунктом 10 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 11 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Согласно требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил, исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 данных Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в письменных пояснениях указано на то, что ООО «Сантехподрядчик» не представлено сведений, предусмотренных пунктом 12 данных Правил.

Так, согласно требованиям, установленным пунктом 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

По смыслу указанной нормы отношения газоснабжающей и ресурсоснабжающей (в сфере коммунальных услуг) организаций, являющихся, как правило, крупными хозяйствующими субъектами, не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы. Государство предоставляет таким абонентам дополнительную защиту, поскольку с экономической точки зрения они являются слабой стороной, то есть не могут рыночными методами влиять на действия как газоснабжающей, так и ресурсоснабжающей организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

в соответствии с пунктом 4 - экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с понятиями, данными в статье 4 Закона о защите конкуренции, товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Между ООО «Сантехподрядчик» и ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» заключены и действуют договоры поставки газа № 41-2-13773 от 01.11.2010 года, № 41-2-15113-П от 01.03.2011 года, № 41-2-40033 от 01.09.2017 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской области.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Доминирование на соответствующем товарном рынке само по себе налагает на субъекта такого доминирования помимо гражданско-правовых обязанностей, возникающих из его договорных отношений с контрагентами, еще и обязанности публичные, выражающиеся, в частности, в запрете злоупотребления доминирующим положением. В числе прочего, данная обязанность подразумевает необходимость совершения доминирующим субъектом действий, которые бы поддерживали товарный рынок в таком положении, как если бы данный рынок находился в состоянии конкуренции.

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», которые выразились в полном ограничении поставки газа (прекращении поставки) на крышные котельные, расположенные по адресам: г.Белгород, ул. Шаландина в доме № 4 кор.1,2,3 ул. Молодежная в доме № 16, бульвар Строителей в доме № 41 в связи с имеющейся задолженностью, чем ущемили права добросовестных плательщиков, в том числе ООО «Азимут – Плюс» являются нарушением требований, установленных пунктом 4 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 июня 2018 года № 229 о возбуждении дела № 424-18-АЗ по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (308000, г.Белгород, пр-т Славы, 41) требований, установленных пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 424-18-АЗ, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по признакам нарушения требований, установленных пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» к рассмотрению на 31 июля 2018 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 82, Белгородское УФАС России.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

  • заявителя – ООО «Сантехподрядчик» (308036, г.Белгород, ул.Щорса, д.45а);
  • ответчика по делу – ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» 308000, г.Белгород,

пр-т Славы, 41;

  • в качестве заинтересованного лица - ООО «Азимут – Плюс» (308000, г.Белгород, ул.Михайловское шоссе, 1);

3. ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» 308000, г.Белгород, пр-т Славы, 41 представить в Белгородское УФАС России в срок до 25.07.2018 года следующие сведения и копии документов:

  • всех договоров поставки газа, заключенных между ООО «Сантехподрядчик» и ООО « Газпром межрегионгаз Белгород» и действующих с момента возникновения договорных отношений;
  • актов возобновления подачи газа на котельные, расположенные по адресам: г.Белгород, ул.Молодежная, д.14,16,16а,16б,16в,16г, б-р Строителей, д.39,41,45,45а,47, ул.Шаландина, д.4 кор.1,2,3;
  • всех уведомлений об ограничении поставок газа, направленных в адрес ООО «Сантехподрядчик» поставщиком газа.

 

Явка представителей лиц, участвующих в деле с доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

В соответствии со ст. 45, 47 Федерального Закона «О защите конкуренции», в случае неявки на заседание Комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, а также в случае не поступления мотивированного ходатайства об отложении рассмотрения дела, или указанные в ходатайстве обстоятельства не будут признаны Комиссией уважительными, Комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны